Решение по делу № 12-171/2021 от 27.08.2021

Дело № 12-171/2021 <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

22 сентября 2021 года          

Судья Кудымкарского городского суда Пермского края Гуляева Л.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Павловой А.Ю., рассмотрев в судебном заседании в г. Кудымкаре жалобу Яркова С.М. на постановление врио начальника ОГИБДД МО МВД России «Кудымкарский» Сыстерова А.Д. от ДД.ММ.ГГГГ в отношении:

Яркова С.М., <данные изъяты>, ранее привлекавшегося к административной ответственности,

установил:

Постановлением врио начальника ОГИБДД МО МВД России «Кудымкарский» Сыстерова А.Д. от ДД.ММ.ГГГГ Ярков С.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

Ярков С.М. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в которой указывает, что мотоблок не относится к транспортному средству, его регистрация в ГИБДД не требуется.

В судебном заседании Ярков С.М. доводы жалобы поддержал.

Врио начальника ОГИБДД МО МВД России «Кудымкарский» Сыстеров А.Д. с жалобой не согласился.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы, изложенные в жалобе, прихожу к следующему выводу.

Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В силу ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

В соответствии с п. 2.1.1 Правил дорожного движения РФ, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. № 1090, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, в том числе, водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории, регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором ДЧ ОГИБДД МО МВД РФ «Кудымкарский» в отношении Яркова С.М. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 30 минут на <адрес> в нарушение п. 2.1.1 Правил дорожного движения РФ Ярков С.М., управляя самоходным механическим транспортным средством, приводимым в движение <данные изъяты> объемом 196 см3, с прицепным устройством без государственного регистрационного знака, не имел при себе документов на данное транспортное средство.

При рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо пришло к выводу о наличии в действиях Яркова С.М. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ. Согласно данному постановлению ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 30 минут на <адрес> края Ярков С.М. управлял самоходным механическим транспортным средством мотоблоком, приводимым в движение <данные изъяты> объемом 196 м3, с прицепным устройством без государственного номера, не имея при себе документов на данное транспортное средство, чем нарушил п. 2.1.1 Правил дорожного движения РФ.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ устанавливает, что административным правонарушением признает противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ, образует управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, а в установленных случаях документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, с отметками таможенных органов, подтверждающими временный ввоз транспортного средства.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ, состоит в управлении транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 ст. 12.37 КоАП РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством, путевого листа или товарно-транспортных документов.

Исходя из положений п. 2.7 Правил дорожного движения РФ и диспозиции ч.ч. 1, 2 ст. 12.3 КоАП РФ субъектом административных правонарушений, предусмотренных ч.ч. 1, 2 ст. 12.3 КоАП РФ, является водитель.

В соответствии с п. 1.2 Правил дорожного движения РФ, ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» водителем признается лицо, управляющее каким-либо транспортным средством (в том числе обучающее управлению транспортным средством), транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Механическим транспортным средством является транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

В силу примечания к ст. 12.1 КоАП РФ под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

Как пояснил при рассмотрении жалобы Ярков С.М., он управлял мотоблоком <данные изъяты> с одноосным прицепом, в <данные изъяты> г. на мотоблоке он установил новый двигатель <данные изъяты>.

В соответствии с техническими характеристиками рабочий объем двигателя <данные изъяты> составляет 196 см3, что превышает 50 кубических сантиметров, его мощность – 6,5 л.с., номинальная мощность – 4,9 кВт.

Согласно паспорту мотоблока <данные изъяты> его максимальная конструктивная скорость составляет не более 50 км/ч (9 км/ч).

В силу п. 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. № 1090, в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее также Государственная инспекция) или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, должны быть зарегистрированы механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы.

В настоящее врем государственная регистрация на территории Российской Федерации самоходных машин (тракторов, самоходных дорожно-строительных машин, коммунальных, сельскохозяйственных машин, внедорожных автомототранспортных средств и других наземных безрельсовых механических транспортных средств, имеющих двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт (за исключением наземных самоходных устройств категории «L», «M», «N» на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, предназначенных для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на них, а также прицепов (полуприцепов) к ним и транспортных средств, самоходных машин, военной, специальной и других видов техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, опытных (испытательных) образцов вооружения, военной и специальной техники, в том числе относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами к продукции военного назначения), на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники), и других видов техники (прицепов (полуприцепов) самоходных машин), на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 г. № 1507 «Об утверждении Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники».

Согласно п. 4 данного постановления государственной регистрации в органах гостехнадзора подлежит техника, а также техника, которая в целом или в качестве основных компонентов в виде кузова, рамы или шасси используется для создания другой техники, перегоняется к конечным производителям или вывозится из Российской Федерации, и техника, являющаяся опытными (испытательными) образцами (за исключением случая, предусмотренного абзацем шестым настоящего пункта). В органах гостехнадзора не регистрируются: транспортные средства и техника, собранные индивидуально из запасных частей и агрегатов; техника, временно ввезенная на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более 6 месяцев либо являющаяся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность; временно ввезенная на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более 6 месяцев техника, которая в целом или в качестве основных компонентов в виде кузова, рамы или шасси используется для создания другой техники, перегоняется к конечным производителям или вывозится из Российской Федерации, либо техника, являющаяся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность; техника, являющаяся опытным (испытательным) образцом, предназначенным для прохождения испытаний, не связанных с движением по автомобильным дорогам общего пользования.

Порядок допуска граждан к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста) органами гостехнадзора установлен Правилами допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.1999 г. № 796.

Согласно данным Правилам и Инструкции о порядке их применения, утвержденной Приказом Минсельхозпрода России от 29.11.1999 г. № 807, под самоходными машинами, на управление которым необходимо получение удостоверения тракториста-машиниста, понимаются мототранспортные средства, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования (внедорожные мотосредства), тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожностроительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров, не относящееся к автомототранспортным средствам (п. 3 Инструкции).

В п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 г. № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержится следующее разъяснение.

Под транспортными средствами в главе 12 КоАП РФ понимаются:

подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час,

подлежащие государственной регистрации автомототранспортные средства с максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час,

подлежащие государственной регистрации прицепы к указанным автомототранспортным средствам,

трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины,

транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право (например, мопед).

В п. 3 данного постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 г. № 20 разъяснено, что исходя из содержания примечания к статье 12.1 КоАП РФ для целей ее применения управление трактором, самоходной дорожно-строительной, иной самоходной машиной и не подлежащими государственной регистрации транспортными средствами, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право, не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного данной нормой.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации к транспортным средствам, подлежащим государственной регистрации, мотоблок не относится, самоходной машиной, на управление которой предоставляется специальное право, не является и, исходя из понятия, сформулированного в примечании к ст. 12.1 КоАП РФ, применительно к другим статьям главы 12 названного Кодекса транспортным средством признан быть не может.

В силу положений ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Собранные доказательства не могут быть признаны достаточными для обоснования вывода о наличии в деянии Яркова С.М. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ.

Письмо Инспекции государственного технического надзора Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, в котором содержатся выводы об управлении Ярковым С.М. самодельным самоходным транспортным средством, сконструированным из мотоблока и прикрепленного к нему одноосного прицепа, имеющего рабочее место оператора, подлежащим государственной регистрации, право управления которым подтверждает удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) категории AI (внедорожные мототранспортные средства), не основано на вышеприведенных нормах права.

С учетом указанного выводы должностного лица о том, что Ярков С.М., управляя мотоблоком, являлся субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ, обоснованными признать нельзя.

Кроме того, как следует из протокола об административном правонарушении, Яркову С.М. вменялось управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов (регистрационных) на транспортное средство.

В постановлении по делу об административном правонарушении должностным лицом объективная сторона административного правонарушения описана аналогично протоколу об административном правонарушении, однако его действия квалифицированы должностным лицом по ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ.

Между тем в действиях Яркова С.М. отсутствует объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1, 2 ст. 12.3 КоАП РФ, в связи с чем его действия не могут быть переквалифицированы с ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ на ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ.

При этом Ярков С.М. имеет водительское удостоверение сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

При этом постановлением мирового судьи судебного участка Кудымкарского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, Ярков С.М. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком 1 год 6 месяцев.

В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 г. № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что лишенным права управления транспортными средствами является лицо, которому на основании вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами, либо в отношении которого имеется вступивший в законную силу приговор суда о назначении наказания в виде лишения права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами.

В силу положений ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

На основании ч. 1 ст. 32.7 КоАП РФ течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права.

В течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права лицо, лишенное специального права, должно сдать документы, предусмотренные частями 1 - 3.1 статьи 32.6 настоящего Кодекса, в орган, исполняющий этот вид административного наказания, а в случае утраты указанных документов заявить об этом в указанный орган в тот же срок (ч. 1.1 ст. 32.7 КоАП РФ).

Частью 2 ч. 32.7 КоАП РФ предусмотрено, что в случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов срок лишения специального права прерывается. Течение прерванного срока лишения специального права продолжается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов, а равно получения органом, исполняющим этот вид административного наказания, заявления лица об утрате указанных документов.

На момент составления ДД.ММ.ГГГГ протокола об административном правонарушении в установленный срок Ярков С.М. не сдал водительское удостоверение в подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения, водительское удостоверение было изъято у него лишь ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем в соответствии с ч. 2 ст. 32.7 КоАП РФ срок лишения права управления транспортными средствами не начал исчисляться.

Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Ярков С.М. являлся лицом, лишенным права управления транспортными средствами, в связи с этим его действия также не образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ.

В действиях водителя, лишенного права управления транспортными средствами, управлявшего транспортным средством, могли быть признаки состава, административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ.

При этом ДД.ММ.ГГГГ в связи с управлением Ярковым С.М. ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 30 минут около <адрес> самоходным механическим транспортным средством, приводимым в движение двигателем внутреннего сгорания <данные изъяты>, с прицепным устройством без государственного регистрационного знака, будучи лишенным права управления всеми видами транспортных средств, в отношении Яркова С.М. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка Кудымкарского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ Ярков С.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей

Данное постановление мирового судьи не вступило в законную силу.

С учетом изложенного обжалуемое постановление подлежат отмене, а производство по настоящему делу об административном правонарушении – прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 12.3 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 2 ░. 1 ░░. 24.5 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.

<░░░░░░ ░░░░░░>

<░░░░░░ ░░░░░░>

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

12-171/2021

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Ярков Сергей Михайлович
Суд
Кудымкарский городской суд Пермского края
Судья
Гуляева Людмила Викторовна
Дело на сайте суда
kudimkarsky--perm.sudrf.ru
27.08.2021Материалы переданы в производство судье
13.09.2021Судебное заседание
15.09.2021Судебное заседание
22.09.2021Судебное заседание
23.09.2021Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
27.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.10.2021Вступило в законную силу
06.10.2021Дело оформлено
06.10.2021Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее