г. Можга УР 14 декабря 2012 г.
Судья Можгинского районного суда Удмуртской Республики Кожевникова Ю.А.,
при секретаре Уразовой Е.В.,
с участием представителя Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике Архипова В.Б., действующего на основании доверенности от дд.мм.гггг,
законного представителя юридического лица Слободина А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении <***>
у с т а н о в и л:
Согласно протоколу об административном правонарушении, дд.мм.гггг в период времени с 15 час. до 16.10 час. Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по УР при осуществлении мероприятий по контролю установлено, что юридическое лицо Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение <***> имея возможность для соблюдения санитарных правил и норм, не приняло всех зависящих от него мер по их исполнению, в результате чего совершило следующие нарушения санитарного законодательства. А именно:
- в нарушение требований пункта 6.2 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» осуществлялось проведение учебного процесса в кабинете № 24 при температуре воздуха 17,1-17,2 гр.С, в кабинете № 21 при температуре воздуха 17,0-17,1 гр.С (при норме 18-24 гр.С); в спортзале при температуре воздуха 16,1-16,4 гр.С (при норме 17-20 гр.С), в кабинете домоводства при температуре воздуха 16,3-16,9 гр.С (при норме 18-24 гр.С), в мастерской для мальчиков при температуре воздуха 16,5-16,7 гр.С (при норме 17-20 гр.С). При этом температура наружного воздуха составила минус 10,6 гр.С и относительная влажность 68%,
- в нарушение требований пункта 5.11 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», зная о том, что при осуществлении учебного процесса не соблюдаются гигиенические нормативы температуры воздуха в помещениях и кабинетах школы, МБОУ <***> не приостановило образовательную деятельность и учебный процесс, не проинформировало органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора о ситуации, создающей угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения (учителей и учащихся школы).
Таким образом, МБОУ <***> нарушило требования ст. 11, 24, 28, 32 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», т.е. совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.3 КоАП РФ – нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В судебном заседании законный представитель МБОУ <***> Слободин А.К. с протоколом об административном правонарушении согласился, и пояснил, что в 2012 году в школе были установлены приборы учета тепловой энергии, в результате чего система отопления разбалансировалась, и часть кабинетов школы стала отапливаться недостаточно. В настоящее время причина установлена и до дд.мм.гггг будет устранена. Приказом директора школы №*** от дд.мм.гггг приостановлено проведение образовательной деятельности и учебного процесса в помещениях, где температура воздуха не соответствует гигиеническим нормативам.
Представитель Управления Роспотребнадзора по УР Архипов В.Б. подтвердил сведения, изложенные в протоколе об административном правонарушении, и дополнительно пояснил, что установленные в МБОУ <***> нарушения создают угрозу здоровью участников образовательного процесса. Приостановление деятельности на срок 5 суток будет отвечать целям административного наказания и даст возможность образовательному учреждению устранить допущенное нарушение без ущерба учебному процессу.
Заслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, судья приходит к следующим выводам.
дд.мм.гггг актом внеплановой выездной проверки ТОУ Роспотребнадзора по УР в МБОУ <***> установлены вышеуказанные нарушения требований ст. 11, 24, 28 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также пункта 6.2 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», пункта 5.1 Санитарных правил - СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Основанием для проведения данной проверки послужило поручение Можгинского межрайонного прокурора от дд.мм.гггг в порядке п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Установленные СанПиН 2.4.2.2821-10 санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением обучающихся (пункт 1.4).
Пунктом 6.2 СанПиН 2.4.2.2821-10 предусмотрено, что температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 - 24 °C ; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17 - 20 °C; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната - 20 - 24 °C; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала - 20 - 22 °C, душевых - 25 °C.
Юридическое лицо при выявлении нарушений санитарных правил на объекте производственного контроля должно принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений и недопущение их возникновения, в том числе- приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг; информировать орган, уполномоченный на осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора о мерах, принятых по устранению нарушений санитарных правил (пункт 5.1 СП 1.1.1058-01).
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
МБОУ <***> является образовательным учреждением и имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности, что усматривается из устава учреждения, лицензии №*** от дд.мм.гггг и положений п. 1 ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании».
Пунктами 3, 4 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 установлена ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; за нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ,- юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ).
Следовательно, возложение ответственности на МБОУ <***> за несоблюдение требований санитарных правил является обоснованным.
Факт нарушения санитарно-эпидемиологических правил МБОУ <***> подтверждается: распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки МБОУ <***> от дд.мм.гггг, актом проверки от дд.мм.гггг, протоколом измерения параметров микроклимата, протоколом об административном правонарушении, протоколом о временном запрете деятельности и другими материалами дела. Из протокола измерения параметров микроклимата видно, что в кабинетах 21, 24, спортзале, кабинете домоводства, мастерской для мальчиков температура воздуха не соответствует требованиям пункта 6.2 СанПиН 2.4.2.2821-10.
Таким образом, в действиях МБОУ <***> усматривается состав правонарушения, предусмотренный ст. 6.3 КоАП РФ – нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов.
Статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ установлено, что санитарно-эпидемиологические требования – это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Следовательно, выявленные нарушения санитарных правил создают реальную угрозу здоровью учащихся и работников образовательного учреждения, могут послужить одним из факторов возникновения эпидемии.
Разрешая вопрос о мере наказания, судья учитывает, что выявленные нарушения санитарных правил до настоящего времени не устранены, температура воздуха в помещениях школы не соответствует установленным требованиям, дальнейшее проведение образовательного процесса в кабинетах 21, 24, спортзале, кабинете домоводства, мастерской для мальчиков создаёт существенную угрозу здоровью людей. В силу ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность МБОУ <***>, не имеется.
С учетом фактических обстоятельств дела, положений ст. 4.1 КоАП РФ, для достижения цели административного наказания, учитывая задачи законодательства об административных правонарушениях, судья считает, что МБОУ <***> следует назначить наказание в виде административного приостановления деятельности. Применение менее строгого вида административного наказания не сможет обеспечить достижение цели наказания. В данном случае следует запретить осуществление образовательной деятельности в кабинетах 21, 24, спортзале, кабинете домоводства, мастерской для мальчиков МБОУ <***>. Определяя срок административного приостановления деятельности, судья учитывает мнение участников процесса и считает возможным приостановить деятельность на срок 5 суток.
На основании ч. 5 ст. 29.6 КРФоАП срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.
МБОУ <***> следует учитывать, что в соответствии с ч. 5 ст. 32.12 КоАП РФ по истечении срока, установленного в постановлении об административном приостановлении деятельности, в случае, если исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности не прекращено досрочно по основаниям и в порядке, предусмотренным частями 3 и 4 настоящей статьи, должностное лицо, уполномоченное в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, проверяет устранение обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.
В случае, если по результатам проведенной проверки будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, не устранены, должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, может быть составлен новый протокол об административном правонарушении и могут быть применены меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном главой 27 настоящего Кодекса.
Руководствуясь ст. 29.9-29.10 КоАП РФп о с т а н о в и л:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение <***> за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подвергнуть наказанию в виде административного приостановления деятельности на срок 5 суток.Запретить осуществление образовательной деятельности в кабинетах 21, 24, спортзале, кабинете домоводства, мастерской для мальчиков МБОУ <***>
Срок временного запрета деятельности с дд.мм.гггг 17.00 час. зачесть в срок административного приостановления деятельности.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение десяти дней со дня вручения копии постановления.
Судья- Кожевникова Ю.А.