Дело №5-10/2018 г.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
18 июня 2018 г. г. Неман
Судья Неманского городского суда Калининградской области Шевченко И.В.,
при секретаре Ворониной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении юридического лица - ООО «Жилкомсервис» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
14 мая 2018 г. и.о. Неманского городского прокурора Калининградской области вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Жилкомсервис» по ст.17.7 КоАП РФ, в котором указано, что 23 марта 2018 г. на приказ генерального директора ООО «Жилкомсервис» №14 от 4 сентября 2013 г. принесен протест № в котором указаны нарушения федерального законодательства, допущенные со стороны юридического лица. Так, указанный тариф, который утвержден приказом директора ООО «Жилкомсервис» противоречит постановлению Правительства Калининградской области от 30 декабря 2016 г. №644 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Калининградской области», согласно которому утвержден норматив накопления отходов на одного человека в год, как на территории Калининградской области, так и в пределах территории МО «Неманский городской округ», и не может быть применен для жителей индивидуальных жилых домов. Требованиями вышеуказанного протеста явились:
1. Отменить приказ генерального директора ООО «Жилкомсервис» №14 от 4 сентября 2013 г. «Об утверждении размера платы за сбор и вывоз ТБО»;
2. О результатах рассмотрения настоящего протеста сообщить в прокуратуру города, в установленный законом 10-ти дневный срок.
5 апреля 2018 г. в Неманскую городскую прокуратуру поступило письмо (уведомление) о результатах рассмотрения протеста, из содержания которого следует, что ООО «Жилкомсревис» не согласно с нарушениями и требованиями, изложенными в протесте. По указанной причине допущенные нарушения закона не устранены, тем самым законные требования прокурора не выполнены. При этом, со стороны юридического лица не предпринято никаких действий по обжалованию принесенного протеста. Следует отметить, что прокурор о дне рассмотрения протеста уведомлен не был.
В судебном заседании прокурор Сагий Е.Р. поддержал указанное выше постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, указав, что ООО «Жилкомсервис» протест не обжалован, следовательно, требования прокурора об устранении допущенных нарушений закона – об отмене приказа генерального директора ООО «Жилкомсервис» №14 от 4 сентября 2013 г. «Об утверждении размера платы за сбор и вывоз ТБО», указанные в протесте, обязательны к исполнению и подлежат безусловному исполнению.
В судебном заседании представитель ООО «Жилкомсервис» Урсакий А.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, пояснил, что в действиях ООО «Жилкомсервис» отсутствует событие правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, и производство по делу подлежит прекращению. Так, из системного анализа норм Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что законодатель не возлагает на лицо, принявшее опротестовываемый прокурором акт, обязанность по отмене или изменению этого акта. Необходимо в обязательном порядке рассмотреть поступивший протест в десятидневный срок и сообщить о результатах рассмотрения прокурору в письменной форме. Протест прокурора является актом прокурорского реагирования, носит характер предложения (рекомендации) об устранении нарушений закона, содержит разъяснение норм действующего законодательства и не влечет правовых последствий в случае неисполнения изложенных в протесте предписаний. Протест прокурора от 23 марта 2018 г. на приказ генерального директора ООО «Жилкомсервис» №14 от 4 сентября 2013 г. получен 29 марта 2018 г.. О результатах рассмотрения поступившего протеста в десятидневный срок сообщено прокурору в письменной форме. Кроме того, представитель ООО «Жилкомсервис» пояснил, что на текущий момент на территории Калининградской области услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не является коммунальной ввиду отсутствия заключенного соглашения между органом исполнительной власти субъекта РФ и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами. Указанные выводы основаны на п.п.2 п.12 постановления Правительства РФ от 27 февраля 2017 г. №232 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Эти положения корреспондируют с ч.8 ст.23 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». В связи с отсутствием на территории Калининградской области действующего регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами положения раздела ХV(1)Правил предоставления коммунальных услуг не применяется. Единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Калининградской области также не утвержден. Следовательно, оказываемые обществом по заключенным договорам услуги по сбору и вывозу ТБО являются конкурентными, стоимость которых устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности, а не коммунальными, при которых стоимость утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ в виде единого тарифа на услугу. На основании п.1 ст.24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации. Согласно п.2 вводной части постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. №505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» настоящее постановление применяется к деятельности операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемым органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Таким образом, ввиду того, что ООО «Жилкомсервис» не является оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, указанные нормативные акты не подлежат применению к деятельности общества.
Выслушав прокурора, представителя юридического лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Так, 23 марта 2018 г. в ООО «Жилкомсервис» сотрудниками Неманской городской прокуратуры Калининградской области проведена проверка.
По результатам проведенной проверки, на приказ генерального директора ООО «Жилкомсервис» №14 от 04 сентября 2013 г., где с 1 октября 2013 г. на территории Неманского городского округа утверждена стоимость услуги на сбор и вывоз ТБО в размере 2,00 руб. за 1 кв.м., Неманским городским прокурором принесен протест №56ж-2011, в котором указано, что указанный тариф противоречит постановлению Правительства Калининградской области от 30 декабря 2016 г. №644 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Калининградской области», согласно которому утвержден норматив накопления отходов на одного человека в год, как на территории Калининградской области, так и в пределах территории МО «Неманский городской округ», и не может быть применен для жителей индивидуальных жилых домов. Требованиями вышеуказанного протеста явились:
1. Отменить приказ генерального директора ООО «Жилкомсервис» №14 от 4 сентября 2013 г. «Об утверждении размера платы за сбор и вывоз ТБО»;
2. О результатах рассмотрения настоящего протеста сообщить в прокуратуру города, в установленный законом 10-ти дневный срок.
Указанный протест Неманского городского прокурора поступил в ООО «Жилкомсервис» 29 марта 2018 г..
05 апреля 2018 г. в Неманскую городскую прокуратуру поступило уведомление о результатах рассмотрения протеста, из содержания которого явствует, что ООО «Жилкомсервис» с нарушениями и требованиями, изложенными в протесте Неманского городского прокурора, не согласилось.
14 мая 2018 г. и.о. Неманского городского прокурора Калининградской области Матвеевой Н.В. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Жилкомсервис» по ст. 17.7 КоАП РФ.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Как следует из диспозиции ст.17.7 КоАП РФ, административная ответственность налагается за умышленное неисполнение законных требований прокурора, то есть требований, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Предметом надзора прокуратуры РФ являются соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих
Принцип законности является конституционным принципом, определяющим действие всех органов государственной власти и должностных лиц (ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации), в связи с чем, эти органы и должностные лица вправе осуществлять свои полномочия в отношении граждан только на основании Конституции Российской Федерации и федеральных законов.
Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, определенных ст.22, 27, 30 и 33 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-1 "О прокуратуре Российское Федерации", подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В соответствии с п.1 ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является, в том числе соответствие законам правовых актов издаваемых органами местного самоуправления, их должностными лицами.
Статьей 28 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протесты вносятся и рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены ст.23 данного Федерального закона.
Согласно ч.2 ст.23 Федерального «О прокуратуре Российской Федерации» протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Из системного анализа приведенных выше норм следует, что законодатель не возлагает на лицо, принявшее опротестовываемый прокурором акт, обязанность по его отмене или изменению. Данному лицу в силу требований ч.2 ст.23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» необходимо рассмотреть поступивший протест в десятидневный срок и сообщить о результатах рассмотрения прокурору в письменной форме.
Это требование закона ООО «Жилкомсервис» исполнено. Данный факт сторонами не оспаривается.
Таким образом, несогласие с позицией прокурора не может расцениваться, как умышленное невыполнение его требований, вытекающих из его полномочий, установленных Федеральным законом.
Вопросы законности изданного юридическим лицом, акта, порождающего права и обязанности граждан, по которым имеются расхождения с правовой позицией прокурора, выраженной в его протесте, не относятся к объективной стороне состава административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что производство делу об административном правонарушении в отношении ООО «Жилкомсервис» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, подлежит прекращению за отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.29.9 - 29.11 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - ООО «Жилкомсервис» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Неманский городской суд в течение 10 суток.
Судья Неманского городского суда
И.В.Шевченко