Дело № 2-1128/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 декабря 2017 года город Кисловодск
Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Зыбаревой Е.А., при секретаре судебного заседания Лашко М.В., с участием представителей истца Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае по доверенности ФИО63, ФИО64, ответчиков ФИО19, ФИО32, ФИО8, ФИО40, представителя ответчика ФИО30, допущенного к участию в деле в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ ФИО68, ФИО65, ФИО31, представителя ответчика ФИО45 по доверенности ФИО31, представителя ответчика ФИО25 по доверенности ФИО69, представителя ответчиков ФИО78 и ФИО13, допущенного к участию в деле в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ ФИО69, представителя ответчика администрации города-курорта Кисловодска по доверенности ФИО66, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае к ФИО1, ФИО25, ФИО26, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО27, ФИО5, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО6, ФИО31, ФИО45, ФИО44, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО7, ФИО42 и ФИО43, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО46, ФИО47, ФИО11, ФИО9, ФИО48, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ДжаммаевуКурмануБарисбиевичу, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО49, ФИО50, администрации города-курорта Кисловодска о признании результатов межевания земельного участка недействительными, исключении сведений о границах участка из государственного кадастра недвижимости,
установил:
Истец Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае обратился в суд с исковым заявлением к ФИО1, ФИО25, ФИО26, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО27, ФИО5, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО6, ФИО31, ФИО45, ФИО44, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО7, ФИО42 и ФИО43, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО46, ФИО47, ФИО11, ФИО9, ФИО48, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ДжаммаевуКурмануБарисбиевичу, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО49, ФИО50, администрации города-курорта Кисловодска о признании результатов межевания земельного участка недействительными, исключении сведений о границах участка из государственного кадастра недвижимости, мотивируя свои требования тем, что в собственности Российской Федерации находится объект недвижимого имущества («ФИО22 Реброва»): здание, назначение - нежилое, площадью 147,5 кв.м., инвентарный №, литер Б, этажность 1, подземная этажность 1, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, серия 26-АЗ №, выданным Управлением Росреестра по <адрес>.
На основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ Территориального управления имущества в <адрес> (далее - Территориальное управление) и акта приема-передачи федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ данный объект недвижимого имущества был закреплен на праве оперативного управления за ФГБУК «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, серия <адрес>, выданным Управлением Росреестра по <адрес>.
Объект недвижимого имущества - здание («ФИО22 Реброва») является объектом историко-культурного наследия и относится к исключительной федеральной собственности согласно приложению № к Постановлению Верховного ФИО21 РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 2 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» установлено, что к объектам исторического и культурного наследия Федерального (общероссийского) значения относятся памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с Постановлением ФИО21 от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ в список исторических памятников был включен «ФИО22 Реброва» («ФИО22»), в котором бывали ФИО23 и ФИО24, описавший его в романе «Герой нашего времени», датировка памятника 1828 год, расположенный на территории <адрес>, в <адрес> (постановление ФИО21 №).
Решением Исполнительного комитета <адрес>вого ФИО21 народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден список памятников истории и культуры <адрес>, в который также был включен вышеуказанный памятник истории.
В настоящее время объект культурного наследия федерального значения «ФИО22 Реброва» («ФИО22») приказом № от ДД.ММ.ГГГГ правления <адрес> по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия отнесен к объектам культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии.
Во исполнение поручений Президента РФ по вопросам развития Кисловодского курортного парка (№ Пр-731 от ДД.ММ.ГГГГ) Правительством РФ было подписано Распоряжение №-р от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым в целях восстановления и сохранения историко-культурного наследия парка, в том числе объекта - «ФИО22 Реброва», запланированы ремонтно-восстановительные работы на объектах парка.
Однако для проведения вышеуказанных работ в отношении объекта культурного наследия - «ФИО22 Реброва» необходимым условием является наличие оформленных в установленном законом порядке прав на земельный участок под данным объектом.
Земельный участок под объектом недвижимости - «ФИО22 Реброва» принадлежит Российской Федерации на праве собственности в силу закона, на основании п. 1 ст. 3.1 Федерального закона №-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Земельного кодекса РФ.
С целью проведения кадастровых работ по формированию земельного участка под объектом недвижимого имущества - «ФИО22 Реброва» Территориальное управление совместно с ФГБУК «АУПИК» по ЮФО обратились к кадастровому инженеру ФИО67
Согласно заключению № от ДД.ММ.ГГГГ сформировать земельный участок под «федеральным объектом недвижимости - «ФИО22 Реброва» не представилось возможным, поскольку он расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 26:34:020219:9.
В соответствии с кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок с кадастровым номером 26:34:020219:9, площадью 3080 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилую застройку Среднеэтажную, расположен по адресу: <адрес>.
Правообладателями данного участка являются собственники помещений многоквартирного ФИО22 на праве общей долевой собственности. Границы указанного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости – ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, при формировании земельного участка под многоквартирным ФИО22, расположенным по адресу: <адрес>, собственники помещений образовали земельный участок с кадастровым номером 26:34:020219:9 из земель федеральной собственности, без учета нахождения на нем объекта культурного наследия федерального значения - «ФИО22 Реброва».
В результате совершения указанных действий было допущено нарушение федерального законодательства РФ, выразившееся в наложении двух земельных участков друг на друга.
Согласно ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Земельным участком как объектом права собственности является недвижимая вещь, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (ч. 3 ст. 6 ЗК РФ).
Объектами земельных отношений выступают земельные участки, которые должны сформированы в соответствии с законодательством о кадастровом учете объектов недвижимости, в результате которого они обретают индивидуальные характеристики, отделяющие их от других земельных участков. Кадастровые отношения применительно к недвижимости, в том числе и к земельным участкам, регулируются Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно ст. 7 указанного Федерального закона описание местоположения границ земельного участка является уникальной характеристикой объекта недвижимости, включаемой в государственный кадастр.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» если иное не установлено настоящим Федеральным законом, с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены необходимые для кадастрового учета документы, в том числе межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со ст. 38настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
При этом в силу ст. 39 указанного Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.
Согласно п. 1.1, 1.2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной ФИО82 1996 года, межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению местоположения и площади. Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.
По Правилам установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, установление местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства (п. 2).
Как было отмечено выше, местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками праве собственности, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости (ст. 39 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
В силу ч. 3 приведенной статьи предметом указанного согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
При межевании в 2002 году земельного участка с кадастровым номером 26:34:020219:9 согласование местоположения границ с собственником участка, на котором расположен объект недвижимого имущества «ФИО22 Реброва», - Российской Федерацией в лице Территориального управления Росимущества в <адрес>, не было осуществлено.
Кроме того, постановлением главы администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ № было принято решение о регистрации в долевую собственность земельного участка по <адрес> за владельцами квартир и нежилых помещений, а также за ООО «Чилим» под магазин.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и ООО «Чилим» был заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Несмотря на то, что при межевании и издании администрацией распорядительных актов не были учтены интересы Российской Федерации, договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ содержал пункт, согласно которому владелец обязан был соблюдать требования режима охраны и использования памятника истории и культуры «ФИО22 Реброва», не наносить ущерба его культурной значимости и сохранности (п. 2.6 договора).
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами межевого дела № от ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время земельный участок под объектом недвижимости «ФИО22 Реброва» как объект правоотношений не существует.
Между тем, несмотря на отсутствие в ГКН сведений о границах федерального земельного участка:
установлено его фактическое местоположение. Приказом Министерства культуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены и описаны границы территории объекта культурного наследия федерального значения «ФИО22 Реброва» («ФИО22 Мэри») и утвержден правовой режим использования земельных участков в границе территории данного объекта;
подтверждено, что право собственности Российской Федерации на земельный участок возникло до момента формирования земельного участка с кадастровым номером 26:34:020219:9 (до ДД.ММ.ГГГГ), так объект недвижимого имущества - «ФИО22 Реброва» как объект культурного наследия построен в 1828 году и находится под охраной государства с 1974.
С учетом вышеизложенного, а также согласно положений статьи 12 ГК РФ, Территориальное управление считает, что право собственности Российской Федерации на земельный участок под объектом недвижимости - «ФИО22 Реброва» подлежит защите путем признания недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером 26:34:020219:9 по причине нарушения проведенным межеванием прав собственника - Российской Федерации, поскольку при межевании должно было быть учтено наличие на участке объекта федеральной собственности, что соответственно влекло необходимость согласования границ с их владельцем. На основании изложенного истец просит суд признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером 26:34:020219:9, площадью 3080 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под жилую застройку Среднеэтажную, расположенного по адресу: <адрес>; исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 26:34:020219:9, площадью 3080 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под жилую застройку Среднеэтажную, расположенного по адресу: <адрес>, возложить на ответчиков расходы по уплате государственной пошлины.
Представителем ответчика ФИО25 по доверенности ФИО69, на исковое заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> о признании результатов межевания земельного участка недействительными, исключении сведений о границах участка из государственного кадастра недвижимости принесены письменные возражения, в которых указано, что истец обратился в суд с иском о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером 29:34:020219:9, площадью 3080 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под жилую застройку среднеэтажную, расположенного по адресу: <адрес> исключении из Государственного кадастра недвижимости сведений о ах данного земельного участка.
В качестве правовых оснований удовлетворения исковых требований, указал на якобы имевшее место нарушения статей 7, 22 и 39 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07. 2007 «О государственном кадастре недвижимости», допущенные при проведении межевания земельного участка, с кадастровым номером 29:34:020219:9.
С иском не согласен, считает его, не основанным на законе и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Ссылаясь на нарушения статей 7,22 и 39 указанного Федерального закона, истец указывает на якобы имеющее место наложение «двух земельных участков друг на друга», участок, сформированный в результате межевания, внесен в ГКН, имеет кадастровый 29:34:020219:9, - другой участок, на котором находится «ФИО22 Реброва», не сформирован, не имеет кадастрового номера, не внесен в ГКН.
О том, что «налагаемый» земельный участок не внесен в ГКН, не имеет кадастрового установленных границ, размеров, вообще каких либо характеристик, позволяющих установить его местонахождение, и вообще существование, истец сам указывает в исковом заявлении.
В качестве «доказательств» его существования указывает, что «фактическое месторасположение» земельного участка установлено Приказом Министерства культуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Не комментируя полномочия Министерства культуры <адрес> в определении существования, наличия границ и иных характеристик земельных участков, расположенных на территории <адрес>, обращает внимание суда, что межевание участка имело место в 2002 году, а приказ издан в 2015 году.
В заключении кадастрового инженера ФИО67 № от ДД.ММ.ГГГГ также говорится якобы имевшем место нарушении федерального законодательства, «выразившееся в наложении двух земельных участков друг на друга».
Но и кадастровый инженер ФИО67 не указывает ни кадастрового номера, ни каких о иных характеристик налагаемого земельного участка.
На то обстоятельство, что налагаемый участок - не более чем фантом истец сам указывает в исковом заявлении, (лист 3 иска «земельный участок под объектом недвижимости «ФИО22 Реброва» как объект правоотношений не существует», «в ГКН сведения о границах участка отсутствуют»),
В соответствии со ст. 39 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07. 2007 «О государственном кадастре недвижимости», «местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ или уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости».
На основании п. 3 ст. 39 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07. 2007 согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам жизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо иными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); жизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного управления в постоянное (бессрочное) пользование); аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет.
Таким образом, при проведении межевания и определении границ земельного участка с кадастровым номером 29:34:020219:9 (межевое дело № от ДД.ММ.ГГГГ) никаких нарушений статей 7,22 и 39 указанного Федерального закона не было, да и по определению не могло.
Более того, суд должен учитывать, что нормативный акт, на который ссылается истец 2007 а межевание происходило в 2002 году и ст.ст.7 и 22 указанного закона утратили силу.
Что же касается якобы имевших место нарушений закона (истцом не указанного какого), иного с объектом недвижимости «ФИО22 Реброва» необходимо отметить следующее:
Свидетельство о государственной регистрации права на указанный объект недвижимости появилось только в 2011 году.
кадастровый паспорт объекта без указания технических характеристик был выдан в 2015 году.
инвентарная карточка «объекта» с указанием ничем не подтвержденной балансовой стоимостью 5 406 391,25 рублей открыта ДД.ММ.ГГГГ года
предметом охраны объекта культурного наследия «ФИО22 Реброва» утвержден ДД.ММ.ГГГГ.
Проведение межевых работ и их результаты в принципе не могут нарушать имущественные интересы Российской Федерации, как собственника имущества, поскольку, поскольку все межевые работы имеют технических характер и не могут наделить либо лишить кого - либо права собственности.
Не могут нарушить имущественные права Российской Федерации и собственники жилых помещений по <адрес>-3.
Постановлением Главы администрации <адрес> края 389 от ДД.ММ.ГГГГ (п. 1), земельный участок по <адрес> зарегистрирован за владельцами квартир и нежилых помещений.
Таким образом, в каком бы статусе в момент принятия постановления не находился «ФИО22 Реброва» за ним также, как и за владельцами квартир зарегистрирован земельный участок с кадастровым номером 29:34:020219:9.
Собственник «ФИО22 Реброва» имеет такое же отношение к земельному участку с кадастровым номером 29:34:020219:9, как и собственники квартир по <адрес> обращение к ним с иском, принимая во внимание, что и межевание они не проводили, является незаконным.
Необходимо также отметить, что все вопросы относительно охраны «ФИО22 Реброва» как литературного памятника отражены в кадастровом паспорте земельного участка, т.е. лежащим образом юридически закреплены.
Таким образом, исковое заявление не подлежит удовлетворению, поскольку владельцы квартир по адресу Коминтерна 3 в городе Кисловодске не являются надлежащими ответчиками, их прав они не нарушали и не могли нарушить, межевание земельного участка, при котором не было допущено никаких нарушений законодательства, в том числе статей 7,22 и 39 указанного Федерального закона, они также не проводили.
Никакого спора относительно земельного участка под «ФИО22 Реброва» нет, поскольку сам ФИО22 Реброва находится на сформированном земельном участке и его размеры, и положение решаются путем заключения соглашения между собственниками объектов недвижимости (в том числе и квартир), расположенных на данном земельном участке.
В случае не достижения соглашения спор решается в судебном порядке.
Обращение в суд с указанными исковыми требованиями может свидетельствовать только о потреблении правом и попыткой лишить права собственности, собственников квартир по <адрес>, на долю в земельном участке с кадастровым номером 29:34:020219:9. Попытка незаконного переформирования земельного участка нарушает законные интересы ответчиков. На основании изложенного, просит суд отказать в удовлетворении исковых требований в м объеме.
В судебном заседании представитель истца Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> по доверенности ФИО63, исковые требования поддержал, считал их законными обоснованными, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель истца Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> по доверенности ФИО64 в судебном заседании исковые требования поддержал, считал их законными обоснованными, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик ФИО19 в судебном заседании не согласился с исковыми требованиями истца, пояснил, что можно заключить мировое соглашение, поскольку эта дорога затрагивает не только собственников квартир ФИО22 № по <адрес> в <адрес>, но и других. Просил суд отказать в удовлетворении иска.
Ответчик ФИО32 в судебном заседании не согласился с исковыми требованиями истца, пояснил, что в предложенных истцом границах, при обсуждении условий мирового соглашения, которые проходят вплоть по его порогам он не согласен, его это не устраивает. Просил суд отказать в удовлетворении иска.
Ответчик ФИО8 в судебном заседании не согласился с исковыми требованиями истца, пояснил, что есть же правила в Жилищном кодексе про места общего пользования, как можно забрать дорогу, потом проводить подземные работы в первой охранной зоне не продуманно. Просил суд отказать в удовлетворении иска.
Ответчик ФИО40 в судебном заседании не согласился с исковыми требованиями истца, пояснил, что было у них собрание, составлены границы по зеленому забору, как ходить через одну дорогу через Карла Маркса, как подниматься к вокзалу, как можно захватывать. Как так можно, ФИО22 Реброва уже огорожен, сделали план. Просил суд отказать в удовлетворении иска.
Представитель ответчика ФИО30, допущенный к участию в деле в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ ФИО68 в судебном заседании не согласился с исковыми требованиями истца, пояснил, что они там проживают, им нужна дорога, различные службы должны проезжать к ФИО22, там проходят коммуникации. Просил суд отказать в удовлетворении иска.
Ответчик ФИО30 в судебном заседании не согласился с исковыми требованиями истца, пояснил, что это нарушение их прав, не понятно на каких основаниях идет захват земель. Просила суд отказать в удовлетворении иска.
Ответчик ФИО31, он же представитель ответчика ФИО45 по доверенности в судебном заседании не согласился с исковыми требованиями истца, просил суд отказать в удовлетворении иска.
Представитель ответчика ФИО25 по доверенности ФИО69, он же представитель ответчиков ФИО78 и ФИО13, допущенный к участию в деле в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, в судебном заседании не согласился с исковыми требованиями истца, просил суд отказать в удовлетворении искового заявления Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, пояснил суду, что понятно, что дорогу не загородят, часть дороги должна обязательно присутствовать, попытка администрации была верной. Как будет решаться вопрос по сервитуту. Все должны пользоваться земельным участком, там инфраструктура, приезжал губернатор и мэр, что они там решали. За зеленый забор было сказано, вот люди и говорят за зеленый забор. Без определения новых границ суд не может принять решение, суду следует установить новые границы земельного участка, просто так махнуть шашкой нельзя. Они изложили свои требования, попробуем предложить свои границы. Желание заключить мировое соглашение отсутствует у администрации и Росимущества, он не будет рассматривать законность вынесения решения, ответчики не извещались, только 3-4 раза, Баркар не опрошен, в той редакции просительной части, суд должен учесть даты формирования земельного участка и до издания закона о кадастре. Произойдет лишение права собственности, никто постановление № не отменял. Обращает внимание, что право собственности на памятник и связанные с ним ограничения не были нарушены, какие конкретно нарушены инструкции, не указано Баркаром. Это многоквартирный ФИО22, достичь соглашения невозможно, чувство у ответчиков будет, что их ограбили.
Представитель ответчика администрации города-курорта Кисловодска по доверенности ФИО66, в судебном заседании считала исковые требования законными и обоснованными, в связи с чем, подлежащими удовлетворению, пояснила, что земельный участок по памятником «ФИО22 Реброва» должен быть сформирован, с учетом прав собственников помещений многоквартирного ФИО22, собственникам была предоставлена схема земельного участка, но они с ней не согласились, при этом свои варианты не предложили, со стороны администрации неоднократно обращалось внимание собственников квартир ФИО22 по <адрес> в <адрес>, что предложенная схема формирования земельного участка под памятником никоим образом не нарушит их права, будут установлены сервитуты, доступ к дороге у них будет, жильцы не представили свой вариант формирования земельного участка, который может быть рассмотрен.
Допрошенный в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в качестве специалиста судебный эксперт ООО «Агентство судебных экспертиз» ФИО70, пояснил, что для того, чтобы ответить на вопрос возможно ли выделить земельный участок под памятником «ФИО22 Реброва» из земельного участка с кадастровым номером 29:34:020219:9 по <адрес>, с установлением границ этих земельных участков, необходимо исследовать в полном объеме документацию по спорным земельным участкам, для чего собственники многоквартирного ФИО22 не лишены возможности обратиться к нему по данному вопросу, а также пояснил, что для многоквартирного ФИО22 площадь земельного участка не может быть менее 2500 кв.м.
Ответчики ФИО1, ФИО25, ФИО26, ФИО2, ФИО3, ФИО79, ФИО27, ФИО5, ФИО28, ФИО29, ФИО80, ФИО45, ФИО44, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО41, ФИО7, ФИО42, ФИО43, ФИО9, ФИО10, ФИО46, ФИО47, ФИО11, ФИО9, ФИО48, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО14, ФИО81, ФИО17, ФИО18, ФИО20, ФИО49, ФИО78, третье лицо ФИО71, представитель ответчика ФИО32 по доверенности ФИО72, представитель ответчика ФИО1 по доверенности ФИО73, представители третьих лиц ОАО «Кавминкурортресурсы», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Территориального управления Федерального государственного учреждения культуры «Агентство по управлению памятников истории и культуры» по Южному федеральному округу извещенные о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, причин уважительности неявки суду не представили, об отложении дела слушанием не просили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин (ч. 1). Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие (ч. 4).
В силу ст. 35 ГПК РФ, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Они несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
В силу ст. ст. 9, 10, 113 ГПК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Не допускается злоупотребление правом гражданами и юридическими лицами.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо, участвующее в деле, само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе и реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Действующее законодательство предполагает разумность и добросовестность действий участников гражданских правоотношений. Законодатель исходит из того, что участники процесса, будучи заинтересованными в защите своих прав и законных интересов, своевременно и надлежащим образом осуществляют их.
Таким образом, волеизъявление ответчиков, третьих лиц, участвующих в деле, не было направлено на реализацию прав лица, участвующего в деле, закрепленных в ч. 1 ст. 35 ГПК РФ, посредством как личного участия в судебном заседании по рассмотрению судом настоящего гражданского дела, либо через представителя в установленном гражданским процессуальным законодательством порядке.
Информация о движении дела размещена на официальном сайте Кисловодского городского суда, учитывая, что в производстве суда настоящее гражданское дело находится продолжительное время, суд приходит к выводу о том, что сторонам по делу достоверно известно о дате, времени и месте рассмотрения дела.
На основании изложенного, с учетом мнения явившихся лиц, участвующих в деле, суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав представителей истца, ответчиков, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, допросив в качестве специалиста судебного эксперта ООО «Агентство судебных экспертиз» ФИО70, обозрев материалы инвентарного дела № на многоквартирный ФИО22 № по <адрес> в <адрес>, оценив по правилам ст. ст. 12,56,67 ГПК РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из положения ст.ст. 17, 19 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Все равны перед законом и судом.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В силу статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с частью 1 статьи 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу пункта 1 статьи 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В частности, к таким спорам относятся споры смежных землепользователей о границах земельного участка.
Судом установлено, что на основании заявления директора ООО «Чилим» ФИО74 № от ДД.ММ.ГГГГ, постановления главы администрации <адрес> края № от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации земельного участка за владельцами квартир и нежилых помещений по <адрес>» проведено межевание земельного участка с кадастровым номером 26:34:0202219:9, что подтверждается материалами межевого дела № от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 15-51)
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия 26-АЗ 410806 на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» № от ДД.ММ.ГГГГ собственностью Российской Федерации является здание, нежилое, площадью 147,5 кв.м., инвентарный №, литер Б, этажность 1, подземная этажность 1, расположенное по адресу: <адрес> (т.1, л.д. 53).
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении федерального имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным бюджетным учреждением культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры»» закреплено на праве оперативного управления за федеральным государственным бюджетным учреждением культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» недвижимое федеральное имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации: здание «Здание», общей площадью 147,5 кв.м., адрес: <адрес> кадастровый (условный) №, реестровый номер федерального имущества П12280003160 от ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлен акт о приеме-передаче федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д.54-57).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия <адрес> на основании акта о приёме-передачи федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» на праве оперативного управления владеет зданием, нежилое, площадью 147,5 кв.м., инвентарный №, литер Б, этажность 1, подземная этажность 1, расположенное по адресу: <адрес> (т.1, л.д. 58-59).
Указанные сведения отражены в кадастровом паспорте здания от ДД.ММ.ГГГГ № (т. 1, л.д. 62-63), а также то, что нежилое, площадью 147,5 кв.м., инвентарный №, литер Б, этажность 1, подземная этажность 1, по адресу: <адрес> имеет кадастровый №, расположен в кадастровом квартале 26:34:0202219, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 26:34:020219:9 в кадастровом квартале 26:34:0202219 от ДД.ММ.ГГГГ №, указанный земельный участок, сведения о котором в государственный кадастр недвижимости внесены ДД.ММ.ГГГГ, границы которого установлены относительно ориентира, расположенного в границах участка по адресу: <адрес>, земли населенных пунктов, под жилую застройку среднеэтажную, площадью 3080 кв.м., кадастровой стоимостью 11550338,80 руб., правообладатели: собственники многоквартирного ФИО22, общая долевая собственность, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 64-67).
Из указанного кадастрового паспорта следует, что на часть земельного участка: учетный номер части – 4, площадью 820 кв.м., установлены ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст. 56 ЗК РФ, в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «ФИО22 Реброва («ФИО22 Мэри»)», в котором бывали ФИО23, ФИО24, описавшие его в романе «Герой нашего времени» (далее – памятник) установлен следующий правовой режим: разрешается: 1. Проведение научно-исследовательских, изыскательских, научно-проектных и ремонтно-реставрационных работ, направленных на обеспечение физической сохранности памятника, в том числе, по консервации, ремонту, реставрации, приспособлению для современного использования с соблюдением требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. 2. Выявление и восстановление утраченных частей и элементов памятника на основании историко-культурных исследований. 3. Проведение работ, направленных на выявление, сохранение и восстановление характерной для памятника исторической планировочной и природной среды, исторических зданий и сооружений на основании историко-культурных исследований. 4. Проведение работ по озеленению и благоустройству территории памятника, уходу за зелеными насаждениями. 5. Хозяйственная деятельность, не нарушающая целостность памятника и не создающая угрозу его повреждения, разрушения или уничтожения по согласованию с государственным органом охраны памятников. Запрещается: 1. Снос, разрушение памятника в целом или отдельных его частей, надстройка, пристройка, разного рода постоянных и временных зданий и сооружений. 2. Производство каких-либо изменений внешнего и внутреннего вида памятника, его конструктивных и отделочных элементов, не связанное с восстановлением исторического облика или планировочной структуры. 3. Строительство на территории памятника новых сооружений, снос и перестройка, существующих зданий и сооружений, обладающих архитектурно-художественной или исторической ценностью или составляющих подлинное историческое окружение, или характерную историческую архитектурную среду. 4. Производство на памятнике и его территории любых работ, в том числе, связанных с реставрацией и приспособлением без наличия изготовленной и утвержденной в порядке установленном Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» научно-проектной документацией. 5. Размещение на фасадах памятника рекламных, информационных вывесок и стендов, прикрепление к его стенам разного назначения тросов, кронштейнов, растяжек, болтов, крючьев, установка кондиционеров и других предметов, влияющих на восприятие и сохранность фасадов без согласования с государственным органом охраны памятников. 6. Хозяйственная деятельность, нарушающая целостность памятника, его территории или создающая угрозу их повреждения, разрушения или уничтожения. 7. Проектирование и проведение земелеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, не связанных с сохранением памятника, его территории; прокладка не относящихся к нему коммуникаций, дорог, устройство гаражей и автостоянок. 8. Изменение гидрогеологических и экологических условий, необходимых для обеспечения сохранности памятника. 9. Засорение территории бытовыми и промышленными отходами, любого вида и форм. 10. Использование памятника или его территории: под склады и производство взрывчатых огнеопасных, загрязняющих материалов, гигроскопических материалов и материалов, имеющих вредные выделения; под мастерские и отдельные цеха производств, имеющих механические двигатели; под производство, требующие по технологическому процессу сохранения внутри помещения высоких или низких температур, производство с повышенным влажностным режимом, мокрые производства, под хранилища и для производства едких химических и красочных веществ или продуктов, выделяющих вредные испарения в процессе брожения. 11. Ограничения доступности территории памятника для научных исследований. Территория объекта культурного наследия федерального значения «ФИО22 Реброва («ФИО22 Мэри»)», в котором бывали ФИО23, ФИО24, описавшие его в романе «Герой нашего времени», территория объекта культурного наследия <адрес>. 26.34.0.1, Приказ Министерства <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из заключения кадастрового инженера ФИО67 следует, что в связи с поступившим от ФГБУК «Агентства по управлению и пользованию памятников истории и культуры» Филиала по ЮФО обращением по вопросу возможности формирования земельного участка под объектом недвижимости «ФИО22 Реброва», им, кадастровым инженером ФИО67, квалификационный аттестат №, составлено данное заключение. Сформировать земельный участок под федеральным объектом недвижимости, «ФИО22 Реброва», расположенным по адресу: <адрес>, не представляется возможным, поскольку он расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 26:34:020219:9.
Согласно кадастровому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок с кадастровым номером 26:34:020219:9, площадью 3080 категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилую застройку Среднеэтажную, расположен по у: <адрес>.
Правообладателями данного участка являются собственники помещений многоквартирного ФИО22 на праве общей долевой собственности, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, при формировании земельного участка под многоквартирным ФИО22, расположенным по адресу: <адрес> нтерна, <адрес>, собственники помещений образовали земельный участок с кадастровым номером 26:34:020219:9 из земель федеральной собственности, без учета нахождения на нем объекта культурного наследия федерального значения «ФИО22 Реброва».
В результате совершения указанных действий было допущено нарушение федерального законодательства РФ, выразившееся в наложении земельных участков друг на друга (т. 1 л.д. 52).
Стороной ответчиков в материалы гражданского дела представлено заключение кадастрового инженера ФИО75 от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленное в результате проведения кадастровых работ в целях, определения границ раздела земельного участка, из которого следует, что объектом исследования представлен земельный участок, площадью 3080кв.м., расположенный по адресу: край Ставропольский, <адрес>, ФИО22 3. Кадастровый номер земельного участка 26:34:020219:9, разрешенное использование: Под жилую застройку Среднеэтажную.
По сведениям Государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке имеют статус «учтенные», по данному объекту выполнены геодезические работы с привязкой к государственной геодезической сети, границы земельного участка определены геодезическим методом в системе координат. Данные характеристики внесены в сведения Государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН).
Согласно ст. 11.9 Земельного кодекса РФ образуемые и измененные земельные участки должны соответствовать следующим требованиям:
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможное размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральных законами.
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, исключением земельного участка, образуемого для проведения работ г геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Правилами землепользования и застройки <адрес>, утвержденными: решением Думы города-курорта Кисловодска от «24» июня 2016г.№-<адрес>, установлены требования к минимальным максимальным размерам земельного участка, где предельные параметр; разрешенного использования земельного участка:
для индивидуальной жилой застройки в кварталах новой застройки составляют от 400 кв.м до 1500 кв.м.
для индивидуальной жилой застройки в существующих кварталах составляют от 400 кв.м до 800 кв.м.
Данными правилами установлены значения минимальной площади земельного участка, который может быть образован в результате раздела, где. соответствии с градостроительным регламентом данная площадь составляет 400кв.м. (ст.33.1. Правила землепользования и застройки <адрес> края).
Раздел земельного участка с КН 26:34:020219:9 по адресу <адрес>, ФИО22 3, по фактическому пользованию, в площадном соотношении не противоречит действующим градостроительным регламентам, установленными правилами землепользования и застройки <адрес> в отношении к минимальным размерам образуемых земельных участков. Таким образом, минимальная площадь земельного участка, который может быть образован в результате раздела, в соответствии с градостроительным регламентом составляет 400 кв.м.
Так же необходимо отметить, что образуемые земельные участки могут быть обеспечены доступом к землям общего пользования, при необходимости установлением сервитута.
Схема границ раздела земельного участка с КН 26:34:020219:9 по адресу: <адрес>, ФИО22 3 представлена в части приложения данного заключения.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия <адрес> на основании решения арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ собственником сооружения скважина №, расположенного по адресу: <адрес> является ОАО «Кавминкурортресурсы».
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия <адрес> на основании решения арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ собственником сооружения скважина №, расположенного по адресу: <адрес> является ОАО «Кавминкурортресурсы».
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия <адрес> на основании решения арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ собственником здания надкоптажного скважины №, расположенного по адресу: <адрес> является ОАО «Кавминкурортресурсы».
Земельный участок с кадастровым номером 26:34:020219:20 площадью 36 кв.м., по объектом недвижимости – скважина №, расположенный по <адрес> в <адрес> администрацией города-курорта Кисловодска, в лице председателя комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска предоставлен в аренду Акционерному обществу «Кавминкурортресурсы» сроком до ДД.ММ.ГГГГ, о чем заключен договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок с кадастровым номером 26:34:020219:15 площадью 30 кв.м., по объектом недвижимости – скважина №, расположенный по <адрес> в <адрес> администрацией города-курорта Кисловодска, в лице председателя комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска предоставлен в аренду Акционерному обществу «Кавминкурортресурсы» сроком до ДД.ММ.ГГГГ, о чем заключен договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из постановления Главы администрации города-курорта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О реставрации здания № по <адрес> (литер Б) – памятника республиканского значения «ФИО22 Реброва» в составе заповедного Лермонтовского квартала в <адрес> с переоборудованием его под городской литературный музей» следует, что в связи с обращением комитета по сохранению и использованию историко-культурного наследия «Возрождение» и учитывая просьбу государственного музея-заповедника ФИО24 (письмо № от ДД.ММ.ГГГГ) постановлено обязать МЮ КХ в срок до ДД.ММ.ГГГГ передать на баланс комитета «Возрождение» здания № (лит. Б,Г) по <адрес> (лит. Б – памятник истории и культуры республиканского значения «ФИО22 Реброва» в составе заповедного Лермонтовского квартал.
Обязать комитет «Возрождение»: выступить заказчиком по реставрации здания № (лит. Б) по <адрес> «ФИО22 Реброва» для переоборудования его под городской литературный музей при долевом участии в размере 20% от сметной стоимости в финансировании производства работ объединения «Кисловодск-курорт». Предусмотреть в смете затраты на развитие городских сетей электроснабжения из расчета 2125 руб. за 1 квт. Присоединяемой мощности. Возложить функции заказчика по финансированию проектных работ на реставрацию здания № (лит. Б) по <адрес> «ФИО22 Реброва» на Пятигорский государственный музей-заповедник ФИО24. Поручить Управлению архитектуры и градостроительства выдать исходные данные на проектирование реставрации здания № (лит. Б) по <адрес> «ФИО22 Реброва».
Внести изменения в решение горисполкома № от ДД.ММ.ГГГГ и читать во всех пунктах данного решения – <адрес> (лит. А,В), исключив литера Б,Г как взятые на баланс комитетом «Возрождение». Поручить БТИ (тов. ФИО76) внести изменения в инвентарное дело № по <адрес>.
Из Соглашения о разграничении по формам собственности объектов недвижимого имущества, являющихся памятниками истории и культуры федерального (общероссийского) и местного значения, расположенных на территории <адрес>, и о порядке владения, пользования и распоряжения этими объектами, заключенного между Министерством государственного имущества <адрес>, Министерством культуры <адрес> и Главой администрации <адрес>, по согласованию с председателем комитет по управлению муниципальным имуществом ДД.ММ.ГГГГ, в частности Приложения № «Перечень недвижимых памятников истории и культуры федерального (общероссийского) и местного значения, расположенных на территории <адрес> и являющихся имуществом федеральной собственности на основании – постановления ФИО21 от ДД.ММ.ГГГГ № балансодержателем (пользователем) недвижимого имущества памятника истории и культуры – ФИО22 Реброва («ФИО22»), в котором бывали ФИО23, ФИО24, по <адрес> (лит. Б) - на момент подписания настоящего Соглашения являлось Муниципальное учреждение «Возрождение» (разобран).
В силу п. 3 ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и в соответствии с нормами, установленными ГК РФ, пользователь объекта культурного наследия несет бремя содержания данного объекта.
Согласно п. 1 ст. 9.1 указанного Закона осуществление полномочий в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством РФ) по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, а также государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения, за некоторыми исключениями, относится к органам государственной власти субъекта РФ.
Согласно ст. 6 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
Исходя из положений ст. 33 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя в том числе и разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия.
В ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" указано, что границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Под сохранением объекта культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор (ст. 40 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ).
В силу положений ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к полномочиям федеральных органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится в том числе и сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности.
Как следует из положений ст. 9.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление ряда полномочий в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), в том числе и государственную охрану объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 65 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного Постановлением Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 865 мероприятия по обеспечению сохранности памятников истории и культуры, не переданных в пользование предприятиям, учреждениям, организациям, гражданам и не находящихся в их собственности, проводятся за счет специальных средств государственных органов охраны памятников, средств государственного бюджета, а также средств, выделяемых обществами охраны памятников истории и культуры в соответствии с их уставами.
Согласно п. 65 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного Постановлением Совмина СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 865 мероприятия по обеспечению сохранности памятников истории и культуры, не переданных в пользование предприятиям, учреждениям, организациям, гражданам и не находящихся в их собственности, проводятся за счет специальных средств государственных органов охраны памятников, средств государственного бюджета, а также средств, выделяемых обществами охраны памятников истории и культуры в соответствии с их уставами.
Согласно ст. 4 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утв. приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ N 64, территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
Приказом <адрес> по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации «ФИО22 Реброва («ФИО22»), в котором бывали ФИО23 и ФИО24, описавший его в романе №»Герой нашего времени», <адрес>» утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия федерального значения, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации «ФИО22 Реброва («ФИО22»), в котором бывали ФИО23 и ФИО24, описавший его в романе №»Герой нашего времени», <адрес> (далее – Охранное обязательство).
В пункте 7 Охранного обязательства указано, что границах территории объекта культурного наследия не утверждены.
Актом технического состояния объекта культурного наследия №-А от ДД.ММ.ГГГГ установлено неудовлетворительное состояние объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации «ФИО22 Реброва («ФИО22»), в котором бывали ФИО23 и ФИО24, описавший его в романе №»Герой нашего времени», <адрес>, в связи с чем разработан план работ по сохранению объекта культурного наследия №-П от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" уникальными характеристиками земельного участка, сведения о которых вносятся в государственный кадастр недвижимости, являются кадастровый номер, описание местоположения границ и площадь.
Частью 9 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон о кадастре) установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в данной части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с частями 7, 8, 9 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с данным Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном данным Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В силу части 3 статьи 39 указанного федерального закона согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (часть 1 статьи 40 названного федерального закона).
В соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном этим Законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами (статьи 39, 40 Закона). Настоящее положение направлено на обеспечение учета законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты уточнением местоположения границ земельного участка.
Кроме того, процедура землеустроительных работ при образовании новых и упорядочении существующих земельных участков установлена Инструкцией по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству ДД.ММ.ГГГГ (далее – Инструкции).
В соответствии с п. 8.1. Инструкции собственники, владельцы и пользователи размежевываемого и смежных с ним земельных участков заблаговременно, не позднее чем за 2 дня до начала работ, извещаются о времени проведения межевых работ.
Согласно п. 8.2. Инструкции извещения (приложение 3.3) вручаются под расписку (приложение 3.4) с указанием времени вручения. Извещения и расписки составляются в 2 экземплярах, один экземпляр из которых подшивается в межевое дело.
Пунктом 9.1. Инструкции предусмотрено, что установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.
В соответствии с п. 9.2. Инструкции после завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца. Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города) (приложение 3.5).
Статьей 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, кроме прочего: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (п. 11 ч. 1), осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа (п. 26 ч. 1).
В разделах межевого дела № отсутствуют сведения о выполненных кадастровым инженером действиях по установлению информации о правообладателях объектов недвижимости на земельном участке по <адрес> в <адрес>. В акте согласования местоположения границы земельного участка, отсутствует запись о согласовании границ с собственниками (правообладателями) объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации «ФИО22 Реброва («ФИО22»), в то время как на момент проведения кадастровых работ ДД.ММ.ГГГГ являлось очевидным, что в границах земельного участка по <адрес> располагается здание № (лит. Б) по <адрес> «ФИО22 Реброва», балансодержателем которого по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на основании постановления Главы администрации города-курорта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О реставрации здания № по <адрес> (литер Б) – памятника республиканского значения «ФИО22 Реброва» в составе заповедного Лермонтовского квартала в <адрес> с переоборудованием его под городской литературный музей», а также Соглашения о разграничении по формам собственности объектов недвижимого имущества, являющихся памятниками истории и культуры федерального (общероссийского) и местного значения, расположенных на территории <адрес>, и о порядке владения, пользования и распоряжения этими объектами, заключенного между Министерством государственного имущества <адрес>, Министерством культуры <адрес> и Главой администрации <адрес>, по согласованию с председателем комитет по управлению муниципальным имуществом ДД.ММ.ГГГГ являлось Муниципальное учреждение «Возрождение».
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу, что в нарушение требований ст. 38, 39 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пунктов 8.1, 8.2, 9.1, 9.2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству ДД.ММ.ГГГГ, при проведении кадастровых работ в связи с формированием местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 26:34:020219:9, расположенного по <адрес>, оформленных межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ, согласование местоположения границ с собственником (правообладателем) земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества «ФИО22 Реброва», не была согласована, не установлены правообладатели объектов недвижимости на спорном земельном участке, о предстоящем межевании не уведомляли, акт согласования границ им не подписан.
Данные обстоятельства, установленные в судебном заседании, также свидетельствуют о несоответствии процедуры межевания вышеперечисленным требованиям Закона, в связи с исковые требования о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером 26:34:020219:9, площадью 3080 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под жилую застройку Среднеэтажную, расположенного по адресу: <адрес>; подлежат удовлетворению.
Поскольку на основании указанного межевания земельного участка был произведен государственный кадастровый учет изменений объекта, в качестве правового последствия признании межевания недействительным, суд приходит к выводу об исключении из ГКН сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 26:34:020219:9, площадью 3080 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под жилую застройку Среднеэтажную, расположенного по адресу: <адрес>, а исковые требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме, что не лишает ответчиков права произвести уточнение границ и площади своего участка в предусмотренном законом порядке, с соблюдением прав и законных интересов смежных землепользователей.
Так, в силу ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном ФИО22 принадлежат на праве общей долевой собственности, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный ФИО22, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного ФИО22 и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном ФИО22, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный ФИО22 и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным ФИО22 находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным ФИО22. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном ФИО22 вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той ФИО60, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного ФИО22, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком ФИО22. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном ФИО22 по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.
По смыслу положений, указанных правовых актов, земельный участок под многоквартирным ФИО22 должен быть сформирован. С момента формирования земельного участка и постановки его на кадастровый учет земельный участок, на котором расположены многоквартирный ФИО22 и иные входящие в состав такого ФИО22 объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном ФИО22.
Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном ФИО22 не требуется.
По смыслу ст. 36 ЗК РФ при наличии на одном земельном участке объектов недвижимости нескольких собственников, каждый из них имеет право ставить вопрос о выделе соответствующей части земельного участка в самостоятельный участок и о приобретении в собственность или аренду независимо от других лиц, если первоначальный участок делим, образуемые земельные участки превышают минимально допустимые пределы и к ним будет обеспечен доступ от участников общего пользования, в том числе путем установления сервитута.
При таких обстоятельствах, а также при отсутствии доказательств создания препятствий ответчикам со стороны истца, в осуществлении прав пользования земельным участком, исходя из положений ст. 36 ЖК РФ, согласно которой собственникам помещений в многоквартирном ФИО22 принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном ФИО22, а именно: 1) помещения в данном ФИО22, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном ФИО22, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном ФИО22 оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном ФИО22, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном ФИО22, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного ФИО22, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном ФИО22 за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный ФИО22, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного ФИО22 и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный ФИО22, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, суд находит, что исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> являются законными и обоснованными, не влекущими нарушений прав собственников помещений в многоквартирном ФИО22 № по <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> к ФИО1, ФИО25, ФИО26, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО27, ФИО5, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО6, ФИО31, ФИО45, ФИО44, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО7, ФИО42 и ФИО43, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО46, ФИО47, ФИО11, ФИО9, ФИО48, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ДжаммаевуКурмануБарисбиевичу, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО49, ФИО50, Администрации города-курорта Кисловодска о признании результатов межевания земельного участка недействительными, исключении сведений о границах земельного участка из государственного кадастра недвижимости - удовлетворить.
Признать результаты межевания земельного участка с кадастровым номером 26:34:020219:9, площадью 3080 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под жилую застройку среднеэтажную, расположенного по адресу: <адрес>, оформленные межевым делом № от ДД.ММ.ГГГГ недействительными.
Исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 26:34:020219:9, площадью 3080 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под жилую застройку среднеэтажную, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Кисловодский городской суд.
Судья Е.А. Зыбарева
Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.А. Зыбарева