№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 февраля 2022 г.Самара
Ленинский районный суд города Самары в составе:
председательствующего судьи Т.А.Турбиной,
при секретаре судебного заседания Ибрагимове А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Ковалева П.В. к Министерству строительства Самарской области о признании незаконным решения, обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Ковалев П.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Министерства строительства Самарской области. В обоснование заявления, указывает, что ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО «Гагаринец» и ним заключен договор долевого участия в строительстве № в отношении однокомнатной квартиры на 9 этаже дома по <адрес> г. <адрес>ю 40,67 м2, строительный №, в 3 подъезде, вторая секция. ДД.ММ.ГГГГ ими был подписан акт приёма-передачи векселей на сумму в 1 199 765 рублей в счёт оплаты договора. ДД.ММ.ГГГГ решением Арбитражного суда <адрес> ЗАО «Гагаринец» признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. ДД.ММ.ГГГГ определением Арбитражного суда <адрес> его требования о передаче квартиры включены в реестр требований ЗАО «Гагаринец» о передаче жилых помещений. ДД.ММ.ГГГГ после обращения Ковалева П.В. с пакетом документов на включение его в реестр пострадавших граждан (обманутые дольщики), Министерством строительства <адрес> истцу было отказано. Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившем в законную силу требования Ковалева П.В. удовлетворены, в конце ноября 2019 истец получил от Министерства строительства <адрес> уведомление о включении его в реестр обманутых дольщиков, что подтверждается уведомлением. На протяжении двух лет от ответчика не было получено Ковалевым П.В. ни одного уведомления о ходе движения его очереди для удовлетворения требований. ДД.ММ.ГГГГ Ковалев П.В. обратился в Министерство строительства <адрес> за разъяснением о ходе движения его очереди, на что ему сообщили о необходимости повторной подаче документов для включения его в реестр обманутых дольщиков. На что истец предоставил в Министерство строительства Самарской области полный пакет документов. 23.10.2021 Ковалевым П.В. получено письмо от Министерства строительства Самарской области, в котором содержалось уведомление об отказе во включении его в реестр пострадавших участников долевого строительства, что подтверждается приложением копии данного уведомления к данному иску. Отказ ответчика нарушает права истца на получение мер государственной защиты пострадавшему участнику долевого строительства, которые регулирует п. 1 ст. 1 Закон №-ГД. Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, просит признать незаконным решение Министерства строительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе включения истца в реестр граждан, пострадавших участников долевого строительства, обязать Министерство строительства Самарской области включить Ковалева П.В. в реестр граждан, пострадавших участников долевого строительства.
В судебном заседании административный истец поддержал заявленные выше требования по основаниям, изложенным в административном иске, настаивал на его удовлетворении. Дополнив, что уведомление Министерства строительства Самарской области о принятии решения об отказе во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства от ДД.ММ.ГГГГ он получил по средствам почтовой корреспонденции ДД.ММ.ГГГГ, что послужило основанием для обращения в суд.
Представитель Министерства строительства Самарской области Таркина Ю.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком по ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, по доводам, отраженных в письменном отзыве (л.д.37-39). Указав, что принимаемые Министерством строительства Самарской области уведомления, направляются в адрес лиц, в отношении которых оно принято простой почтовой корреспонденцией, сведений о получении адресатом направляемых уведомлений у Министерства строительства не имеется.
Представитель заинтересованного лица ЗАО «Гагаринец» в лице конкурсного управляющего Губаревой Т. Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, в связи, с чем на основании ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Выслушав стороны, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 3 Закона Самарской области «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области» орган исполнительной власти Самарской области, осуществляющий полномочия в сфере оказания мер государственной поддержки участников долевого строительства принимает заявления пострадавших участников долевого строительства о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства и выносит решения о включении их в указанный реестр.
Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
В целях оказания мер государственной поддержки, установленных Законом, постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019 № 927 утвержден Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства.
В связи с этим уполномоченным органом на территории Самарской области является Министерство строительства Самарской области (ст.2 Закона Самарской области от 16.03.2007 № 13-ГД "О мерах по защите прав участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Самарской области").
На основании ч.7 ст.23 ФЗ от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» (в редакции Федерального закона от 25.12.2018) контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Решение о включении гражданина в реестр принимается контролирующим органом на основании заявления пострадавшего гражданина с приложением копий документа, удостоверяющего личность; договора долевого участия; платежных документов; вступившего в законную силу решения суда о включении требований дольщика в реестр требований кредиторов (при наличии).
Постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 № 329 «Об утверждении Перечня проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области и Порядка формирования перечня проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области» (в ред. Постановления Правительства Самарской области от 09.06.2020 № 389) объект, инвестором которого по договору являлся истец, признан проблемным.
24.06.2019 Самарской Губернской Думой принят Закон Самарской области № 84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области».
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО «Гагаринец» и заявителем был подписан договор участия в долевом строительстве № (л.д.9-11, л.д.44-47), по условиям которого застройщик (ЗАО «Гагаринец») обязался передать дольщику (заявителю) по завершении строительства однокомнатную <адрес> на 9 этаже дома ко <адрес> площадью 40,67 м2. Стоимость долевого строительства составляла 1 199 765 рублей.
В оплату цены договора застройщиком ДД.ММ.ГГГГ был принят его собственный вексель № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12, л.д.48-50).
Решением Арбитражного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу №А55-16103/2010 ЗАО «Гагаринец» признано несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по тому же делу в реестр требований о передаче жилых помещений должника ЗАО «Гагаринец» включено требование заявителя по настоящему делу о передаче однокомнатной квартиры по адресу: <адрес> подъезд, 2 секция, <адрес>, на 9 этаже, площадью 40,67 м2 (л.д.13-15, л.д.51-53).
Уведомлением Министерства строительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение о включении Ковалева П.В. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (л.д.22, л.д.54).
Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившем в законную силу исковые требования Ковалева П.В. удовлетворены, признано не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Ковалева П. В. решение об отказе во включении его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, принятое ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии по включению в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, при Министерстве строительства Самарской области, доведённое до его сведения письмом Министерства строительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, с обязанием Министерство строительства Самарской области в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя, приняв решение по его заявлению о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд <адрес> (л.д.55-50, л.д.16-21).
Законом Самарской области от 08.07.2019 № 84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства на территории Самарской области» установлены меры государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства.
В соответствии с п. 1.3 указанного Порядка уполномоченным на ведение реестра пострадавших участников долевого строительства органом является Министерство строительства Самарской области.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Министерство строительства Самарской области с заявлением о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства. В качестве платежных документов, подтверждающих факт оплаты по договору участия в долевом строительстве, представив: простой вексель № от ДД.ММ.ГГГГ, акт приема-передачи векселей от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.40-43, л.д.48-50).
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № МС/7317принято решение об отказе истцу во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства на основании подп. «а» и «г» пункта 2.5 Порядка ведения реестра пострадавших участников долевого строительства, а именно, в связи с непредставлением документов, указанных в пункте 2.2 Порядка и отсутствия платежных документов, подтверждающих приобретение векселя у ЗАО «Гагаринец» (л.д.23-24).
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Самарской области от 08.07.2019 №84-ГД пострадавшим от действий недобросовестного застройщика признается гражданин Российской Федерации, соответствующий одновременно следующим условиям:
1) наличие заключенного с недобросовестным застройщиком договора участия в долевом строительстве на приобретение жилого помещения;
2) исполнение им обязательств в соответствии с условиями договора участия в долевом строительстве;
3) заключение договора долевого участия в строительстве и (или) договора уступки прав требования по такому договору до признания объекта проблемным и (или) введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика;
4) признание гражданина потерпевшим согласно постановлению следователя, дознавателя, судьи или определению суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при наличии уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков);
5) отсутствие на момент заключения договора долевого участия в строительстве близкого родства с учредителем недобросовестного застройщика, и (или) лицом, осуществляющим полномочия его единоличного исполнительного органа, и (или) членами коллегиального органа управления недобросовестного застройщика, и (или) членами его коллегиального исполнительного органа;
6) отсутствие оплаты по договору долевого участия в строительстве в виде зачета взаимных требований по договорам поставки и (или) подряда и (или) иным договорам.
Согласно п. 2.2 Порядка ведения реестра пострадавших участников долевого строительства к заявлению пострадавшего участника долевого строительства прилагаются в том числе:
а) паспорт гражданина Российской Федерации, подтверждающий личность пострадавшего участника долевого строительства;
б) действующий договор участия в долевом строительстве, заключенный с недобросовестным застройщиком;
в) платежные документы, подтверждающие исполнение пострадавшим участником долевого строительства обязательств в соответствии с договором участия в долевом строительстве, заключенным с недобросовестным застройщиком (первичные бухгалтерские документы);
г) постановление следователя, дознавателя, судьи или определение суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о признании пострадавшего участника долевого строительства потерпевшим (в случае наличия уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков);
д) определение арбитражного суда о включении пострадавшего участника долевого строительства в реестр требований участников строительства (при наличии);
е) документ, подтверждающий личность и полномочия представителя пострадавшего участника долевого строительства на подачу заявления (в случае подачи заявления представителем пострадавшего участника долевого строительства);
ж) свидетельство о праве на наследство (в случае если заявление и приложенные к нему документы подаются гражданином, являющимся наследником пострадавшего участника долевого строительства).
В оспариваемом решении ответчик ссылается на то, что административный истцом не представлено постановления следователя, дознавателя, судьи или определения суда о признании пострадавшего участника долевого строительства потерпевшим в рамках возбужденного уголовного дела.
Наличие уголовного дела в прошлом, в рамках которого пострадавший участник не был признан потерпевшим, не может служить препятствием для оказания мер государственной поддержки в соответствии с Законом Самарской области от 08.07.2019 № 84-ГД, принятым после окончания соответствующего уголовного дела.
Ранее действовавший порядок ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, не предусматривал обязательным условием включения в реестр факт признания гражданина потерпевшим в рамках уголовного дела. Вступление в число потерпевших по уголовному делу является правом, а не обязанностью гражданина.
Согласно ст. 42 УПК РФ потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред.
Сведений о том, что какому-либо лицу, кроме Ковалеву П.В. причинен вред от преступления, связанного с неисполнением договора № от ДД.ММ.ГГГГ и не предоставлением квартиры, материалы дела не содержат и стороной ответчика не представлено.
Кроме того, основанием для принятия решения об отказе включения Ковалева П.В. в реестр пострадавших участников долевого строительства является отсутствие платежных документов, подтверждающих приобретение им векселя у ЗАО «Гагаринец».
Из буквального содержания подп. «в» п. 2.2 Порядка ведения реестра следует, что к заявлению должны быть представлены платежные документы, подтверждающие исполнение обязательств пострадавшим участником долевого строительства. Представление платежных документов, подтверждающих исполнение обязательств иными лицами, не являющимися пострадавшими участниками долевого строительства, не требуется.
Между тем, факт исполнения Ковалевым П.В. обязательств по договору долевого участия в строительстве подтверждается актом приема-передачи векселя № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1 199 765 рублей в счет оплаты договора № от ДД.ММ.ГГГГ долевого участия в строительстве дома по адресу: <адрес>, 9 этаж общей площадью 40,67 кв.м, 3 подъезд (л.д.12, л.д.50) и является достоверно установленным, о чем свидетельствует, в том числе, включение его требований в реестр требований кредиторов застройщика-банкрота о передаче жилых помещений ЗАО «Гагаринец». Данный факт министерством по существу не оспаривается.
В соответствии с ранее действовавшими Правилами ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, для включения в Реестр требовалось представление документов, подтверждающих внесение заявителем денежных средств для строительства многоквартирного дома (подпункт 3 пункта 10 Правил).
Следовательно, факт включения Ковалева П.В. Министерством строительства Самарской области в указанный Реестр подтверждает исполнение им обязательств по договору участия в долевом строительстве, заключенному с недобросовестным застройщиком. Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, не представлено.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным. Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (постановления от 12 июля 2007 года № 10-П, от 13 декабря 2016 № 28-П, от 10 марта 2017 № 6-П, от 11 февраля 2019 № 9-П).
Судом бесспорно установлен факт неисполнения застройщиком, привлекшим денежные средства Ковалева П.В. для строительства многоквартирного жилого дома.
Исходя из системного анализа положений ст.5 Закона Самарской области от 08.07.2019 № 84-ГД условие об отсутствии оплаты по договору долевого участия в строительстве направлено на исключение фактов предоставления мер государственной поддержки недобросовестным лицам.
Добросовестность административного истца ни ранее, ни в настоящее время под сомнение не ставилась, о чем свидетельствует факт включения требований истца в реестр требований кредиторов недобросовестного застройщика.
Решение Министерства строительства Самарской области об отказе во включении в реестр основано на формальном подходе, без учёта всех обстоятельств, позволяющих признать административного истца пострадавшим участником долевого строительства.
В связи с изложенным выше суд приходит к выводу, что отказ Министерства строительства Самарской области во включении административного истца в реестр пострадавших участников долевого строительства по приведенным в нем основаниям является незаконным, нарушает права и законные интересы административного истца.
При недоказанности обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения органа государственной власти, суд признаёт такое решение незаконным, не проверяя наличие иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения (п.61 постановления Пленума Верховного суда РФ от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ»).
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Суд отмечает, что судебный контроль ограничен принципом разделения властей (ст.10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц.
Принимая во внимание, что оспариваемый отказ Министерства строительства Самарской области, указанный в уведомлении от30.09.2021 № МС/7317 противоречит требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы административного истца, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления Ковалева П.В.
Учитывая, что судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, надлежащим способом восстановления нарушенных прав административного истца в рассматриваемом случае является возложение на административного ответчика обязанности заново рассмотреть заявление о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.
В соответствии с п. 1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как поясняет истец, уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № МС/7317 он получил ДД.ММ.ГГГГ. Суд исходит из объяснений истца в этой части, руководствуясь презумпцией добросовестности участников правоотношений, а также учитывая, что ответчик, хотя и ссылается на своевременное направление истцу указанного выше уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, однако доказательств его отправки в суд не представил.
В связи с чем, установленный статьей 219 КАС РФ срок обращения в суд с заявленными требованиями административным истцом не пропущен.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 175-181 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Ковалева П.В. к Министерству строительства Самарской области о признании незаконным решения, обязании совершить действия - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Министерства строительства Самарской области об отказе во включении Ковалева П.В. в реестр пострадавших участников долевого строительства, изложенное в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Обязать Министерство строительства Самарской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Ковалева П.В. заново рассмотрев и приняв решение по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а также сообщить о исполнении решения по административному делу в тот же срок истцу и суду.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.А.Турбина
Решение в окончательной форме изготовлено 03 марта 2022