Дело № 2-47/2021
24RS0019-01-2021-000132-19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 мая 2021 года Красноярский край
город Игарка
Игарский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Карповой Е.И.,
при секретаре Кузьминой С.А.,
с участием:
прокурора г. Игарки Кононова Н.Н.,
представителя ответчика - муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя школа города <адрес>» ФИО6, Ольховской И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлениюпрокурораг. Игарки в интересах неопределенногокругалиц к администрации Туруханского района, муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя школа города <адрес>» ФИО7 о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурорг. Игарки в интересах неопределенногокругалиц обратился в суд с исковым заявлением о возложении на администрацию Туруханского района в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу профинансировать мероприятие по восстановлению ограждения муниципального казенного образовательного учреждения «Средняя школа города <адрес>» ФИО8 возложении обязанности на муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя школа г. <адрес>» ФИО9, расположенное по адресу: Красноярский край, <адрес> восстановить целостность ограждения территории участка образовательного учреждения в месячный срок с момента поступления финансирования. Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой г. Игарка проверки исполнения МКОУ «СШ г. <адрес> ФИО10 законодательства об антитеррористической защищенности выявлено нарушение п. 21 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», п. 2.2.1 СП 2.4.3648-20, ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», поскольку в МКОУ «СШ <адрес> ФИО11 отсутствует калитка ограждения со стороны <адрес>. Таким образом, посторонние лица имеют постоянный и непрерывный доступ на территорию МКОУ «СШ <адрес>» ФИО12. По данному факту 29.01.2021 прокуратурой города в адрес МКОУ «СШ г. <адрес>» ФИО13 внесено представлением, которое рассмотрено 26.02.2021 и не удовлетворено, в части восстановления целостности ограждения. По результатам проверки от 05.03.2021, прокуратурой города установлено, что выявленные и указанные в представлении от 29.01.2021 нарушения вышеуказанного законодательства не устранены до настоящего времени. Данное нарушение влечет за собою негативные последствия, заключающиеся в возможности возникновения угрозы жизни детей, находящихся в образовательном учреждении, так как данное ограждение является средством защиты от террористических проявлений. Поскольку администрация Туруханского района является учредителем МКОУ «СШ г. <адрес>» ФИО14 то на нее возложена обязанность по финансированию работ по устранению нарушений действующего законодательства.
Прокурор г. Игарки Кононов Н.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Кроме того, относительно возражений ответчика – администрации Туруханского района Красноярского края, дополнил, что изменение срока исполнения решения суда до 1 сентября 2021 года необоснованно, поскольку 1 сентября каждого года начинается учебный период. Проверка готовности школы к учебному году проходит в августе, таким образом возможно школа не получит необходимые документы. Школа заблаговременно направила документы о финансировании мероприятия по восстановлению ограждения, однако администрация Туруханского района до настоящего времени финансирования не выделила. Заявленного в исковом заявлении срока, в который необходимо исполнить обязанность, с учётом рассмотрения дела и времени требующегося для вступления его в законную силу, достаточно, для выполнения необходимых работ к началу приемки готовности школы к новому учебному году.
Представитель ответчика - муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя школа <адрес> ФИО15, Ольховская И.А., являющаяся директором школы, в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора г. Игарки согласилась, признает их в полном объеме. Суду пояснила, что до настоящего времени ею не получено ответа на ее обращение в администрацию Туруханского района Красноярского края о выделении дополнительного финансирования. Данная проблема с ограждением школы возникает ежегодно. Металл из которого изготовлены ограждения, не предусмотрен для очень низких температур севера, поэтому ежегодно проводятся сварочные работы. Школа всегда старается поддерживать ограждения в рабочем состоянии. В августе каждого года проходит приемка готовности школы к учебному году, поэтому указанные работы необходимо произвести в срок до августа 2021 года.
Представитель ответчика – администрации Туруханского района, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть гражданское дело в свое отсутствие, согласно направленным в адрес суда возражениям, поясняет, что целостность ограждения была нарушена в связи с обильным выпадением осадков. Директором МКОУ «Средняя школа <адрес>» ФИО16 была направлена заявка в Управление образования администрации Туруханского района о рассмотрении вопроса о выделении дополнительного финансирования на замену металлического ограждения в размере 342600,00 рублей. В настоящее время восстановить целостность ограждения в установленные сроки не представляется возможным в виду отсутствия финансирования в бюджете Туруханского района. В целях исполнения решения суда администрация Туруханского района намерена вынести вопрос на рассмотрение ближайшей сессии Туруханского районного Совета депутатов о выделении дополнительных денежных средств для проведения ремонтных работ по восстановлению целостности ограждения образовательного учреждения. Проведение работ по восстановлению целостности ограждения возможно только в летний период, администрация Туруханского района считает необходимым изменить срок исполнения решения суда до 01 сентября 2021 года.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя ответчика – администрации Туруханского района Красноярского края.
Выслушав прокурора г. Игарки, представителя ответчика - МКОУ «СШ <адрес>» ФИО17, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ч. 1 ст.22Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
На основании пунктов 1, 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами, в соответствии с процессуальным законодательством РоссийскойФедерациивправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствие с ч. 1 ст.45Гражданского процессуального кодекса Российской Федерациипрокурорвправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан,неопределенногокругалиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 38 Конституции РФ детство находится под защитой государства.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решений вопросов местного значения органы местного самоуправления создают муниципальные предприятия и учреждения, осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Пунктом 5 ч.1 ст. 9 Федерального Закона РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в РФ" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в частности, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ст. 2 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
В силу ст. 23 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в РФ», общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.
Согласно ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму", основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно п. 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа.
В соответствии с п. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации» основными задачами противодействия терроризму являются: выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма в соответствии с п. 21 данной Концепции относится в частности - организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму).
В силу ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» - единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 указанного Федерального закона Граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности.
Согласно п. п. «в, г, е, и» ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ организации обязаны обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.
Статьей 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства.
В силу ч.1 ст. 28 вышеназванного Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в образовательных учреждениях независимо от организационно - правовых форм должны осуществляться меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 28 "Об утверждении санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" территория общеобразовательного учреждения по периметру ограждается забором и зелеными насаждениями.
Как установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ прокурором г. Игарка принято решение о проведении проверки МКОУ «СШ <адрес> ФИО18 на предмет выявления нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, об охране здоровья несовершеннолетних, о противодействии терроризму и исполнения законодательства о пожарной безопасности.
В ходе указанной проверки выявлены нарушения выявлены нарушения п. 21 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», п. 2.2.1 СП ДД.ММ.ГГГГ-20, ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»., поскольку в МКОУ «СШ <адрес> ФИО19 отсутствует калитка ограждения со стороны дома, <адрес>. Таким образом, посторонние лица имеют постоянный и непрерывный доступ на территорию МКОУ «СШ <адрес>» ФИО20
В силу вышеприведённых требований действующего законодательства и специальных санитарно-технических требований территория МКОУ «СШ <адрес>» им. ФИО2 должна быть ограждена, поскольку отсутствие такого ограждения (калитки ограждения) отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, находящихся в здании и на территории МКОУ «СШ <адрес>» им. ФИО2, снижает эффективность мер по предупреждению терроризма.
Невыполнение требований об антитеррористической защищенности в деятельности МКОУ «СШ <адрес>» им. ФИО2 нарушаются права неопределенного круга лиц, предусмотренные законодательством и Конституцией Российской Федерации.
Согласно пп. 1 ч. 1 ст. 15 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета.
Согласно ч. 2 ст. 18 этого же Закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Доводы ответчика – администрации Туруханского района об отсутствии финансирования для проведения работ, по оборудованию территории образовательного учреждения ограждением, суд считает необоснованными, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием у них соответствующих финансовых возможностей.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора г. Игарка, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Туруханского района, муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя школа <адрес>» им. ФИО2 о возложении обязанностей подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями194-199Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурораг. Игарки в интересах неопределенногокругалиц к администрации Туруханского района, муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя школа <адрес>» им. ФИО2 о возложении обязанностей удовлетворить.
Обязать администрации <адрес> в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу профинансировать мероприятие по восстановлению ограждения муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя школа горда <адрес> ФИО2.
Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя школа <адрес>» им. ФИО2, расположенное по адресу: <адрес> восстановить целостность ограждения территории участка образовательного учреждения в месячный срок с момента поступления финансирования.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Игарский городской суд Красноярского края.
Судья Е.И. Карпова
Мотивированное решение изготовлено 17 мая 2021 года.