Дело № 2-286/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 февраля 2021 года г. Елизово Камчатский край
Елизовский районный суд Камчатского края в составе:
Председательствующего судьи Масловой Н.И.,
При секретаре Головановой И.Е.,
С участием истца Андреевой Е.В., представителя ответчика Подониной В.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреевой Екатерины Викторовны к Федеральному государственному бюджетному учреждению центр агрохимической службу «Камчатский» о признании распоряжения незаконным, взыскании задолженности по заработной плате (премии), компенсации за задержку выплаты заработной платы, процентов (денежной компенсации) за задержку выплаты заработной платы (премии), денежной компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Андреева Е.В. обратилась в суд с иском к ответчику Федеральному государственному бюджетному учреждению центр агрохимической службы «Камчатский» (далее ФГБУ ЦАС «Камчатский», ответчик) о признании незаконным распоряжения руководителя ФГБУ ЦАС «Камчатский» от 14.08.2020 года в части отмены приказа 17-л от 12 февраля 2020 года «О премировании» специалисту по кадрам отдела правового, кадрового и информационного обеспечения ФГБУ центр агрохимической службы «Камчатский» Андре6вой Е.В. премии в размере 24 000 рублей; взыскании задолженности по заработной плате – премии в размере 57 600 рублей(с учетом районного и северного коэффициентов); процентов (денежной компенсации) за задержку выплаты заработной платы за период с 15 марта 2020 по 20 ноября 2020 года в размере 4 850 рублей 88 копеек, компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей.
В обоснование иска указывает на то, что работала у ответчика с 06 февраля 2019 года по 30 ноября 2020 года на должности специалиста по кадрам. Согласно приказу №17-л от 12 февраля 2020 года «О премировании» ей должна быть начислена премия в размере 24 000 рублей в связи с качественной подготовкой и успешным прохождением аккредитации. Однако до настоящего времени указанная премия ей не выплачена, ответчик на ее претензию ответил, что приказ «О премировании» отменен 14 августа 2020 года. Полагает, что премия должна быть выплачена с учетом коэффициента и надбавок. Кроме того, в соответствии со ст. 236 ТК РФ ей должны быть выплачены проценты за задержку выплаты заработной платы, а также компенсация морального вреда.
В судебном заседании истец Андреева Е.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Подонина В.В., действующая на основании доверенности от 15 января 2021 года, в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление. Пояснила, что выплата премии по итогам прохождения аккредитации, предусмотренная приказом руководителя от 12 февраля 2020 года, не является обязательной выплатой. Премия могла быть выплачена при наличии средств в фонде оплаты труда, но в связи с отсутствием денежных средств, действие приказа было приостановлено, а затем приказ отменен. Оснований для выплаты премии не имеется(л.д.28-30).
Суд, заслушав пояснения истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 15 ТК РФ, трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности и с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты(доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
На основании ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Статьей 191 ТК РФ установлено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (выдает премию и др.).
Таким образом, премии и другие поощрительны выплаты являются частью заработной платы, условия, порядок и критерии выплаты которых могут быть отражены в трудовом договоре работника или утверждены в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте (положении об оплате труда, положении о премировании и т.п.).
Пунктом 1 ст. 140 ТК РФ предусмотрено, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Судом установлено, что 29 января 2019 года между истцом и ответчиком был заключен трудовой договор(л.д.7-12); работник принят на должность специалиста по кадрам отдела бухгалтерской службы и кадров с окладом согласно штатного расписания.
Приказом №6-л от 29 января 2019 года Андреева Е.В. принята на работу с 06 февраля 2019 года в Отдел бухгалтерской службы и кадров специалистом по кадрам постоянно, с тарифной ставкой (окладом) 6181 руб.49 коп., районным коэффициентом 60%, процентной надбавкой 80%; 10% - за непрерывный стаж работы в системе агропромышленного комплекса, согласно п.5.15 Положения об оплате труда(л.д.13).
На основании личного заявления Андреевой Е.В., приказом № 100-л от 18 ноября 2020 года истица уволена 30 ноября 2020 года по собственному желанию, п.3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ(л.д.14).
Согласно п.4.1. трудового договора №1 от 29 января 2019 года работодатель устанавливает Работнику должностной оклад 6 181, 49 рублей за полностью отработанный календарный месяц. Выплата заработной платы осуществляется два раза в месяц.
Как видно из исследованных в судебном заседании трудового договора №1 от 29 января 2019 года и приказа о приеме на работу№6-л от 29 января 2019 года, они не содержат положений о выплате работнику каких-либо премий.
Истцом не представлено доказательств, в соответствии с которыми ей полагается выплата каких-либо премий.
12 февраля 2020 года ответчиком издан приказ №17-л «О премировании». Из приказа следует, что Андреевой Е.В. следует выплатить премию по итогам работы за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности в размере 24 000 рублей(л.д15).
Доказательств, подтверждающих ознакомление работников с указанным приказом, материалы дела не содержат.
На основании служебной записки главного бухгалтера Кубасовой С.М. от 28 февраля 2020 года действие приказа № 17-л «О премировании» приостановлено(л.д.43,50).
Приказом №80-л от 14 августа 2020 года в связи с отсутствием поступления средств от приносящей доход деятельности после прохождения аккредитации приказ № 17-л от 12 февраля 2020 года отменен(л.д.44,51).
16 ноября 2020 года исполняющая обязанности директора Расковская Л.А. дала ответ на претензию Андреевой Е.В. о том, что в феврале 2020 года начисление премии не производилось. В соответствии со ст. 191 ТК РФ выплата премии является правом работодателя, а не обязанностью. Изданный в феврале 2020 года приказ о премировании был принят бухгалтерией к производству, но так как был приостановлен руководителем на основании служебной записки главного бухгалтера от 28 февраля 2020 года, исполнен не был и начисление указанной премии не производилось. Данный приказ впоследствии был отменен распоряжением руководителя от 14 августа 2020 года(л.д.17).
Как следует из исследованных материалов дела, локальные нормативные акты о премировании у ответчика отсутствуют.
На основании вышеизложенного, оценив в совокупности представленные доказательства, в том числе положения трудового договора, заключенного с истцом, суд приходит к выводу, что стимулирующие выплаты, а также их размер, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя, премирование является правом работодателя и производится по его усмотрению, т.е. премия по итогам работы в связи с качественной подготовкой и проведением аккредитации к доплатам, которые обязательны для применения в организациях независимо от форм собственности, не относится, ее размер, условия и порядок выплаты определяется работодателем. Выплата премии и определение ее размера для каждого из работников является исключительно правом работодателя, данная премия не является гарантированной систематической выплатой, не входит в число обязательных выплат и ее выплата является правом, а не обязанностью работодателя.
Принимая во внимание, что приказ №17-л «О премировании» от 12 февраля 2020 года не был реализован в связи с отсутствием денежных средств в Учреждении и впоследствии отменён работодателем, указанная премия не является гарантированной систематической выплатой и зависит от усмотрения работодателя, суд приходит к выводу, что требования истца заявлены необоснованно и не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы истца о том, что ей должна быть выплачена премия, поскольку при увольнении другого работника премия была выплачена, являются необоснованными, поскольку убедительных доказательств в подтверждение указанных доводов истцом не представлено, а ответчиком указанные обстоятельства отрицались.
Представленные истцом договоры на выполнение работ от 29 июля 2020 года и 30 июня 2020 года, как доказательства о наличии денежных средств у ответчика для выплаты премии, суд не может принять во внимание, поскольку не свидетельствуют о наличии средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░ 14 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ 17-░ ░░ 12 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ «░ ░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 24 000 ░░░░░░; ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 57600 ░░░░░░ (░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░); ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 15 ░░░░░ 2020 ░░░░ ░░ 30 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 4850 ░░░░░░ 88 ░░░░░░; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 20000 ░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░