РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 ноября 2021 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Энгеля А.А.;
при секретаре ФИО4;
с участием:
административного истца ФИО2 (по ВКС);
представителя административного ответчика ФСИН России, ФКУ МСЧ 63 ФСИН России по доверенности Маркеевой А.В.;
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-4634/2021 по административному иску ФИО2 к Начальнику филиала «Медицинской части №» ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России <адрес>, ФСИН России, ФКУ МСЧ 63 ФСИН России о признании действии (бездействий) незаконными,
установил:
ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к начальнику филиала «Медицинской части №» ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России <адрес> о признании действий (бездействий) незаконными.
Определением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ дело передано для рассмотрения по подсудности в Советский районный суд <адрес>.
Определением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ определение Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
ФИО2 обратился в суд с указанным административным заявлением, просит признать незаконными действия и бездействие начальника филиала «Медицинской части №» ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России <адрес> ФИО5, выразившиеся в не принятии мер, направленных на оказание медицинской помощи, не переводит на стационарное лечение, постельный режим не прописывает, несмотря на неоднократные жалобы на здоровье поступавшими от ФИО2
Административный истец в судебном заседании доводы административного иска поддержал, пояснил, что при обращении с жалобами на состояние здоровья, административный ответчик никаких действий не предпринимает.
Начальник филиала «Медицинской части №» ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России <адрес> ФИО5 в судебное заседание не явился, извещен, просил дело рассмотреть в отсутствие, представил письменный отзыв, в котором административный иск не признал.
Представитель административного ответчика ФСИН России, ФКУ МСЧ 63 ФСИН России Маркеева А.В., действующая по доверенности, в судебном заседании с административным иском не согласилась, пояснив, что ФИО2 медицинская помощь оказывается в соответствии с установленными диагнозами в полном объеме. Направление ФИО2 в стационар, прием медикаментов, а также установление специального режима, осуществляется по направлению лечащего врача. Доводы административного истца о том, что отсутствует лечение и не выдаются лекарственные препараты не находят своего подтверждения в выписке из амбулаторной карты, в которой отражено что административному истцу регулярно назначаются лекарственные препараты, оказывается медицинская помощь, истец неоднократно записывается на прием к медицинским сотрудникам в филиал «Медицинская часть №» ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд считает необходимым отказать в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, на получение медицинской помощи регламентированы ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Порядок организации медицинской помощи осужденным устанавливается Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1466 "Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы" (далее – Правила).
Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N 285 "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы" (далее - Порядок).
Согласно пунктом 2 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы предусмотрено, что оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения. К структурным подразделениям (филиалам) медицинских организаций УИС, оказывающим медицинскую помощь лицам, заключенным под стражу, или осужденным, в СИЗО, в учреждениях УИС, лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях УИС, относятся медицинские части (здравпункты), больницы, в том числе специализированные (психиатрические, туберкулезные), дома ребенка. В медицинских организациях УИС медицинская помощь в стационарных условиях лицам, заключенным под стражу, или осужденным оказывается в больницах, а также в специализированных отделениях при медицинских частях (далее - больница) (пункт 18 Порядка).
В силу статьи 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав.
Положениями ч. 2 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) предусмотрено, что задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
В соответствии с ч. 6 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Из материалов дела следует, что ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России является самостоятельным юридическим лицом, медицинской организацией, осуществляющей медицинскую деятельность.
В соответствии с Уставом федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № Федеральной службы исполнения наказаний» утвержденным приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № филиалом «Медицинская часть №» федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № Федеральной службы исполнения наказаний» (осуществляет медицинское обслуживание ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по <адрес>, ФКУ КП - ГУФСИН России по <адрес>).
В соответствии с пунктом 2.1 Устава учреждением осуществляется медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы.
Начальником филиала «Медицинской части №» федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № Федеральной службы исполнения наказаний» является врач подполковник внутренней службы ФИО5, действующий на основании должностной инструкции, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ Начальником ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России по <адрес> полковником внутренней службы ФИО6
В соответствии с должностной инструкцией Начальник филиала «Медицинской части №» отвечает за организацию лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий в ФКУ ИК-29 УФСИН России по <адрес> (пункт 1.7); обязан рассматривать в пределах служебных обязанностей и в установленные сроки обращения граждан и организаций (пункт 3.17); осуществлять прием граждан. Рассматривать их обращения и принимать по ним решения (пункт 3.20); принимать участие в осуществлении контроля за выполнением требований нормативных документов, методических рекомендаций по организации медико-санитарному обеспечению (пункт 3.27); участвовать в совещаниях, рассматривающих вопросы, касающихся оказания медико-санитарного обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных (пункт 3.30); проводить углубленное медицинское наблюдение за осужденными с оставшимися сроком отбывания наказания менее 1 года, принятию всех возможных мер для профилактики осложнений и обострений имеющихся заболеваний (пункт 3.65).
ФИО2 отбывает наказание в местах лишения свободы (ФКУ ИК-29 УФСИН России по <адрес>), куда прибыл ДД.ММ.ГГГГ из ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по <адрес>.
ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на стационарном лечении в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России с диагнозом: <данные изъяты>
Согласно выписке № от ДД.ММ.ГГГГ филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России были даны следующие рекомендации:
Продолжить прием АРВТ по схеме (<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Без длительного пребывания на ногах, подъема и переноса тяжестей;
<данные изъяты>
Указанные рекомендации врачей носят рекомендательный характер.
Согласно части 2 статьи 70 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.
В обоснование административного иска ФИО2 указывает, что административный ответчик - Начальник филиала «Медицинской части №» ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России <адрес> ФИО5 над ним издевается, что заключается в не оказание административному истцу медицинской помощи, а именно, в связи с заболеванием ему вредно целый день находиться на ногах (сидеть, стоять), вместе с тем, административный ответчик отказывает административному истцу в показанном постельном режиме, на стационарное лечение не переводит. В связи с чем, истец испытывает боль, а также страх за те последствия, к которым может привести развитие болезни.
При рассмотрении административного иска ФИО2 пояснил, что обращался к Начальник филиала «Медицинской части №» ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России <адрес> ФИО5 при обходах, даты назвать не может.
Между тем с указанными доводами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Осмотр медицинским работником медицинской организации УИС (далее - медицинский работник) лиц, заключенных под стражу, а также осужденных, содержащихся в одиночных камерах, ШИЗО, ДИЗО, ПКТ, ЕПКТ, запираемых помещениях строгих условий отбывания наказания, и выполнение назначений врача (фельдшера) производятся: в рабочие дни ежедневно - во время покамерных обходов или в медицинской части (медицинском кабинете); в выходные дни и праздничные дни - в медицинской части (медицинском кабинете) при обращении указанных категорий лиц за медицинской помощью к любому сотруднику дежурной смены учреждения УИС или при наличии назначений врача (фельдшера) (пункт 10 Порядка).
На каждого поступившего оформляется медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (при ее отсутствии) (пункт 23 Порядка).
Осужденные при поступлении в учреждения УИС осматриваются медицинским работником с целью выявления лиц, представляющих эпидемическую опасность для окружающих или нуждающихся в медицинской помощи, с обязательным проведением телесного осмотра, термометрии, антропометрии (пункт 30 Порядка).
В период содержания осужденного в учреждении УИС осуществляется динамическое наблюдение за состоянием его здоровья, включающее ежегодное лабораторное исследование (общий анализ крови, мочи), осмотр врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера, которые проводятся один раз в год, а также флюорографию легких или рентгенографию органов грудной клетки (легких), которые проводятся не реже одного раза в шесть месяцев в рамках проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза. Осужденным при камерном содержании в учреждении УИС, а также несовершеннолетним осужденным лабораторное исследование (общий анализ крови, мочи) и осмотр врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера проводятся два раза в год. При наличии показаний назначаются дополнительные исследования и консультации врачей-специалистов (пункт 31 Порядка).
Медицинская помощь в амбулаторных условиях осужденным оказывается в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта) по предварительной записи. В учреждении УИС журнал предварительной записи на прием (осмотр) медицинским работником (приложение N 9) ведет начальник отряда, который перед началом приема (осмотра) передает его в медицинскую часть (здравпункт). Медицинский работник оказывает медицинскую помощь всем осужденным, записавшимся в журнале предварительной записи на прием (осмотр) медицинским работником, с учетом сроков ожидания медицинской помощи, предусмотренных Программой. После приема (осмотра) журнал предварительной записи на прием (осмотр) медицинским работником возвращается начальнику отряда. Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается без предварительной записи. В случае необходимости оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме осужденный может обратиться к любому сотруднику учреждения УИС, который обязан принять меры для организации оказания ему медицинской помощи (пункт 33 Порядка).
ФИО2 с диагнозом: <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оказывалась медицинская помощь медицинскими работниками филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России, по результатам лечения выдана выписка № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой даны рекомендации, в том числе нахождения ФИО2 «без длительного пребывания на ногах, подъема и переноса тяжестей».
ДД.ММ.ГГГГ прибыл в ИК-29 из Б ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России. При осмотре: общее состояние удовлетворительное, жалоб на состояние здоровья и телесные повреждения нет. Выписан процедурный лист, для прохождения амбулаторного лечения, согласно назначений (АРВТ).
Согласно выписки из амбулаторной медицинской карты, которая соответствует медицинской карте, представленной административным ответчиком и обозренной в судебное заседание, ФИО2 оказывалась медицинская помощь в соответствии с порядком и стандартами оказания медицинской помощи.
При обращении за медицинской помощью медицинским работником производились осмотр, назначалось лечение, консультации.
Доказательства обращения ФИО2 с жалобами на состояние здоровья, для оказания медицинской помощи к Начальнику филиала «Медицинской части №» федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № Федеральной службы исполнения наказаний» ФИО5 медицинская карта не содержит, при том, что медицинская карта содержится неоднократные обращения к Начальнику филиала «Медицинской части №» по факту ознакомления с медицинской картой, которые удовлетворялись, административный истец был неоднократно ознакомлен с медицинской картой, о чем имеется подпись ФИО2.
Доводы административного истца о не направлении его на стационарное лечение не обоснованы.
Осужденные направляются на стационарное лечение при необходимости проведения обследования, при наличии заболеваний, требующих лечения в условиях стационара. Заболевания ФИО2 не являются безусловным основанием, при которых направление на стационарное лечение является обязательным без направления на стационарное лечение лечащим врачом.
Доводы административного истца о его длительном пребывании на ногах несостоятельны, так как, из пояснений представителя ответчика следует, что в камере, в которой содержится административный истец, имеется стол, лавочка, пристегивающиеся к стене кровати с матрасами. Правила распорядка, в том числе отдыха, установлены режимом отбывания наказания. Выводы административного истца о том, что ему противопоказаны физические нагрузки, следовательно, положен постельный режим, являются безосновательными. Назначение постельного режима осуществляется лечащим врачом при наличии медицинских показаний. В случае административного истца такого назначения не имеется.
В силу части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ (нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд.
В нарушение указанной нормы права, административный истец каких-либо доказательств того, что действия (бездействия) начальника филиала «Медицинской части №» ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России <адрес> ФИО5 нарушили право ФИО2 на получение квалифицированной медицинской помощи после его обращения, не представил.
Также административным истцом не указаны, какие нарушения допущены, и каким нормативным актам противоречат действия (бездействие) начальника филиала «Медицинской части №» ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России <адрес> ФИО5
Согласно должностной инструкции начальника филиала «Медицинской части №» ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России <адрес> ФИО5, начальник МЧ-10 обязан, в том числе, рассматривать в пределах служебных обязанностей обращения граждан; осуществлять прием граждан, рассматривать их обращений и принимать по ним решения; участвовать в совещаниях, рассматривающих вопросы, касающиеся оказания медико-санитарного обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных (пп. 3.17, 3.20, 3.30).
Доводы ФИО2 о том, что начальник филиала «Медицинской части №» ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России <адрес> ФИО5 не реагирует на неоднократные жалобы на здоровье поступавшими от ФИО2, не подтвердились в ходе рассмотрения дела, поскольку доказательств обращения ФИО2 к начальнику филиала «Медицинской части №» ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России <адрес> ФИО5 относительно состояния своего здоровья, не добыто. Из обозренной судом амбулаторной медицинской карты ФИО2 следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обращался с заявлением об ознакомлении его с медицинской картой. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 ознакомлен с личной амбулаторной картой, по существу заданных вопросов даны разъяснения.
Административным истцом указывалось не отсутствие оказания медицинской помощи при течении в период 2020 года коронавирусной инфекции, с чем суд не может согласиться, поскольку из представленной ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России справки в учреждениях ФСИН России по <адрес> не зарегистрирован ни один факт заражения коронавирусной инфекцией. Сведения о перенесении ФИО2 указанного заболевания медицинская карта не содержит.
Судом не установлено несоответствие действий начальника филиала «Медицинской части №» ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России <адрес> ФИО5 нормативным правовым актам, приведшим к нарушению прав, свобод и законных интересов административного истца.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Указанной выше совокупности судом не установлено, в связи с чем, оснований для удовлетворения административного иска ФИО2 к Начальнику филиала "Медицинской части №" ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России <адрес>, ФСИН России, ФКУ МСЧ 63 ФСИН России о признании действии (бездействий) незаконными - не имеется.
На основании изложенного,
руководствуясь ст.ст. 14, 175-180, 226, 227 КАС РФ,
решил:
В удовлетворении административного иска ФИО2 к Начальнику филиала "Медицинской части №" ФКУЗ МСЧ-63 ФСИН России <адрес>, ФСИН России, ФКУ МСЧ 63 ФСИН России о признании действии (бездействий) незаконными - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: