РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2020 года пос. Дубна Тульской области
Одоевский районный суд Тульской области в составе
председательствующего Никифоровой О.А.,
при секретаре Костиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-436/2020 по исковому заявлению администрации муниципального образования Дубенский район к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области об аннулировании земельного участка, исключении сведений о земельном участке из Единого государственного реестра недвижимости,
установил:
администрация муниципального образования Дубенский район обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области об аннулировании земельного участка, исключении сведений о земельном участке из Единого государственного реестра недвижимости, указав в обоснование заявленных требований на то, что с целью предоставления в аренду земельного участка с аукциона, администрацией муниципального образования Дубенский район был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок из земель населенных пунктов, площадью 20 кв.м., вид разрешенного использования земельного участка – для строительства торгового павильона, месторасположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>. Земельный участок поставлен на кадастровый учет 19 июля 2011 г. и является учтенным. Земельному участку присвоен кадастровый номер №.
Просит суд аннулировать земельный участок с кадастровым номером №, площадью 20 кв. м., для строительства торгового павильона, месторасположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, исключив из Единого государственного реестра недвижимости сведения о нем с характерными точками:
Обозначение характерных точек границы | Коордиаты, м | |
Х | Y | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
Представитель истца администрации муниципального образования Дубенский район в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. От представителя по доверенности Субботиной С.И. поступило заявление, в котором она просит рассмотреть дело в ее отсутствие, принять уточнение исковых требований, а именно снять спорный земельный участок с государственного кадастрового учета, для того, чтобы поставить на кадастровый учет земельный участок для расположения контейнерной площадки. Приобщила документы, согласно которым данный земельный участок был предоставлен в аренду Князеву М.В. для строительства торгового павильона сроком на 5 лет, в 2015 году подписано соглашение о расторжении договора аренды.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, согласно письменного ходатайства представитель по доверенности Касьяновой Л.Ю. просит рассмотреть дело в отсутствие и отказать истцу в удовлетворении заявленных требований. Указала, что по состоянию на 27 августа 2020 г. в ЕГРН имеются сведения в отношении объекта недвижимого имущества: земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства торгового павильона, общей площадью 20 кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты>, который 19 июля 2011 г. поставлен на государственный кадастровый учет со статусом «учтенный» с уточненной площадью 20 кв.м, и в установленных границах на основании межевого плана от 01 сентября 2017 г., подготовленного кадастровым инженером Трусовым Е.В.. 18 мая 2012 г. зарегистрирована аренда в пользу Князева М.В. на основании договора аренды (субаренды) от 30 декабря 2011 г. №, которая прекращена 30 декабря 2015 г. на основании соглашения от 23 ноября 2015 г. Поскольку земельный участок с кадастровым номером № не является преобразуемым и не подлежит снятию с государственного кадастрового учета в соответствии с ч. 3 ст. 70 Закона № 218-ФЗ, то снять с государственного кадастрового учета земельный участок во внесудебном порядке не представляется возможным. Управление считает необоснованным требование об аннулировании земельного участка с кадастровым номером №, исключив из ЕГРН сведения об испрашиваемом земельном участке с характерными точками. В силу положений Закона № 218-ФЗ надлежащим способом защиты будет являться требование о снятии земельного участка с кадастровым номером № с государственного кадастрового учета
Третье лицо Князев М.В., представитель третьего лица администрации муниципального образования Воскресенское Дубенского района, привлеченные к участию в деле определением судьи от 12 августа 2020 г. в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, заблаговременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд по существу спора приходит к следующему.
Положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, и иными способами, предусмотренными законом.
Из статьи 39.2 Земельного Кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Кодекса.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, земельный участок, месторасположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, имеет площадь 20+/-3 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства торгового павильона, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 23 июня 2020 г.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет 19 июля 2011 г. и ему присвоен кадастровый номер №. При этом сведения о зарегистрированных правах на вышеуказанный объект недвижимости отсутствуют.
Постановлением администрации муниципального образования Дубенский район от 29 июня 2011 г. № утверждена схема расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 20 кв.м, для строительства торгового павильона
Постановлением администрации муниципального образования Дубенский район № от 05 октября 2011 г. спорный земельный участок с кадастровым номером №, находящийся в государственной собственности, предоставлен в аренду Князеву М.В. для строительства торгового павильона сроком на 5 лет.
Факт предоставления земельного участка с кадастровым номером №, площадью 20 кв.м, месторасположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, Князеву М.В. для строительства торгового павильона в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, сроком на 5 лет – с 30 декабря 2011 г. по 29 декабря 2016 г., подтверждается договором аренды № от 30 декабря 2011 г.
20 октября 2015 г. Князев М.В. обратился в администрацию муниципального образования Дубенский район с заявлением о прекращении права аренды земельного участка с кадастровым номером №, арендуемого им по договору аренды № от 30 декабря2011 г., в связи с отказом.
23 ноября 2015 г. вышеуказанный договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка, на основании постановления администрации муниципального образования Дубенский район № от 19 ноября 2015 г., расторгнут, что подтверждается соглашением, заключенным между администрацией муниципального образования Воскресенское Дубенского района и Князевы М.В.
При этом согласно письменным пояснениям представителя истца, снятие данного земельного участка с учета необходимо для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет для строительства контейнерной площадки.
Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из того, что согласно статье 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Как следует из части 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (ч.7 вышеуказанной статьи).
Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Во исполнение указанной нормы права, полномочия по государственной регистрации прав осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами.
Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе объем вносимых в реестры сведений, устанавливается органом нормативно-правового регулирования (п.7 ст.7 Федерального закона РФ №218-ФЗ от 13 июля 2015 года).
В соответствии с пунктом 3 статьи 70 указанного Федерального закона, снятие с государственного кадастрового учета земельного участка, учтенного в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01 марта 2008 г., при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о правообладателях, осуществляется органом регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки», утвержденными приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. №.
Пунктом 181 указанных Правил, предусматривается возможность снятия с кадастрового учета земельного участка, государственный кадастровый учет которого осуществлен в установленном порядке до 01 марта 2008 года, при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такой земельный участок или в реестре прав на недвижимость записи о праве (ограничении права) на такой земельный участок.
В статье 1 Закона о кадастре, указано, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характерными, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно части 1 статьи 16 указанного Закона, государственный кадастровый учет осуществляется в частности, в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
В силу части 2 указанной статьи, постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляются на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов.
Как следует из пункта 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки при разделе, объединении, перераспределении.
Часть 2 статьи 25 Закона о государственном кадастре устанавливает единственный случай снятия с кадастрового учета земельного участка – его преобразование.
Исходя из положений указанного Федерального закона, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (п.33 ч.1 ст.26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пп.14, 15 ст.41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (п.3 ст.70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (ч.7 ст.72).
Действующим законодательством не предусмотрены иные основания для снятия земельных участков, в том числе имеющих статус «учтенный», с государственного кадастрового учета.
В настоящее время истцу для перераспределения земельного участка, поставленного на учет до 01 января 2018 г., необходимо снять его с кадастрового учета.
При этом, согласно письму Министерства экономического развития РФ от 13 апреля 2010 года №Д23-1342 «Об оформлении кадастровых дел, аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках», земельные участки могут быть сняты с учета, в том числе на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии соответствующего земельного участка с государственного кадастрового учета.
С учетом изложенных обстоятельств, поскольку отсутствие законодательного регулирования в области определения порядка снятия с кадастрового учета земельных участков при отсутствии спора о правах на них, не может препятствовать реализации прав субъектов земельных правоотношений и их судебной защите, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требования администрации муниципального образования Дубенский район.
Рассмотрев дело в пределах заявленных исковых требований, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования администрации муниципального образования Дубенский район удовлетворить.
Аннулировать земельный участок с кадастровым номером №, площадью 20 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства торгового павильона, месторасположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером №, площадью 20 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства торгового павильона, месторасположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Одоевский районный суд Тульской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 25 сентября 2020 г.
Председательствующий О.А. Никифорова