РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2012 года г. Очер
Очерский районный суд Пермского края
в составе председательствующего судьи Кляусовой И.В.,
при секретаре Жулановой Е.И.,
с участием:
прокурора Щипицыной Ю.С.,
представителя ответчика Хабиевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Оханского района Пермского края к Государственному бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования «<данные изъяты>» о признании незаконными абзацев 2,3 пункта 1.9 Устава ГБОУ СПО «<данные изъяты>»,
установил:
Прокурор Оханского района Пермского края обратился в Очерский районный суд с иском к Государственному бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования «<данные изъяты>» о признании незаконными абзацев 2,3 пункта 1.9 Устава ГБОУ СПО «<данные изъяты>», согласно которым «Филиалы Учреждения создаются, переименовываются и ликвидируются Учреждением с согласия Учредителя по согласованию с Агентством. Согласие на создание филиалов Учреждения, а также их ликвидацию оформляется приказом Учредителя по согласованию с Агентством». Свои требования прокурор мотивирует тем, что анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что данные положения Устава ГБОУ СПО незаконны.
В силу ст. 15, п. «е» ч.1ст.72 Конституции РФ общие вопросы воспитания и образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, обязательные для исполнения органами власти, должностными лицами и гражданами Российской федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования отнесено создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений субъекта Российской Федерации (за исключением создания высших учебных заведений) согласно ст. 29,32 Закона РФ от 10.07.1992года№ 3266-1 «Об образовании».
В соответствии с требованиями ст. 18 Федерального Закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996года № 7-ФЗ, ст.ст. 61, 55 Гражданского кодекса РФ и ст.34 Закона РФ от 10.07.1992года № 3266-1 «Об образовании», рассмотренными во взаимосвязи, ликвидация образовательного учреждения как юридического лица, так и его филиала, осуществляется учредителем юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации для государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации,
В силу ст. 6 Закона Пермского края от 12.03.2010 N 587-ПК (ред. от 30.08.2010, с изм. от 12.12.2011) "О регулировании отдельных вопросов в сфере образования Пермского края" установление порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений Пермского края относится к полномочиям Правительства Пермского края. Согласно п.3 Положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации государственных образовательных учреждений Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 03.11.2009 N 809-п, решение о реорганизации или ликвидации Учреждения принимается исполнительным органом государственной власти Пермского края в виде правового акта.
Вместе с тем, пунктом 9 «Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования», утвержденного Постановлением Правительства РФ №543 от 18.07.2008 года предусмотрено, что среднее специальное учебное заведение самостоятельно в формировании своей структуры, за исключением создания, переименования и ликвидации филиалов, которые создаются, переименовываются, реорганизуются и ликвидируются учредителем образовательного учреждения согласно п.п. 4, 8 Типового положения о филиалах государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 25.07.2000 N 2311 "Об утверждении Типового положения о филиалах государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования".
Прокурором Оханского района Пермского края ДД.ММ.ГГГГ положения п. 1.9. Устава ГБОУ СПО «<данные изъяты>» были опротестованы. Протест прокурора был необоснованно отклонен.
Прокурор Щипицына Ю.С. в судебном заседании на доводах искового заявления настаивала, просила признать незаконными оспариваемые положения Устава <данные изъяты>.
Представитель ГБОУ СПО «<данные изъяты>» Хабиева Е.В. в судебном заседании пояснила, что требования прокурора в части признания незаконными абзацев 2,3 пункта 1.9 Устава ГБОУ СПО «<данные изъяты>», не признает. Указала, что согласно ст. 28 Закона Пермского края от 14.12.2007 N150-ПК (ред. от 30.09.2011) "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Пермского края" (принят ЗСПК29.11.2007)1, учреждение может создавать филиалы и открывать представительства, а также ликвидировать их. Согласие на создание филиалов и открытие представительств учреждения, а также на их ликвидацию оформляется распоряжением отраслевого органа по согласованию с уполномоченным органом.
В соответствии с пунктом 1.3 Устава Учредителем Учреждения является субъект Российской Федерации- Пермский край. Функции и полномочия учредителя от имени Пермского края осуществляет в пределах своей компетенции отраслевой орган по управлению государственными учреждениями Пермского края (далее Учредитель), функции и полномочия собственника имущества от имени Пермского края осуществляет в пределах своей компетенции уполномоченный орган- Агентство по управлению имуществом Пермского края (далее Агентство).
Таким образом, положения абз.2, 3 п.1.9 Устава ГБОУ СПО «<данные изъяты>» о том, что «филиалы и представительства Учреждения создаются, переименовываются и ликвидируются Учреждением с согласия Учредителя по согласованию с Агентством. Согласие на создание филиалов и открытие представительств, а также их ликвидацию оформляется приказом Учредителя по согласованию с Агентством» соотносимы и не противоречат вышеприведенным нормам действующего законодательства. Считает, что Типовое положение о филиалах государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, утвержденное приказом Министерства образования РФ от 25.07.2000 г. № 2311 было утверждено в соответствии с Положением о Министерстве образования РФ, утвержденным постановлением Правительства Российской федерации от 24.03.2000 г. № 258, где к полномочиям Министерства согласно п. 5.2,2 относится принятие типовых положений о филиалах федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования и порядок их создания». В связи с этим, Типовое положение в пределах компетенции Министерства образования РФ определяет порядок создания, реорганизации и ликвидации филиалов федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования и на государственные образовательные учреждения субъекта РФ не распространяется.
Представитель соответчика Агентства по управлению государственными учреждениями Пермского края надлежащим образом извещен о дате судебного заседания, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в иске отказать, направить в его адрес копию решения суда.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные документы гражданского дела, установил следующее.
Оспариваемыми положениями абзацев 2,3 пункта 1.9 Устава Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «<данные изъяты>» предусмотрено, что «Филиалы Учреждения создаются, переименовываются и ликвидируются Учреждением с согласия Учредителя по согласованию с Агентством. Согласие на создание филиалов Учреждения, а также их ликвидацию оформляется приказом Учредителя по согласованию с Агентством» (л.д.5).
По мнению суда, оспариваемые положения Устава Учреждения не противоречат действующему законодательству.
Согласно п. 1.3 Устава Учредителем Учреждения является субъект Российской Федерации - Пермский край. Функции и полномочия учредителя от имени Пермского края осуществляет в пределах своей компетенции отраслевой орган по управлению государственными учреждениями Пермского края (далее Учредитель), функции и полномочия собственника имущества от имени Пермского края осуществляет в пределах своей компетенции уполномоченный орган- Агентство по управлению имуществом Пермского края (далее Агентство).
Согласно п. «е» ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта.
В соответствии с п. 2 ст. 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Так, п. 14 ч. 2 ст. 26.3 Закона 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации предоставления начального, среднего и дополнительного профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации).
Согласно ст.3 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», Федеральные законы в области образования, включая настоящий Закон, разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования. Субъекты Российской Федерации в соответствии с их статусом и компетенцией могут принимать в области образования законы и иные нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования в силу п. 3 и п. 7 ч. 1 ст. 29 Закона «Об образовании» относится установление порядка создания, реорганизации, ликвидации образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений субъекта Российской Федерации (за исключением создания высших учебных заведений).
В пределах этих полномочий ст. 28 Закона Пермского края от 14 декабря 2007 № 150-ПК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Пермского края» (далее - Закон № 150-ПК), определен порядок создания и ликвидации филиалов государственных учреждений, где указано: «Учреждение может создавать филиалы и открывать представительства, а также ликвидировать их. Согласие на создание филиалов и открытие представительств учреждения, а также на их ликвидацию оформляется распоряжением отраслевого органа по согласованию с уполномоченным органом».
В соответствии с п.п. 2,3 ст.2 Закона Пермского края от 14.12.2007 №150-ПК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Пермского края", уполномоченный орган - исполнительный орган государственной власти Пермского края, осуществляющий в пределах своей компетенции функции по управлению и распоряжению краевым имуществом; отраслевой орган - исполнительный орган государственной власти Пермского края, осуществляющий в пределах своей компетенции функции по управлению и распоряжению краевым имуществом подведомственных государственных унитарных предприятий, учреждений Пермского края в соответствующей отрасли (сфере управления), координацию и регулирование их деятельности.
Суд не может принять во внимание доводы прокурора о противоречии оспариваемых положений Устава пункту 9 Постановления Правительства РФ от 18.07.2008 N 543 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении», согласно которому филиал среднего специального учебного заведения создается, переименовывается и ликвидируется федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится среднее специальное учебное заведение. Типовое положение о филиале среднего специального учебного заведения утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.
Типовое положение о филиалах государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, утвержденное приказом Министерства образования РФ от 25.07.2000 г. № 2311 было утверждено в соответствии с Положением о Министерстве образования РФ, утвержденным постановлением Правительства Российской федерации от 24.03.2000 г. № 258, где к полномочиям Министерства согласно п. 5.2,2 относится принятие типовых положений о филиалах федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования и порядок их создания».
На основании вышеизложенного, в требовании прокурора следует отказать.
Руководствуясь ст.198 ГПК, суд
решил:
Прокурору Оханского района Пермского края в удовлетворении исковых требований к Государственному бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования «<данные изъяты>» о признании незаконными абзацев 2,3 пункта 1.9 Устава ГБОУ СПО «<данные изъяты>» о том, что «Филиалы Учреждения создаются, переименовываются и ликвидируются Учреждением с согласия Учредителя по согласованию с Агентством. Согласие на создание филиалов Учреждения, а также их ликвидацию оформляется приказом Учредителя по согласованию с Агентством», отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения судом в окончательной форме, начиная с 23 июля 2012 года.
Судья Очерского районного суда подпись И.В. Кляусова
<данные изъяты>
<данные изъяты>