Дело № 2-360/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Республика Карелия г. Лахденпохья 12 сентября 2018 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Каменева А.Б., при секретаре Аблеевой Т.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору в интересах Дюковой Татьяны Петровны, к администрации Лахденпохского муниципального района о понуждении к действиям,
у с т а н о в и л:
Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору обратился в суд с иском в интересах Дюковой Т.П., к администрации Лахденпохского муниципального района о понуждении к действиям. Иск мотивирован тем, что в соответствии с п.п.6 п.10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РК от 26.10.2011 года №281-П, Государственная жилищная инспекция РК при реализации возложенных на нее функций, выдает обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений. В инспекцию поступило обращение Дюковой Т.П. по вопросу ненадлежащего содержания муниципальной квартиры <адрес> <адрес> в <адрес> в части деформации, повреждения печей, полов в квартирах 1 и 2. Инспекцией проведена внеплановая проверка (распоряжение №677 от 02.11.2016 года) Согласно акту обследования от 25.03.2016г. указанного многоквартирного дома было установлено следующее: нет гидроизоляционных фартуков дымовых труб дома, частично разрушены бетонные столбы фундамента, внешние стены имеют отклонение по вертикали, половые лаги <адрес> (правая комната от входа в помещение) поражены гнилью, имеют отклонение от горизонтали, квартира имеет отклонения в горизонтальной плоскости из-за разрушения опорных фундаментных столбов. Администрации Лахденпохского муниципального района (далее ЛМР), как органу местного самоуправления, обеспечивающему контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда направлено предписание №616 от 03.11.2016г., согласно которому предписывалось в срок до 20.06.2017г. устранить выявленные нарушения. Однако, предписание №616 от 03.11.2016г. не было исполнено. В отношении главы администрации ЛМР возбуждено дело об административном правонарушении в соответствии с ч.1 ст.19.5 КоАП РФ и направлено повторное предписание №185/1061 от 29.09.2017г., которое также не исполнено. Неисполнение требований норм действующего законодательства существенным образом ущемляет права и законные интересы жителей указанного выше многоквартирного дома. На основании изложенного истец просил: обязать ответчика обеспечить надлежащее содержание муниципальной <адрес> многоквартирном <адрес> в <адрес> путем организации проведения следующих работ в срок до 30.09.2018 года: по замене половых лаг в <адрес> (правая комната от входа в помещение); по установке гидроизоляционных фартуков дымовых труб, устранению разрушений опорных фундаментных столбов.
Определением суда Дюкова Т.П. привлечена к участию в деле в качестве соистца.
В судебное заседание истец – представитель Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору не явился, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Истец Дюкова Т.П. в судебное заседание не явилась, извещена о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела без её участия.
Представила отзыв, в котором полагала заявленные требования подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в иске. Также дополнила, что дом, по её мнению, ремонту не подлежит, его надо сносить, так как дом аварийный. В доме не живет, боится, считает, что он может обрушиться. Дом изначально строился с нарушениями, печь стоит на лагах, которые треснули, фундамент практически отсутствует. Весь дом держится на фундаменте печи, через печи проходят несущие брус-балки, которые сгнили и могут в любой момент рухнуть. Крыша в 2010 году обрушилась, и несколько месяцев дом находился под властью непогоды, весь дом был залит водой, деревянные конструкции преют, в том числе стены, пол. Кроме того, ремонт крыши проведен некачественно, крыша протекает, стены заливает, они продолжают гнить, полы обвалены. Полагает, что должен быть решен вопрос о комиссионном осмотре дома с целью признания его аварийным и, как следствие предоставление жильцам нового жилья, либо компенсации на приобретение жилья.
Ответчик – представитель администрации Лахденпохского муниципального района по доверенности Медведева О.В. в судебном заседании исковые требования не признала по следующим основаниям. Не отрицает, что указанные в иске ремонтные работы необходимо произвести, однако в администрации отсутствуют денежные средства на эти цели, в бюджет они не заложены. Просроченная кредиторская задолженность администрации составляет 63623600 рублей, задолженность по исполнительным документам составляет 17661500 рублей. Указанный в иске срок для исполнения решения суда нереальный, за это время невозможно провести торги для определения организации, которая будет производить ремонт. Также необходимо учесть, что дом не отапливаемый, там никто не живет, уже наступает зимний период, дом промерзнет, и в этих условиях ремонтные работы никто производить не сможет. Кроме того, полагает, что дом является аварийный, его ремонт нецелесообразен, однако в настоящее время в администрации отсутствуют денежные средства для создания межведомственной комиссии для решения вопроса о признании дома аварийным, смогут провести осмотр не раньше следующего года. Управляющая организация по многоквартирному дому не выбрана.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.
В судебном заседании установлено следующее.
Дюкова Т.П. зарегистрирована в муниципальной квартире по адресу: <адрес>.
Согласно постановлению Правительства Республики Карелия от 07.10.2015г. №314-П многоквартирный <адрес> по адресу: <адрес> муниципального района.
Государственным комитетом Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору были проведены внеплановые документарные проверки 03.11.2016г., 29.09.2017г., 02.08.2018 года, согласно которым установлено, что указанный жилой дом находится в ненадлежащем содержании.
В адрес администрации ЛМР Государственным комитетом Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору направлено предписание об устранении нарушений № 616 от 03.11.2016г., согласно которому предписывалось в срок до 20.06.2017г. в многоквартирном <адрес> в <адрес> организовать и обеспечить: проведение ремонтных работ по замене лаг в муниципальной <адрес> (правая комната от входа в помещение); надлежащее содержание общедомового имущества путем проведения работ по установке гидроизоляционных фартуков дымовых труб, устранению разрушений опорных фундаментных столбов.
В ходе документарной проверки по распоряжению №046/Р/2183 от 01.08.2018г., установлено, что согласно письму администрации от 25.07.2018г. №3213-ОТР ремонтные работы перечисленные в предписании №185/1061 от 29.09.2017г. были предусмотрены на 2017г. в Программе «Адресных капитальных вложений в объекты муниципальной собственности МО ЛМР на 2016-2020гг», утвержденной постановлением администрации от 10.10.2016г. №445, однако производство указанных работ в летний период 2017г. затруднено, ввиду сложного финансового положения администрации. В ноябре 2017г. составлена смета на производство работ, в том же месяце принято решение о переносе срока выполнения работ на 2018г. Бюджетных средств на выполнение ремонтных работ в 2018г. нет.
В связи с неисполнением предписания, 14.08.2018 года в отношении администрации ЛМР истцом вынесен протокол об административном правонарушении №1419 в соответствии с которым ответчик привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ и в адрес администрации направлено повторное предписание №185/1061 от 29.09.2017г.
Актом проверки от 29.09.2017 г. № 185/14-08/р/1139 было установлено, предписание также не исполнено по тем же основаниям.
До настоящего времени ремонтные работы, указанные в иске не проведены, что стороной ответчика не оспаривается.
Частью 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) собственник несет бремя содержание принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом 2 ст. 681 ГК РФ определено, что капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
Статьями 309, 310 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
На основании ст.2 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
В силу положений ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Статьёй 30 ЖК РФ установлено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно пп.2, 3 ч.2 ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
В соответствии с п.п. 3,4 части 3 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, проводить текущий ремонт жилого помещения.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 2 Федерального закона от 21.07.2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определено понятие капитального ремонта многоквартирного дома - это проведение работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года N 170, предусмотрен примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда (приложение N 8).
Перечень работ по текущему ремонту квартиры, выполняемых за счет средств нанимателей, поименован в приложении № 8 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88 (р), утверждены Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. № 312), (далее по тексту Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. № 312), в данном перечне отсутствуют работы по капитальному ремонту конструктивных элементов квартиры и дома, в том числе указанные в иске.
На основании пункта «в» ч. 5 раздела 2 "Типового договора социального найма жилого помещения", утвержденного Постановлением Правительства РФ 21.05.2005 г. N 315 наймодатель обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
При таких обстоятельствах суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению. Возложенная законом обязанность по надлежащему содержанию муниципального имущества (муниципальной квартиры и многоквартирного дома) администрацией ЛМР не исполнена. Осуществляя полномочия собственника и наймодателя жилого помещения, в соответствии с положениями статьи 30, части 3 статьи 65 ЖК РФ, администрация ЛМР обязана нести бремя по содержанию принадлежащего ей имущества. Указанные в иске работы относятся к работам капитального характера и должны выполняться наймодателем. Также необходимо учесть, что управляющая организация для управления многоквартирным домом не выбрана.
В связи с чем, суд полагает обязать ответчика выполнить следующие ремонтные работы в многоквартирном доме по адресу - <адрес>: заменить половые лаги в муниципальной <адрес> (правая комната от входа в помещение); установить гидроизоляционные фартуки дымовых труб дома, устранить разрушения фундаментных столбов дома.
Учитывая характер дела, действия, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав истца Дюковой Т.П., суд считает срок до 30.09. 2018 года, указанный в иске, не обоснованным по следующим основаниям.
Настоящее решение суда вынесено 12.09.2018 г., вступает в силу в течение месяца с момента составления мотивированного решения, если оно не будет обжаловано. То есть решение вступит в силу уже за пределами срока, указанного в иске.
Также необходимо учесть, что в бюджет Лахденпохского муниципального района на 2018 г. денежные средства для исполнения данного решения суда не заложены, в настоящее время имеются серьезные препятствия для исполнения решения суда, связанные с недостаточностью денежных средств, что подтверждено представленными документами (кредиторская задолженность бюджетных учреждений муниципального района составляет 63623600 руб.).
Кроме того, суд учитывает, что процедура принятия решения и выполнение соответствующих работ является длительной и осуществляется в несколько этапов, сопровождается подготовкой необходимой документации и т.д. (необходимо утверждение бюджета ЛМР, проведение конкурсных процедур в соответствии с ФЗ от 05.04.2013г. №44-ФЗ, заключение муниципального контракта на выполнение работ с подрядчиком и. т.п.).
Также необходимо учесть, что дом неотапливаемый, выполнение ремонтных работ по замене лаг и ремонту фундамента в зимний период существенно затруднено.
Кроме того, с учетом установленных обстоятельств, суд полагает обоснованными ссылки ответчика и истца Дюковой Т.П. на то, что дом аварийный и необходимо комплексное обследование с целью решения вопроса о признании его аварийным. В случае признания дома аварийным, необходимо решать вопрос о целесообразности ремонта дома. Однако в настоящее время проведение комиссионного обследования дома невозможно из-за отсутствия в бюджете района денежных средств.
Таким образом, суд полагает установить срок для исполнения решения суда до 01 июня 2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию Лахденпохского муниципального района в срок до 01 июня 2019 года выполнить следующие ремонтные работы в многоквартирном доме по адресу - <адрес>: заменить половые лаги в муниципальной <адрес> (правая комната от входа в помещение); установить гидроизоляционные фартуки дымовых труб дома, устранить разрушения фундаментных столбов дома.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: А.Б. Каменев
Решение в окончательной форме изготовлено 17 сентября 2018 года.
Председательствующий: А.Б. Каменев