ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Тольятти,
ул. Коммунистическая, 43 04 августа 2020 года
Судья Комсомольского районного суда города Тольятти Самарской области – Иванова Т.Н., рассмотрев поступившие протокол об административном правонарушении ... и другие материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении ООО Арсенал»,
установил:
В Комсомольский районный суд гор. Тольятти поступили материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении ООО Арсенал».
При подготовке дела к рассмотрению установлено, прихожу к выводу, что протокол об административном правонарушении с иными материалами дела подлежит возвращению в орган, должностному лицу, которые составили протокол по следующим основаниям.
Согласно статьи 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении, правильно ли оформлены иные материалы и достаточно ли их для рассмотрения дела по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении.
Из содержания ст. 29.4 КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении и другие материалы дела могут быть возвращены в орган (должностному лицу), который составил протокол, только на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению. После начала рассмотрения дела об административном правонарушении по существу судья не вправе вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
При составлении протокола законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении:
а) разъясняются права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе (ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ);
б) предоставляется возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по его содержанию (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ), после чего протокол им подписывается, а в случае отказа - делается соответствующая запись (ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ);
в) вручается под расписку копия протокола (ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ).
В силу ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из приведенных выше положений КоАП РФ следует, что протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии лица, привлекаемого к административной ответственности либо в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, но только лишь при условии надлежащего извещения данного лица о времени и месте совершения конкретных процессуальных действий.
В аналогичном порядке должно производится и внесение изменений в протокол об административных правонарушениях. Толкование положений ст. 28.2 КоАП РФ в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что изменение сведений, ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, производится в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в указанный процессуальный акт только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица. Иное толкование вышеприведенных норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
При этом о соблюдении процедуры привлечения лица к административной ответственности в смысле положений КоАП РФ можно говорить лишь в случае наличия доказательств получения лицом, в отношении которого имеются основания для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, соответствующего уведомления. При этом возможное или предполагаемое наличие у административного органа доказательств направления данному лицу такого уведомления не свидетельствует о соблюдении процессуальных требований.
Таким образом, закон требует известить привлекаемое к ответственности лицо о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и допускает осуществление административным органом соответствующих процессуальных действий в отсутствие лица только при наличии у него информации о получении адресатом данного уведомления, в том числе о фиктивном, то есть предполагаемом получении, которое может иметь место в том случае, когда соответствующее извещение при строгом соблюдении органом почтовой связи всех правил доставки почтовой корреспонденции не было вручено адресату и возвращено отправителю с надлежащими отметками на конверте.
Исследуя вопрос об уведомлении юридического лица – ООО «Арсенал» о дате, времени и месте составления должностным лицом протокола об административном правонарушении, а равно о внесении в него изменений, суд полагает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие надлежащее его извещение.
Из материалов дела усматривается, что уведомление от 21.04.2020 года о необходимости явки для составления протокола к 10 часам 00 минутам 13 мая 2020 года было направлено в адрес ООО «Арсенал» почтовым отправлением 22 апреля 2020 года, однако сведения о том, что письмо адресату было вручено в деле отсутствуют, равно как и сведения о дате возвращения конверта с уведомлением о необходимости явки с отметкой об истечении срока хранения.
Более того, в материалах дела также отсутствуют сведения о том, что первоначально составленный протокол об административном правонарушении, а равно протокол с внесенными изменениями были направлены в адрес ООО «Арсенал», что противоречит требованиям ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ.
Соответственно, при подготовке к рассмотрению дела, судом установлено, что при возбуждении дела об административном правонарушении должностным лицом допущены существенные нарушения процессуальных требований, установленных ст. 28.2 КоАП РФ, заведомо свидетельствующих о ненадлежащем составлении протокола об административном правонарушении, что является основанием для возвращения протокола и других материалов дела в орган, составивший протокол, для устранения выявленных недостатков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ, судья,
определил:
Возвратить в Территориальный государственный автодорожный надзор по Самарской области Средне-Волжского МУГАДН протокол об административном правонарушении ... в отношении ООО «Арсенал» по ст. 17.7 КоАП РФ, для устранения препятствий к рассмотрению дела.
Определение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней с момента получения копии определения.
Судья: Т.Н. Иванова