Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1557/2020 ~ М-1332/2020 от 03.06.2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

09 июля 2020 года                     г. Сызрань

Судья Сызранского городского суда Самарской области Левина С.А.

с участием старшего помощника прокурора Антоновой В.М.

при секретаре Варламовой Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1557/2020 по иску прокурора г.Сызрани в интересах Соколова ФИО8 к Администрации городского округа Сызрань о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Сызрани в интересах Соколова ФИО9 обратился к Администрации городского округа Сызрань с иском о предоставлении жилого помещения, ссылаясь на то, что Прокуратурой г. Сызрани во исполнение приказа прокурора Самарской области от 09.09.2019 № 133 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при переселении граждан из аварийного жилищного фонда и его ликвидации» проведена проверка исполнения требований законодательства, регулирующего вопросы предоставления гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, по результатам которой выявлены нарушения требований жилищного законодательства. Проверкой установлено, что Постановлением Администрации городского округа Сызрань от <дата> № *** Соколов ФИО10 взят на учёт на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в связи с тем, что страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от <дата> № ***, с составом семьи 1 человек. Из справки ГБУЗ СО «* * * имеющейся в учетном деле Соколова А.В., <дата> г.р., следует, что согласно заключению ВК от <дата>, Соколов А.В. находится на диспансерном учете с диагнозом: * * * данное заболевание входит в перечень, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 987н от 29.11.2012 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

До настоящего времени Соколов А.В. жилым помещением по договору социального найма органами местного самоуправления г.о. Сызрань во внеочередном порядке не обеспечен. В связи с чем, прокурор г.Сызрани в интересах Соколова А.В. обратился в суд и просит обязать Администрацию городского округа Сызрань предоставить Соколову А.В. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

В судебном заседании старший помощник прокурора Антонова В.М. иск поддержала, привела доводы, изложенные выше.

Соколов А.В. в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает.

В судебном заседании представитель Администрации г.о. Сызрань Андреева Н.П. исковые требования не признала, пояснила, что необходимое жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим нормам, в жилищном фонде отсутствует. Предоставление жилых помещений осуществляется за счет освободившихся жилых помещений в муниципальном жилищном фонде. В настоящее время город не располагает таким жилым помещением.

Представитель третьего лица - КЖКХ Администрации г.о. Сызрань Шпшкова Ю.Ю. против иска возражала, пояснив, что Соколов А.В. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма за номером 2480, взят на учет на внеочередное предоставление жилого помещения, составом семьи 1 человек. Очередники, вставшие на учет с таким же правом с более ранней датой, также нуждаются в предоставлении жилого помещения, в связи, с чем нарушаются их права на улучшение жилищных условий.

Представитель третьего лица - жилищного отдела КЖКХ Администрации г.о. Сызрань Дремова Э.В. против иска возражала, пояснила, что в настоящее время Администрацией г.о.Сызрань разрабатывается ведомственная целевая программа по обеспечению жильем граждан, стоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, имеющих право на внеочередное предоставление жилья на 2020-2025г., что позволит поэтапно обеспечить жилым помещением граждан, состоящих на учете, исходя из возможности бюджета г.о.Сызрань. Программа разработана и скоро вступит в законную силу. На этот год финансирование будет на одно жилое помещение. В настоящее время на учете состоят 44 человека внеочередников. Соколов А.В. проживает в двухэтажном доме площадью 123 кв.м., данный дом не признан аварийным.

Суд, заслушав стороны, представителей третьих лиц, исследовав письменные доказательства по делу, учетное дело Соколова А.В., полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Соколов ФИО11, * * *. является инвали<адрес> группы.

Постановлением Администрации городского округа Сызрань от 10.10.2018 № 2929 Соколов ФИО12 взят на учёт на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма в связи с тем, что страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 года № 378, с составом семьи 1 человек.

Из выписки ГБУЗ СО * * * № *** от <дата>, имеющейся в учетном деле Соколова А.В., <дата> г.р., следует, что согласно заключению ВК от <дата> ФИО1 находится на диспансерном учете с диагнозом: * * *

Данное заболевание входит в перечень, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 987н от 29.11.2012 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

23.10.2019 прокурором города Сызрань в адрес Главы г.о. Сызрань вносилось представление об устранении нарушений жилищного законодательства в связи с выявленным фактом необеспечения органами местного самоуправления г.о. Сызрань, в том числе Соколова А.В., жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.

По результатам рассмотрения указанного представления в прокуратуру города поступил ответ Администрации г.о. Сызрань от 21.11.2019 № 01-20/4479, из которого следует, что действующим законодательством не предусмотрено присвоение порядкового номера среди внеочередников, так как подразумевается незамедлительное обеспечение данной категории граждан, однако, в связи со сложившейся ситуацией, отсутствием муниципального жилищного фонда, образовалась очередность среди внеочередников. Предоставление жилых помещений также осуществляется с соблюдением принципа очередности (с даты постановки на учёт). Предоставление жилых помещений в основном осуществляется за счёт жилых помещений из освободившегося муниципального жилищного фонда, строительство жилых помещений муниципалитетам не осуществляется. Жилые помещения необходимой площадью, соответствующие санитарным и техническим нормам, отсутствуют. Кроме того, имеются граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилого помещения, состоящие на учёте в качестве нуждающихся с более ранней даты обращения. Соответственно, обеспечить вышеуказанных граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями, не представляется возможным в силу объективных причин.

17.02.2020 прокуратурой <адрес> направлен запрос в адрес Главы г.о. Сызрань о предоставлении информации о принятых в настоящее время мерах в целях защиты жилищных прав граждан, состоящих в списках граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний.

Из ответа Администрации г.о. Сызрань от 26.02.2020 № 01-20/693 следует, что до настоящего времени Соколов А.В. жилым помещением по договору социального найма органами местного самоуправления г.о. Сызрань во внеочередном порядке не обеспечен.

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей- инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, в отношении лиц, являющихся инвалидами, вставших на учет после 1 января 2005, к которым относится Соколов А.В, действует порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный Жилищным кодексом Российской Федерации, соответствующие меры социальной поддержки указанных лиц специальным законодательством к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации не отнесены.

Федеральным законом от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено в числе прочего обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Таким образом, реализация прав инвалидов из числа лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в соответствующем перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным пунктом 3 частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления.

Действующее жилищное законодательство (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников).

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

Данная правовая позиция изложена в п. 9 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2019)», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019 и Определении Верховного суда РФ от 11 сентября 2018 N 92-КГ18-8.

Отсутствие либо недостаточность финансирования органов местного самоуправления при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма граждан, не могут влиять на реализацию прав этих граждан и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Доводы представителей ответчика и третьих лиц суд полагает не состоятельными, по вышеизложенным основаниям.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать Администрацию городского округа Сызрань предоставить Соколову А.В. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора г.Сызрани в интересах в интересах Соколова ФИО13 удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа Сызрань предоставить Соколову ФИО14, <дата> года рождения, проживающему по адресу: г. Сызрань, <адрес>, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                     Левина С.А.

Мотивированное решение изготовлено <дата>

Судья                                     Левина С.А.

2-1557/2020 ~ М-1332/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Сызрани
Соколов А.В.
Ответчики
Администрация г.о. Сызрань
Другие
КЖКХ Администрации г.о. Сызрань
Суд
Сызранский городской суд Самарской области
Судья
Левина С.А.
Дело на странице суда
syzransky--sam.sudrf.ru
03.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.06.2020Передача материалов судье
08.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.06.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.06.2020Предварительное судебное заседание
09.07.2020Судебное заседание
20.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.10.2020Дело оформлено
16.12.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее