Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4099/2021 ~ М-4127/2021 от 25.10.2021

№ 2-4099/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 ноября 2021 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Шукшиной Л.А.,

при секретаре Мадьяровой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску и.о. прокурора Ленинского района города Томка, действующего в интересах лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, Гончарова Егора Михайловича, к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска об обязании предоставить по договору найма специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

и.о. прокурора Ленинского района города Томка, действуя в интересах Гончарова Егора Михайловича, обратился в суд с иском к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска об обязании предоставить по договору найма специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее ... кв. м.

В обоснование заявленных требований указано, что Гончаров Е.М., ... г.р., в соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку он, находясь в возрасте до 18 лет, осталась без попечения родителей. Гончаров Е.М. не является нанимателем, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником жилого помещения. Распоряжением администрации Ленинского района г. Томска от 02.11.2017 Гончаров Е.М. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области. Считает, что у него возникло право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. На ответчика возложена обязанность по предоставлению истцу жилого помещения, соответствующего нормативно установленным требованиям.

Администрация Города Томска представила отзыв на исковое заявление, согласно которому полагает, что она несет ответственность за неисполнение переданных ей государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лишь в рамках предоставленной субвенции. Поскольку денежные средства, предоставленные в бюджет муниципального образования «Город Томск» в качестве субвенции, расходуются по целевому назначению, то она надлежащим образом исполняет возложенную на нее обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в пределах выделенной на указанные цели субвенции. В случае удовлетворения заявленных исковых требований просит предоставить в соответствии со статьей 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок на исполнение судебного решения не менее 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу. Просит провести судебное заседание по делу в отсутствие представителя администрации Города Томска.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, доводы искового заявления и отзыва на него, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение.

В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Из свидетельства о рождении Гончарова Егора Михайловича, ... года рождения (бланк № ...) следует, что его матерью является ..., отцом – ....

Решением Ленинского районного суда г. Томска от 20.06.2007 по делу № 2-621/2007 ...., ... г.р., ...., ... г.р., лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего Гончарова Е.М.

Распоряжением главы администрации Ленинского района г. Томска от 30.05.2017 № 862 Гончаров Е.М. помещен под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение.

На основании указанного решения Гончаров Е.М. направлен в ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района», что следует из направления от 09.06.2017 № 1748.

Согласно справке от 10.10.2017 Гончаров Е.М. действительно является воспитанником ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района» и находится на полном государственном обеспечении с 16.06.2017.

Таким образом, Гончаров Е.М. в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей и, соответственно, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Разрешая по существу требование и.о. прокурора Ленинского района г. Томска о предоставлении Гончарову Е.М. жилого помещения специализированного жилищного фонда, суд исходит из следующего:

Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу положений пунктов 1, 7 и 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Аналогичная норма содержится в пункте 1 статьи 15 Закона Томской области от 19.08.1999 года № 28 -ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», согласно которой указанной категории граждан областным органом по управлению специализированным жилищным фондом либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Администрацией Томской области.

В соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений, утвержденного Постановлением Администрации Томской области от 29.12.2012 года № 562а, специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот, включенным в Списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов Томской области (далее - Списки муниципальных районов, городских округов), сформированные органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Томской области, осуществляющими отдельные государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.

Специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот в соответствии со Списками муниципальных районов, городских округов (пункт 4.1 Порядка).

Согласно статье 1 Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» администрации поселений и городских округов Томской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Таким образом, администрация Города Томска наделена государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и соответственно является надлежащим ответчиком по иску.

Согласно сведениям из паспорта и справке от 24.08.2017 Гончаров Е.М. зарегистрирован по адресу: ... с 13.04.2005, собственником указанного жилого помещения является ... (степень родства Гончарова Е.М. с собственником – ...).

Сведения о наличии прав Гончарова Е.М. на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Распоряжением главы администрации Ленинского района г. Томска от 02.11.2017 № 1598 Гончаров Е.М. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории города Томска.

До настоящего времени Гончаров Е.М. жилым помещением специализированного жилищного фонда не обеспечен.

Таким образом, поскольку Гончаров Е.М. не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд считает, что он имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно части 4 статьи 10 Закона Томской области № 212-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Томской области» от 06.09.2006 года, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Решением Думы Города Томска от 02.02.2016 № 136 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» (с учетом изменений, внесенных решением Думы Города Томска от 07.07.2020 № 1383) установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 33,0 кв.м. для одиноко проживающего гражданина.

Установив, что Гончаров Е.М. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежит обеспечению жилым помещением на территории муниципального образования «Город Томск», в установленном Порядке включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования «Город Томск», до достижения 23 лет, не обеспечен жилым помещением, суд приходит к выводу, что исковые требования и.о. прокурора Ленинского района г. Томска об обязании муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска предоставить Гончарову Е.М. по договору найма специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение подлежат удовлетворению. При этом площадь предоставляемого жилого помещения, исходя из положений законодательства, действующего на момент принятия решения, должна быть не менее ... кв. м.

Суд также учитывает, что способ защиты своих прав избирается истцом самостоятельно и не может быть ограничен временным периодом включения в Список на предоставление жилого помещения, поскольку очередность предоставления жилого помещения, исходя из времени включения в Список, установлена для реализации указанными лицами своих прав и, соответственно, исполнения соответствующей обязанности органом местного самоуправления во внесудебном порядке, и нахождение иных лиц в данном порядке не нарушает их прав на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, и не снимает данной обязанности с органа местного самоуправления. Действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилья вне очереди лицу, имеющему указанное право, от предоставления жилья иным лицам, которые также обладают указанным правом.

Доводы ответчика о том, что поскольку денежные средства, предоставленные в бюджет муниципального образования «Город Томск» в качестве субвенции, расходуются по целевому назначению, то она надлежащим образом исполняет возложенную на нее обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в пределах выделенной на указанные цели субвенции, судом отклоняются в силу следующего.

Согласно абзацу пятому части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации. Таким образом, действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, независимо от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений.

Установленный законом Томской области порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

При изложенных обстоятельствах исковые требования и.о. прокурора Ленинского района г. Томска подлежат удовлетворению в полном объеме.

Рассматривая ходатайство ответчика о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в соответствии со статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд учитывает, что на исполнение настоящего решения оказывают влияние особенности правового регулирования деятельности ответчика в части бюджетного устройства и бюджетного процесса.

Вместе с тем, данные особенности сами по себе не могут ставить под сомнение принцип обязательности исполнения судебных постановлений и не должны приводить к нарушению прав истца.

С момента обращения Гончарова Е.М. с заявлением о включении в списки на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения. Таким образом, оснований для предоставления отсрочки исполнения данного решения суд не усматривает. При этом лица, участвующие в деле, не лишены в дальнейшем права повторно обратиться с подобным требованием в суд.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ... ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ... ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░:

2-4099/2021 ~ М-4127/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
и.о. Прокурора Ленинского района г.Томска
Гончаров Егор МИхайлович
Ответчики
Муниципальное образование Город Томск в лице Администрации г.Томска
Другие
Администрация Томской области
Суд
Советский районный суд г. Томска
Судья
Шукшина Л.А.
Дело на сайте суда
sovetsky--tms.sudrf.ru
25.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.10.2021Передача материалов судье
28.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.11.2021Подготовка дела (собеседование)
15.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.11.2021Судебное заседание
02.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2022Дело оформлено
05.04.2022Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее