Дело № 12-439/2019
73RS0002-01-2019-003475-13
Р Е Ш Е Н И Е
г.Ульяновск 13 сентября 2019 года
Засвияжский районный суд г.Ульяновска в составе председательствующего Сайгина Н.В.,
с участием Лебецкис О.А., действующих на основании доверенности в интересах лица, привлеченного к административной ответственности Рябова С.В.,
представителя Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области Исаева И.Е.,
при секретаре Краюшкиной К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Рябова С.В. на постановление о назначении административного наказания, вынесенное старшим государственным инспектором Ульяновской области в области охраны окружающей среды Исаевым И.Е., от 17 июня 2019 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
обжалуемым постановлением должностное лицо – заместитель директора МБУ «Дорремстрой» Рябов С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 226-ФЗ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Согласно постановлению о привлечении к административной ответственности № от 17 июня 2019 года Рябов С.В. виновен в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, выразившемся в размещении несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, в том числе строительного мусор на земельном участке, прилегающего к северной границе земельного участка с кадастровым номером 73:24:030701:485, расположенного северо-западнее земельного участка по ул. <адрес>, относящихся к 4 классу опасности для окружающей среды в соответствии с Приложением № 5 Приказа Минприроды России №536 от 04.12.2014 «Об утверждении критериев отнесения к 1-5 классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду».
Не согласившись с данным постановлением Рябов С.В. его обжаловал, указав в жалобе на то, что МБУ «Дорремстрой» выполняет муниципальное задание и отвечает за качество и объём выполненных работ перед Учредителем - Управлением дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска. Согласно муниципального задания, утвержденного Управлением на текущий период, учреждение вывозит смет в специально отведенные места для снега и смета, представленные Учреждению Администрацией города Ульяновска для временного размещения. К обязанностях заместителя директора относятся контроль за выполнением муниципального задания, определенного Управлением. Отходы производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду могут быть размещены только на специальных объектах, в местах, определенных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, на основании выданных ими разрешений. Земельный участок был выделен Администрацией как место для складирования снега(смета), вывозимого с автомобильных дорог и улиц города в рамках выполнения подрядных работ непосредственно по заданиям самого Заказчика - Администрации города Ульяновска, в лице Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска. Земельный участок, на который вывозился смет, отнесен к категории земель населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования: объекты по обслуживанию автомобилей, что дополнительно свидетельствует о том, что размещение смета, вывезенного с дорожно-уличной сети города и впоследствии приведенного в надлежащее состояние, не причинило в данном конкретном случае ущерба окружающей среде. В качестве доказательства отсутствия состава административного правонарушения не исследовался факт того, что участок использовался третьими лицами в частности для размещения строительного мусора и ТКО, так как в сфере деятельности Учреждения производства строительных работ отсутствует и на автомобильных дорогах города, убираемых Учреждением, данные отходы не находятся. Акты отбора проб не содержат сведений о том, что они были составлены в присутствии представителя МБУ «Дорремстрой» и двух понятых, что является процессуальным нарушением. Кроме того, в протоколах отбора проб отсутствуют сведения о виде и реквизитах изъятых проб, об их количестве, а также сведения о том, каким образом они были упакованы и опечатаны. Указанное, также подтверждает, что вина в действиях заместителя директора МБУ «Дорремстрой» Рябова С.В. как должностного лица отсутствует. На основании изложенного просит отменить постановление № от 17.06.2019 г. о назначении административного наказания, вынесенного старшим государственным инспектором Ульяновской области в области охраны окружающей среды Исаевым И.Е., производство по делу об административном правонарушении прекратить. В случае неудовлетворения данной жалобы просит суд учесть, что размещение смета совершено в целях крайней необходимости, земельный участок выделен вышестоящими инстанциями, и согласован ими, а так же учесть как смягчающее обстоятельство, что последствия разгрузки смета на указанный земельный участок в кратчайшие сроки устранен силами Учреждения и умысла у Учреждения не имелось. При рассмотрении данного дела на основании ст. 2.9 КоАП РФ применить малозначительность и принять решение об освобождении от административной ответственности с вынесением устного замечания
Старший государственный инспектор Ульяновской области в области охраны окружающей среды Исаев И.Е., в судебном заседании постановление о привлечении к административной ответственности поддержал в полном объеме. Привел доводы указанные в постановлении.
В судебное заседание лицо, привлеченное к административной ответственности, Рябов С.В. не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы был надлежащим образом уведомлен.
Защитник Рябова С.В. по доверенности Перецкис О.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила жалобу удовлетворить, отменить обжалуемое постановление. Дополнительно указала, что в кратчайшее время нарушение было устранено, все отходы были вывезены на специально предусмотренную площадку. В указанное место снег (смет) с улиц города сгружался поскольку к выделенной площадке не было транспортной доступности, техника не могла проехать. Обнаруженный в результате проверки строительный мусор не принадлежит МБУ «Дорремстрой», поскольку Учреждением вывозился только снег (смет) с улиц города Ульяновска.
Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Омельченко К.В. суду показала, что в результате проведенной проверки было установлено, что МБУ «Дорремстрой» была размещена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, в том числе строительный мусор, относящийся к 4 классу опасности, на земельном участке не предназначенным для размещения указанных отходов.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав в судебном заседании защитника Рябова С.В., свидетелей, суд приходит к следующему выводу.
На основании обращения Солдатова И.М., Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой 22.04.2019, совместно со специалистами Управления Росприроднадзора по Ульяновской области и филиала «ЦЛАТИ по Ульяновской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» осуществлен осмотр земельного участка, прилегающего к северной границе земельного участка с кадастровым номером №, расположенного северо-западнее земельного участка по ул. <адрес>
Установлено, что на площади 862 кв.м. размещена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, в том числе строительного мусора.
В результате проверки установлено, что МБУ «Дорремстрой» 06.04.2019 на земельном участке, прилегающим к северной границе земельного участка с кадастровым номером №, расположенном северо-западнее земельного участка по ул. <адрес>, размещены отходы от содержания (уборки) проезжей части дорог и улиц г.Ульяновска.
Отходы разгружались на указанный земельный участок с автомашин КАМАЗ имеющих государственные регистрационные знаки: №; №; №, принадлежащих ООО «Дорремстрой». Согласно путевых листов от 06.04.2019 №; №; №, управление указанными транспортными средствами осуществляли водители ФИО7, ФИО8, ФИО9
Согласно заключению экспертной организации от 29.04.2019 №, отобранные и исследованные на момент осмотра участка пробы отходов (строительный мусор), относятся к 4 классу опасности для окружающей среды в соответствии с Приложением № Приказа Минприроды России № от 04.12.2014 «Об утверждении критериев отнесения к 1-5 классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду».
По результатам проверки, в связи с нарушением природоохранного законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления старший государственный инспектор Ульяновской области в области охраны окружающей среды Исаев И.Е., в отношении Рябова С.В. вынес постановление от 17 июня 2019 года № о признании Рябова С.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 226-ФЗ), и назначении наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются отходы производства и потребления или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии со ст. 11 Закона № 89-ФЗ обязательным условием деятельности по обращению с отходами является соблюдение индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов экологических, санитарных и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В соответствии с п.1 ст. 13.4 Федерального закона законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно п. 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ч.6, ч.7 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Таким образом, МБУ «Дорремстрой» в нарушение требований законодательства незаконно размещены отходы от содержания дорог, улиц, общественных мест (парков, скверов, детских и спортивных площадок и пр.) г.Ульяновска на земельном участке не предназначенным для временного накопления и размещения отходов, чем была образована несанкционированная свалка. Свалка не была внесена в государственный реестр объектов размещения отходов, не предусмотрена территориальной схемой обращения с отходами.
Факт совершения вмененного правонарушения, при обстоятельствах, изложенных в обжалуемом постановлением подтверждается: постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 07.05.2019; ситуационным планом-схемой расположения земельных участков со строительным мусором; протоколами результатов лабораторных испытаний отходов филиала «ЦЛАТИ по Ульяновской области» ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО» от 29.04.2019 №№, №, №, №, распоряжением о возложении на Рябова С.В. обязанностей директора МБУ «Дорремстрой» от 13.03.2019; копиями путевых листов на автомобили, принадлежащих МБУ «Дорремстрой» от 06.04.2019; фотоматериалами, а также видеоматериалами размещения несанкционированной свалки в непредусмотренного для этого месте, и другими материалами по делу об административном правонарушении.
Указанные доказательства являются достаточными, достоверными и допустимыми, сомневаться в них у суда оснований не имеется.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Данное правонарушение допущено по вине должностного лица – МБУ «Дорремстрой», который в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей не обеспечил соблюдение требований, установленных: ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 № 7 –ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11, ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
У должностного лица заместителя директора МБУ «Дорремстрой» Рябова С.В. имелась возможность соблюдать экологические и санитарно-эпидемиологических требования при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, однако им не были приняты все необходимые меры для их соблюдения.
Учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, с учетом положений статьи 2.9 КоАП РФ, разъяснений, изложенных в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", позволяют сделать вывод о том, что в данном конкретном случае виновные действия должностного лица МБУ «Дорремстрой» признаков малозначительности не содержат. В них содержится существенная угроза охраняемым общественным отношениям, в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Оснований для освобождения должностного лица Рябова С.В. от административной ответственности, посягающего на гарантированное ст. 42 Конституции РФ право человека на благоприятную окружающую среду, не имеется.
Таким образом, как нарушений требований материального права, так и процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении дела должностным лицом, вынесшим постановление, допущено не было, наказание Рябову С.В. назначено в размере, предусмотренном санкцией ст. 8.2 КоАП РФ, в минимальной размере.
Доводы защитника Лебецкис О.А. о том, что указанные отходы были в кратчайшие сроки вывезены с площадки не предназначенной для их накопления, не могут свидетельствовать об отсутствии в действиях Рябова С.В. состава вменяемого правонарушения. Доводы защитника об отсутствие у МБУ «Дорремстрой» строительного мусора объективно не подтверждаются, поскольку из видеозаписи, просмотренной в судебном заседании следует, что ООО «Дорремстрой» были размещены отходы в месте не указанном в Постановлении администрации г. Ульяновска № от 21.12.2018.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
постановление вынесенное старшим государственным инспектором Ульяновской области в области охраны окружающей среды Исаевым И.Е. от 17 июня 2019 года №, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 226-ФЗ), в отношении заместителя директора МБУ «Дорремстрой» Рябова С.В., оставить без изменения, а жалобу заместителя директора МБУ «Дорремстрой» Рябова С.В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г.Ульяновска в течение 10 суток дня вручения или получения копии решения.
Судья Н.В. Сайгин