Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1254/2018 ~ М-1081/2018 от 26.06.2018

Дело № 2-1254/2018

24RS0054-01-2018-001257-76

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 августа 2018 года                            г. Ужур Ужурский районный суд Красноярского края

В составе председательствующего судьи Фатюшиной Т.А.

при секретаре Айрапетян Н.А.

с участием истца Гришиной С.А., представителей ответчика МКОУ «НОШ № 1» ЗАТО п. Солнечный Красноярского края Громовой Л.А. и Манакова А.В., действующего на основании доверенности от 23.07.2018 года

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гришиной Светланы Александровны к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Начальная общеобразовательная школа № 1» закрытого административно-территориального образования поселок Солнечный Красноярского края о взыскании заработной платы, суд

У С Т А Н О В И Л :

Гришина С.А. обратилась в суд с исковым заявлением к МКОУ «НОШ № 1» ЗАТО п. Солнечный Красноярского края о взыскании заработной платы. Требования мотивированы тем, что она работает в МКОУ «НОШ № 1» ЗАТО п. Солнечный Красноярского края в должности уборщицы служебных помещений. 23.12.2016 года между Правительством Красноярского края, Красноярским краевым союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Красноярского края» и краевыми объединениями работодателей на основании статьи 133.1 ТК РФ, Закона Красноярского края от 31.03.2011 № 12-5724 «О социальном партнерстве» с целью создания условий для повышения уровня жизни населения Красноярского края заключено региональное соглашение о минимальной заработной плате. Данным соглашением на территории Ужурского района установлен размер минимальной заработной платы для работников организаций в 10592 рубля. Таким образом, указанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда. Статьей 1 Федерального закона от 02.06.2016 № 164-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2017 на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 7500 рублей. Статьей 1 Федерального закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.07.2017 на территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 7800 рублей. Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21.10.1969 года № 421/26 для Красноярского края установлен районный коэффициент, равный 1, 2. Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 года № 311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» (в ред. Постановления администрации края от 31.07.2001 года № 554-П) с 1 сентября 1992 года установлен единый районный коэффициент 1,3 (вместо действующего 1,2) к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края. Постановлением Совета Министров СССР ВЦСПС от 24.09.1989 года № 794 установлена процентная надбавка к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым выплата таких надбавок в настоящее время не установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка. Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнении нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 7500 рублей (с января по июнь 2017 года) и 7800 рублей (с июля по ноябрь 2017 года) с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, не менее 12000 рублей (с января по июнь 2017 года) и 12480 рублей (с июля по ноябрь 2017 года), 15182 рубля 40 копеек с 01 января 2018 года. Конституционный Суд Российской Федерации выступил против порядка, когда заработная плата людей, работающих в тяжелых климатических условиях, может не доходить до МРОТ и превышать его только после начисления надбавок. Размер недоначисленных ей сумм заработной платы составил 50123 рубля 44 копейки. Ссылаясь на изложенное, истец Гришина С.А. просит взыскать с Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа № 1» закрытого административно-территориального образования поселок Солнечный Красноярского края в ее пользу сумму недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период июнь 2017 года, с августа по декабрь 2017 года, январь, февраль, март, апрель 2018 года в размере 50123 рубля 44 копеек.

Истец Гришина С.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, настаивает на удовлетворении завяленных требований.

Представители ответчика МКОУ «НОШ № 1» ЗАТО п. Солнечный Красноярского края Громова Л.А. и Манаков А.В. исковые требования не признали, суду пояснили, что требования истца основаны на неправильном толковании закона. Истцу выплата заработной платы производилась в соответствии с нормами трудового законодательства и сложившейся судебной практикой, сложившейся в предыдущие годы, когда в понятие МРОТ включаются компенсационные выплаты за работу в особых климатических условиях. Кроме того, постановление Конституционного Суда РФ принято в декабре 2017 года, а истец просит выплату с июня 2017 года. Просят отказать истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Что касается представленного истцом расчета, то возражений по расчету нет.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).

Согласно ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В силу ч. 3 ст. 133 ТК РФ следует, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч. 1 ст. 133 ТК РФ).

Согласно положениям ст. 133.1 ТК РФ, в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Таким образом, из анализа приведенных выше положений трудового законодательства следует, что допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Истцом заявлены требования о взыскании оплаты труда в установленном законом порядке за период июнь 2017 года, с августа 2017 года по апрель 2018 года.

В соответствии с региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае от 23.12.2016 года, на территории Красноярского края размер минимальной заработной платы для работника Муниципального образования ЗАТО п. Солнечный составляет с 01.01.2017 года 10592 рубля. На 2018 год региональное соглашение не заключалось.

В судебном заседании установлено, что Гришина С.А. работает в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Начальная общеобразовательная школа № 1» закрытого административно-территориального образования поселок Солнечный Красноярского края» в должности уборщицы служебных помещений с 22 марта 2013 года, что подтверждается трудовым договором и дополнительными соглашениями к нему.

По условиям трудового договора и дополнительным соглашениям истцу установлена оплата труда, соответствующая 1 ставки, с окладом по должности в размере 2454 рубля, а с 01.01.2018 года 2552 рубля, с надбавками в виде районного коэффициента в размере 30%, за работу в организациях, расположенных в южных районах Красноярского края в размере 30 %, с 01.09.2017 года за работу в закрытых административно-территориальных образованиях в размере 20%, за опыт работы в занимаемой должности 15%, стимулирующие выплаты по должности уборщик служебных помещений в размере в баллах.

Из материалов гражданского дела и расчетных листков следует, что начисление заработной платы за июнь 2017 года, с августа 2017 года по апрель 2018 года составляло: июнь - 31689,79 (из них отпуск 23115,32); август - 7246,28 (из них больничный 4943,68); сентябрь - 10592,00; октябрь - 10340,55; ноябрь - 10592,00; декабрь - 10592,00; январь - 11016,00; март - 8262,00; апрель - 11016,00.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Кроме того, согласно статье 146 ТК РФ, в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах с особыми климатическими условиями.

Согласно статье 148 ТК РФ, оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Как указал Конституционный суд РФ в Постановлении от 07.12.2017 года № 38-П, в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.

Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.

Согласно статье 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (части первая, третья и четвертая).

По смыслу приведенных законоположений, минимальная заработная плата в субъекте Российской Федерации устанавливается в целях повышения уровня оплаты труда, если экономика региона развивается стабильно и создает условия для возможности учета величины прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации. При этом статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации не предусматривает полномочия социальных партнеров, заключающих указанное соглашение, помимо размера минимальной заработной платы самостоятельно определять правила о включении в нее каких-либо выплат, в частности районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок.

Таким образом, минимальная заработная плата в субъекте Российской Федерации представляет собой установленную в системе социального партнерства дополнительную гарантию, которая не заменяет гарантии, предусмотренные федеральным законом, в том числе повышенную оплату труда в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями.

Как следует из части одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует (или на которого в установленном законом порядке распространено) региональное соглашение о минимальной заработной плате, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Таким образом, закрепляя возможность в рамках трехстороннего сотрудничества устанавливать минимальную заработную плату в субъекте Российской Федерации, федеральный законодатель исходил из того, что в механизме правового регулирования оплаты труда такая дополнительная гарантия будет в соответствующих случаях применяться вместо величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, не заменяя и не отменяя иных гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Руководствуясь вышеуказанными нормами, Постановлением Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П суд приходит к выводу, что заработная плата работника на территории Красноярского края не может быть меньше заработной платы, установленной региональным соглашением, которая в свою очередь не включает в состав районного коэффициента и процентной надбавки, начисляемой в связи с работой в ЗАТО п. Солнечный Красноярского края.

Поскольку размер начисленной истцу заработной платы в спорный период был ниже минимального размера оплаты труда, с учетом установленного оклада, районного коэффициента, надбавки за проживание в местности с неблагоприятными климатическими условиями, за работу в закрытых административно-территориальных образованиях, выплачиваемая истцу заработная плата за отработанную норму рабочего времени должна была составлять с 01.01.2017 года не менее 16947,20 рублей = 10592 (рег. соглашение на 2017 г.) х 30% (процент. надбавка) х 30% (район. коэффициент).

С 01.01.2018 года, поскольку в Красноярском крае отсутствует региональное соглашение, суд для расчета принимает размер МРОТ по РФ, установленный ст. 3 ФЗ от 28.12.2017 № 421-ФЗ в сумме 9489 рублей, и с учетом районного коэффициента, надбавки за проживание в местности с неблагоприятными климатическими условиями, выплачиваемая истцу заработная плата за отработанную норму рабочего времени должна была составлять с 01.01.2018 года не менее 15182,40 рублей = 9489 (МРОТ с 01.01.2018) х 30% (процент. надбавка) х 30% (район. коэффициент).

Расчеты недоначисленной заработной платы, представленные стороной истца, судом проверены, их достоверность в ходе судебного разбирательства ответчиком не оспорена, в связи с чем они представляются суду правильным, так как содержат алгоритм расчета, соответствующий данным начислениям заработной платы за указанные периоды, согласно имеющихся в деле расчетных листков за спорный период.

Таким образом, сумма недоначисленной заработной платы истца за период июнь 2017 года по апрель 2018 года составила 50123 рубля 44 копейки, а именно в июне 2017 года 5144 рубля 68 копеек, в августе 2017 года 1381 рубль 56 копеек, в сентябре 2017 года 6355 рублей 20 копеек, в октябре 2017 года 6355 рублей 20 копеек, в ноябре 2017 года 6355 рублей 20 копеек, в декабре 2017 года 6355 рублей 20 копеек, в январе 2018 года 6609 рублей 60 копеек, в марте 2018 года 4957 рублей 20 копеек, в апреле 2018 года 6609 рублей 60 копеек.

Ответчиком, обязанным в силу Постановления Пленума ВС РФ, доказывать правильность выплаты заработной платы, ее начисление, доказательств выплаты заработной платы по основному месту работы в соответствующем размере не представлено, доказательств иного начисления, начисления процентных надбавок документы не содержат, с расчетом истца согласны.

При таких обстоятельствах исковые требования Гришиной С.А. к МКОУ «НОШ № 1» ЗАТО п. Солнечный Красноярского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ, истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с п.п. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Таким образом, на основании п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с МКОУ «НОШ № 1» ЗАТО п. Солнечный Красноярского края подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1703 рубля 70 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Гришиной Светланы Александровны удовлетворить.

Взыскать с Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа № 1» закрытого административно-территориального образования поселок Солнечный Красноярского края в пользу Гришиной Светланы Александровны недоначисленную заработную плату в размере 50123 (пятьдесят тысяч сто двадцать три) рубля 44 (сорок четыре) копейки.

Взыскать с Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа № 1» закрытого административно-территориального образования поселок Солнечный Красноярского края государственную пошлину в размере 1703 рубля 70 копеек в доход муниципального образования Ужурский район Красноярского края.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд в месячный срок.

Председательствующий:                                                      Т.А. Фатюшина.

2-1254/2018 ~ М-1081/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гришина Светлана Александровна
Ответчики
МКУ "НОШ №1"
Суд
Ужурский районный суд Красноярского края
Судья
Фатюшина Татьяна Александровна
Дело на странице суда
ujur--krk.sudrf.ru
26.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.06.2018Передача материалов судье
28.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.07.2018Подготовка дела (собеседование)
24.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.08.2018Судебное заседание
23.08.2018Судебное заседание
23.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.11.2018Дело оформлено
23.11.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее