Дело № 5-15/2019
УИД: 24RS0056-01-2018-008270-77
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
05 февраля 2019 года г. Красноярск
Судья Свердловского районного суда г. Красноярска Ларионов Радомир Викторович,
с участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности ООО «<данные изъяты>- ФИО4, действующего на основании доверенности,
помощника Красноярского природоохранного прокурора ФИО9
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица- общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», ОГРН № ИНН №, юридический адрес: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» совершило несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при ином обращении с отходами производства и потребления, при следующих обстоятельствах.
В соответствии с решением Красноярского природоохранного прокурора № 186 от 11.09.2018 г. назначено проведение проверки с участием специалистов министерства лесного хозяйства Красноярского края, министерства экологии и рационального природопользования, с установлением срока проведения проверки с 11.09.2018 г. по 10.10.2018 г. На основании акта проверки от 10.10.2018 г.,была проведена проверка на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0700006:0030, расположенном по адресу: <адрес>, арендуемый ООО «<данные изъяты> на указанной территории расположены: 6 деревообрабатывающих станков, 2 башенных крана (в рабочем состоянии -1), лесоматериалы круглые, пиломатериалы. В ходе проверки было установлено, что от деятельности организации ООО «<данные изъяты>» образуются отходы от лесопиления: опилки натуральной чистой древесины, горбыль из натуральной чистой древесины, отходы коры, кора с примесью земли, однако отсутствует площадка временного накопления отходов на производственной территории, соответствующей установленным требованиям норм природоохранного законодательства (отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03), отходы лесопиления накапливаются на земельном покрове без применения специальной площадки, не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров.
На основании проведенной проверки Красноярским природоохранным прокурором было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении ООО «<данные изъяты>». Указанное постановление вместе с приложенными материалами было направлено для рассмотрения в Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края.
Определением от 15 ноября 2018 года постановление о возбуждении дела об административном правонарушении было передано для рассмотрения дела по существу в Центральный районный суд г. Красноярска.
Определением от 22 ноября 2018 года указанное дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, было направлено по подведомственности на основании ст.29.5 КоАП РФ.
В судебном заседании помощник Красноярского природоохранного прокурора ФИО10 настаивал на назначении привлекаемому юридическому лицу наказания в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.
Представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности ООО «<данные изъяты>», действующий на основании доверенности –Иваныч М.С., в судебном заседании пояснил, что в настоящее время выявленные проверкой нарушения устранены, просил не назначать юридическому лицу наказания в виде административного приостановления деятельности.
В отзыве, предоставленном Иваныч М.С. в судебное заседание, он указывает, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, вынесено Красноярским природоохранным прокурором 26 октября 2018 года, то есть с нарушением сроков, поскольку временем совершения административного правонарушения в постановлении указано 11.09.2018 года, акт проверки был составлен 10.10.2018 года, а в соответствии с ч.2 ст.28.7 КоАП РФ постановление о возбуждении дела об административном правонарушении должно быть вынесено прокурором немедленно выявления факта совершения административного правонарушения; представитель ООО «<данные изъяты>» ФИО11 не могла быть допрошена по делу об административном правонарушении, поскольку дело было возбуждено 26.10.2018 года, в то время как представитель была опрошена 25.10.2018 года; срок рассмотрения дела об административном правонарушении нарушен, поскольку определения о продлении срока административного расследования не выносилось, в определении о передаче дела об административном правонарушении судье от 15.11.2018 года административный орган ссылается на перечень обнаруженных отходов, с указание кода согласно ФККО, однако в материалах дела отсутствуют какие-либо письменные доказательства, достоверно подтверждающие, что изображенные на фототаблице древесные отходы относятся к той или иной категории отходов и классу опасности; в определении указано, что доказательств, подтверждающих устранение вменяемого ООО «<данные изъяты>» правонарушения не представлено, в то время как данные документы направлены в административный орган 07.11.2018 года.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при ином обращении с отходами производства и потребления, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2020 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу ст.51 Федерального закона, отходы производства и потребления, подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Статья 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривает обязанность юридических лиц при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Статьей 1 вышеназванного Федерального закона, отходами производства и потребления (далее - отходы) являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Кроме того, под накоплением отходов понимается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В соответствии с п.3.7. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», введенных Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 апреля 2003 г. № 80, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Согласно Приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 242 от 22 мая 2017 года «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», отходы коры, кора с примесью земли относятся к 4 классу опасности.
Так, вина юридического лица в совершении данного правонарушения подтверждается следующими доказательствами:
-постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 26 октября 2018 г., в котором указаны время, место, обстоятельства совершения правонарушения;
-решением Красноярского природоохранного прокурора о проведении проверки от 11 сентября 2018 года, согласно которого был установлен срок проведения проверки с 11 сентября 2018 года по 10 октября 2018 года, о чем представитель юридического лица по доверенности ФИО5 был уведомлен под роспись;
-актом проверки от 10 октября 2018 г. и фототаблицей к нему;
-объяснением представителя юридического лица ООО «<данные изъяты>» ФИО6, действующей на основании доверенности от 25 октября 2018 года, согласно которому в результате переработки круглого леса на станках, расположенных на территории пункта приема и отгрузки древесины, зарегистрированного ООО «<данные изъяты>», образуются отходы лесопиления, однако на производственной территории ООО «<данные изъяты>» отсутствует площадка временного накопления отходов, соответствующая установленным требованиям норм природоохранного законодательства, отходы опилки натуральной чистой древесины, горбыль натуральной чистой древесины, отходы коры, кора с примесью земли накапливаются на земельном покрове без применения специальной площадки, не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров;
-копией свидетельства о государственной регистрации юридического лица ООО «<данные изъяты>» от 29 декабря 2015 года;
-копией решения единственного участника ООО «<данные изъяты>» ФИО7 об изменении наименования Общества на новое наименование ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ;
-копией свидетельства № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ООО «<данные изъяты>» о постановке на учет пункта приема и отгрузки древесины (пункт приема и отгрузки древесины, расположенный по адресу: <адрес>);
-копией устава ООО «<данные изъяты>», согласно п.3.2 которого основными видами деятельности Общества являются, в то м числе, заготовка и переработка лесопродукции, изготовление столярных изделий и т.д.;
-копией договора аренды жилого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» о предоставлении в аренду земельного участка и расположенного по адресу: <адрес> и находящихся на нем нежилых зданий, и иными доказательствами.
Пояснения представителя привлекаемого юридического лица о том, что в настоящее время устранены нарушения в части накопления отходов, не могут влиять на правовую оценку обстоятельств дела, поскольку данные нарушения были выявлены в ходе проведения проверки 11 сентября 2018 года.
Доводы представителя юридического лица о том, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, вынесено Красноярским природоохранным прокурором 26 октября 2018 года, то есть с нарушением сроков, поскольку временем совершения административного правонарушения в постановлении указано 11.09.2018 года, акт проверки был составлен 10.10.2018 года, а в соответствии с ч.2 ст.28.7 КоАП РФ постановление о возбуждении дела об административном правонарушении должно быть вынесено прокурором немедленно выявления факта совершения административного правонарушения, является несостоятельным ввиду нижеследующего.
Согласно ч.1 ст.28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частью 1 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.2 ст.28.2 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.
В силу ст.28.5 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении должен быть составлен немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.
Само по себе нарушение срока составления протокола об административном правонарушении (постановления о возбуждении дела об административном правонарушении) не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом (постановлением) подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
В соответствии со ст.4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения. Проверка проведена 11 сентября 2018 года, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено 26 октября 2018 года, то есть в пределах указанного срока давности.
Судья не принимает доводов представителя о том, что срок рассмотрения дела об административном правонарушении нарушен, в связи с тем, что определения о продлении срока административного расследования не выносилось, поскольку определение о возбуждении административного расследования не было вынесено, ввиду отсутствия оснований для его проведения, перечисленных в ст.28.7 КоАП РФ.
Кроме того, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, с приложенными к нему материалами, было направлено в административный орган (Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края) для рассмотрения по существу в установленный ст.28.8 КоАП РФ трехдневный срок, а в дальнейшем указанным административным органом на основании определения дело об административном правонарушении было передано по подведомственности в районный суд, поскольку в соответствии с ч.3 ст.23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, влекущих административное приостановление деятельности, рассматриваются судьями районных судов.
Доводы представителя о том, что в определении Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края указано, что доказательств, подтверждающих устранение вменяемого ООО «<данные изъяты>» правонарушения не представлено, в то время как данные документы направлены в административный орган 07.11.2018 года, не являются предметом рассматриваемого дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ.
Указанные в отзыве представителя юридического лица доводы о том, что в определении о передаче дела об административном правонарушении судье от 15 ноября 2018 года административный орган ссылается на перечень обнаруженных отходов, с указание кода согласно ФККО, однако в материалах дела отсутствуют какие-либо письменные доказательства, достоверно подтверждающие, что изображенные на фототаблице древесные отходы относятся к той или иной категории отходов и классу опасности, опровергаются имеющимися в материалах дела письменными материалами, в частности паспортом отходов 1-4 классов опасности, составленным на вид отхода с указанием кода и наименования по федеральному классификационному каталогу отходов- «3 05 100 02 29 4 Кора с примесью земли», образованного в процессе деятельности юридического лица при зачистке площадки разгрузки и хранения древесного сырья, коры, относящихся к 4 классу опасности для окружающей среды в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242, актом проверки, объяснениями представителя юридического лица и иными материалами.
Кроме того, суд не принимает доводов представителя о том, что представитель ООО «<данные изъяты>» ФИО6 не могла быть допрошена по делу об административном правонарушении, поскольку дело было возбуждено 26.10.2018 года, в то время как представитель была опрошена 25.10.2018 года, и в указанную дату каких-либо дел об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «<данные изъяты>» возбуждено не было, поскольку данное объяснение, помимо прочих доказательств, в своей совокупности указывающих на наличие события административного правонарушения, послужило поводом для возбуждения дела об административном правонарушении.
Помимо прочего, при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, представителю юридического лица ООО «<данные изъяты>» ФИО8 были разъяснены положения ст.51 Конституции РФ, права, предусмотренные ст.24.2, ст.24.4, ст.25.1 КоАП РФ, а также предоставлено право представления объяснений в соответствии со ст.28.2 КоАП РФ.
Таким образом, судом установлено, что юридическим лицом - Обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» не были соблюдены экологические и санитарно-эпидемиологические требования при ином обращении с отходами производства и потребления.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не имеется.
Обстоятельств, смягчающих ответственность ООО «<данные изъяты>», судьей не установлено.
Обстоятельств, отягчающих ответственность ООО «<данные изъяты>», судьей не установлено.
Учитывая степень вины правонарушителя- юридического лица, ранее к административной ответственности не привлекавшегося, вину в совершении правонарушения признавшего, судья приходит к выводу, что в данном случае достижение целей административного наказания возможно путем назначения минимального наказания предусмотренного санкцией ст. 8.2 КоАП РФ, в виде штрафа.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9 и 29.10 КоАП РФ судья,
ПОСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей, перечислив сумму штрафа по номеру счета по учету доходов:
ИНН 2466187446, КПП 246601001 УФК по Красноярскому краю (Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края), р/с 40101810600000010001 в Отделение Красноярск г.Красноярск, код ОКТМО 04701000 БИК 040407001 КБК 032 116 25050 01 0000.
Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г. Красноярска в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: Р.В. Ларионов