Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-837/2013 (2-8975/2012;) ~ М-9088/2012 от 17.12.2012

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 января 2013 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Касянчук Е.С.,

при секретаре Рыбаковой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пренковой В. П. к Администрации Петрозаводского городского округа, Инспекции ФНС России по г. Петрозаводску о восстановлении права, взыскании денежных сумм,

установил:

Пренкова В.П. обратилась в судебном порядке с требованиями к Инспекции ФНС России по г. Петрозаводску, Администрации Петрозаводского городского округа о взыскании удержанного налога на доходы физических лиц с ежемесячной доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ она была уволена с муниципальной службы в связи с выходом в добровольную отставку. На момент оставления должности стаж муниципальной службы давал истцу право на получение доплаты к трудовой пенсии с учетом коэффициента <данные изъяты>. Администрацией Петрозаводского городского округа из доплаты производится удержание налога на доходы физических лиц в размере <данные изъяты> %. Указывая на то, что действия Администрации Петрозаводского городского округа по удержанию из ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости налога на доходы физических лиц не основаны на законе, нарушают её права, Пренкова В.П. просит взыскать с ответчиков необоснованно удержанный подоходный налог за период с <данные изъяты> года в сумме <данные изъяты> руб., обязать Администрацию Петрозаводского городского округа производить выплату доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии без удержания налога на доходы физических лиц, начиная с <данные изъяты> года.

В судебном заседании истец заявленные требования уточнила, в связи с возвратом удержанного налога на доходы физических лиц за <данные изъяты> год просила взыскать с ответчиков удержанный за период с <данные изъяты> г. налог на доходы физических лиц в сумме <данные изъяты> руб., а также л обязать Администрацию Петрозаводского городского округа производить выплату доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии без удержания налога на доходы физических лиц, начиная с <данные изъяты> года.

Представитель Инспекции ФНС России по г. Петрозаводску Артюхова Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, полагала Инспекцию ФНС России по г. Петрозаводску ненадлежащим ответчиком по делу, кроме того, указала о том, что установленная к пенсии истца ежемесячная доплата не является составной частью государственного пенсионного обеспечения, в связи с чем подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.

Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства. Ранее ответчиком направлены возражения по существу требований, в которых указано на непризнание иска по тем основаниям, что доплата к пенсии собственно пенсией не является, следовательно, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке, в то же время обращено внимание на возврат истцу удержанного в <данные изъяты> году налога на доходы физических лиц в сумме <данные изъяты>

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению в части.

В судебном заседании установлено, что Пренкова В.П. ДД.ММ.ГГГГ уволена с муниципальной службы в связи с выходом в добровольную отставку на основании п. 1 ст. 26 Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия». Истцу установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии по старости с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. С указанной надбавки происходит удержание налога на доходы физических лиц.

Из представленных справок о доходах физического лица и выписки о начислениях и удержаниях следует, что из начисленной Пренковой В.П. доплаты к государственной пенсии удержан налог на доходы физических лиц за <данные изъяты>. в сумме <данные изъяты> руб., что подтверждается справкой о доходах физического лица за <данные изъяты> г. от ДД.ММ.ГГГГ, за <данные изъяты> г. - в сумме <данные изъяты>., о чем свидетельствует выписка по счету истца. При этом удержанные в <данные изъяты> г. денежные суммы возвращены истцу, что подтверждено выпиской по лицевому счету, платежной ведомостью за <данные изъяты> г.

Позиция, выраженная ответчиками, свидетельствует о том, что доплата к государственной пенсии не рассматривается как её составляющая, в связи с чем должна производиться с удержанием подоходного налога.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит к компетенции законодателя установление государственных пенсий (ч. 2 ст. 39).

Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно ст. 72 (пп. "ж", "н" ч. 1) Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 12 ст. 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих, так же, как и государственных служащих субъектов Российской Федерации, распространяется действие пенсионного законодательства, а в соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Положениями ст. 11 Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» от 24.07.2007 № 1107-ЗРК регламентировано право муниципального образования в своем уставе предусмотреть за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), и определено, что сумма пенсии по старости (инвалидности) (без учета увеличения базовой части трудовой пенсии лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи) и ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Статьей 56 Устава Петрозаводского городского округа, принятого Решением Петросовета от 19.10.1999 г. № XXIII-XXVI/418 в редакции от 04.03.2008 г.) в качестве дополнительных гарантий лицам, получателям трудовой пенсии, пенсии по инвалидности и имеющим стаж муниципальной службы, было установлено право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, пенсии по инвалидности.

Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 24).

Из обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.06.2012г., следует, что устанавливая взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы, федеральное законодательство определило, что такая взаимосвязь обеспечивается соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу (ст. 5 Закона о муниципальной службе, ст. 7 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

При этом муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23), размер которого не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 24).

Несмотря на то, что федеральное законодательство в отношении государственных гражданских служащих употребляет термин "пенсия за выслугу лет", а в отношении муниципальных служащих - термин "пенсионное обеспечение за выслугу лет", юридическая природа таких выплат одинакова. Об одинаковой юридической природе пенсии за выслугу лет для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих указывается и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 года N 1190-О-О (п. 2).

При этом условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), размер государственной пенсии муниципального служащего (ч. 2 ст. 24 Закона о муниципальной службе), дополнительные гарантии муниципальным служащим (ч. 3 ст. 23 Закона о муниципальной службе) осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.

Не относясь к категории социальных доплат к пенсии, устанавливаемых ст. 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" на основании требований п. п. 3, 4 ст. 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", ежемесячные доплаты за выслугу лет, выплачиваемые к трудовой пенсии как государственным гражданским служащим, так и муниципальным служащим за счет средств соответствующих бюджетов, являются одним из видов государственных гарантий пенсионного обеспечения за выслугу лет вне зависимости от размера потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.

С учетом изложенного ежемесячные доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов в силу п. 2 ч. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению, поскольку представляют собой один из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению.

Изложенное позволяет прийти к выводу о необоснованности действий ответчика по удержанию из ежемесячной доплаты к трудовой пенсии Пренковой В.П. налога на доходы физических лиц. Такими действиями Администрации Петрозаводского городского округа нарушены права истца в области пенсионного обеспечения. Право Пренковой В.П. подлежит восстановлению путем взыскания с Администрации Петрозаводского городского округа необоснованно удержанного в <данные изъяты> г. налога на доходы физических лиц из произведенных доплат за <данные изъяты>. в сумме <данные изъяты>., а также путем понуждения указанного ответчика с <данные изъяты> г. производить выплату Пренковой В.П. ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы без вычета налога на доходы физических лиц. В иске к Инспекции ФНС России по г. Петрозаводску надлежит отказать как к ненадлежащему ответчику по делу.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Пренковой В. П. удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа производить Пренковой В. П. выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости за стаж муниципальной службы без удержания налога на доходы физических лиц с <данные изъяты> года.

Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Пренковой В. П. <данные изъяты> удержанного налога на доходы физических лиц за период с <данные изъяты>.

В иске к Инспекции ФНС России по г. Петрозаводску отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.С.Касянчук

Решение суда в окончательной форме принято 21 января 2013 года.

2-837/2013 (2-8975/2012;) ~ М-9088/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Пренкова Валентина Петровна
Ответчики
ИФНС по г. Петрозаводск
Администрация Петрозаводского городского округа
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Касянчук Е.С.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
17.12.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.12.2012Передача материалов судье
19.12.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.12.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.01.2013Судебное заседание
17.01.2013Судебное заседание
21.01.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.01.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2013Дело оформлено
04.03.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее