Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2590/2014 ~ М-1213/2014 от 21.02.2014

Гражданское дело № ****** Мотивированное решение изготовлено 22 апреля 2014 года

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 апреля 2014 года город Екатеринбург

Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Бабкиной Н.А.,

при секретаре ФИО5,

с участием истца представителя истца ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Федеральному государственному казенному учреждению «ФИО10» Министерства обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства за счет средств федерального бюджета,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО2 обратилась в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «ФИО11» Министерства обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства за счет средств федерального бюджета.

В обоснование заявленных требований указала, что с 1991 г. по 2010 г. проходила военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, по состоянию здоровья уволена с военной службы с зачислением в запас по пп. «Г» п. 1 ст. 51 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе», исключена из списков личного состава воинской части с 12.11.2010 г. Общая продолжительность службы на момент увольнения составила 10 лет 03 месяца. В период прохождения военной службы ей на семью из трех человек было предоставлено по договору социального найма жилое помещение по месту службы в виде двухкомнатной квартиры площадью 42,28 кв. м. по адресу: <адрес>. На указанной жилой площади по настоящее время проживает и зарегистрирована семья истца в составе четырех человек. Перед увольнением с военной службы истец в установленном законом порядке обратилась по месту службы к командиру войсковой части № ****** с рапортом о предоставлении ей жилого помещения в избранном месте жительства, отличном от места службы, приложила пакет требуемых документов. С связи с увольнением ней проведена беседа, в ходе которой она также настаивала на предоставлении ей жилья по избранному месту жительства, но была введена командованием в заблуждение, что жильем по линии Министерства обороны РФ будет обеспечена после увольнения с военной службы. Собственниками жилых помещений ни она, ни члены ее семьи не являются. В виду того, что жильем по избранному месту жительства обеспечена не была, то в июне 2013 г. обратилась к ответчику ФГУ «ФИО12 МО РФ» с заявлением о принятии ее в составе семьи на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по избранному месту жительства. Решением ФГУ «ФИО13 МО РФ» № ****** от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано. Считает данные действия ответчика неправомерными, ее право на жилье осталось нереализованным. Просит признать ее в составе семьи из трех человек нуждающейся а предоставлении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства за счет средств федерального бюджета, обязать ФГКУ «ФИО19» МО РФ принять ее в составе семьи на учет военнослужащих – граждан РФ, нуждающихся в получении жилых помещений, и включить в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в получении жилья по избранному постоянному месту жительства.

В судебное заседание истец не явилась, извещена о слушании дела надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, на иске настаивает.

В судебном заседании представитель истца ФИО6 исковые требования поддержал, в обоснование которых привел доводы, аналогичные изложенным в иске.

Представители ответчиков ФГКУ «ФИО20» МО РФ, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени слушания дела, об уважительности причины неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не просили, возражений по существу заявленных требований не представили.

В силу ч. 1 ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства по имеющимся в деле доказательствам, против чего представитель истца возражений не заявил.

Третьи лица ФИО3, ФИО4, ФИО3 в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие, заявленный ФИО2 исковые требования поддержали.

С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд находит возможным рассмотреть дело при данной явке в отсутствие неявивишихся лиц.

Суд, заслушав представителя истца, изучив в совокупности письменные материалы дела, пришел к выводу об обоснованности иска по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации (ст. 40) провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище. Право на жилище - одно из важнейших социально-экономических прав граждан России, поскольку жилище относится к основным материальным условиям жизни человека. Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Названная норма также предполагает, что отдельные положения конкретизируются и раскрываются в нормах жилищного и других отраслей законодательства, устанавливающих формы реализации права и соответствующий правовой механизм, посредством которого обеспечивается реализация конституционных прав.

Согласно ст. 2 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту. Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации – ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих».

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО2 проходила военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, уволена с военной службы по состоянию здоровья с зачислением в запас по пп. «Г» п. 1 ст. 51 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе», исключена из списков личного состава воинской части с 12.11.2010 г. Общая продолжительность военной службы составляет 10 лет 03 месяца. В период прохождения военной службы истец и члены ее семьи были обеспечены жильем по месту прохождения истцом военной службы. Заявленный в иске состав семьи истца подтвержден сведениями с места жительства последней.

В силу ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства – ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.

По общим правилам, установленным ст. ст. 49, 51, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма в домах государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях. Это правило распространяется и на военнослужащих, как категорию граждан, наделенных законодательством о статусе военнослужащих особыми льготами в области жилищных прав.

Только наличие статуса нуждающегося в получении жилья позволяет военнослужащим (гражданам, уволенным с военной службы) реализовать права на жилье - как в форме получения жилого помещения по договору социального найма, так и в форме предоставления государственного жилищного сертификата.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Согласно ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.

Таким образом, помимо необходимого стажа военной службы (в случае истца – более 10 лет выслуги в календарном исчислении) военнослужащему для целей реализации права на жилье необходимо было к моменту увольнения обладать статусом нуждающегося в получении жилья.

В соответствии с п.п. «и» п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 (ред. от 14.11.2007, с изм. от 14.04.2009) основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являлось избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы. В силу положений того же пункта указанного нормативного акта основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части, подача рапорта по команде в год увольнения по состоянию здоровья регламентирована п. 13 Правил.

Поскольку право на жилище, гарантированное Федеральным законом «О статусе военнослужащих», носит не абсолютный, а заявительный характер, для его реализации необходимо выполнение определенных действий, а именно обращение с заявлением о постановке на учет нуждающихся.

Как с достоверностью установлено в ходе судебного разбирательства, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в установленном законом порядке по месту службы с рапортом на имя командира войсковой части № ******, в соответствии с которым в связи с планируемым увольнением с военной службы по состоянию здоровья и намерением отселиться по избранному месту постоянного жительства просила включить ее в список военнослужащих, изъявивших желание на переселение по избранному месту жительства. При этом указала в качестве избранного места жительства города: <адрес>. Согласно наложенной резолюции рапорт принят и передан по команде ДД.ММ.ГГГГ г., содержит соответствующее ходатайство командира войсковой части.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ органы местного самоуправления с 01.05.2005 г. не осуществляют принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, уволенных с военной службы.

На момент обращения истца с вышеуказанным рапортом порядок реализации права военнослужащих на признание нуждающимися в жилом помещении в период увольнения истца с военной службы регламентировался Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 № 80 (далее по тексту Инструкция).

Согласно п. 1 Инструкции вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих жилыми помещениями из государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны РФ, решались по месту прохождения службы в соответствии с жилищным законодательством и этой инструкцией.

В соответствии с п. 28 Инструкции военнослужащие включались в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищный условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.

С 09.11.2010 г. в области жилищного обеспечения прав военнослужащих вступил в действие приказ Министра обороны РФ № 1280 от 30.09.2010, в соответствии с которым постановка на учет и включение в список военнослужащих, изъявивших желание на переселение по избранному месту жительства, осуществлялись уполномоченными органами.

Таким образом, судом установлено, что истцом в полном объеме выполнены требования действующего на момент обращения по спорному вопросу законодательства, в виду чего отсутствие надлежащих мер со стороны командования либо уполномоченного органа не может являться основанием для ограничения прав военнослужащего, в настоящее время уволенного с военной службы, поскольку в соответствии с приказом Министра обороны РФ № 1455 от 03.11.2010 г. уполномоченным органом по рассмотрению жилищных вопросов и ведению единого реестра нуждающихся является ответчик ФГКУ «ФИО14» Министерства обороны РФ, но его полномочия распространяются только на действующих военнослужащих и военнослужащих, подлежащих увольнению.

Вместе с тем, доказательств уведомления истца об отсутствии у нее испрашиваемого права и отказе в принятии на соответствующих учет ответчиками также не представлено.

В виду того, что своевременно вопрос по учету истца в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства решен в надлежащем порядке ответчиком не был, восстановление нарушенного права ФИО2 возможно произвести лишь в судебном порядке, о чем свидетельствует и принятое ответчиком решение № ****** от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (по обращению ФИО2 в июне 2013 г.).

Считая данный отказ незаконным, истец обратилась за защитой своих прав в суд, ссылаясь на то обстоятельство, что не утратила права на получение жилого помещения за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, при этом получить указанное жилье она может только в случае нахождения в списке очередников на обеспечение жильем бывших военнослужащих, во включение в который ответчиком отказано. В ином порядке жилой площадью по избранному месту жительства не обеспечивалась. Занимаемое в настоящее время жилое помещение, предоставленное ФИО2 по последнему месту службы, истец не отказывается сдать органам военного управления при обеспечении жильем по избранному месту жительства, о чем также заявлено представителем истца в судебном заседании.

При этом, волеизъявление ФИО2 на обеспечение жильем, своевременное обращение истца по спорному вопросу и принятие соответствующего решения командованием войсковой части подтверждается не только вышеуказанным рапортом от ДД.ММ.ГГГГ г., но и копией листа беседы от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО2, как представляемой к увольнению, в соответствии с которым постановлено, что обеспеченность жилой площадью по нормам законодательства к избранному месту жительства – <адрес>; <адрес>. Согласно выписке из приказа командира войсковой части № ****** от ДД.ММ.ГГГГ № ****** об увольнении ФИО2 с военной службы последняя исключена из списков личного состава воинской части и направлена для принятия на временный воинский учет в отдел Алтайского военного комиссариата по <адрес> и <адрес> с последующим убытием к избранному месту жительства.

Исследовав обстоятельства дела, суд пришел к выводу, что жилищные права ФИО2 не реализованы. Ее право на получение жилого помещения остается нарушенным и подлежит судебной защите. Ответчики являются надлежащими органами, в чью компетенцию входит восстановление этого права истца. Отказ же ответчика ФГКУ «ФИО15» Министерства обороны РФ в удовлетворении заявленных ФИО2 требований осуществлен без учета того обстоятельства, что право на получение постоянного жилья по избранному месту жительства у истца возникло в связи с увольнением с военной службы. Невыполнение командованием всех необходимых мероприятий при увольнении истца свидетельствует только лишь о ненадлежащем выполнении должностными лицами обязанности, определенной для них статьей 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

В соответствии с п.п. 6, 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месту жительства», п. 14, 15 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 № 80 «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации», действующей на момент обращения истца по вопросу постановки на соответствующий учет военнослужащего, изъявившего желание после увольнения получить жилое помещение по избранному месту жительства, обязанность по обращению в уполномоченный орган возложена на командира войсковой части, чего в отношении ФИО2 выполнено не было. В настоящее же время, в виду изменения законодательства, истец лишена возможности иным образом реализовать самостоятельно свое право на жилье.

Таким образом, с учетом положений ст. 5 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих», в силу которых никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, суд полагает заявленные истцом исковые требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, ст.ст. 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО2 к Федеральному государственному казенному учреждению «ФИО16» Министерства обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства за счет средств федерального бюджета, - удовлетворить.

Признать ФИО2, с учетом членов ее семьи ФИО3 и ФИО4, нуждающейся в предоставлении жилого помещения на семью по избранному постоянному месту жительства за счет средств федерального бюджета

Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «ФИО17» Министерства обороны РФ принять ФИО2 в составе семьи с учетом ее членов ФИО3 и ФИО4, на учет нуждающихся в получении жилых помещений и включить в реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в получении жилья по избранному постоянному месту жительства.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке, в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: Н.А. Бабкина

2-2590/2014 ~ М-1213/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Седых Надежда Леонидовна
Ответчики
Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации
ФГУ "Центррегионжилье"
Другие
Седых Анна Вадимовна
Дьяконова Светлана Сергеевна
Седых Анна Владимировна
Суд
Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Бабкина Надежда Александровна
Дело на странице суда
oktiabrsky--svd.sudrf.ru
21.02.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.02.2014Передача материалов судье
26.02.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.02.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.04.2014Судебное заседание
22.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.04.2014Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
16.07.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.09.2017Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
27.11.2017Изучение поступившего ходатайства/заявления
26.01.2018Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее