Судебный акт #1 (Определение) по делу № 3а-217/2018 (3а-1001/2017;) ~ М-876/2017 от 26.10.2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ Р. Ф.

<данные изъяты> <данные изъяты>

<данные изъяты>

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Власовой М.Г.,

при секретаре Чолак Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <данные изъяты>а – 217/2018 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Транслогистика» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Транслогистика» (далее ООО «Транслогистика») обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости находящегося у него на праве аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена с кадастровым номером 50:50:0040504:103, расположенного в городе <данные изъяты>.

    Административный истец указывает, что он является собственником объектов недвижимости, расположенных на данном земельном участке, и, в силу закона, имеет исключительное право на приобретение данного участка в собственность.

Административный истец также утверждает, что кадастровая стоимость указанного земельного участка, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, значительно превышает его рыночную стоимость, что влечет для него (истца) увеличение выкупной цены земельного участка.

Административный истец просит суд установить кадастровую стоимость указанного земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной на дату кадастровой оценки в представленном им отчете об оценке.

В ходе судебного разбирательства, в связи с оспариванием административным ответчиком - Министерством имущественных отношений <данные изъяты> достоверности величины рыночной стоимости принадлежащего административному истцу земельного участка, определенной в отчете об оценке, судом, в связи с существенностью замечаний Министерства, была назначена экспертиза для проверки данного отчета на соответствие законодательству об оценочной деятельности и определения, в случае такого несоответствия, действительной рыночной стоимости участка (л.д. 177-180).

По результатам судебной экспертизы рыночная стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на <данные изъяты> в ином размере, отличном от размера рыночной стоимости, определенного в отчете об оценке.

В судебном заседании генеральный директор ООО «Транслогистика» - Пантелеев М.А. уточнил заявленные требования, просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:50:040504:103 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на <данные изъяты> в заключении эксперта в размере 19813187 рублей (л.д. 266).

Представитель административного ответчика – Управления Росреестра по <данные изъяты>Ралдугин К.В. в судебном заседании не высказал своей позиции по существу спора, оставив его разрешение на усмотрение суда.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку в суд своих представителей.

От представителя административного ответчика - Министерства имущественных отношений <данные изъяты> в суд поступили письменные пояснения, в соответствии с которыми, Министерство имущественных отношений <данные изъяты> не возражает против установления кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной по результатам судебной экспертизы, полагая данную стоимость достоверной.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным, в соответствии со ст. 150 КАС РФ, рассмотреть дело при имеющейся явке.

Суд, выслушав объяснения административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу положений п.1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) кадастровая стоимость устанавливается для целей налогообложения, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ организации, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.

В силу положений ст. 39.20 ЗК РФ исключительным правом выкупа земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности обладает лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. При этом выкупная цена или арендная плата такого участка может исчисляться исходя из его кадастровой стоимости.

В соответствии с п. 2 ч. 1 постановления <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности <данные изъяты> или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках» выкупная цена для земельных участков аналогичным спорному земельному участку составляет пятнадцать процентов кадастровой стоимости земельных участков.

В силу положений пунктов 3-7, 16-23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО <данные изъяты>)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты> (в редакции Приказа Минэкономразвития России от <данные изъяты> <данные изъяты>) при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки.

    Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.    

    Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленного в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного земельного участка.

    Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

    Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в ст. 24.18 Федерального закона от <данные изъяты> № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями).

В соответствии с абз. 1, 37 названной нормы, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде только в случае отклонения комиссией соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4 ст. 24.18). Кадастровая стоимость объекта оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз 2 ст. 24.15, п. 8 ФСО <данные изъяты>).

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Судом установлено, что административным истцом <данные изъяты> с ООО Торговый Дом «АРИЗО» заключен договор купли-продажи прав аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером 50:50:0040504:103, площадью 7900 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения промышленных объектов, расположенного по адресу: <данные изъяты>, промзона Темниково. В соответствии с указанным договором ООО «Транслогистика» приобрело право аренды на спорный земельный участок на срок с <данные изъяты> до <данные изъяты>, что подтверждается соответствующими документами (л.д. 20, 21, 22, 23). Из материалов дела также следует, что ООО «Транслогистика» является собственником объектов недвижимости, расположенных на указанном земельном участке (л.д. 24-28).

Учитывая порядок определения выкупной цены спорного земельного участка, несоответствие внесенной в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости затрагивает права административного истца.

Судом также установлено, что распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов <данные изъяты>» была установлена, в том числе, кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего административному истцу по состоянию на <данные изъяты> (дату формирования перечня земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке).

Постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> все полномочия Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> в сфере государственной кадастровой оценки объектов недвижимости переданы Министерству имущественных отношений <данные изъяты>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 29040953 рублей (л.д. 9).

Перед обращением в суд данная кадастровая стоимость был оспорена административным истцом в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по <данные изъяты> (дата обращения в Комиссию – <данные изъяты>). Решением данной Комиссии от <данные изъяты> заявление ООО «Транслогистика» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка было отклонено (л.д. 97-99).

Таким образом, обязательный досудебный порядок урегулирования спора административным истцом соблюден.

Согласно заключению эксперта 020/02/2018-ЭЗ от <данные изъяты> эксперта НП «Деловой союз судебных экспертов» Титова С.Б., которому судом было поручено проведение данной экспертизы по проверке отчета об оценке на соответствие законодательству об оценочной деятельности и определению действительной рыночной стоимости спорного земельного участка, оценщиком при составлении отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка были допущены нарушения требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, которые могли повлиять на определение итоговой величины его рыночной стоимости. В соответствии с данным экспертным заключением рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на <данные изъяты> в размере 19813187 рубля (л.д. 188-247).

Исследовав данное экспертное заключение, суд находит его соответствующим требованиям ч. 1-3 ст. 82 КАС РФ. Заключение содержит подробное описание проведенного исследования, выводы, сделанные по результатам исследования и ответы на поставленные судом вопросы.

    Суд, оценив названное экспертное заключение в совокупности с другими доказательствами по делу, приходит к выводу о том, что оснований не довеять заключению эксперта у суда не имеется. Эксперт Титов С.Б. предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности, что подтверждается соответствующими документами.

    Выводы эксперта лицами, участвующими в деле, не оспариваются.

    Исходя из изложенного, требования Общества с ограниченной ответственностью «Транслогистика» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной по результатам судебной экспертизы, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Транслогистика» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером 50:50:0040504:103, площадью 7900 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения промышленных объектов, расположенного по адресу: <данные изъяты>, промзона Темниково, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на <данные изъяты> в размере 19813187 (девятнадцать миллионов восемьсот тринадцать тысяч сто восемьдесят семь) рублей.

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости данного земельного участка, включая дату подачи Обществом с ограниченной ответственностью «Транслогистика» заявления о пересмотре его кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по <данные изъяты><данные изъяты>.

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с <данные изъяты>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Власова М.Г.

3а-217/2018 (3а-1001/2017;) ~ М-876/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Транслогистика"
Ответчики
УФСГРКиК по МО
Администрация г/о Балашиха МО
ФГБУ ФКП Росреестра по МО
Министерство имущественных отношений МО
Суд
Московский областной суд
Судья
Власова М.Г.
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
26.10.2017Регистрация административного искового заявления
30.10.2017Передача материалов судье
30.10.2017Решение вопроса о принятии к производству
06.12.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
06.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2017Подготовка дела (собеседование)
21.12.2017Рассмотрение дела начато с начала
18.01.2018Предварительное судебное заседание
12.03.2018Производство по делу возобновлено
12.03.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2018Судебное заседание
09.04.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.09.2018Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
28.09.2018Изучение поступившего ходатайства/заявления
08.10.2018Судебное заседание
26.10.2018Судебное заседание
26.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее