Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-122/2021 (33а-35518/2020;) от 30.12.2020

Судья: Карабалиева С.В.                                                    Дело № 33а-122/2021

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по административным делам                            Московского областного суда

в составе: председательствующего Вороновой М.Н.,

судей Белой С.Л., Мертехина М.В.,

при секретаре - помощнике судьи Жуковой Л.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании 08 февраля 2021 года апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Ногинского городского суда Московской области от 07 августа 2020 года по делу по административному исковому заявлению Абрамовой Т. В. к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости, обязании произвести государственный кадастровый учет земельного участка и государственную регистрацию права собственности.

Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,

объяснения представителя Управления Росреестра по Московской области – Сорокина А.А., представителя Абрамовой Т.В.Байдак Т.В.,

установила:

Абрамова Т.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Управления Росреестра по Московской области от 14.02.2020 <данные изъяты> о приостановлении государственного кадастрового учета; просила суд обязать административного ответчика осуществить кадастровый учёт изменений объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> и зарегистрировать право собственности истца на данный земельный участок площадью 909 кв.м.

     В обоснование заявленных требований указала, что является собственником земельного участка площадью 510 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты> с видом разрешенного использования – для садоводства. Сведения о границах земельного участка в ЕГРН отсутствуют, в связи с чем было проведено его межевание; по результатам проведенных межевых работ установлено, что фактическая площадь участка составляет 909 кв.м. 14.02.2020 Управление Росреестра по Московской области приостановило осуществление кадастрового учета изменений объекта недвижимости; решение о приостановлении было обжаловано в апелляционную комиссию, однако жалоба оставлена без удовлетворения.

        По мнению административного истца, оспариваемое решение является незаконным, так как представленные в орган кадастрового учета документы, в том числе межевой план, содержали все необходимые сведения для произведения учета изменений объекта недвижимости.

        Решением Ногинского городского суда Московской области от                    07 августа 2020 года требования Абрамовой Т.В. удовлетворены в полном объеме.

        В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Московской области просит об отмене данного решения, ссылаясь на ошибочную оценку судом фактических обстоятельств дела, неправильное применение положений материального закона.

            Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015                                    N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Согласно части 1 статьи 14 Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

При этом в силу пункта 7 части 2 указанной выше статьи основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

        Как усматривается из материалов дела, Абрамова Т.В. с 2018 года в порядке наследования по закону является собственником земельного участка площадью 510 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>, категория земель – земли сельхозназначения, вид разрешенного использования – для садоводства. Сведения о границах земельного участка в ЕГРН отсутствуют (л.д. 21).

    В целях внесения в ЕГРН сведений о границах участка было проведено его межевание, результатом чего стало составление кадастровым инженером Поповой Е.В. межевого плана; уточненная площадь участка составила 909 кв.м.

    08.02.2020 в Управление Росреестра по Московской области было подано заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с приложением межевого плана.

        Уполномоченный орган 14.02.2018 приостановил осуществление кадастрового учета со ссылкой, что представленный межевой план не соответствует требованиям, предъявляемым приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 к подобному роду документам: в нем отсутствует исчерпывающее обоснование увеличения площади и изменения конфигурации земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.

        Решение о приостановлении было обжаловано в апелляционную комиссию, оставлено без изменения.

Удовлетворяя заявленные Абрамовой Т.В. требования и признавая оспариваемое решение незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец представила в орган государственной регистрации все необходимые для учета изменений объекта недвижимости документы, оформленные в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем, оснований для приостановления государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> не имелось.

        Судебная коллегия находит, что, разрешая возникший спор, суд первой инстанции дал неверную правовую оценку фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, не применил закон, подлежащий применению к возникшим правоотношениям.

        Учитывая, что земельный участок был предоставлен наследодателю Абрамовой Т.В. в собственность до вступления в силу Земельного кодекса РФ (2001), сведения о границах участка в ЕГРН отсутствуют, административный истец путем проведения межевания имела право уточнить границы участка, находящегося у нее в собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона № 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (часть 3 статьи 22 Закона).

Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007                     N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

По смыслу части 4 статьи 39 Закона, от имени указанных в части 3 настоящей статьи лиц в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления; в согласовании местоположения границ от имени органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе участвовать представитель данного органа, уполномоченный на такое согласование доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа, нотариальное удостоверение этой доверенности не требуется.

В соответствии со статьей 40 Федерального закона № 221-ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана; местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.

    По смыслу указанных выше нормоположений, межевой план должен исключать сомнения в самовольном занятии не принадлежащего гражданину земельного участка, в том числе земель неразграниченной госсобственности.

Из материалов межевого плана на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> усматривается, что существенным образом изменилась (по сравнению с той, что имела место при первичном предоставлении участка) не только площадь земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> - на 399 кв.м, но и его конфигурация (л.д. 34, 36); уточненная граница участка Абрамовой Т.В. по точкам н5-н6 со смежным землепользователем не согласована, несмотря на то, что именно по этим точкам в основном проходит вновь образованная часть границы (л.д. 32).

Ссылка кадастрового инженера на то обстоятельство, что согласования границы в данном случае не требуется, поскольку земельный участок Абрамовой Т.В. по точкам н5-н6 граничит с землями неразграниченной госсобственности, является несостоятельной, противоречит положениям Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и статьи 39 Федерального закона «О кадастровой деятельности».

Следует отметить, что согласно действующим ПЗЗ части территории городского поселения Старая Купавна, утвержденным решением Совета депутатов Ногинского муниципального района Московской области от 27.03.2018 № 76/11, предельный минимальный размер земельного участка для ведения садоводства – 400,00 кв.м, то есть всего на 1 кв.м больше той площади, на которую увеличилась площадь земельного участка истицы. Содержание заключения кадастрового инженера свидетельствует о том, что данную площадь изначально планировалось испрашивать к предоставлению в собственность в порядке перераспределения (л.д. 37, 37об.). Уточненная площадь участка кадастровым инженером неоднократно корректировалась – с 1085 кв.м до 1018 кв.м, затем до 909 кв.м (л.д. 31).

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона                     № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

При таких данных решение Управления Росреестра по Московской области от 14.02.2020 о приостановлении учета изменений объекта недвижимости являлось правомерным, - представленный межевой план не соответствовал требованиям, предъявляемым к нему законом, в нем отсутствует исчерпывающее обоснование изменения площади и конфигурации земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.

Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Суд первой инстанции, обязывая административного ответчика произвести государственную регистрацию права собственности                 Абрамовой Т.В. на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, не учел, что право собственности административного истца на данный объект недвижимости зарегистрировано еще 26.09.2018, повторной регистрации не требуется.

При таких данных постановленное по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.

Отменив решение суда, судебная коллегия постановляет новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Абрамовой Т.В. требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ногинского городского суда Московской области от                                          07 августа 2020 года отменить.

Постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Абрамовой Т. В. - отказать.

Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

33а-122/2021 (33а-35518/2020;)

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Абрамова Т.В.
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Другие
Николаева С.А.
Абрамов С.С.
Абрамов И.С.
Завьялова И.Е.
Фомина Е.С.
СНТ Мечта
Харченко Е.Н.
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
13.01.2021Судебное заседание
08.02.2021Судебное заседание
01.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее