Уникальный идентификатор дела
11RS0018-01-2021-000740-28
УСТЬ-КУЛОМСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 16 сентября 2021 года по делу № 284/2021
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
под председательством судьи О.В. Барбуца,
при секретаре судебного заседания Т.В. Коняевой,
с участием истца Н.А. Булышева,
представителя ответчика М.А. Кармановой, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом гражданское дело по исковому заявлению Булышева Н.А. к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о признании права на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений,
установил:
Булышев Н.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о признании права на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. В обоснование исковых требований указал, что он является сиротой, родители умерли. До смерти родителей он проживал в доме по адресу: <адрес>. Каких-либо прав на указанное жилое помещение он не имеет. С 2008 года он находился в ГУ Республики Коми «Кочпонский детский дом-интернат для умственно отсталых детей». С 2014 года он находился под опекой у своей тети ФИО6 и проживал в Московской области. Какого-либо жилья в Московской области он не имеет. В настоящее время он проживает в <адрес> у своего дяди по адресу: <адрес>. Он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма и не является собственником какого-либо другого жилого помещения. Также он является инвалидом II группы. В июле 2021 года он обратился к ответчику с заявлением о включении его в список лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жильем во внеочередном порядке. Постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ № ему отказано во включении в список лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений. В постановлении указано, что основанием для отказа явилось достижение им возраста 23 лет. Как уже было указано выше, он проживал длительное время у своей тёти в <адрес>. В 2019 году он обращался в соответствующий орган по месту жительства с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Раменскому муниципальному району, городским округам Бронницы и Жуковский ему отказано во включении в вышеуказанный список со ссылкой на то, что он должен реализовать своё право на обеспечение жилым помещением на территории Республики Коми. Таким образом, он обращался в соответствующий орган в связи с необходимостью обеспечения жилым помещением в возрасте 22 лет, то есть до достижения 23-летнего возраста. Наличие заболевания объективно препятствовало ему самостоятельно своевременно еще раз обратиться с заявлением о постановке на учет.
Истец Булышев Н.А. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в иске, пояснил, что в настоящее время проживает в <адрес> со своим дядей ФИО7 в доме дедушки. Дядя не может его зарегистрировать в своем доме, поскольку на жилое помещение право собственности не зарегистрировано. Дядя его зарегистрировал временно у своей знакомой. Он в хочет жить в <адрес>, в Московскую область возвращаться не желает. Работать он не может из-за заболевания, получает пенсию по инвалидности.
Представитель ответчика ФИО8 в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление. В возражениях указано, что Булышеву Н.А. отказано в постановке на учет в связи с тем, что на момент подачи запроса ему было более 23 лет, соответственно он не подходит под указанную категорию граждан и не может быть включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доводы истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему мнению.
В Российской Федерации материнство, детство и семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
В силу положений статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
На основании статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы, часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
Меры социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ). Дополнительные гарантии прав детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Положениями статьи 109.1 ЖК РФ предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.
Таким образом, на законодательном уровне закреплено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при наличии факта нуждаемости в жилом помещении в связи с невозможностью проживания в нем и отсутствия закрепленного за ними на условиях договора социального найма, на праве собственности жилого помещения.
Из материалов дела усматривается, что истец ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечителей родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированного жилого помещения.
Постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ № Булышеву Н.А. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основанием для отказа явилось достижение истцом 23-летнего возраста.
Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 г., при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Установлено, что Булышев Н.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (справка администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ №).
На момент смерти родителей истец был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.
Указанное жилое помещение является собственностью ФИО9 дедушки Булышева Н.А., поэтому жилье за истцом не закреплялось (справка администрации сельского поселения «Усть-Кулом» от ДД.ММ.ГГГГ №).
На основании распоряжения Управления опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по городу Сыктывкару от ДД.ММ.ГГГГ № передан на попечение ФИО6
Булышев Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> своей тети ФИО6, по месту пребывания зарегистрирован по адресу: <адрес>, фактически проживает по адресу: <адрес> со своим дядей ФИО7
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ № недвижимого имущества за Булышевым Н.А. не зарегистрировано.
С целью реализации права по обеспечению жилым помещением истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Раменскому муниципальному району, городским округам Бронницы и Жуковский с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечителей родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Раменскому муниципальному району, городским округам Бронницы и Жуковский от ДД.ММ.ГГГГ № Булышеву Н.А. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Московской области, в Раменском муниципальном районе. В указанном распоряжении указано, что Булышев Н.А. должен был реализовать свое право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения на территории Республики Коми.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет. Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации. Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Обязанность и ответственность по включению детей в список лиц, имеющих льготы при предоставлении им жилых помещений, относятся к функциям органов опеки и попечительства, что регламентировано в Федеральном законе от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».
Установлено, что истец Булышев Н.А. является инвалидом II группы с диагнозом: ДЦП, спастическая диплегия, умственная отсталость умеренная. Заболеваниями, обусловившими возникновение инвалидности, явились психические расстройства и расстройства поведения, в том числе, умственная отсталость. Указанные заболевания объективно препятствовали самостоятельно своевременно повторно обратиться с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что ответчик неправомерно отказал Булышеву Н.А. во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемых по договорам найма специализированного жилого помещения. Таким образом, исковые требования Булышева Н.А. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Булышева Н.А. удовлетворить в полном объеме.
Признать за Булышевым Н.А. право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Обязать администрацию муниципального района «Усть-Куломский» включить Булышева Н.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечителей родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Усть-Куломский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: подпись.
Мотивированное решение составлено 22 сентября 2021 года.
Копия верна. Судья О.В. Барбуца