Дело № 3а-111/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2018 года город Орёл
Орловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Георгиновой Н.А.,
при секретаре Киселевой А.В.,
с участием представителя административного истца Верижникова А.П.- Ерыгиной Ю.Д., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда материалы административного дела по административному исковому заявлению Верижникова Андрея Павловича и Шахова Алексея Александровича к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,
установил:
Верижников А.П. и Шахов А.А. обратились в областной суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Орловской области) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что в равных долях владеют нежилым помещением с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м., расположенным по адресу: <адрес>.
Налог на указанный объект недвижимости рассчитывается на основании его кадастровой стоимости, которая значительно превышает рыночную стоимость помещения, определенную в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости от 6 июля 2018 г. №/Н, составленным оценщиком общества с ограниченной ответственностью «<...> ФИО6
По изложенным основаниям, Шахов А.А. и Верижников А.П. с учетом уточнения заявленных требований в процессе судебного разбирательства, просили суд установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: помещения, назначение: нежилое помещение, кадастровый номер №, общая площадь <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <...>. по состоянию на 14 февраля 2014 г., датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать <дата>
Определением Орловского областного суда от 22 ноября 2018 г. к участию в данном деле в качестве административных ответчиков привлечены Правительство Орловской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области (далее - филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области), в качестве заинтересованного лица на стороне административных ответчиков - Администрация города Орла.
Административные истцы Верижников А.П. и Шахов А.А., представители административных ответчиков Управления Росреестра по Орловской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Орловской области, представитель заинтересованного лица администрации города Орла о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили.
Представитель административного ответчика Правительства Орловской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем, судом в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановлено о рассмотрении административного дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца Верижникова А.П. - Ерыгиной Ю.Д., исследовав отзыв на иск, представленный Правительством Орловской области, полагавшимся при разрешении спора на усмотрение суда, письменные доказательства, выслушав показания свидетеля ФИО6, подтвердившего выводы, изложенные в отчете об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества от 6 июля 2018 г. №/Н, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска, по следующим основаниям.
Исходя из положений статей 399, 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (в том числе здания, строения, сооружения, помещения), являются плательщиками налога на имущество физических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законом Орловской области от 7 ноября 2016 г. № 2030-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Орловской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Орловской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2017 г.
Согласно абзацу 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как видно из материалов дела, Верижников А.П. и Шахов А.А. на праве собственности в равных долях ( по <1/2> доле каждый) владеют помещением с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м, назначение: нежилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д.7-8).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области 22 мая 2018 г., кадастровая стоимость данного объекта недвижимости, установленная по состоянию на 14 февраля 2014 г., составляет <...>. (л.д.11).
В связи с этим, <дата> административные истцы обратились в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Орловской области (далее по тексту - Комиссия) с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости помещения, которое было отклонено решением названной Комиссии от 13 сентября 2018 г. № (л.д.208, 211-214).
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Обращаясь в суд, административные истцы в подтверждение своих доводов представили отчет об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества от 6 июля 2018 г. №/Н, подготовленный оценщиком ООО «<...>» ФИО6, согласно которому при согласовании результатов оценки затратным, сравнительным и доходным подходами, итоговый показатель рыночной стоимости нежилого помещения с кадастровым номером № составил <...>. по состоянию на 14 февраля 2014 г. ( л.д.12-131).
Выводы, изложенные в названном отчете об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества, подтвердил допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО6
Отчёт об оценке соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно - правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Исходя из положений статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Доказательств, которые опровергали бы рыночную стоимость помещения, приведенную в отчете об оценке от 6 июля 2018 г. №/Н, свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости объекта недвижимости заявлены не были.
Исследовав указанный выше отчёт об оценке, сопоставив его содержание с иными имеющимися в деле доказательствами, оценив показания свидетеля ФИО6, в том числе, в части замечаний к отчету об оценке, приведенных в решении комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Орловской области от 13 сентября 2018 г. №, суд считает, что имеющиеся в административном деле доказательства и показания свидетеля отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, не вызывают сомнений в их достоверности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
С учетом изложенного, суд считает необходимым установить кадастровую стоимость помещения, назначение: нежилое помещение, кадастровый номер №, общей площадью <...>2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <...>. по состоянию на 14 февраля 2014 г.
Исходя из разъяснений, приведенных в пункте 25 выше указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28, датой подачи физическим лицом заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию.
Поскольку <дата> административные истцы обращались с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в Комиссию при Управлении Росреестра по Орловской области, то датой подачи заявления Верижникова А.П. и Шахова А.А. о пересмотре кадастровой стоимости следует считать <дата>
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Верижникова Андрея Павловича и Шахова Алексея Александровича об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: помещение, назначение: нежилое помещение, кадастровый номер №, общая площадь <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <...>. по состоянию на 14 февраля 2014 г.
Датой подачи заявления Верижникова Андрея Павловича и Шахова Алексея Александровича о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать <дата>
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Орловского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 24 декабря 2018 г.
Председательствующий Н.А. Георгинова
Дело № 3а-111/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2018 года город Орёл
Орловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Георгиновой Н.А.,
при секретаре Киселевой А.В.,
с участием представителя административного истца Верижникова А.П.- Ерыгиной Ю.Д., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда материалы административного дела по административному исковому заявлению Верижникова Андрея Павловича и Шахова Алексея Александровича к Правительству Орловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,
установил:
Верижников А.П. и Шахов А.А. обратились в областной суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Орловской области) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что в равных долях владеют нежилым помещением с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м., расположенным по адресу: <адрес>.
Налог на указанный объект недвижимости рассчитывается на основании его кадастровой стоимости, которая значительно превышает рыночную стоимость помещения, определенную в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости от 6 июля 2018 г. №/Н, составленным оценщиком общества с ограниченной ответственностью «<...> ФИО6
По изложенным основаниям, Шахов А.А. и Верижников А.П. с учетом уточнения заявленных требований в процессе судебного разбирательства, просили суд установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: помещения, назначение: нежилое помещение, кадастровый номер №, общая площадь <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <...>. по состоянию на 14 февраля 2014 г., датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать <дата>
Определением Орловского областного суда от 22 ноября 2018 г. к участию в данном деле в качестве административных ответчиков привлечены Правительство Орловской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области (далее - филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области), в качестве заинтересованного лица на стороне административных ответчиков - Администрация города Орла.
Административные истцы Верижников А.П. и Шахов А.А., представители административных ответчиков Управления Росреестра по Орловской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Орловской области, представитель заинтересованного лица администрации города Орла о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили.
Представитель административного ответчика Правительства Орловской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем, судом в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановлено о рассмотрении административного дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца Верижникова А.П. - Ерыгиной Ю.Д., исследовав отзыв на иск, представленный Правительством Орловской области, полагавшимся при разрешении спора на усмотрение суда, письменные доказательства, выслушав показания свидетеля ФИО6, подтвердившего выводы, изложенные в отчете об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества от 6 июля 2018 г. №/Н, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска, по следующим основаниям.
Исходя из положений статей 399, 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (в том числе здания, строения, сооружения, помещения), являются плательщиками налога на имущество физических лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законом Орловской области от 7 ноября 2016 г. № 2030-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Орловской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Орловской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2017 г.
Согласно абзацу 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как видно из материалов дела, Верижников А.П. и Шахов А.А. на праве собственности в равных долях ( по <1/2> доле каждый) владеют помещением с кадастровым номером №, общей площадью <...> кв.м, назначение: нежилое помещение, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д.7-8).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области 22 мая 2018 г., кадастровая стоимость данного объекта недвижимости, установленная по состоянию на 14 февраля 2014 г., составляет <...>. (л.д.11).
В связи с этим, <дата> административные истцы обратились в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Орловской области (далее по тексту - Комиссия) с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости помещения, которое было отклонено решением названной Комиссии от 13 сентября 2018 г. № (л.д.208, 211-214).
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
Обращаясь в суд, административные истцы в подтверждение своих доводов представили отчет об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества от 6 июля 2018 г. №/Н, подготовленный оценщиком ООО «<...>» ФИО6, согласно которому при согласовании результатов оценки затратным, сравнительным и доходным подходами, итоговый показатель рыночной стоимости нежилого помещения с кадастровым номером № составил <...>. по состоянию на 14 февраля 2014 г. ( л.д.12-131).
Выводы, изложенные в названном отчете об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества, подтвердил допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО6
Отчёт об оценке соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно - правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Исходя из положений статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Доказательств, которые опровергали бы рыночную стоимость помещения, приведенную в отчете об оценке от 6 июля 2018 г. №/Н, свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованным лицом не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы по определению рыночной стоимости объекта недвижимости заявлены не были.
Исследовав указанный выше отчёт об оценке, сопоставив его содержание с иными имеющимися в деле доказательствами, оценив показания свидетеля ФИО6, в том числе, в части замечаний к отчету об оценке, приведенных в решении комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Орловской области от 13 сентября 2018 г. №, суд считает, что имеющиеся в административном деле доказательства и показания свидетеля отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, не вызывают сомнений в их достоверности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
С учетом изложенного, суд считает необходимым установить кадастровую стоимость помещения, назначение: нежилое помещение, кадастровый номер №, общей площадью <...>2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <...>. по состоянию на 14 февраля 2014 г.
Исходя из разъяснений, приведенных в пункте 25 выше указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28, датой подачи физическим лицом заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию.
Поскольку <дата> административные истцы обращались с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в Комиссию при Управлении Росреестра по Орловской области, то датой подачи заявления Верижникова А.П. и Шахова А.А. о пересмотре кадастровой стоимости следует считать <дата>
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Верижникова Андрея Павловича и Шахова Алексея Александровича об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: помещение, назначение: нежилое помещение, кадастровый номер №, общая площадь <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <...>. по состоянию на 14 февраля 2014 г.
Датой подачи заявления Верижникова Андрея Павловича и Шахова Алексея Александровича о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать <дата>
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Орловского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 24 декабря 2018 г.
Председательствующий Н.А. Георгинова