Дело № 12-3/2020
РЕШЕНИЕ
29 мая 2020 года г.Янаул
Судья Янаульского районного суда Республики Башкортостан Рафиков Р.Р.,
рассмотрев материалы дела по жалобе заявителя - начальника управления подготовки и реализации нефти и газа Акционерного общества «Белкамнефть» имени ФИО6 Богданова В. А. на постановление начальника отдела (инспекции) в Республике Башкортостан Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ и решение и.о. руководителя Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административному правонарушении №д-2019,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №д-2019, вынесенного начальником отдела (инспекции) в РБ Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее – ФИО1) ФИО2 Р.З., ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Богданов В.А. обжаловал вышеуказанное постановление, обратившись к руководителю ПМТУ Росстандарта, указав в обоснование жалобы, что в соответствии с п. 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2018 г. №36 «О переходных положениях технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию» (далее- ТР ЕАЭС 045/2017) нефть, выпущенная в обращение АО «Белкамнефть» им. ФИО6 (паспорт от ДД.ММ.ГГГГ №), не должна маркироваться единым знаком обращения продукции на рынке Союза.
Решением и.о. руководителя ПМТУ Росстандарта Воронова А.М. от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении №д-2019 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении начальника управления подготовки и реализации нефти и газа АО «Белкамнефть» им. А.А.Волкова Богданова В.А. по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ отказано.
Не согласившись с вышеуказанными актами, Богданов В.А. подал жалобу, в которой просит отменить постановление начальника отдела (инспекции) в РБ ПМТУ Росстандарта Хамзина Р.З. от ДД.ММ.ГГГГ г., решение и.о.руководителя ПМТУ Росстандарта Воронова А.М. от ДД.ММ.ГГГГ г. в связи с тем, что считает их незаконными. В обоснование поданной жалобы указывает, что обжалуемым постановлением ему вменено нарушение требования ТР ЕАЭС 045/2017, принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 №89, заключающееся в отсутствии маркировки продукции единым знаком обращения продукции на рынке Союза. Однако, в настоящее время нефть не отнесена к продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия обязательным требованиям в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для применения ТР ЕАЭС 045/2017 Евразийской экономической комиссией установлен переходный период на срок до 01.01.2021 г., в течение которого требования данного технического регламента в части оценки соответствия продукции и маркировки продукции единым знаком обращения продукции на рынке Союза не является обязательным. Действующим законодательством об административных правонарушениях не предусмотрена административная ответственность за отсутствие маркировки продукции единым знаком обращения продукции на рынке Союза. Административная ответственность предусмотрена только за маркировку продукции знаком обращения продукции на рыке, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, либо маркировка знаком соответствия продукции, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в установленном порядке. Таким образом, привлекаемое лицо считает, что событие вменяемого Богданову В.А. административного правонарушения отсутствует, в связи с чем, просит отменить обжалуемые акты, производство по делу прекратить.
Заявитель Богданов В.А. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разбирательства телефонограммой, в материалы дела представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, также к судебному заседанию Богдановым В.А. представлены дополнительные письменные пояснения по делу.
Лицо, вынесшее постановление – начальник отдела (инспекции) в РБ ПМТУ Росстандарта Хамзин Р.З., в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разбирательства телефонограммой, в материалы дела представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Должностное лицо, вынесшее решение - и.о. руководителя ПМТУ Росстандарта Воронов А.М. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения жалобы путем направления судебной повестки на электронный адрес организации и телефонограммой, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ государственными инспекторами отдела (инспекции) в РБ ПМТУ Росстандарта проведена внеплановая документарная выездная проверка в отношении АО «Белкамнефть» им. А.А.Волкова.
Объектом проверки в рамках государственного надзора за соблюдением обязательных требований к продукции являлась нефть партии № (паспорт на нефть № от ДД.ММ.ГГГГ) ПСП «Хмелевка» при выпуске в обращение на соответствие требованиям Технического регламента Евразийского экономического союза ТР ЕАЭС 045/2017 «О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию», принятому Решением Совета Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №.
Проверка проводилась во исполнение приказа Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации и проведении внеплановых проверок приемо-сдаточных пунктов нефти, через которые осуществляется прием нефти, в том числе прием-сдаточных пунктов, принадлежащих организациям, не входящих в группу ПАО «Транснефть», оказывающим услуги по сдаче нефти в систему магистральных нефтепроводов и не имеющим собственных объектов добычи нефти», изданного в соответствии с Поручением заместителя Председателя Правительства РФ Д.Н.Козака от ДД.ММ.ГГГГ №ДК-П9-4635.
По результатам проверки уполномоченное должностное лицо Росстандарта пришло к выводу, что АО «Белкамнефть» допустило нарушение требований Технического регламента Евразийского экономического союза ТР ЕАЭС 045/2017 «О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию», принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № по пункту 6 подпункта «е», пункту 18 в части требований к содержанию паспорта – при выпуске в обращение нефти предъявленный на нее паспорт № от ДД.ММ.ГГГГ не содержит единый знак обращения продукции на рынке Союза.
Полагая, что должностным лицом, допустившим указанные нарушения, является начальник управления подготовки и реализации нефти и газа АО «Белкамнефть» им. А.А.Волкова Богданов В.А., уполномоченное должностное лицо Росстандарта вынесло постановление об административном правонарушении.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Выводы должностного лица ПМТУ Росстандарта о совершении Богдановым В.А. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, основаны на неверном понимании закона и ошибочны.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1 и 20.4 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон № 184- ФЗ), этот Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 32 Закона № 184-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.06.2014 № 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии", Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти.
Пунктом 6 Технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию" предусмотрено, что каждая партия нефти, выпускаемая в обращение и находящаяся в обращении на рынке Союза, должна сопровождаться паспортом, который содержит следующие сведения:
а) наименование, место нахождения (адрес) юридического лица или фамилия, имя и отчество (при наличии), место жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, являющихся изготовителем (производителем) нефти или продавцом (в том числе импортером) либо уполномоченным изготовителем (производителем) нефти лицом, оформившим паспорт;
б) товарный знак изготовителя (производителя) нефти (при наличии);
в) обозначение и наименование документа, в соответствии с которым изготовлена (произведена) нефть (при наличии), и ее наименование и обозначение в соответствии с этим документом;
г) нормативные значения показателей нефти, установленные в требованиях к показателям нефти согласно приложению и в документе, в соответствии с которым изготовлена (произведена) нефть, а также фактические результаты лабораторных испытаний с указанием наименования собственной испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории, включенной в Единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза (далее - Единый реестр);
д) номер партии;
е) единый знак обращения продукции на рынке Союза;
ж) номер и дата выдачи паспорта;
з) фамилия, инициалы и подпись лица, оформившего паспорт.
Пунктом 18 ТР ЕАЭС 045/2017 установлено, что нефть, соответствующая требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Союза, действие которых на нее распространяется, и прошедшая процедуру оценки соответствия согласно разделу VI настоящего технического регламента, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке Союза.
Пунктом 2 ст. 52 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 технические регламенты Союза имеют прямое действие на территории Союза. Порядок введения в действие принятого технического регламента Союза и переходные положения определяются техническим регламентом Союза и (или) актом Комиссии.
В соответствии с п. 6 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 продукция, соответствующая требованиям технических регламентов Союза, распространяющимся на эту продукцию, и прошедшая установленные техническими регламентами Союза процедуры оценки соответствия, подлежит обязательной маркировке единым знаком обращения продукции на рынке Союза.
Единый знак обращения свидетельствует о том, что маркированная им продукция прошла все установленные в технических регламентах ЕАЭС процедуры оценки соответствия и соответствует требованиям всех распространяющихся на данную продукцию технических регламентов. В отношении товаров, которые не подлежат оценке соответствия, маркировка единым знаком обращения не осуществляется.
Пунктом 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2018 № 36 установлено, что:
а) документы об оценке соответствия продукции обязательным требованиям, установленным актами, входящими в право Евразийского экономического союза (далее - Союз), или законодательством государства - члена Союза (далее - государство-член), выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию» (ТР ЕАЭС 045/2017) (далее соответственно - продукция, технический регламент), до дня вступления в силу технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 1 января 2021 года.
Со дня вступления в силу технического регламента выдача или принятие документов об оценке соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным актами, входящими в право Союза, или законодательством государства - члена, не допускается;
б) до 1 января 2021 г. допускаются производство и выпуск в обращение на территориях государств-членов продукции, не подлежавшей до дня вступления в силу технического регламента обязательной оценке соответствия обязательным требованиям, установленным актами, входящими в право Союза, или законодательством государства- члена, без документов об обязательной оценке соответствия продукции и без маркировки национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке);
в) до 1 января 2021 г. допускаются производство и выпуск в обращение на территориях государств-членов продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными актами, входящими в право Союза, или законодательством государства - члена, при наличии документов об оценке соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу технического регламента.
Продукция маркируется национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке) в соответствии с законодательством государства-члена. Маркировка такой продукции единым знаком обращения продукции на рынке Союза не допускается.
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» оценка соответствия как прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту (ст. 2 данного закона), правила и форма которой должны быть предусмотрены в техническом регламенте (п. 3 ст. 7 данного закона).
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер (п. 1 данной статьи). Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации (п. 2 данной статьи). Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия) и обязательной сертификации (п. 3 данной статьи).
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 утвержден единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия. Данные перечни утверждены постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982. Нефть не включена в указанные перечни.
Исходя из изложенного, для применения ТР ЕАЭС 045/2017 Евразийской экономической комиссией установлен переходный период на срок до 01.01.2021, в течение которого требования данного технического регламента в части оценки соответствия нефти и маркировки нефти единым знаком обращения продукции на рынке Союза не являются обязательными.
Отсутствие события административного правонарушения отнесено п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление начальника отдела (инспекции) в Республике Башкортостан ПМТУ Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ и решение и.о. руководителя ПМТУ Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административному правонарушении №д-2019 в отношении Богданова В.А. по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление начальника отдела (инспекции) в Республике Башкортостан Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ и решение и.о. руководителя Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административному правонарушении №д-2019 в отношении Богданова В. А. по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ – отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Янаульский районный суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Р.Р.Рафиков
«согласовано»