Гражданское дело № ****** Мотивированное решение изготовлено 22 апреля 2014 года
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 апреля 2014 года город Екатеринбург
Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Бабкиной Н.А.,
при секретаре ФИО5,
с участием истца представителя истца ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Федеральному государственному казенному учреждению «ФИО10» Министерства обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства за счет средств федерального бюджета,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2 обратилась в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «ФИО11» Министерства обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства за счет средств федерального бюджета.
В обоснование заявленных требований указала, что с 1991 г. по 2010 г. проходила военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, по состоянию здоровья уволена с военной службы с зачислением в запас по пп. «Г» п. 1 ст. 51 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе», исключена из списков личного состава воинской части с 12.11.2010 г. Общая продолжительность службы на момент увольнения составила 10 лет 03 месяца. В период прохождения военной службы ей на семью из трех человек было предоставлено по договору социального найма жилое помещение по месту службы в виде двухкомнатной квартиры площадью 42,28 кв. м. по адресу: <адрес>. На указанной жилой площади по настоящее время проживает и зарегистрирована семья истца в составе четырех человек. Перед увольнением с военной службы истец в установленном законом порядке обратилась по месту службы к командиру войсковой части № ****** с рапортом о предоставлении ей жилого помещения в избранном месте жительства, отличном от места службы, приложила пакет требуемых документов. С связи с увольнением ней проведена беседа, в ходе которой она также настаивала на предоставлении ей жилья по избранному месту жительства, но была введена командованием в заблуждение, что жильем по линии Министерства обороны РФ будет обеспечена после увольнения с военной службы. Собственниками жилых помещений ни она, ни члены ее семьи не являются. В виду того, что жильем по избранному месту жительства обеспечена не была, то в июне 2013 г. обратилась к ответчику ФГУ «ФИО12 МО РФ» с заявлением о принятии ее в составе семьи на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по избранному месту жительства. Решением ФГУ «ФИО13 МО РФ» № ****** от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано. Считает данные действия ответчика неправомерными, ее право на жилье осталось нереализованным. Просит признать ее в составе семьи из трех человек нуждающейся а предоставлении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства за счет средств федерального бюджета, обязать ФГКУ «ФИО19» МО РФ принять ее в составе семьи на учет военнослужащих – граждан РФ, нуждающихся в получении жилых помещений, и включить в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в получении жилья по избранному постоянному месту жительства.
В судебное заседание истец не явилась, извещена о слушании дела надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, на иске настаивает.
В судебном заседании представитель истца ФИО6 исковые требования поддержал, в обоснование которых привел доводы, аналогичные изложенным в иске.
Представители ответчиков ФГКУ «ФИО20» МО РФ, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени слушания дела, об уважительности причины неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не просили, возражений по существу заявленных требований не представили.
В силу ч. 1 ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства по имеющимся в деле доказательствам, против чего представитель истца возражений не заявил.
Третьи лица ФИО3, ФИО4, ФИО3 в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие, заявленный ФИО2 исковые требования поддержали.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд находит возможным рассмотреть дело при данной явке в отсутствие неявивишихся лиц.
Суд, заслушав представителя истца, изучив в совокупности письменные материалы дела, пришел к выводу об обоснованности иска по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации (ст. 40) провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище. Право на жилище - одно из важнейших социально-экономических прав граждан России, поскольку жилище относится к основным материальным условиям жизни человека. Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Названная норма также предполагает, что отдельные положения конкретизируются и раскрываются в нормах жилищного и других отраслей законодательства, устанавливающих формы реализации права и соответствующий правовой механизм, посредством которого обеспечивается реализация конституционных прав.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту. Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации – ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих».
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО2 проходила военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, уволена с военной службы по состоянию здоровья с зачислением в запас по пп. «Г» п. 1 ст. 51 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе», исключена из списков личного состава воинской части с 12.11.2010 г. Общая продолжительность военной службы составляет 10 лет 03 месяца. В период прохождения военной службы истец и члены ее семьи были обеспечены жильем по месту прохождения истцом военной службы. Заявленный в иске состав семьи истца подтвержден сведениями с места жительства последней.
В силу ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства – ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По общим правилам, установленным ст. ст. 49, 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма в домах государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях. Это правило распространяется и на военнослужащих, как категорию граждан, наделенных законодательством о статусе военнослужащих особыми льготами в области жилищных прав.
Только наличие статуса нуждающегося в получении жилья позволяет военнослужащим (гражданам, уволенным с военной службы) реализовать права на жилье - как в форме получения жилого помещения по договору социального найма, так и в форме предоставления государственного жилищного сертификата.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Таким образом, помимо необходимого стажа военной службы (в случае истца – более 10 лет выслуги в календарном исчислении) военнослужащему для целей реализации права на жилье необходимо было к моменту увольнения обладать статусом нуждающегося в получении жилья.
В соответствии с п.п. «и» п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 (ред. от 14.11.2007, с изм. от 14.04.2009) основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являлось избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы. В силу положений того же пункта указанного нормативного акта основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части, подача рапорта по команде в год увольнения по состоянию здоровья регламентирована п. 13 Правил.
Поскольку право на жилище, гарантированное Федеральным законом «О статусе военнослужащих», носит не абсолютный, а заявительный характер, для его реализации необходимо выполнение определенных действий, а именно обращение с заявлением о постановке на учет нуждающихся.
Как с достоверностью установлено в ходе судебного разбирательства, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в установленном законом порядке по месту службы с рапортом на имя командира войсковой части № ******, в соответствии с которым в связи с планируемым увольнением с военной службы по состоянию здоровья и намерением отселиться по избранному месту постоянного жительства просила включить ее в список военнослужащих, изъявивших желание на переселение по избранному месту жительства. При этом указала в качестве избранного места жительства города: <адрес>. Согласно наложенной резолюции рапорт принят и передан по команде ДД.ММ.ГГГГ г., содержит соответствующее ходатайство командира войсковой части.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ органы местного самоуправления с 01.05.2005 г. не осуществляют принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, уволенных с военной службы.
На момент обращения истца с вышеуказанным рапортом порядок реализации права военнослужащих на признание нуждающимися в жилом помещении в период увольнения истца с военной службы регламентировался Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 № 80 (далее по тексту Инструкция).
Согласно п. 1 Инструкции вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих жилыми помещениями из государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны РФ, решались по месту прохождения службы в соответствии с жилищным законодательством и этой инструкцией.
В соответствии с п. 28 Инструкции военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищный условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
С 09.11.2010 г. в области жилищного обеспечения прав военнослужащих вступил в действие приказ Министра обороны РФ № 1280 от 30.09.2010, в соответствии с которым постановка на учет и включение в список военнослужащих, изъявивших желание на переселение по избранному месту жительства, осуществлялись уполномоченными органами.
Таким образом, судом установлено, что истцом в полном объеме выполнены требования действующего на момент обращения по спорному вопросу законодательства, в виду чего отсутствие надлежащих мер со стороны командования либо уполномоченного органа не может являться основанием для ограничения прав военнослужащего, в настоящее время уволенного с военной службы, поскольку в соответствии с приказом Министра обороны РФ № 1455 от 03.11.2010 г. уполномоченным органом по рассмотрению жилищных вопросов и ведению единого реестра нуждающихся является ответчик ФГКУ «ФИО14» Министерства обороны РФ, но его полномочия распространяются только на действующих военнослужащих и военнослужащих, подлежащих увольнению.
Вместе с тем, доказательств уведомления истца об отсутствии у нее испрашиваемого права и отказе в принятии на соответствующих учет ответчиками также не представлено.
В виду того, что своевременно вопрос по учету истца в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства решен в надлежащем порядке ответчиком не был, восстановление нарушенного права ФИО2 возможно произвести лишь в судебном порядке, о чем свидетельствует и принятое ответчиком решение № ****** от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (по обращению ФИО2 в июне 2013 г.).
Считая данный отказ незаконным, истец обратилась за защитой своих прав в суд, ссылаясь на то обстоятельство, что не утратила права на получение жилого помещения за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, при этом получить указанное жилье она может только в случае нахождения в списке очередников на обеспечение жильем бывших военнослужащих, во включение в который ответчиком отказано. В ином порядке жилой площадью по избранному месту жительства не обеспечивалась. Занимаемое в настоящее время жилое помещение, предоставленное ФИО2 по последнему месту службы, истец не отказывается сдать органам военного управления при обеспечении жильем по избранному месту жительства, о чем также заявлено представителем истца в судебном заседании.
При этом, волеизъявление ФИО2 на обеспечение жильем, своевременное обращение истца по спорному вопросу и принятие соответствующего решения командованием войсковой части подтверждается не только вышеуказанным рапортом от ДД.ММ.ГГГГ г., но и копией листа беседы от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО2, как представляемой к увольнению, в соответствии с которым постановлено, что обеспеченность жилой площадью по нормам законодательства к избранному месту жительства – <адрес>; <адрес>. Согласно выписке из приказа командира войсковой части № ****** от ДД.ММ.ГГГГ № ****** об увольнении ФИО2 с военной службы последняя исключена из списков личного состава воинской части и направлена для принятия на временный воинский учет в отдел Алтайского военного комиссариата по <адрес> и <адрес> с последующим убытием к избранному месту жительства.
Исследовав обстоятельства дела, суд пришел к выводу, что жилищные права ФИО2 не реализованы. Ее право на получение жилого помещения остается нарушенным и подлежит судебной защите. Ответчики являются надлежащими органами, в чью компетенцию входит восстановление этого права истца. Отказ же ответчика ФГКУ «ФИО15» Министерства обороны РФ в удовлетворении заявленных ФИО2 требований осуществлен без учета того обстоятельства, что право на получение постоянного жилья по избранному месту жительства у истца возникло в связи с увольнением с военной службы. Невыполнение командованием всех необходимых мероприятий при увольнении истца свидетельствует только лишь о ненадлежащем выполнении должностными лицами обязанности, определенной для них статьей 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
В соответствии с п.п. 6, 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месту жительства», п. 14, 15 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации», действующей на момент обращения истца по вопросу постановки на соответствующий учет военнослужащего, изъявившего желание после увольнения получить жилое помещение по избранному месту жительства, обязанность по обращению в уполномоченный орган возложена на командира войсковой части, чего в отношении ФИО2 выполнено не было. В настоящее же время, в виду изменения законодательства, истец лишена возможности иным образом реализовать самостоятельно свое право на жилье.
Таким образом, с учетом положений ст. 5 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих», в силу которых никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, суд полагает заявленные истцом исковые требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, ст.ст. 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО2 к Федеральному государственному казенному учреждению «ФИО16» Министерства обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства за счет средств федерального бюджета, - удовлетворить.
Признать ФИО2, с учетом членов ее семьи ФИО3 и ФИО4, нуждающейся в предоставлении жилого помещения на семью по избранному постоянному месту жительства за счет средств федерального бюджета
Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «ФИО17» Министерства обороны РФ принять ФИО2 в составе семьи с учетом ее членов ФИО3 и ФИО4, на учет нуждающихся в получении жилых помещений и включить в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в получении жилья по избранному постоянному месту жительства.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке, в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: Н.А. Бабкина