Решение изготовлено в окончательной форме 19.08.2020
Дело № 2 – 340/2020 УИД: 66RS0060-01-2020-000420-87
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 августа 2020 года п.г.т. Шаля Свердловской области
Шалинский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Сафонов П.П.,
при секретаре Журавлевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ф.Е.Г. в интересах несовершеннолетнего Г.А.Н. к Управлению пенсионного фонда в г. Первоуральске Свердловской области (межрайонное), о восстановлении срока для вступления в наследство,
у с т а н о в и л :
Истец Ф.Е.Г., действующая в интересах несовершеннолетнего Г.А.Н. обратилась к Управлению пенсионного фонда в г. Первоуральске Свердловской области (межрайонное) с требованием о восстановлении срока для принятия наследства ее сыну Г.А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения после смерти его отца Г.Н.И., умершего ДД.ММ.ГГГГ. Свой иск она мотивировала тем, что ее сын Г.А.Н. является сыном умершего Г.Н.И., умершего ДД.ММ.ГГГГ. После его смерти, она как лицо понесшее затраты получила постановление о возмещении расходов на похороны наследодателя от ДД.ММ.ГГГГ. Наследником умершего является ее сын Г.А.Н., иные наследники ей не известны. Наследственное дело открыто на основании заявления о возмещении расходов на похороны. Наследственное имущество состоит из неполученной пенсии в УПФР по г. Первоуральску. Субъективное отношение законного представителя к вопросу о принятии наследства и его действия (бездействие), приведшие к пропуску срока для обращения в суд с иском о восстановлении срока для принятия наследства малолетним ребенком, не могут в силу норм ст. 26 и п. 1 ст. 1155 Гражданского кодекса РФ являться основанием для отказа в восстановлении срока для принятия наследства наследнику, являющемуся малолетним (несовершеннолетним) на момент открытия наследства, поскольку самостоятельная реализация несовершеннолетним Г.А.Н. права на принятие наследства в течение шестимесячного срока и последующее обращение в суд были невозможны в силу его малолетнего возраста. Поскольку дееспособностью в вопросе принятия наследства как на дату смерти наследодателя, так и на момент обращения законного представителя в суд с указанным иском несовершеннолетний Г.А.Н. не обладал и не мог воспользоваться данным правом без согласия истца.
В судебном заседании истец Ф.Е.Г. участия не принимала, направив телефонограмму о рассмотрении дела в ее отсутствие, в которой исковые требования поддержала (л.д. 37).
Представитель ответчика - Управления пенсионного фонда в г. Первоуральске Свердловской области (межрайонное) г. Первоуральск надлежащим образом извещенный о дате, времени, месте судебного заседания, не явился, отзыв, заявление об отложении судебного заседания, или о рассмотрении дела в его отсутствие не направил. Суд с учетом п. 4,5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил о рассмотрении дела в отсутствие истца и ответчика.
Изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Из свидетельства о смерти видно, что Г.Н.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).
Согласно свидетельства о рождении родителями Г.А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются Г.Н.И. и Ф.Е.Г. (л.д.9).
В ответе на запрос Управления пенсионного фонда в <адрес> (межрайонное) указано, что у пенсионера Г.Н.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ, проживавшего по адресу: <адрес> начислена и осталось не полученной: пенсия в размере №
Из ответа на запрос нотариуса <адрес> видно, что заведено наследственное дело № после смерти Г.Н.И., умершего ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Ф.Е.Г. о возмещении расходов на похороны, которой выдано постановление о возмещении расходов на похороны наследодателя. Заявлений о принятии наследства кем-либо не имеется, свидетельство о праве на наследство нет (л.д.23-30).
Согласно ст. 1183 Гражданского кодекса РФ, право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали. Требования о выплате сумм на основании пункта 1 настоящей статьи должны быть предъявлены обязанным лицам в течение четырех месяцев со дня открытия наследства. При отсутствии лиц, имеющих на основании пункта 1 настоящей статьи право на получение сумм, не выплаченных наследодателю, или при непредъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм в установленный срок соответствующие суммы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом.
Указанными доказательствами подтверждается, что единственным претендентом на наследственное имущество, оставшееся после смерти Г.Н.И. является Г.А.Н. как наследник по закону, законный представитель которого в нотариальном порядке не оформил наследственные права после смерти указанного наследодателя.
Наследственное имущество состоит из неполученной пенсии наследодателя, и земельного участка по адресу: <адрес>, который находится на территории <адрес>.
Согласно ст.1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В силу п. 1 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. При этом, согласно п. 1 ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Согласно ст. 1113 и п. 1 ст. 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследство открывается со смертью гражданина в соответствующий этому событию день.
Принятие наследства по истечении установленного п. 1 ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации срока возможно по правилам ст. 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации. Когда по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Согласно разъяснений содержащихся п. 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 9 «О судебной практике по делам о наследовании», требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств:
а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п., если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.;
б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока.
Как следует из содержания п. 1 ст. 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации, суду в ходе рассмотрения спора о восстановлении срока для принятия наследства несовершеннолетнему наследнику необходимо оценивать реальную возможность заявить о своих правах на наследственное имущество самого несовершеннолетнего, а не его законного представителя, поскольку причины пропуска срока для принятия наследства должны быть связаны с личностью наследника.
Ненадлежащее исполнение законным представителем возложенной на него ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации обязанности действовать в интересах несовершеннолетнего ребенка не должно отрицательно сказываться на правах и интересах этого ребенка как наследника, не обладавшего на момент открытия наследства дееспособностью в полном объеме. В связи с этим субъективное отношение законного представителя к вопросу о принятии наследства и его действия (бездействие), приведшие к пропуску срока для обращения в суд с иском о восстановлении срока для принятия наследства несовершеннолетними детьми, не могут в силу ст. ст. 26, 28 и п. 1 ст. 115 Гражданского кодекса Российской Федерации являться основанием для отказа в восстановлении срока для принятия наследства наследникам, являвшимся несовершеннолетними на момент открытия наследства, поскольку самостоятельная реализация ими права на принятие наследства в течение шестимесячного срока и последующее обращение в суд были невозможны в силу их несовершеннолетнего возраста.
Согласно разъяснений, содержащихся в п. 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 «О судебной практике по делам о наследовании», споры, связанные с восстановлением срока для принятия наследства и признанием наследника принявшим наследство, рассматриваются в порядке искового производства с привлечением в качестве ответчиков наследников, приобретших наследство (при наследовании выморочного имущества - Российской Федерации либо муниципального образования, субъекта Российской Федерации), независимо от получения ими свидетельства о праве на наследство.
Исследованными судом доказательствами, не опровергнутыми в ходе судебного заседания подтверждено, что сын истца Г.А.Н. по уважительным причинам не мог своевременно оформить свои наследственные права после смерти Г.Н.И.. Поскольку Г.А.Н. на момент смерти своего отца являлся несовершеннолетним (достиг возраста 16 лет), то есть дееспособностью в полном объеме не обладал, и не мог самостоятельно обратиться к нотариусу, - в силу пункт 1 статьи 21 и статьи 28 Гражданского кодекса Российской Федерации, в установленный для принятия наследства срок, самостоятельно не мог выразить свое волеизъявление на обращение к нотариусу с заявлением о принятии наследства, либо защитить свои права в судебном порядке. 18 лет ему не исполнилось и на момент вынесения решения по делу, следовательно, с иском о восстановлении срока для принятия наследства он вправе был обратиться и в течение 6 месяцев после достижения возраста 18 лет.
Таким образом, причины пропуска срока для принятия наследства Г.А.Н. – его несовершеннолетие и бездействие его законного представителя, выразившееся в не обращении к нотариусу в установленный законом шестимесячный срок для принятия наследства после смерти Г.Н.И. являются уважительными.
С учетом изложенного, суд счел иск подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Заявления о взыскании судебных расходов от истца не поступало.
Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░), ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░.░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░.░.░., ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░ ░░░░░░░