Производство № 2а-643/2020
Дело (УИД): 28RS0021-01-2021-001223-32
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сковородино 11 ноября 2021 г.
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Петрашко С.Ю.,
при секретаре Самохваловой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Сковородинского района к отделу судебных приставов по Сковородинскому району, судебному приставу исполнителю ОСП по Сковородинскому району, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Административный истец администрация Сковородинского района обратилась в суд с административным исковым заявлением к отделу судебных приставов по Сковородинскому району, судебному приставу исполнителю ОСП по Сковородинскому району, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование заявленных требований указала, что 08.10.2021 г. судебным приставом-исполнителем Федеральной службы судебных приставов УФССП России по Амурской области ОСП по Сковородинскому району вынесено постановление о взыскании с администрации Сковородинского района исполнительского сбора, в связи с неисполнением должником обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения Горячун (Калюжной) ФИО6. Администрация Сковородинского района просит, освобождения от исполнительского сбора, по следующим обстоятельствам: ДД.ММ.ГГГГ исполнительным производством №-ИП было возбужденно исполнительное производство, на основании исполнительного листа ФС 027955897 от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Сковородинским районным судом по делу № 2-539/2020 об обязании администрации Сковородинского района предоставить Горячун (Калюжной) ФИО6 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта – <адрес>.
Обращаясь в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, Администрация Сковородинского района указывает на наличие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа, а также указывает, что должником были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Денежные средства из областного (федерального) бюджета предоставленные на 2017, 2018, 2019, 2020 г.г. – использованы, предоставлены жилые помещения детям-сиротам ранее стоящим на очереди по вступившим в законную силу рушениям суда, в связи с чем приобрести жилое помещение для ребенка - сироты – Горячун (Калюжной) Д.А. в настоящее время не представляется возможным.
В соответствии с ч,2 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополни тельных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В соответствии с Постановлением Правительства Амурской области от 25.04.2016 N 157 (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении нормативов предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным районам или городским округам, на территории которых приобретаются жилые помещения" стоимость квадратного метра при приобретении жилья для детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей на территории Сковородинского района составляет - 31 920,00.
В 2016 г. за 7 485 000 рублей, полученных из областного (федерального) бюджета приобретено и предоставлено 12 жилых помещений специализированного назначения.
В 2017 г. за 3 439 952 рубля полученных из областного (федерального) бюджета приобретено и предоставлено всего 4 жилых помещения специализированного назначения.
За 2018 год предоставлено три квартиры, одна из которых приобретена за счет средств областного бюджета, выделенных в 2018 году, две квартиры были приобретены в 2013 году и в 2014 году, впоследствии по решению Сковородинского районного суда, сироты, проживавшие в последних были выселены и квартиры предоставлены следующим детям-сиротам в порядке очередности по решению суда.
В 2019 году бюджету Сковородинского района были предусмотрены денежные средства областного и федерального бюджета, на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2019 год в сумме 6 320 200, 00 рублей, из данных денежных средств было израсходовано 3 731 723 рубля 18 копеек и приобретено и предоставлено 4 четыре жилых помещения, остаток денежных средств был возвращен, в связи с тем, что не было возможности приобрести квартиры согласно Постановлению Правительства Амурской области от 25.04.2016 N 157 "Об утверждении нормативов предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным районам или городским округам, на территории которых приобретаются жилые помещения" стоимость квадратного метра при приобретении жилья для детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей на территории Сковородинского района составляет - 48 769, 00 рублей.
В 2020 году бюджету Сковородинского района были предусмотрены денежные средства областного и федерального бюджета, на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2020 год в сумме 6 320 160, 00 рублей, из них приобретено и предоставлено 5 жилых помещения, остаток денежных средств был возвращен по основаниям указанным выше.
На 2021 год бюджету предусмотрены денежные средства на приобретение жилья в сумме 13 693 680 рублей 00 копеек, приобретено и предоставлено 5 квартир.
В настоящее время (по состоянию на 11.10.2021 г)., на территории Сковородинского района 73 ребенка-сироты и детей, оставшихся без попечения родителей, которых администрация Сковородинского района обязана по решению (полученному в 2016-2017- 2018-2019-2020-2021 гг.) Сковородинского районного суда незамедлительно после вступления решения в силу, обеспечить жилыми помещениями по найму специализированного помещения, еще одно дело находится на рассмотрении, а также имеются дети - сироты стоящие в очереди по списку уже более 5 лет.
Денежных средств, выделенных из областного (федерального) бюджета, на приобретение жилья для детей - сирот не хватает, для своевременного обеспечения жильем даже тех детей - сирот у которых имеются решения Сковородинского районного суда и которые, соответственно должны обеспечиваться, вопреки Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в первоочередном порядке.
Однако, судебным приставом - исполнителем без учета, указанной невозможности (не зависящей от администрации Сковородинского района) приобрести жилое помещение, было вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора.
Следует учесть, что администрация Сковородинского района письмом от 17.10.2017 № 5267 обращалась в Правительство Амурской области с просьбой увеличить объем финансирования государственных полномочий по обеспечению дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для приобретения жилых помещений детям-сиротам, на что в наш адрес был дан ответ, что выделение бюджетных ассигнований невозможно в виду отсутствия финансовых возможностей.
Более того, администрации Сковородинского района выделены субвенции для приобретения жилых помещений, в целях предоставления детям-сиротам и лицам из их числа жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, путем приобретения в муниципальную собственность помещений, которые будут созданы в будущем в сумме 54,2 млн. рублей.
В настоящее время администрацией Сковородинского района ведутся работы по определению списка первостепенной очереди по решению суда и территорий на которых можно осуществить строительство.
Таким образом, администрацией Сковородинского района будут предприняты меры для надлежащего исполнения обязательства.
Обстоятельства, повлекшие невозможность исполнения указанного исполнительного документа по вине должника, которое можно расценивать как бездействие по неисполнению решения суда, отсутствуют.
На основании изложенного и в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ, ст. 125, ст. 126 Кодекса административного судопроизводства РФ, Администрация Сковородинского района, просит освободить администрацию Сковородинского района от исполнительского сбора в размере 50 000 рублей наложенного постановлением судебного пристава- исполнителя по Сковородинскому району Кашлатой Ю.С. от 08.10.2021 года в рамках исполнительного производства №-ИП.
В судебное заседание административный истец – представитель администрации Сковородинского района, административные ответчики – судебный пристав-исполнитель ОСП по Сковородинскому району, ОСП по Сковородинскому району, УФССП по Амурской области, третьи лица - Министерство финансов Амурской области, Управление образования администрации Сковородинского района, Министерство образования и науки Амурской области, Горячун (Калюжная) Д.А., в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом.
Суд в соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Дела об оспаривании действий (бездействия), решений должностных лиц службы судебных приставов подпадают под действие главы 22 КАС РФ и подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном указанным Кодексом (ст. 218 КАС РФ).
В соответствии с ч.4 ст. 218 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.1 ст.121 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В судебном заседании установлено, что решением Сковородинского районного суда от 14 октября 2020 года на Администрацию Сковородинского района Амурской области возложена обязанность предоставить Горячун (Калюжной) ФИО6 жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям г. Сковородино Амурской области, общей площадью не менее 33 кв.м., в г. Сковородино Амурской области.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сковородинскому району от 02 марта 2021 года, на основании исполнительного листа серии ФС № от ДД.ММ.ГГГГ выданного Сковородинским районным судом Амурской области, по делу, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения: обязать администрацию <адрес> предоставить Горячун (Калюжной) ФИО6 жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям <адрес>, общей площадью не менее 33 кв.м., в <адрес>, возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении администрации Сковородинского района. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии данного постановления.
Указанное постановление направлено в адрес администрации Сковородинского района.
В соответствии с пунктами 11, 12 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Поскольку, администрацией Сковородинского района добровольно не исполнены требования исполнительного документа, то постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Сковородинскому району от 08 октября 2021 года с должника - администрации Сковородинского района взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей, поскольку, исполнительный документ должником - администрацией Сковородинского района в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю, должником не предоставлено.
На основании п.1 ст.105 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с ч.1 ст.112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации взыскивается в размере пятидесяти тысяч рублей (ч.3 ст.112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
В силу ч.2 ст.112 Закона N 229-ФЗ, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в п.78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений п.7 ст.112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п.3 ст.401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа, само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора (п.75). По смыслу ч.1 ст.112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от установленного размера. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч.7 ст.112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Положениями п.1 ст.401 ГК РФ установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Исполнительский сбор, является мерой принуждения, применяемой в связи с несоблюдением должником установленных законом требований исполнения решения суда в добровольном порядке. По своей сути, это санкция штрафного характера, возлагающая на недобросовестного должника обязанность произвести определенную дополнительную выплату в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа орган местного самоуправления ссылается на недостаточный объем финансирования для исполнения возложенных на него полномочий по обеспечению жильем детей-сирот, а также указывает, что все возможные меры для надлежащего исполнения обязательства должником были приняты.
В судебном заседании установлено, что Администрацией Сковородинского района приняты необходимые и возможные меры для исполнения требований исполнительного документа, и его вина в несвоевременном их исполнении не установлена. Размер денежных средств из областного (федерального) бюджета, предоставленных в 2018 году, хватило на приобретение всего 3 помещения детям-сиротам, по ранее вступившим в законную силу решениям суда, в 2019 году по состоянию на 21.10.2019 года приобретены и предоставлены три квартиры детям-сиротам в порядке очередности по решению суда, в связи с чем, приобрести жилое помещение для ребенка-сироты Горячун (Калюжной) Д.А. в настоящее время не представляется возможным.
В соответствии с ч.2 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Согласно статьям 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с ч.6 ст.19 названного Закона, наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
Из приведенных положений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В настоящее время (по состоянию на 11.10.2021 г)., на территории Сковородинского района 73 ребенка-сироты и детей, оставшихся без попечения родителей, которых администрация Сковородинского района обязана по решению (полученному в 2016-2017- №2021 гг.) Сковородинского районного суда незамедлительно после вступления решения в силу, обеспечить жилыми помещениями по найму специализированного помещения, еще одно дело находится на рассмотрении, а также имеются дети - сироты стоящие в очереди по списку уже более 5 лет.
Денежных средств, выделенных из областного (федерального) бюджета, на приобретение жилья для детей - сирот не хватает, для своевременного обеспечения жильем даже тех детей - сирот у которых имеются решения Сковородинского районного суда и которые, соответственно должны обеспечиваться, вопреки Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в первоочередном порядке.
При указанных обстоятельствах, связанных с приобретением жилого помещения для Горячун (Калюжной) Д.А. в порядке исполнения решения и в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», порядок, установленный этим Законом и не зависящий от воли администрации Сковородинского района, а также отсутствие необходимого объема финансирования уже не предусматривают возможности исполнить решение суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок.
Таким образом, суд полагает, что администрацией Сковородинского района предприняты меры для надлежащего исполнения обязательства. Обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа по вине должника, которое можно расценивать как бездействие по неисполнению решения суда, судом не установлено.
С учетом изложенного, суд считает возможным освободить администрацию Сковородинского района от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление администрации Сковородинского района к отделу судебных приставов по Сковородинскому району, судебному приставу исполнителю ОСП по Сковородинскому району, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить администрацию Сковородинского района от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству №-ИП, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа серии ФС № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Сковородинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Петрашко С.Ю.
В окончательной форме решение принято: 12.11.2021 г.