Решение по делу № 2-1291/2017 ~ М-833/2017 от 16.03.2017

ГАГАРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

        дело

24 мая 2017 года                                                                   г. Севастополь

Гагаринский районный суд города Севастополя

под председательством судьи ФИО10

при секретаре судебного заседания ФИО4,

с участием:

старшего помощника прокурора <адрес> г. Севастополя ФИО5,

представителя ответчика ФИО2ФИО6,

представителя ответчика ФИО1ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> города Севастополя в интересах города федерального значения Севастополя к ФИО2, ФИО1 о признании права отсутствующим, признании недействительным свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, истребовании имущества из чужого незаконного владения, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя,

у с т а н о в и л:

В марте 2017 года прокурор <адрес> г. Севастополя, действуя в защиту субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя, обратился в суд с иском, в котором поставил вопрос признании недействительным свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество - земельный участок общей площадью 0,08 га, расположенный по адресу: город Севастополь, <адрес>, , серии САК (индексный ) выданное на имя ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ Регистрационной службой Главного управления юстиции в городе Севастополе; признании отсутствующим права собственности ФИО1 на указанный земельный участок и об истребовании участка в государственную собственность субъекта федерации – города федерального значения Севастополя из незаконного владения ФИО1

    Требования иска мотивированы тем, что право собственности                   ФИО2 на указанный земельный участок возникло на основании распоряжения председателя Севастопольской городской государственной администрации -р от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении комплексного проекта землеустройства об отводе земельных участков площадью 4,47 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов индивидуальных жилых домов обслуживающим кооперативом «Жилищно-строительное общество индивидуальных застройщиков «<данные изъяты>» и о передаче в собственность членам данного кооператива земельных участков, расположенных в районе <адрес> в городе Севастополе». Членом указанного кооператива ФИО2 получено оспариваемое свидетельство о праве собственности на земельный участок.

    Вместе с тем установлено, что распоряжение председателя Севастопольской городской государственной администрации -р от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении комплексного проекта землеустройства об отводе земельных участков площадью 4,47 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов индивидуальных жилых домов обслуживающим кооперативом «Жилищно-строительное общество индивидуальных застройщиков «<данные изъяты>» и о передаче в собственность членам данного кооператива земельных участков, расположенных в районе <адрес> в городе Севастополе» председателем городской администрацией не издавалось, поскольку согласно данных ГКУ «Архив города Севастополя» распоряжение -р от ДД.ММ.ГГГГ касается утверждения комплексного проекта землеустройства об отводе земельных участков, общей площадью 4,00 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов дачной застройки обслуживающим кооперативом «Дачное товарищество «<данные изъяты>» и о передаче в собственность членам указанного кооператива земельных участков, расположенных в районе мыса Фиолент.

    Таким образом, решений о предоставлении ФИО2 в собственность спорного земельного участка из земель государственной собственности уполномоченным органом не принималось, и она не имела права распоряжаться данным земельным участком.

    ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО1 заключен договор купли – продажи земельного участка. Предметом договора являлся спорный земельный участок. В настоящее время его собственником является ФИО1

    Приведенные обстоятельства свидетельствуют о необходимости признания права собственности ФИО1 на земельный участок отсутствующим и об истребовании участка из её незаконного владения в пользу города федерального значения Севастополя.

    В судебном заседании прокурор требования иска поддержала. Пояснила, что основанием заявленных требований является нарушение земельного законодательства, в частности отсутствие решения уполномоченного органа власти о предоставлении в собственность спорного земельного участка.

    Представитель ответчика ФИО2 по назначению адвокат                 ФИО6 возражала против удовлетворения иска. Пояснила, что право собственности ФИО2 было в установленном порядке приобретено и зарегистрировано, и она имела право распоряжаться принадлежащим недвижимым имуществом.

    Представитель ответчика ФИО1ФИО7 возражала против удовлетворения иска. Пояснила, что право собственности продавца возникло в установленном порядке, зарегистрировано в государственном реестре, не имело обременений и она имела право распоряжаться принадлежащим имуществом. Её доверитель является добросовестным приобретателем спорного участка. Также обратила внимание на то обстоятельство, что прокурор не имеет полномочий по проверке законности предоставления органами власти Украины земельных участков в собственность гражданам, и заявила о пропуске срока исковой давности на обращение в суд по заявленным требованиям.

    Согласно заявления представителя Управления государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя он просит рассматривать дело в его отсутствие.

    Заслушав пояснения участников процесса и исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. ст. 81, 116, 118 Земельного кодекса Украины, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, граждане и юридические лица приобретают безвозмездно права собственности на земельные участки из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом.

В соответствии с п. 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность и земель, указанных в абзаце втором настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.

Согласно ч. 6 ст. 118 Земельного кодекса Украины граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебного участка) в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городской государственной администрации или сельского, поселкового, городского совета по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры.

К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству.

Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.

    Как усматривается из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ распоряжением председателя Севастопольской городской государственной администрации               -р «О даче согласия обслуживающему кооперативу «Жилищно-строительное общество индивидуальных застройщиков «<данные изъяты>» на разработку проекта землеустройства об отводе земельного участка в районе <адрес> для строительства и обслуживания кварталов индивидуальных жилых домов» ОК «ЖСО ИЗ «<данные изъяты>» получило согласие на разработку проекта землеустройства об отводе земельного участка для строительства и обслуживания кварталов индивидуальных жилых домов в районе <адрес>, ориентировочной площадью 4,47 га.

    Указанное распоряжение -р от ДД.ММ.ГГГГ отменено распоряжением председателя Севастопольской городской государственной администрации -р от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене распоряжения председателя городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ -р» на основании протеста прокуратуры города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ исх-11.

    Также с материалов дела следует, что за ФИО2 в Регистрационной службе Главного управления юстиции в г. Севастополе зарегистрировано право собственности на земельный участок общей площадью 0,08 га, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, , о чем получен правоустанавливающий документ – свидетельство о праве собственности САК                 (индексный ).

    Анализ предоставленных суду доказательств, в частности техническая документация по землеустройству земельного участка и сведения о государственной регистрации права собственности на земельный участок свидетельствует о том, что право собственности ФИО2 на земельный участок предоставлено на основании распоряжения председателя Севастопольской городской государственной администрации -р от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении комплексного проекта землеустройства об отводе земельных участков площадью 4,47 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов индивидуальных жилых домов обслуживающим кооперативом «Жилищно-строительное общество индивидуальных застройщиков «<данные изъяты>» и о передаче в собственность членам данного кооператива земельных участков, расположенных в районе <адрес> в городе Севастополе» которым утвержден комплексный проект землеустройства об отводе земельных участков, общей площадью 4,47 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов индивидуальных жилых домов обслуживающим кооперативом «Жилищно-строительное общество индивидуальных застройщиков «<данные изъяты>», в <адрес> города Севастополя в районе <адрес> для передачи в собственность гражданам.

    Указанным распоряжением переданы в частную собственность гражданам Украины – членам ОК «ЖСО ИЗ «<данные изъяты>», земельные участки в пределах их бесплатной приватизации, общей площадью 4,47 га для строительства индивидуальных жилых домов (согласно приложения).

    Членами данного кооператива (всего 52 человека, согласно приложения к распоряжению -р от ДД.ММ.ГГГГ), в том числе и ответчиком                ФИО2 получены свидетельства о праве собственности на земельные участки, общей площадью 4,47 га, которые расположены по адресу:                              г. Севастополь, <адрес>, .

    Из содержания ответов ГКУ «Архив города Севастополя» от ДД.ММ.ГГГГ /у, от ДД.ММ.ГГГГ /у и от ДД.ММ.ГГГГ у усматривается, что распоряжение о передаче в собственность гражданам-членам ОК «ЖСОИЗ «<данные изъяты>» земельных участков по <адрес> в городе Севастополе, Севастопольской городской государственной администрацией не издавалось. Распоряжение -р от ДД.ММ.ГГГГ касается утверждения комплексного проекта землеустройства об отводе земельных участков, общей площадью 4,00 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов дачной застройки обслуживающим кооперативом «Дачное товарищество «<данные изъяты>» и о передаче в собственность членам указанного кооператива земельных участков, расположенных в районе мыса Фиолент и не связано с предоставлением прав собственности на земельные участки членам ОК «ЖСОИЗ «<данные изъяты>».

    Данное обстоятельство подтверждается также предоставленной суду копией Перечня распоряжений Севастопольской городской государственной администрации по основной деятельности за январь-декабрь 2010 года.

    Таким образом, суд находит обоснованными основания заявленных требований иска прокурора об отсутствии решения уполномоченного в соответствии со ст. ст. 81, 116, 118 Земельного кодекса Украины о предоставлении ФИО8 в собственность спорного земельного участка, и выбытии земельного участка из государственной собственности, поскольку установлено, что разрешений на разработку технической документации по установлению границ спорного участка ответчику ФИО2 не предоставлялось, распоряжений об утверждении разработанной технической документации спорного земельного участка и предоставления его в собственность, не принималось.

Статьей 1 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.

В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 34 Устава города Севастополя, Правительство города Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 35, п. 7 ст. 27 Закона города Севастополя -ЗС от ДД.ММ.ГГГГ «О Правительстве Севастополя», Правительство Севастополя организует и осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя, а также контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующие органы исполнительной власти; осуществляет контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя.

Согласно ст.ст. 6, 8 Федерального конституционного закона -ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», а также Приказа -ш от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании прокуратуры Республики Крым и прокуратуры города Севастополя в системе прокуратуры Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ на территории города Севастополя создана прокуратура города Севастополя, имеющая статус прокуратуры субъекта Российской Федерации.

В силу ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

В соответствии со ст. 302 ГК РФ если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

    ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО1 заключен договор купли – продажи земельного участка. Предметом договора являлся указанный земельный участок, общей площадью 0,08 га, расположенный по адресу:                             г. Севастополь, <адрес>, , с целевым назначением – для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок). Кадастровый номер (Украина) земельного участка: . Право собственности ФИО1 зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует выписка из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество о регистрации права собственности ().

    Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ собственником земельного участка является ответчик ФИО1 Кадастровый номер земельного участка: .

Положения ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают такие способы защиты права, как признание судом недействительным акта государственного органа в связи с его несоответствием закону или иным правовым актам, а также нарушением гражданских прав и охраняемых законом интересов, истребования имущества из незаконного владения.

Исходя из изложенного, что все земли в пределах территориальных границ города Севастополя являются государственной собственностью города, суд приходит к выводу, что прокурор, выступая в защиту интересов города федерального значения Севастополя, наделен полномочиями истребования земельных участков с незаконного владения, в том числе и правом на истребование имущества у добросовестного приобретателя.

Принимая во внимание, что спорный земельный участок выбыл из собственности города Севастополя в отсутствие соответствующего решения уполномоченного органа, суд находит обоснованными доводы иска об его истребовании из владения ответчика ФИО1

Правовую позицию представителя ответчика ФИО1 о добросовестном приобретении земельного участка её доверителем суд находит несостоятельной в силу следующего.

Согласно разъяснений содержащихся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в соответствии со ст. 302 ГК РФ ответчик вправе возразить против истребования имущества из его владения путем представления доказательств возмездного приобретения им имущества у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем он не знал и не должен был знать (добросовестный приобретатель). Возмездность приобретения сама по себе не свидетельствует о добросовестности приобретателя.

В п. 38 Постановления указано, что приобретатель не может быть признан добросовестным, если на момент совершения сделки по приобретению имущества право собственности в ЕГРП было зарегистрировано не за отчуждателем или в ЕГРП имелась отметка о судебном споре в отношении этого имущества. В то же время запись в ЕГРП о праве собственности отчуждателя не является бесспорным доказательством добросовестности приобретателя.

Ответчик может быть признан добросовестным приобретателем имущества при условии, если сделка, по которой он приобрел владение спорным имуществом, отвечает признакам действительной сделки во всем, за исключением того, что она совершена неуправомоченным отчуждателем.

Собственник вправе опровергнуть возражение приобретателя о его добросовестности, доказав, что при совершении сделки приобретатель должен был усомниться в праве продавца на отчуждение имущества.

По мнению суда, покупателем не было уделено достаточное внимание основаниям возникновения у продавца прав на отчуждаемый участок, в частности то, что первичное право собственности предыдущего собственника на земельный участок, предоставленный по распоряжению Севастопольской городской государственной администрации -р от ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано по истечению более 3 лет с момента его выдачи, в рассматриваемом случае только ДД.ММ.ГГГГ. Кроме оснований возникновения права собственности, покупателем не было придано должное внимание определение государственным органом размера земельного участка предоставленного гражданину в порядке приватизации.

В частности, из предоставленной суду представителем ответчика технической документации по землеустройству усматривается, что в приложении к распоряжению, которое послужило основанием регистрации права собственности за лицом, реализовавшим право на приватизацию земельного участка                      ФИО2, сведения о размере земельного участка переданного в порядке приватизации отсутствуют.

Приведенные обстоятельства, а также заказ ФИО8 разработки технической документации на спорный земельный участок в апреле 2013 года, т.е. после принятия решения о предоставлении земельного участка собственнику в порядке приватизации без установления его фактического размера и границ, свидетельствуют о том, при совершении сделки приобретатель данные вопросы у продавца должным образом не выяснил, что позволило бы ему усомниться в праве последнего на отчуждение имущества.

Также суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика ФИО1 об отсутствии у прокурора полномочий на проведения проверки законности предоставления гражданам в порядке приватизации земельных участков.

Как установлено в ходе судебного разбирательства предметом проверки прокуратуры являлась подтверждения факта издания распоряжения -р от ДД.ММ.ГГГГ относительно ОК «ЖСОИЗ «<данные изъяты>» при осуществлении регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основанием проверки послужило письмо государственного регистратора Управления государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ и в ходе которой, на основании сведений ГКУ «Архив города Севастополя», установлен тот факт, что распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ относительно ОК «ЖСОИЗ «<данные изъяты>» не издавалось.

Заявление представителя ответчика ФИО1 о применении к требованиям иска последствий пропуска срока на обращение в суд не может быть удовлетворено.

С материалов дела усматривается, что о нарушении прав государственной собственности на землю прокурору стало известно согласно письму государственного регистратора Управления государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ. Настоящий иск поступил в суд ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, обращение в суд с настоящим иском соответствует срокам исковой давности, установленным предписаниями ст. ст. 196, 200 ГК РФ.

    Также суд считает ошибочными доводы представителя ответчика                               ФИО1 о гарантиях права собственности на приобретенный земельный участок в силу ст. 12 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ года               -ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» согласно которого на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

    Указанной нормой конституционного закона урегулирован вопрос действия и признания на территории Российской Федерации правоустанавливающих документов на имущество без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения, что не лишает лицо, право которого нарушено, на реализацию права на судебную защиту способами определенными законодательством Российской Федерации.

    Доводы представителя ответчика ФИО1 об утверждении плана границ земельного участка согласно распоряжению Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -РДЗ, что свидетельствует о признании права собственности органами государственной власти города Севастополя, суд считает ошибочными исходя из следующего.

Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 277-ПП утвержден Порядок подготовки, согласования и утверждения плана границ земельного участка.

Как установлено в п. 2.1 Порядка план составляется в целях определения местоположения границ земельных участков, сформированных до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", подлежит утверждению Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.

В пункте 2.2 Порядка определено, что план представляет собой документ, который составлен на основе сведений государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Сведения об описании местоположения границ земельного участка включаются в План на основании сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, с учетом документации по землеустройству, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии) и естественных границ земельных участков (п. 2.3 Порядка).

В п. 2.4 Порядка определено, что заказчиком работ по подготовке плана могут выступать правообладатель земельного участка или его законный представитель.

Таким образом, приведенные положения свидетельствую о том, что целью утверждения границ земельного участка является деятельность органов власти Севастополя по определению местоположения границ земельных участков, сформированных до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а не подтверждение законности или проверка оснований возникновения ранее учтенного права.

Утверждение технической документации по застройке земельного участка органами исполнительной и государственной власти города Севастополя не является свидетельством, подтверждающим предоставление земельного участка в собственность, а также свидетельством добросовестного приобретения имущества. Указанные обстоятельства касаются лишь свидетельством соблюдения ответчиками в свое время требований градостоительных регламентов в целях освоения земельного участка согласно его целевого назначения.

Как усматривается из акта обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного Управлением земельного контроля Севастополя, строительные работы на земельном участке не ведутся, какие-либо строения или сооружения отсутствуют.

Суд находит такими, что являются излишними заявленные требования иска о признании отсутствующим права собственности ответчика на земельный участок.

Согласно разъяснений, содержащихся в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

В то же время решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРП.

В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

В рассматриваемом случае право государственной собственности на землю защищено путем истребования имущества из чужого незаконного владения.

В порядке ст. 103, 98, 91 ГПК РФ, поскольку истец освобождён от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с исковым заявлением, суд считает необходимым взыскать с ответчиков судебные расходы по делу в размере по 300,00 руб. с каждого, исходя из размера государственной пошлины, установленной п. 3               ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по требованиям неимущественного характера, поскольку земельный участок выбыл из государственной собственности с указанием на безоплатную приватизацию земли.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковое заявление прокурора <адрес> города Севастополя в интересах города федерального значения Севастополя удовлетворить частично.

Признать недействительным свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ серии САК , индексный , выданное государственным регистратором Регистрационной службы Главного управления юстиции в г. Севастополе ФИО2 на земельный участок                  , площадью 0,08 га, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый (ранее присвоенный кадастровый ).

Истребовать в пользу города федерального значения Севастополя из незаконного владения ФИО1 земельный участок , площадью 0,08 га, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый (ранее присвоенный кадастровый ).

Взыскать с ФИО2 и ФИО1 в доход бюджета судебные расходы по делу в размере по 300,00 руб. с каждой.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий по делу

судья                                                            /подпись/                              ФИО10

Решение не вступило в законную силу

Копия верна:

Судья Гагаринского районного

суда г. Севастополя                                                                              ФИО10

2-1291/2017 ~ М-833/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Гагаринского района г. Севастополя
Правительство Севастополя
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Ответчики
Федосеева Жанна Викторовна
Лысенко Анна Валентиновна
Другие
Реуцкая Марина Владимировна
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя
Макаренко Наталья Владимировна
Суд
Гагаринский районный суд города Севастополя
Судья
Моцный Николай Владимирович
Дело на странице суда
gagarinskiy--sev.sudrf.ru
16.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.03.2017Передача материалов судье
21.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.04.2017Предварительное судебное заседание
24.05.2017Судебное заседание
29.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее