Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-16/2017 от 29.03.2017

Дело № 5-16/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Камбарка 24 апреля 2017 года

Судья Камбарского районного суда УР Мавлиев С.Ф.,

при секретаре Дьячковой Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица: Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Камбарская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа», расположенного по адресу: УР, <адрес>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

В ходе плановой выездной проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ Министерством образования и науки Удмуртской Республики в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «ЯАА вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» (далее по тексту – Камбарская ВСОШ) на основании приказа Министерства образования и науки Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ п «О проведении плановой выездной проверки Камбарской ВСОШ», установлено, что материально-технические условия реализации основной образовательной программы не обеспечивают реализацию программы среднего общего образования в полном объеме. Лабораторное оборудование для занятия учебно-исследовательской деятельностью в кабинете химии, биологии и физики представлено не в полном объеме. Фактическое наличие необходимого лабораторного оборудования, химического экспериментального оборудования не соответствует перечню оборудования, указанного в рабочих программах данных предметов. Не систематизированы по темам имеющиеся в наличии раздаточные материалы, учебно-наглядные пособия (в виде плакатов) по всем разделам образовательных программ.

Отсутствует в учебном плане предмет ОБЖ и физической культуры. Не оборудован спортивный зал (спортивное оборудование для занятия физической культурой отсутствует).

На момент контрольно-надзорных мероприятий установлено: в образовательной организации, осуществляющей обучение по основной образовательной программе среднего общего образования, не созданы условия для охраны здоровья обучающихся в соответствии со ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», а именно: не осуществляется оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; не организовано питание обучающихся; не организована пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; не организованы и не созданы условия для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; не предусмотрена профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ; не организовано обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.

В соответствии с пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 г. № 966, выявленные нарушения относятся к грубым нарушениям лицензионных требований и условий.

В связи с вышеизложенным, в отношении Камбарской ВСОШ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, согласно которой предусмотрена ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В судебном заседании представитель Камбарской ВСОШ ЯАА вину учреждения в совершении правонарушения признал в полном объеме.

Выслушав объяснение представителя юридического лица, исследовав представленные доказательства, прихожу к следующему.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных нарушениях являются всесторонне, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности; соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются, в том числе, образовательные организации.

Пунктом 18 ст. 2 указанного Закона установлено, что образовательной организацией является некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Из материалов дела следует, что Камбарская ВСОШ осуществляет образовательную деятельность в соответствии с Уставом учреждения, утвержденным постановлением Администрации ЯАА <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23-35), а также лицензией на осуществление образовательной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный (срок действия лицензии - бессрочно) (л.д. 21-22).

В образовательной организации реализуется основная образовательная программа среднего общего образования.

В соответствии с подпунктом б) пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), лицензионным требованием при осуществлении образовательной деятельности является наличие материально -технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами.

В нарушение указанных положений, в учреждении материально-технические условия реализации основной образовательной программы не обеспечивают реализацию программы среднего общего образования в полном объеме. Лабораторное оборудование для занятия учебно-исследовательской деятельностью в кабинете химии, биологии и физики представлено не в полном объеме. Фактическое наличие необходимого лабораторного оборудования, химического экспериментального оборудования не соответствует перечню оборудования, указанного в рабочих программах данных предметов. Не систематизированы по темам имеющиеся в наличии раздаточные материалы, учебно-наглядные пособия (в виде плакатов) по всем разделам образовательных программ. Отсутствует в учебном плане предмет ОБЖ и физической культуры. Не оборудован спортивный зал (спортивное оборудование для занятия физической культурой отсутствует).

В соответствии подпунктом ж) пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966, лицензионным требованием при осуществлении образовательной деятельности, в том числе, является требования статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с частью 4 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», организация, осуществляющая образовательную деятельность, создает условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивает текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся, проводит санитарно-гигиенические, профилактические и оздоровительные мероприятия, расследует и учитывает несчастные случаи с обучающимися во время пребывания в организации.

В нарушение указанных положений, в учреждении не созданы условия для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьей 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», а именно: не осуществляется оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; не организовано питание обучающихся; не организована пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; не организованы и не созданы условия для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; не предусмотрена профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ; не организовано обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.

Указанные обстоятельства подтверждаются:

- протоколом об административном правонарушении н/2017 от ДД.ММ.ГГГГ, составленным в отношении Камбарской ВСОШ, который соответствует требованиям и правилам ст. 28.2 КоАП РФ, с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола (л.д. 2-6);

- актом проверки Министерства образования и науки УР от ДД.ММ.ГГГГ п/2017 (л.д. 15-19);

- приказом Министерства образования и науки УР от ДД.ММ.ГГГГ п о проведении плановой выездной проверки Камбарской ВСОШ (л.д. 8-11).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.Материалы административного дела не содержат каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что у Камбарской ВСОШ отсутствовала возможность для соблюдения требований законодательства.

Действия юридического лица Камбарской ВСОШ суд квалифицирует по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, то есть осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией, если лицензия обязательна.

При назначении наказания суд учитывает характер административного правонарушения, отсутствие отягчающих обстоятельств, а также следующее.

При выборе санкции ее размер должен быть определен с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, его имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).

По смыслу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, исходя из общих принципов права, введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру и последствиям совершенного деяния (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.1998 г. № 14-П, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 г. № 348-0, № 349-0).

Исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (в частности, Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.03.2003 г. № 3-П, от 27.05.2008 г. № 8-П, от 13.07.2010 г. № 15-П, от 17.01.2013 г. № 1-П).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25.02.2014 г. № 4-П, федеральный законодатель должен стремиться к тому, чтобы устанавливаемые им размеры административных штрафов в совокупности с правилами их наложения позволяли в каждом конкретном случае привлечения юридического лица к административной ответственности обеспечивать адекватность применяемого административного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение. Вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Между тем в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей обеспечение индивидуального, учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.

В этой связи Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 КоАП РФ, а равно за совершение других административных правонарушений, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в приведенном Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.

Принимая во внимание, что до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений возможность снижения минимального размера административного штрафа законодательно не установлена, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в конкретных случаях и только в судебном порядке.

Таким образом, исходя из положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 г. № 4-П, размеры штрафов в отношении юридических лиц должны отвечать критериям пропорциональности и обеспечивать индивидуализацию наказания юридических лиц, виновных в совершении административных правонарушений, тем самым обеспечить справедливое и соразмерное допущенному административному проступку наказание, в том числе в ходе судебного контроля за законностью решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

На основании приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, суд приходит к выводу о том, что штраф в размере 150 000 руб. не соответствует характеру совершенного Камбарской ВСОШ, влечет избыточное ограничение его прав, как юридического лица, не отвечает критериям пропорциональности, соразмерности, справедливости, в связи с чем, может быть снижен ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Оценив характер совершенного правонарушения, степень общественной опасности, с учетом конкретных обстоятельств дела, руководствуясь конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, экономии карательных мер, ограничивающих имущественные права Камбарской ВСОШ, с учетом положений ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, суд усматривает основания для снижения предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ размера штрафа юридическому лицу с 150 000 руб. 00 коп. до 15 000 руб. 00 коп.

При этом, основания для дальнейшего снижения размера меры ответственности суд не усматривает, поскольку это не способствует реализации задач законодательства об административных правонарушениях и может нивелировать значение института юридической, в данном конкретном случае административной ответственности, направленного, в том числе для предупреждения новых правонарушений, что соответствует положениям статьи 1.2 и части 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Учитывая также тот факт, что Камбарская ВСОШ осуществляет образовательную деятельность, применение наказания в виде административного приостановления деятельности в рассматриваемом случае суд считает нецелесообразным, поскольку применение указанного наказания повлечет нарушение прав и законных интересов учащихся.

Руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.9-29.11 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Камбарская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде штрафа в размере 15 000 руб. 00 коп.

Штраф подлежит оплате по следующим реквизитам:

ИНН 1831098082, УФК по Удмуртской Республике (Министерство образования и науки Удмуртской Республики, л/с 04131А89330), ГРКЦ НБ Удмуртской Республики Банка России г. Ижевска, р/счет 40101810200000010001, БИК 049401001, КПП 183101001, ОКТМО 94701000, КБК: 077 116 07000 01 6000 140

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного текста через Камбарский районный суд.

Мотивированный текст постановления изготовлен 27 апреля 2017 года.

Судья          С.Ф. Мавлиев

5-16/2017

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Ответчики
МБОУ "Камбарская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа"
Суд
Камбарский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Мавлиев Салават Фидусович
Статьи

КоАП: ст. 19.20 ч.3

Дело на странице суда
kambarskiy--udm.sudrf.ru
29.03.2017Передача дела судье
21.04.2017Подготовка дела к рассмотрению
24.04.2017Рассмотрение дела по существу
15.05.2017Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
19.09.2017Сдача материалов дела в архив
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее