РЕШЕНИЕ
ИФИО1
ДД.ММ.ГГГГ Центральный районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Германовой С.В.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ОАО «Волгоцеммаш» к Думе <адрес> о признании нормативного правового акта противоречащим закону в части,
установил:
ОАО «Волгоцеммаш» обратилось в суд с иском, в котором просило признать Решение Думы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О правилах землепользования и застройки городского округа Тольятти», опубликованное 27.01.2009, противоречащим Градостроительному кодексу Российской Федерации и недействующим в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> принадлежащего на праве собственности ОАО «Волгоцеммаш», к территориальной зоне ПК-3 «Зона промышленных объектов IV класса опасности».
В судебном заседании представители истца ФИО3 и ФИО4, действующие по доверенности, иск поддержали. Суду пояснили, что ДД.ММ.ГГГГ Решением Думы городского округа <адрес> № утверждены Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти (далее – Правила землепользования и застройки). Указанное решение опубликовано в газете «Городские ведомости» ДД.ММ.ГГГГ № (922), вступило в законную силу. Решение Думы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № действует с учетом изменений, которые были внесены последующими решениями Думы. ОАО «Волгоцеммаш» оспаривает нормативно-правовой акт в действующей редакции, т.е. в редакции Решения Думы городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № 1236.
По утверждению представителей истца, оспариваемый нормативный акт в части, касающейся земельного участка ОАО «Волгоцеммаш», противоречит действующему законодательству и нарушает права и свободы заявителя – правообладателя земельного участка – в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, которой оно вправе заниматься. В соответствии с п 4 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны. Фактическим использованием земельного участка ОАО «Волгоцеммаш» является эксплуатация предприятия II класса опасности, которое может располагаться только в пределах территориальной зоны ПК-1 «Зона промышленных объектов I – II классов опасности». Оспариваемыми Правилами землепользования и застройки земельный участок отнесен к территориальной зоне ПК-3 «Зона промышленных объектов IV и V классов опасности». Просят исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Думы г.о. Тольятти ФИО5, действующая по доверенности, требования не признала. Суду пояснила, что законодательство не содержит требований, согласно которым Правила землепользования и застройки должны отражать фактическое использование территории. Границы территориальных зон устанавливаются с учетом существующего землепользования, а также с учетом иных параметров, предусмотренных ч. 1 ст. 34 ГрК РФ, но не могут при этом противоречить положениям Генерального плана о территориальном планировании. ОАО «Волгоцеммаш» не представило доказательств отнесения принадлежащего ему производственного объекта к определенному классу опасности, в связи с чем, отсутствуют доказательства нарушения прав заявителя оспариваемым нормативным актом. В Генеральном плане городского округа Тольятти установлена расчетная санитарно-защитная зона Северного промышленного узла, в том числе санитарно-защитная зона ОАО «Волгоцеммаш». Расчетная санитарно-защитная зона Северного промышленного узла установлена в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее – СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). Земельный участок заявителя находится в пределах санитарно-защитной зоны Северного промышленного узла. Предусмотренная ГрК РФ процедура при принятии Правил землепользования и застройки была соблюдена: проведены публичные слушания, вынесенный на публичные слушания Проект дорабатывался с учетом замечаний, высказанных на публичных слушаниях, Правила землепользования и застройки утверждены Думой городского округа Тольятти и опубликованы в газете «Городские ведомости». При проведении публичных слушаний от истца не поступало замечаний относительно установления территориальной зоны ПК-3. В удовлетворении иска просит отказать.
Представитель ответчика Мэрии городского округа Тольятти ФИО6, действующая по доверенности, исковые требования не признала. Суду пояснила, что позиция истца основана на защите исключительно частных интересов и входит в противоречие с положениями градостроительного законодательства, регламентирующего осуществление территориального планирования, градостроительного зонирования в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для обеспечения учета интересов жителей города и городского округа в целом.
Правила землепользования и застройки разрабатываются в соответствии с Генеральным планом и не должны ему противоречить. Генеральный план городского округа Тольятти на расчетный срок до 2025 года утвержден решением Думы городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Постановление Тольяттинской городской Думы от № «Об утверждении проекта корректировки Генерального плана г.о. Тольятти до 2015 года». Карта градостроительного зонирования городского округа Тольятти утверждена в составе Правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями ГрК РФ и соответствует Генеральному плану городского округа Тольятти. Территориальное зонирование земельного участка, указанного в заявлении ОАО «Волгоцеммаш», установлено в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ, а именно в соответствии с функциональными зонами и параметрами их планируемого развития, определенными Генеральным планом городского округа Тольятти. Земельный участок заявителя согласно Правилам землепользования и застройки расположен в зоне производственно-коммунальных объектов IV класса опасности. В Генеральном плане городского округа Тольятти соответствующий земельный участок входит в состав функциональной зоны промышленных предприятий. Таким образом, территориальная зона, установленная Правилами землепользования и застройки, соответствует функциональному зонированию согласно Генеральному плану городского округа Тольятти. В удовлетворении исковых требований просит отказать.
Прокурор городского округа Тольятти заявил, что положения Генерального плана городского округа Тольятти не оспариваются. Правила землепользования и застройки приняты в соответствии с ГрК РФ и не противоречат Генеральному плану городского округа Тольятти. Предусмотренная ГрК РФ процедура при принятии Правил землепользования и застройки была соблюдена. При проведении публичных слушаний от истца не поступало замечаний относительно установления территориальной зоны ПК-3.
Суд, выслушав представителей истца, представителей ответчиков, прокурора, изучив письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит исковые требования ОАО «Волгоцеммаш» обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно ч. 1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с п.4 ст. 32 ГрК РФ физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
Истец считает, что оспариваемое решение противоречит статьям 34, 36 ГрК РФ.
Судом установлено, что Решением Думы городского округа <адрес> № утверждены Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти. Указанное решение опубликовано в газете «Городские ведомости» ДД.ММ.ГГГГ № (922). В настоящее время оспариваемое решение действует в редакции Решения Думы городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № 1236.
ОАО «Волгоцеммаш» принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 1786253 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер № что подтверждается свидетельством о государственной регистрации № №
Истец, оспаривая законность нормативного акта, указывает на нарушение своих прав его принятием, которое заключается в том, что земельный участок с кадастровым номером №, фактически используемый для размещения предприятия II класса опасности, которое может располагаться только в пределах территориальной зоны ПК-1 «Зона промышленных объектов I – II классов опасности», Правилами землепользования и застройки отнесен к территориальной зоне ПК-3 «Зона промышленных объектов IV и V классов опасности».
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации земли делятся по целевому назначению на категории, и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и из разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу ч. 1 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ч. 1 ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков, сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
Согласно п. 9 ст. 1 и п. 6 ст. 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков и ограничения использования земельных участков являются составной частью градостроительных регламентов.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:
1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;
2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного ч. 6 ст. 18 ГрК РФ), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;
3) определенных ГрК РФ территориальных зон;4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;
5) планируемых изменений границ земель различных категорий;
6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках;
7) историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.
Согласно ч. 1 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
В силу Санитарных норм проектирования промышленных предприятий, утвержденных Госстроем СССР ДД.ММ.ГГГГ (действовали при учреждении завода «Строммашина» – правопредшественника ОАО «Волгоцеммаш») критерием отнесения металлургического предприятия ко II классу опасности являлось производство на нем чугунного фасонного литья в количестве более 20 000 тонн в год.
Согласно представленным проектным документам и документам об учреждении завода «Строммашина» (протоколу совещания при главном архитекторе <адрес> по проектному заданию на строительство в городе завода «Строммашина» Министерства строительного и дорожного машиностроения СССР от 13.09.1955, Приказу министерства строительства и дорожного машиностроения СССР от ДД.ММ.ГГГГ №29) было запроектировано строительство чугунно-литейного цеха мощностью 28 000 тонн в год, затем было принято решение об увеличении мощности производства и в 1956 году был введен в действие сталелитейный цех мощностью 48 000 тонн в год. Таким образом, предприятие с момента своего основания относилось ко II классу опасности. Фактическим использованием земельного участка являлось размещение объекта II класса опасности.
При таких обстоятельствах земельный участок истца мог быть отнесен только к территориальной зоне ПК-1 «Зона промышленных объектов I и II классов опасности».
Дума городского округа Тольятти ошибочно указывает, что истцом не представлены доказательства отнесения принадлежащего ему производственного объекта к определенному классу опасности в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Согласно разделу VII «Санитарная классификация промышленных объектов и производств тепловых электрических станций, складских зданий и сооружений и размеры ориентировочных санитарно-защитных зон для них» СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон.
Санитарная классификация промышленных объектов и производств (разделение на классы опасности), а также определение размера санитарно-защитной зоны производятся на основе мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов.
Конкретный критерий для определенного типа промышленного объекта и производства определяется в соответствующем разделе СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Применительно к металлургическим, машиностроительным, металлообрабатывающим объектам и производствам таким критерием в соответствии с пунктом 7.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 является объем производства или тип производства.
Пунктом 3.8 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что временное сокращение объема производства не является основанием к пересмотру принятого размера санитарно-защитной зоны для максимальной проектной или фактически достигнутой мощности.
Таким образом, объем или тип производства в целях определения класса опасности принимается по проектным значениям.
В соответствии с пунктом 7.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для металлургических, машиностроительных, металлообрабатывающих объектов и производств критерием определения класса опасности является объем производства или тип производства.
Представленными в материалы дела проектными документами подтверждено отнесение ОАО «Волгоцеммаш» к предприятиям II класса опасности.
Суд считает необоснованным утверждение Думы <адрес> о возможности размещения в требуемой истцом зоне ПК-1 объектов 1 класса опасности, в силу того, что истец требует привести в соответствие с существующим землепользованием только в отношении принадлежащего ему земельного участка, по которому определена санитарно – защитная зона в 500 метров, тогда как размер санитарно-защитной зоны для преприятия 1 класса опасности составляет 1000 метров. В связи с этим, утверждение о нарушении прав жителей, проживающих в домах, расположенных нарасстоянии от 500 до 1000 м, является необоснованным.
Согласно преамбуле к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» данный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не применяется для установления класса опасности в целях определения размера санитарно-защитной зоны и территориального планирования.
Дума городского округа Тольятти указывает, что в Генеральном плане городского округа Тольятти в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установлена расчетная санитарно-защитная зона Северного промышленного узла, в том числе санитарно-защитная зона ОАО «Волгоцеммаш».
Согласно разделу IV СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление размеров санитарно-защитной зоны проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитной зоны с соответствующими расчетами вредного воздействия и последующим утверждением Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации для промышленных объектов I и II классов опасности, либо Постановлением Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации для промышленных объектов III, IV, V классов опасности при наличии предварительного заключения соответствующего Управления Роспотребнадзора.
При этом Думой городского округа Тольятти не представлены доказательства, которые подтверждают установление размеров санитарно-защитной зоны Северного промышленного узла городского округа Тольятти, а также установление размеров санитарно-защитной зоны ОАО «Волгацеммаш».
Довод Думы и прокурора городского округа Тольятти, которые утверждают, что при проведении публичных слушаний от ОАО «Волгоцеммаш» не поступало замечаний относительно установления территориальной зоны ПК-3, что лишает истца права оспаривать Правила землепользования и застройки, не основан на законе.
Публичные слушания являются одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления, а не формой прямого волеизъявления граждан. Рекомендации, принятые по результатам проведения публичных слушаний, для органов местного самоуправления носят рекомендательный характер и учитываются при принятии решений.
В соответствии с ч.4 ст.32 ГрК РФ физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке. Данное право не зависит от порядка участия или неучастия лица, чьи права и законные интересы затронуты правилами землепользования и застройки, в процедурах, предшествующих принятию оспариваемого нормативного акта.
Согласно представленному постановлению мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №№ ОАО «Волгоцеммаш» отказано в выдаче разрешения на реконструкцию в связи с несоответствием проектной документации требованиям градостроительного плана в части отсутствия в градостроительных регламентах территориальной зоны ПК-3 возможности размещения предприятий II класса опасности. Данное обстоятельство подтверждает нарушение прав и законных интересов истца оспариваемым нормативным актом.
Мэрия городского округа Тольятти указывает на то, что территориальная зона, установленная Правилами землепользования и застройки, соответствует функциональному зонированию согласно Генеральному плану городского округа Тольятти.
Функциональная зона – это совокупность градостроительных районов, кварталов или участков одинакового функционального назначения. В соответствии со статьями 23, 24 ГрК РФ, пунктом 1 статьи 5 Правил землепользования и застройки функциональная зона объединяет несколько территориальных зон с одинаковым функциональным назначением. Таким образом, в пределах функциональной зоны промышленных предприятий могут располагаться территориальные зоны промышленных объектов ПК-1, ПК-2, ПК-3. Следовательно, правомерна конкретизация в Правилах землепользования и застройки функциональной зоны промышленных предприятий согласно Генеральному плану в виде выделения в ее границах территориальной зоны ПК-1.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что Решение Думы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О правилах землепользования и застройки городского округа Тольятти» противоречит ГрК РФ в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> принадлежащего на праве собственности ОАО «Волгацеммаш» к территориальной зоне ПК-3 «Зона промышленных объектов IV и V классов опасности». Территориальная зона, в пределах которой расположен земельный участок истца, должна быть определена как территориальная зона ПК-1 «Зона промышленных объектов I и II класса опасности». Решение Думы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О правилах землепользования и застройки городского округа Тольятти» в указанной части подлежит признанию недействующим.
На основании изложенного, руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Признать нормативный правовой акт - «Решение Думы городского округа <адрес> «О правилах землепользования и застройки городского округа Тольятти» от ДД.ММ.ГГГГ № противоречащим Градостроительному кодексу Российской Федерации в части отнесения земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности ОАО «Волгоцеммаш» к территориальной зоне ПК-3 «Зона производственно-коммунальных объектов IV класса вредности.
Признать нормативный правовой акт - «Решение Думы городского округа <адрес> «О правилах землепользования и застройки городского округа Тольятти» от ДД.ММ.ГГГГ № недействующим в части отнесения земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности ОАО «Волгоцеммаш» к территориальной зоне ПК-3: «Зона производственно-коммунальных объектов IV класса вредности.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Самарский областной суд через Центральный районный суд.
В окончательной форме решение изготовленоДД.ММ.ГГГГ года.
Судья подпись Германова С.В.
Копия верна
Судья