Дело № 2-171/2017
Решение в мотивированном виде составлено 20 марта 2017 года.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта 2017 года город Кушва
Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующей Ильиной А.А.,
при секретаре судебного заседания Качиной Т.Н.,
с участием истца Крестьянниковой З.П.,
рассмотрев в помещении Кушвинского городского суда в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Крестьянниковой З.П. к Крестьянниковой С.В. об установлении факта принятия наследства, признании имущества наследственным, её наследником, признании права собственности на гаражный бокс в порядке наследования,
установил:
Крестьянникова З.П. обратилась в суд с иском к Крестьянниковой С.В. об установлении факта принятия наследства, признании имущества наследственным, её наследником, признании права собственности на гаражный бокс в порядке наследования.
В судебном заседании истец Крестьянникова З.П. исковые требования поддержала, в их обоснование пояснила, что её отец ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ получил в Отделе архитектуры г. Кушвы разрешение № на строительство гаражного бокса, которому был присвоен адрес: <адрес> В этом же году гараж был построен, но в установленном законом порядке он зарегистрирован не был, и свидетельство о праве собственности на него не получено.
ДД.ММ.ГГГГ её отец умер. После его смерти открылось наследство, в том числе в виде указанного гаражного бокса. Она является единственным наследником первой очереди, фактически приняла наследство в виде этого гаража: использует его по назначению для хранения плодовоовощной и консервированной продукции, тары и оборудования для обработки земельного участка.
Истец Крестьянникова З.П. просит суд установить факт принятия ею наследства после смерти отца ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в виде гаражного бокса №, расположенного по адресу: <адрес> признать данный гаражный бокс наследственным имуществом, её – наследником данного имущества, признать её право собственности на гаражный бокс в порядке наследования.
Ответчик Крестьянникова С.В. – дочь истца в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, указав, что не возражает против удовлетворения исковых требований, на наследство в виде гаража не претендует (л.д. 31).
Третье лицо на стороне ответчика ФИО4 в судебное заседание не явился, в направленной в адрес суда телефонограмме просил дело рассмотреть в его отсутствие в связи с отдаленностью места жительства, против удовлетворения иска не возражал, так как отказался от своей доли в наследстве (л.д. 29).
В связи с этим и в соответствии с ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Суд, выслушав доводы истца, учитывая признание иска ответчиком, исследовав представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Части 1 и 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации гарантируют право наследования и охрану права частной собственности законом.
В соответствии с п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии с п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом (абз. 2 п. 2 ст. 218 данного Кодекса).
На основании ч. 1 ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Как разъяснил Пленум Верховного суда Российской Федерации в пункте 8 Постановления № 9 от 29 мая 2012 года «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Как следует из материалов дела и установлено судом, разрешением Отдела архитектуры и градостроительства № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 разрешено строительство гаража в районе <адрес>. В последующем данному гаражу присвоен адрес: <адрес> (л.д. 6).
На указанный гаражный бокс представлен кадастровый паспорт, согласно которому указанный гаражный бокс имеет кадастровый №, площадь 27,6 кв.м., сведения о правах отсутствуют (л.д. 7-8).
Таким образом, судом установлено, что ФИО1 на основании разрешения на строительство собственными силами и за счет собственных средств был построен спорный гараж. Доказательств, свидетельствующих об обратном, суду не представлено.
Вместе с тем, из сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 31) следует, что сведения о зарегистрированных правах на данный объект недвижимого имущества отсутствуют. Следовательно, при жизни ФИО1 своё право собственности на указанный гаражный бокс не оформил.
В настоящее время право собственности на данный гараж оформлено быть не может, поскольку ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 10).
Вместе с тем, с учетом требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценив представленные в материалы дела доказательства, а именно разрешение на строительство гаража, суд приходит к выводу, что спорный гараж не является самовольной постройкой, возведен на земельном участке, специально отведенном для этих целей, с получением необходимого разрешения от компетентных органов.
Гаражный бокс по указанному адресу возведен в 1986 году, властям было известно о строительстве гаража. С указанного времени к обладателям строения не предъявлялись требования со стороны уполномоченного собственником земельного участка о сносе возведенных гаражных боксов.
Таким образом, с учетом норм действующего в момент возникновения правоотношений законодательства, в частности, ст. ст. 4, 93, 94, 105, 135 Гражданского кодекса РСФСР, а также требований п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», суд приходит к выводу о том, что у ФИО1 на спорный гараж возникло право собственности еще до вступления в силу указанного Федерального закона, следовательно, данное право собственности признается юридически действительным и при отсутствии его государственной регистрации в соответствующем реестре.
При таких обстоятельствах, данное недвижимое имущество подлежит включению в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти ФИО1
В соответствии со ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Статья 1116 указанного Кодекса предусматривает, что к наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства.
На основании ст. 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 данного Кодекса. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей.
При этом в силу ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Истец Крестьянникова З.П. приходится дочерью умершего ФИО1, что подтверждается свидетельством о рождении и свидетельством о заключении брака (л.д. 9, 12). Ответчик Крестьянникова С.В. является дочерью истца Крестьянникова З.П. Третье лицо ФИО4 является братом истца.
Из сведений нотариуса ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, наследственное дело не заводилось. С заявлением о принятии наследства и об отказе от наследства никто не обращался (л.д. 21).
Супруга ФИО1 и мать истца – ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).
Таким образом, истец и третье лицо ФИО4 являются единственными наследниками ФИО1 первой очереди по закону. Иные наследники первой очереди отсутствуют. Доказательств, свидетельствующих об обратном, суду не представлено.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Согласно п. 1 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Между тем, в силу п. 2 ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
Отсутствие правоустанавливающих документов на спорный гаражный бокс явилось препятствием для оформления прав истца на данное наследственное имущество.
Вместе с тем, после смерти отца истец продолжает пользоваться гаражом по его назначению, обеспечивает его сохранность, хранит в нем вещи.
Таким образом, суд находит установленным факт принятия истцом Крестьянниковой З.П. наследства в виде гаражного бокса №, расположенного по адресу: <адрес> открывшегося после смерти ФИО1, поскольку она вступила во владение указанным наследственным имуществом, принимает меры по его сохранению.
Каких-либо возражений и доказательств, свидетельствующих об обратном, ответчиками суду не представлено и в ходе рассмотрения дела не добыто. Напротив, ответчик Крестьянникова С.В. и третье лицо ФИО4 на наследственное имущество в виде спорного гаражного бокса не претендуют.
При таких обстоятельствах, суд принимает решение об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме. При этом суд считает, что нет необходимости признавать истца наследником, поскольку она является таковым (наследником первой очереди) в силу вышеприведенных положений закона.
Судебные расходы по просьбе истца суд не взыскивает.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 264-268 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Крестьянниковой З.П. к Крестьянниковой С.В. об установлении факта принятия наследства, признании имущества наследственным, её наследником, признании права собственности на гаражный бокс в порядке наследования удовлетворить.
Установить факт принятия Крестьянниковой З.П. наследства, открывшегося после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в виде гаражного бокса №, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
Признать за Крестьянниковой З.П. право собственности в порядке наследования на гаражный бокс №, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кушвинский городской суд Свердловской области.
Судья А.А. Ильина