Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-317/2013 ~ М-281/2013 от 30.05.2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июня 2013 года                                                                    г. Октябрьск Самарской области

Октябрьский городской суд в составе: председательствующего судьи Бодрова Е. А., при секретаре Голышевой О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Русина В.В. о признании незаконными действия Думы городского округа Октябрьск Самарской области,

У С Т А Н О В И Л:

Русин В.В. обратился в суд с заявлением к Думе городского округа (далее г.о.) Октябрьск Самарской области об оспаривании публичных слушаний по проекту изменений и дополнений в Устав муниципального образования и несоответствующими требованиям п. 4 ст. 28 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Определением Октябрьского городского суда Самарской области от 10 июня 2013 года по делу был привлечен Глава г.о. Октябрьск Самарской области Родионов С.В.

В судебном заседании Русин В.В. поддержал заявленные требования в полном объеме. В обоснование заявления указал, что 29 апреля 2013 года при проведении публичных слушаний, состоявшихся в помещении Администрации г.о. Октябрьск была доведена информация о принятии проекта изменений и дополнений в Устав г.о. Октябрьск не было учтено мнение граждан и при полном их недопущении к обсуждению указанных изменений в нормативный правовой акт. Глава г.о. Родионов С.В. осуществлял руководство рабочей группы, о чем издал постановление № 158 от 28.03.2013 года «О назначении проведения публичных слушаний по обсуждению проекта изменений и дополнений в Устав городского округа Октябрьск Самарской области». В указанном постановлении было постановлено о начале работы группы с 29 апреля 2013 года и о праве граждан города вносить свои предложения по проекту изменений и дополнений в Устав г.о. Октябрьск Самарской области. 17 апреля 2013 года Глава г.о. Октябрьск Родионов С.В., 18 апреля 2013 года председатель Думы г.о. Октябрьск Ревин В.В. приглашались от рабочей группы для участия в собрание граждан города на 20 апреля 2013 года, однако, никто из указанных лиц на собрание не пришел, также никто из представителей группы не пришел на собрание граждан 24 апреля 2013 года. На публичных слушаниях 29 апреля 2013 года рабочей группой были возвращены письменные предложения по внесению изменений и дополнений в Устав города, так как они должны были быть предоставлены за 5 дней до заседания группы, были заслушаны лишь устные предложения участвующих граждан, но не одно из предложений от граждан не было принято. На публичных слушаниях были приняты предложения рабочей группы и были внесены изменения и дополнения в Устав города по новой процедуре выборов Главы г.о., который будет избираться из числа депутатов Думы г.о. Октябрьск Самарской области. Просит признать действия Думы и Главы г.о. Октябрьск Самарской области незаконными по указанным основаниям.

Председатель Думы г.о. Октябрьск Самарской области Гайер С.В. действующий по доверенности, с требованиями заявителя не согласился и показал, что решение о назначении проведения публичных слушаний по обсуждению проекта изменений и дополнений в Устав городского округа Октябрьск Самарской области было принято Главой г.о. Родионовым С.В., в связи с чем была создана рабочая группа, в состав которой вошел также председатель Думы г.о. Ревин В.В., поэтому не могут быть обжалованы действия законодательного органа. При этом он также пояснил, что публичные слушания были проведены в соответствии с действующим законодательством, в результате которых был принять новый проект Устава города и в настоящее время он являются действующим правовым актом, просил в удовлетворении заявления Русина В.В. отказать.

Представитель Главы г.о. Октябрьск Самарской области Шальнова Е.В, действующая по доверенности, с требованиями заявителя не согласилась и показала, что публичные слушания были назначены по инициативе Глава городского округа Родионова, в связи с чем было издано постановление по их проведению 28 марта 2013 года №158, которое было опубликовано в газете «Октябрьское время» 5 апреля 2013 года. Проведение публичных слушаний было назначено на 29 апреля 2013 года на 14 часов в здании Администрации гг.о. Октябрьск по ул. Ленина, 54 и с 29 марта 2013 года рабочая группа начала работу в п. 3 указанного постановления была допущена опечатка о начале работы группы с 29 апреля 2013 года, вместо 29 марта 2013 года, которая впоследствии была исправлена, но данный пункт касался лишь рабочей группы и никоим образом не относился к другим положениям постановления. В подтверждение этого факта о начале работы рабочей группы по организации и проведению публичных слушаний по обсуждению проекта изменений и дополнений в Устав г.о. Октябрьск Самарской области свидетельствуют два заседания рабочей группы 4 и 25 апреля 2013 года, о чем имеются протоколы, которые предоставлены суду. При этом представитель просила в удовлетворении заявления Русина В.В. отказать, так как его права и права других граждан по участию в публичных слушаниях не были нарушены, более того он на них 29 апреля 2013 года непосредственно участвовал с другими гражданами города.

Свидетель Тюрин В.Ф. в судебном заседании показал, что в начале июня 2013 года он узнал от граждан, что мы как избиратели теперь лишены возможности выбирать Главу города, что он будет назначаться из числа депутатов, об этих изменения его никто не ознакомил.

Свидетель Порозова Е.И. в судебном заседании также пояснила, что ничего не знала о новой процедуре выборов Главы города.

Свидетель Бибикова Л.А. в судебном заседании показала, что дважды участвовала на собраниях жильцов города Октябрьск, которые проводились по инициативе Русина В.В., где обсуждался вопрос о новых выборах власти в нашем городе, на публичных слушаниях 29 апреля 2013 года она принимала участие, где от них не приняли письменные предложения, но устно все предложения были выслушаны рабочей группой, но они ею не были приняты.

Свидетель Козорез З.А. дала суду аналогичные показания, подтвердив свое участие на публичных слушаниях 29 апреля 2013 года, где она высказала свои предложения по внесению изменений в Устав города, но они не были приняты рабочей группой к сведению.

Выслушав объяснения участников процесса, показания свидетелей и, изучив материалы дела, суд находит заявление подлежащим оставлению без удовлетворения в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования. На публичные слушания должны выноситься, в частности проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.

Положениями статьи 44 Федерального закона от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №131-ФЗ) предусмотрены особенности принятия представительным органом муниципального образования проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования. Закреплено, что проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимается большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования и подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с частью 13 статьи 35 Федерального закона №131-ФЗ, нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования.

Публичные слушания, проводимые по инициативе Главы городского округа, назначаются Главой муниципального образования, а по инициативе Думы - Думой городского округа. На публичные слушания должны выноситься вопросы, предусмотренные частью 3 статьи 28 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ. Порядок организации проведения публичных слушаний определяется положением, утверждаемым решением Думы г.о. Октябрьск от 28 марта 2007 года №151, и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей городского округа о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей города, опубликование результатов публичных слушаний в газете «Октябрьское время».

Как следует из указанного положения, публичные слушания проводятся по инициативе населения, Думой или Главы города. На публичные слушания должен выноситься, в том числе проект решения о внесении изменений и (или) дополнений в Устав. Решение о назначении публичных слушаний должно содержать наименование проекта правового акта или вопроса, выносимого на публичные слушания, дату и место проведения публичных слушаний, место (места), в которых граждане могут ознакомиться с проектом муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания, должностное лицо, ответственное за подготовку и проведение публичных слушаний, которое подлежит опубликованию в газете «Октябрьское время».

Статьями 36, 37 Федерального закона №131-ФЗ предусмотрено, что Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования, в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Как указано в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. При проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суду также необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида. При этом надлежит иметь в виду, что положения нормативного правового акта, регламентирующие процедуру принятия нормативного правового акта данного вида, не могут противоречить положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, регулирующим эти же процедурные вопросы. Выясняя вопрос о соблюдении правил введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, следует проверять, соблюдены ли порядок его опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данного акта предусмотрена законодательством) и вступления в силу. Если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. При рассмотрении заявлений об оспаривании нормативных правовых актов, изменяющих, дополняющих или признающих утратившими силу ранее изданные этим же органом нормативные правовые акты, необходимо учитывать, что действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмене этого акта.

В судебном заседании установлено, что Постановлением Администрации г.о. Октябрьск Самарской области №158 от 28.03.2013 года «О назначении проведения публичных слушаниях по обсуждению проекта изменений и дополнений в Устав г.о. Октябрьск Самарской области» Глава г.о. назначил проведение публичных слушаний на 29 апреля 2013 года, то есть за календарный месяц до дня проведения слушаний. Этим же Постановлением была создана рабочая группа по организации и проведений таких слушаний. Кроме того, данный документ содержал в себе дату, время и место проведения публичных слушаний и вместе с проектом Решения Думы о внесении изменений и дополнений в Устав было опубликовано в газете «Октябрьское время» №25-26 от 05.04.2013 года за 23 до даты проведения.

В соответствии с разделом 11 Порядка организации и проведения публичных слушаний участниками публичных слушаний с правом выступления для аргументации своих предложений являются жители, которые внесли в рабочую группу в письменной форме свои предложения и рекомендации по обсуждаемым вопросам не позднее чем за пять дней до даты проведения публичных слушаний, а также приглашенные лица и члены рабочей группы. По итогам проведения публичных слушаний принимается заключение путем открытого голосования, которое направляется должностному лицу, назначившему слушания для принятия решения по обсуждаемому вопросу и опубликования.

Письменные предложения, поступающие в рабочую группу, были приняты, зарегистрированы и рассмотрены в установленном Положением о порядке рассмотрения предложений граждан по проекту муниципального правового акта. 29.04.2013 года Постановлением Администрации г.о. Октябрьск Самарской области №233 публичные слушания по обсуждению проекта изменений и дополнений в Устав городского округа были признаны состоявшимися.

Заключение о результатах публичных слушаний, протокол публичных слушаний были опубликованы в газете «Октябрьское время « №34-35 от 01.05.2013 года.

Решения, принимаемые на публичных слушаниях, носят рекомендательный характер для органов власти, в чью компетенцию входит решение обсуждаемых вопросов, и могут быть отклонены при принятии соответствующих актов органами власти. Целью такого обсуждения является выработка рекомендаций по рассматриваемому вопросу либо получение общественной оценки правового акта.

Суд считает, что Глава городского округа обеспечил возможность участия граждан, желающих высказать свою позицию по проекту спорного муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав городского округа посредством сбора и анализа предложений по проекту муниципального правового акта, а также участия граждан в обсуждении данного проекта непосредственно на публичных слушаниях.

Доводы заявителя Русина В.В. о том, что жители города были лишены возможности высказать свои предложения по внесению изменений и дополнений в Устав городского округа, так как были дезориентированы началом работы рабочей группы с 29 апреля 2013 года, суд счел несостоятельными, поскольку фактически рабочая группы приступила к работе с 29 марта 2013 года, в постановлении была допущена опечатка, которая впоследствии была исправлена, что и было установлено в суде. Кроме того, данный пункт касался лишь рабочей группы, а не других участников публичных слушаний. В подтверждение работы группы до итоговых слушаний было проведено два заседания рабочей группы 4 и 25 апреля 2013 года. Более того, сам заявитель Русин В.В. проводил по своей инициативе два собрания граждан города 20 и 24 апреля 2013 года для выработки предложений по изменениям и дополнениям Устава городского округа, то есть реально знал и воспользовался своим правом об участии в публичных слушаниях. Опечатка не лишила заявителя и других жителей города их участия в публичных слушаниях, заявитель Русин В.В. и члены его группы реально участвовали на публичных слушаниях и, несмотря на то, что от них не были приняты письменные предложения, но они их высказали устно, которые рассматривались на публичных слушаниях. Русина В.В. никто не лишил возможности после проведения собраний жильцов по его инициативе сразу же передать их в рабочую группу, то есть за 5 дней до публичных слушаний, а именно 20 и 24 апреля 2013 года в день проведения собраний.
Доводы заявителя Русина В.В. о том, что граждане были лишены возможности участия в публичных слушаниях, суд счел также несостоятельными, так как допрошенные по его ходатайству свидетели Бибикова Л.А. и Козорез З.А. фактически подтвердили тот факт, что они непосредственно участвовали в их проведении 29 апреля 2013 года и высказали свои устные предложения по внесению изменений в Устав города. Данные предложения были выслушаны рабочей группой, но они не являются для них обязательными, они носят рекомендательный характер, но возможность для реального участия в публичных слушаниях была обеспечена.

Действия Главы городского округа по организации и проведению публичных слушаний не нарушают права и свободы заявителей и не создают препятствий к осуществлению гражданами их прав и свобод, так как заявители могли выразить свое мнение по проекту муниципального правового акта путем направления письменных предложений в рабочую группу, а также высказав предложения и замечания в ходе публичных слушаний.

Тот факт, что на проводимых заявителем Русиным В.В. собраниях не было обеспечено необходимое для проведения публичных слушаний количество жителей и представителей рабочей группы не может служить основанием для вывода о нарушении порядка проведения публичных слушаний, так как указанное обстоятельство не опровергает факта предоставления возможности гражданам - жителям города участия в публичных слушаниях в предусмотренных законом формах. Более того, члены группы Русина В.В. фактически воспользовались своим право участия в таких слушаниях и реально высказали предложения на публичных слушаниях 29 апреля 2013 года.

Факт работы рабочей группы по организации и проведению публичных слушаний в судебном заседании также нашел свое документальное подтверждение: протоколами заседаний от 4 и 25 апреля 2013 года; уведомлениями Русина В.В. Главе и председателю Думы г.о. Октябрьск Самарской области о проведении собраний граждан 20 и 24 апреля 2013 года, а также протоколом публичных слушаний от 29 апреля 2013 года, из которого усматривается, что помимо рабочей группы на публичных слушаниях присутствовали и другие граждане, в том числе и заявитель Русин В.В., которые высказали свои предложения по изменениям и дополнениям в Устав города.

Таким образом, организация и проведение публичных слушаний, предусматривающая заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведении я публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, опубликование результатов публичных слушаний была полностью соблюдена, а доводы заявителя о том, что проект Решения Думы городского округа о внесении изменений и дополнений в Устав г.о. Октябрьск Самарской области не соответствует требованиям действующего законодательства, в том числе ст. 28 ФЗ №131 от 06.102003 года.

В настоящее время изменения и дополнения в Устав городского округа Октябрьск Самарской области зарегистрированы в Управлении Министерства юстиции РФ пол Самарской области и были опубликованы в газете «Октябрьское время» №43-44 от 07.06.2013 года, то есть вступили в законную силу, что подтверждает тот факт, что процедура проведения публичных слушаний не была нарушена.

Более того, заявителем Русиным В.В. оспариваются действия по проведению публичных слушаний, а не сам правовой документ, который вступил в законную силу и уже действует на территории городского округа Октябрьск Самарской области.

Таким образом, принятие муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав городского округа Октябрьск Самарской области произведено с соблюдением всех предусмотренных Федеральным законом № 131 - ФЗ от 06 октября 2003 года процедур, уполномоченным органом в требуемой законом форме, с соблюдением правил введения его в действие, нормы оспариваемого муниципального правового акта не противоречат действующему законодательству и изданы в соответствии с указанным Федеральным законом.

С учетом изложенного, судом не установлено оснований для удовлетворения требований заявителя Русина В.В. по вышеизложенным обстоятельствам.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 251-253 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении заявления Русина В.В. о признании незаконными действий Думы и Главы городского округа Октябрьск Самарской области по проведению публичных слушаний по проекту изменений и дополнений в Устав муниципального образования и несоответствующими требованиям п. 4 ст. 28 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца.

       

Председательствующий: судья                                                               = Е.А. БОДРОВ =

2-317/2013 ~ М-281/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Русин В.В.
Другие
Дума г.о. Октябрьск Самарской области
Администрация г.о.Октябрьск Самарской области
Суд
Октябрьский городской суд Самарской области
Судья
Бодров Е. А.
Дело на странице суда
oktiabrsky--sam.sudrf.ru
20.06.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.06.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.05.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.05.2013Передача материалов судье
03.06.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.06.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2013Подготовка дела (собеседование)
10.06.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.06.2013Судебное заседание
20.06.2013Судебное заседание
26.09.2013Дело оформлено
26.09.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее