Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5496/2014 ~ М-5047/2014 от 11.09.2014

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

ДД.ММ.ГГГГ Центральный районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи     Германовой С.В.,

при секретаре      ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОАО «Волгоцеммаш» к Думе <адрес> о признании нормативного правового акта противоречащим закону в части,

установил:

ОАО «Волгоцеммаш» обратилось в суд с иском, в котором просило признать Решение Думы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О правилах землепользования и застройки городского округа Тольятти», опубликованное 27.01.2009, противоречащим Градостроительному кодексу Российской Федерации и недействующим в части отнесения земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> принадлежащего на праве собственности ОАО «Волгоцеммаш», к территориальной зоне ПК-3 «Зона промышленных объектов IV класса опасности».

В судебном заседании представители истца ФИО3 и ФИО4, действующие по доверенности, иск поддержали. Суду пояснили, что ДД.ММ.ГГГГ Решением Думы городского округа <адрес> утверждены Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти (далее – Правила землепользования и застройки). Указанное решение опубликовано в газете «Городские ведомости» ДД.ММ.ГГГГ (922), вступило в законную силу. Решение Думы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ действует с учетом изменений, которые были внесены последующими решениями Думы. ОАО «Волгоцеммаш» оспаривает нормативно-правовой акт в действующей редакции, т.е. в редакции Решения Думы городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № 1236.

По утверждению представителей истца, оспариваемый нормативный акт в части, касающейся земельного участка ОАО «Волгоцеммаш», противоречит действующему законодательству и нарушает права и свободы заявителя – правообладателя земельного участка – в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, которой оно вправе заниматься. В соответствии с п 4 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны. Фактическим использованием земельного участка ОАО «Волгоцеммаш» является эксплуатация предприятия II класса опасности, которое может располагаться только в пределах территориальной зоны ПК-1 «Зона промышленных объектов I – II классов опасности». Оспариваемыми Правилами землепользования и застройки земельный участок отнесен к территориальной зоне ПК-3 «Зона промышленных объектов IV и V классов опасности». Просят исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика Думы г.о. Тольятти ФИО5, действующая по доверенности, требования не признала. Суду пояснила, что законодательство не содержит требований, согласно которым Правила землепользования и застройки должны отражать фактическое использование территории. Границы территориальных зон устанавливаются с учетом существующего землепользования, а также с учетом иных параметров, предусмотренных ч. 1 ст. 34 ГрК РФ, но не могут при этом противоречить положениям Генерального плана о территориальном планировании. ОАО «Волгоцеммаш» не представило доказательств отнесения принадлежащего ему производственного объекта к определенному классу опасности, в связи с чем, отсутствуют доказательства нарушения прав заявителя оспариваемым нормативным актом. В Генеральном плане городского округа Тольятти установлена расчетная санитарно-защитная зона Северного промышленного узла, в том числе санитарно-защитная зона ОАО «Волгоцеммаш». Расчетная санитарно-защитная зона Северного промышленного узла установлена в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее – СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Земельный участок заявителя находится в пределах санитарно-защитной зоны Северного промышленного узла. Предусмотренная ГрК РФ процедура при принятии Правил землепользования и застройки была соблюдена: проведены публичные слушания, вынесенный на публичные слушания Проект дорабатывался с учетом замечаний, высказанных на публичных слушаниях, Правила землепользования и застройки утверждены Думой городского округа Тольятти и опубликованы в газете «Городские ведомости». При проведении публичных слушаний от истца не поступало замечаний относительно установления территориальной зоны ПК-3. В удовлетворении иска просит отказать.

Представитель ответчика Мэрии городского округа Тольятти ФИО6, действующая по доверенности, исковые требования не признала. Суду пояснила, что позиция истца основана на защите исключительно частных интересов и входит в противоречие с положениями градостроительного законодательства, регламентирующего осуществление территориального планирования, градостроительного зонирования в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для обеспечения учета интересов жителей города и городского округа в целом.

Правила землепользования и застройки разрабатываются в соответствии с Генеральным планом и не должны ему противоречить. Генеральный план городского округа Тольятти на расчетный срок до 2025 года утвержден решением Думы городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Постановление Тольяттинской городской Думы от «Об утверждении проекта корректировки Генерального плана г.о. Тольятти до 2015 года». Карта градостроительного зонирования городского округа Тольятти утверждена в составе Правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями ГрК РФ и соответствует Генеральному плану городского округа Тольятти. Территориальное зонирование земельного участка, указанного в заявлении ОАО «Волгоцеммаш», установлено в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ, а именно в соответствии с функциональными зонами и параметрами их планируемого развития, определенными Генеральным планом городского округа Тольятти. Земельный участок заявителя согласно Правилам землепользования и застройки расположен в зоне производственно-коммунальных объектов IV класса опасности. В Генеральном плане городского округа Тольятти соответствующий земельный участок входит в состав функциональной зоны промышленных предприятий. Таким образом, территориальная зона, установленная Правилами землепользования и застройки, соответствует функциональному зонированию согласно Генеральному плану городского округа Тольятти. В удовлетворении исковых требований просит отказать.

Прокурор городского округа Тольятти заявил, что положения Генерального плана городского округа Тольятти не оспариваются. Правила землепользования и застройки приняты в соответствии с ГрК РФ и не противоречат Генеральному плану городского округа Тольятти. Предусмотренная ГрК РФ процедура при принятии Правил землепользования и застройки была соблюдена. При проведении публичных слушаний от истца не поступало замечаний относительно установления территориальной зоны ПК-3.

Суд, выслушав представителей истца, представителей ответчиков, прокурора, изучив письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит исковые требования ОАО «Волгоцеммаш» обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Согласно ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с п.4 ст. 32 ГрК РФ физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.

Истец считает, что оспариваемое решение противоречит статьям 34, 36 ГрК РФ.

Судом установлено, что Решением Думы городского округа <адрес> утверждены Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти. Указанное решение опубликовано в газете «Городские ведомости» ДД.ММ.ГГГГ (922). В настоящее время оспариваемое решение действует в редакции Решения Думы городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № 1236.

ОАО «Волгоцеммаш» принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 1786253 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер что подтверждается свидетельством о государственной регистрации №

Истец, оспаривая законность нормативного акта, указывает на нарушение своих прав его принятием, которое заключается в том, что земельный участок с кадастровым номером , фактически используемый для размещения предприятия II класса опасности, которое может располагаться только в пределах территориальной зоны ПК-1 «Зона промышленных объектов I – II классов опасности», Правилами землепользования и застройки отнесен к территориальной зоне ПК-3 «Зона промышленных объектов IV и V классов опасности».

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации земли делятся по целевому назначению на категории, и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и из разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу ч. 1 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно ч. 1 ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков, сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

В соответствии с ч. 2 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.

Согласно п. 9 ст. 1 и п. 6 ст. 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков и ограничения использования земельных участков являются составной частью градостроительных регламентов.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:

1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;

2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного ч. 6 ст. 18 ГрК РФ), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;

3) определенных ГрК РФ территориальных зон;4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;

5) планируемых изменений границ земель различных категорий;

6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках;

7) историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.

Согласно ч. 1 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.

В силу Санитарных норм проектирования промышленных предприятий, утвержденных Госстроем СССР ДД.ММ.ГГГГ (действовали при учреждении завода «Строммашина» – правопредшественника ОАО «Волгоцеммаш») критерием отнесения металлургического предприятия ко II классу опасности являлось производство на нем чугунного фасонного литья в количестве более 20 000 тонн в год.

Согласно представленным проектным документам и документам об учреждении завода «Строммашина» (протоколу совещания при главном архитекторе <адрес> по проектному заданию на строительство в городе завода «Строммашина» Министерства строительного и дорожного машиностроения СССР от 13.09.1955, Приказу министерства строительства и дорожного машиностроения СССР от ДД.ММ.ГГГГ №29) было запроектировано строительство чугунно-литейного цеха мощностью 28 000 тонн в год, затем было принято решение об увеличении мощности производства и в 1956 году был введен в действие сталелитейный цех мощностью 48 000 тонн в год. Таким образом, предприятие с момента своего основания относилось ко II классу опасности. Фактическим использованием земельного участка являлось размещение объекта II класса опасности.

При таких обстоятельствах земельный участок истца мог быть отнесен только к территориальной зоне ПК-1 «Зона промышленных объектов I и II классов опасности».

Дума городского округа Тольятти ошибочно указывает, что истцом не представлены доказательства отнесения принадлежащего ему производственного объекта к определенному классу опасности в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Согласно разделу VII «Санитарная классификация промышленных объектов и производств тепловых электрических станций, складских зданий и сооружений и размеры ориентировочных санитарно-защитных зон для них» СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон.

Санитарная классификация промышленных объектов и производств (разделение на классы опасности), а также определение размера санитарно-защитной зоны производятся на основе мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов.

Конкретный критерий для определенного типа промышленного объекта и производства определяется в соответствующем разделе СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Применительно к металлургическим, машиностроительным, металлообрабатывающим объектам и производствам таким критерием в соответствии с пунктом 7.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 является объем производства или тип производства.

Пунктом 3.8 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что временное сокращение объема производства не является основанием к пересмотру принятого размера санитарно-защитной зоны для максимальной проектной или фактически достигнутой мощности.

Таким образом, объем или тип производства в целях определения класса опасности принимается по проектным значениям.

В соответствии с пунктом 7.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для металлургических, машиностроительных, металлообрабатывающих объектов и производств критерием определения класса опасности является объем производства или тип производства.

Представленными в материалы дела проектными документами подтверждено отнесение ОАО «Волгоцеммаш» к предприятиям II класса опасности.

Суд считает необоснованным утверждение Думы <адрес> о возможности размещения в требуемой истцом зоне ПК-1 объектов 1 класса опасности, в силу того, что истец требует привести в соответствие с существующим землепользованием только в отношении принадлежащего ему земельного участка, по которому определена санитарно – защитная зона в 500 метров, тогда как размер санитарно-защитной зоны для преприятия 1 класса опасности составляет 1000 метров. В связи с этим, утверждение о нарушении прав жителей, проживающих в домах, расположенных нарасстоянии от 500 до 1000 м, является необоснованным.

Согласно преамбуле к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» данный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не применяется для установления класса опасности в целях определения размера санитарно-защитной зоны и территориального планирования.

Дума городского округа Тольятти указывает, что в Генеральном плане городского округа Тольятти в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установлена расчетная санитарно-защитная зона Северного промышленного узла, в том числе санитарно-защитная зона ОАО «Волгоцеммаш».

Согласно разделу IV СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление размеров санитарно-защитной зоны проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитной зоны с соответствующими расчетами вредного воздействия и последующим утверждением Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации для промышленных объектов I и II классов опасности, либо Постановлением Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации для промышленных объектов III, IV, V классов опасности при наличии предварительного заключения соответствующего Управления Роспотребнадзора.

При этом Думой городского округа Тольятти не представлены доказательства, которые подтверждают установление размеров санитарно-защитной зоны Северного промышленного узла городского округа Тольятти, а также установление размеров санитарно-защитной зоны ОАО «Волгацеммаш».

Довод Думы и прокурора городского округа Тольятти, которые утверждают, что при проведении публичных слушаний от ОАО «Волгоцеммаш» не поступало замечаний относительно установления территориальной зоны ПК-3, что лишает истца права оспаривать Правила землепользования и застройки, не основан на законе.

Публичные слушания являются одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления, а не формой прямого волеизъявления граждан. Рекомендации, принятые по результатам проведения публичных слушаний, для органов местного самоуправления носят рекомендательный характер и учитываются при принятии решений.

В соответствии с ч.4 ст.32 ГрК РФ физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке. Данное право не зависит от порядка участия или неучастия лица, чьи права и законные интересы затронуты правилами землепользования и застройки, в процедурах, предшествующих принятию оспариваемого нормативного акта.

Согласно представленному постановлению мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Волгоцеммаш» отказано в выдаче разрешения на реконструкцию в связи с несоответствием проектной документации требованиям градостроительного плана в части отсутствия в градостроительных регламентах территориальной зоны ПК-3 возможности размещения предприятий II класса опасности. Данное обстоятельство подтверждает нарушение прав и законных интересов истца оспариваемым нормативным актом.

Мэрия городского округа Тольятти указывает на то, что территориальная зона, установленная Правилами землепользования и застройки, соответствует функциональному зонированию согласно Генеральному плану городского округа Тольятти.

Функциональная зона – это совокупность градостроительных районов, кварталов или участков одинакового функционального назначения. В соответствии со статьями 23, 24 ГрК РФ, пунктом 1 статьи 5 Правил землепользования и застройки функциональная зона объединяет несколько территориальных зон с одинаковым функциональным назначением. Таким образом, в пределах функциональной зоны промышленных предприятий могут располагаться территориальные зоны промышленных объектов ПК-1, ПК-2, ПК-3. Следовательно, правомерна конкретизация в Правилах землепользования и застройки функциональной зоны промышленных предприятий согласно Генеральному плану в виде выделения в ее границах территориальной зоны ПК-1.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что Решение Думы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О правилах землепользования и застройки городского округа Тольятти» противоречит ГрК РФ в части отнесения земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> принадлежащего на праве собственности ОАО «Волгацеммаш» к территориальной зоне ПК-3 «Зона промышленных объектов IV и V классов опасности». Территориальная зона, в пределах которой расположен земельный участок истца, должна быть определена как территориальная зона ПК-1 «Зона промышленных объектов I и II класса опасности». Решение Думы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О правилах землепользования и застройки городского округа Тольятти» в указанной части подлежит признанию недействующим.

На основании изложенного, руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать нормативный правовой акт - «Решение Думы городского округа <адрес> «О правилах землепользования и застройки городского округа Тольятти» от ДД.ММ.ГГГГ противоречащим Градостроительному кодексу Российской Федерации в части отнесения земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности ОАО «Волгоцеммаш» к территориальной зоне ПК-3 «Зона производственно-коммунальных объектов IV класса вредности.

Признать нормативный правовой акт - «Решение Думы городского округа <адрес> «О правилах землепользования и застройки городского округа Тольятти» от ДД.ММ.ГГГГ недействующим в части отнесения земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности ОАО «Волгоцеммаш» к территориальной зоне ПК-3: «Зона производственно-коммунальных объектов IV класса вредности.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Самарский областной суд через Центральный районный суд.

В окончательной форме решение изготовленоДД.ММ.ГГГГ года.

Судья подпись Германова С.В.

Копия верна

Судья

2-5496/2014 ~ М-5047/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ОАО "Волгоцеммаш"
Прокурор г.Тольятти
Другие
мэрия г.о.Тольятти
Дума г.о. Тольятти
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Германова С.В.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
11.09.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.09.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.09.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.10.2014Подготовка дела (собеседование)
12.09.2014Передача материалов судье
02.10.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.10.2014Предварительное судебное заседание
27.10.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.11.2014Предварительное судебное заседание
04.12.2014Судебное заседание
08.12.2014Судебное заседание
12.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2015Дело оформлено
02.11.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее