Дело №2-1922/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 апреля 2013 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Чашиной Е.В.,
при секретаре Витошко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сальникова О. П. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде (межрайонное) об обязании произвести перерасчет пенсии с учетом включения периода работы в специальный стаж на момент проведения конвертации пенсионных прав и выплатить недополученную часть пенсии с учетом индексации,
У С Т А Н О В И Л:
Сальников О.П. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде (межрайонное) о взыскании недополученной части пенсии с учетом индексации в размере <данные изъяты> рублей, указав в обоснование поданного иска, что ему с ДД.ММ.ГГГГ была назначена досрочная трудовая пенсия за работу в плавсоставе рыболовных судов; с ДД.ММ.ГГГГ он был зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования. С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с принятым Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» была произведена конвертация его пенсионных прав в расчетный капитал, однако для расчета был взят его льготный стаж <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца и <данные изъяты> дней (стажевый коэффициент 0,72) на дату назначения пенсии, хотя с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год он являлся работающим пенсионером в плавсоставе рыболовных судов в ЗАО «Вестрыбфлот» и соответствующие данные имелись у пенсионного фонда и содержались в выписке из лицевого счета (сведениях индивидуального (персонифицированного) учета), в частности в графе «Особые условия труда» стоял код льготы ЗП12И, который расшифровывается как – работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности; льготный стаж на ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней (стажевый коэффициент 0,75). Однако при проведении конвертации данный стаж учтен не был, в результате чего за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ему была недоплачена пенсия с учетом индексации в размере <данные изъяты> рублей, которую он и просил взыскать.
В ходе рассмотрения дела истец Сальников О.П. уточнил заявленные требования, указав, что просит обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде (межрайонное) произвести перерасчет пенсии с учетом включения периода работы в специальный стаж на момент проведения конвертации пенсионных прав и выплатить недополученную часть пенсии с учетом индексации,
В судебном заседании истец Сальников О.П. указанные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, указал, что все необходимые данные о его стаже работы и характере работы имелись у пенсионного фонда на момент конвертации пенсионных прав и содержались в выписке из его лицевого счета; предоставление каких-либо дополнительных документов от него не требовалось, если ответчику они были необходимы, он мог сам их запросить; конвертация носила беззаявительный характер.
В судебном заседании представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде (межрайонное) Горелова Л.М. с заявленными исковыми требованиями не согласилась, указала, что перерасчет пенсии производится только по заявлению пенсионера с приложением необходимых документов; Сальников О.П. обратился с таким заявлением только ДД.ММ.ГГГГ, предоставив одновременно с заявлением справку, уточняющую условия труда, выданную ЗАО «Вестрыбфлот», подтверждающую период работы в плавсоставе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; после произведенной проверки указанная справка была признана достоверной и перерасчет пенсии Сальникову О.П. произведен с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде (межрайонное) Ковалева Ю.Н. также с заявленными требованиями не согласилась, указала, что перерасчет пенсии носит заявительный характер; при конвертации пенсионных прав истца исходили из льготного стажа, установленного на момент назначения пенсии, хотя данные брались на момент конвертации на ДД.ММ.ГГГГ; в ранее действовавшем пенсионном законодательстве такого понятия как специальный стаж не существовало.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения дела было установлено и не оспаривалось сторонами, что с ДД.ММ.ГГГГ Сальникову О. П. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была назначена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с п. «и» ст. 12 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года №304-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»; при этом льготный стаж составил <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней (учтены периоды работы в АООТ «Калининградская рыбопромышленная компания тралового флота» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании справки организации от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии со ст. 106 указанного Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" перерасчет пенсии был возможен только в связи с увеличением общего трудового стажа, а статьей 84 Закона предусматривался порядок исчисления размера пенсии за выслугу лет, согласно которому при выслуге лет, равной требуемой (25 лет), размер пенсии составлял 55 процентов заработка и за каждый полный год выслуги сверх требуемой он увеличивается на один процент заработка.
Согласно ст. 107 данного Закона пенсионерам, получавшим пенсию за выслугу лет, проработавшим после назначения пенсии не менее 24 месяцев с более высоким заработком, пенсия могла быть перерасчитана. Однако нормы указанной статьи регулировали порядок перерасчета пенсии в связи с увеличением заработка, продолжительность выслуги лет при проведении расчета не увеличивалась. Следовательно, перерасчет пенсии в связи с увеличением стажа за выслугу лет был невозможен.
В этой связи в материалах пенсионного дела Сальникова О.П. имеются данные о перерасчет его пенсии в ДД.ММ.ГГГГ году на основании вышеуказанной ст. 106 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (л.д. 43), а поскольку продолжительность самой выслуги лет при перерасчете пенсии не увеличивалась, то соответствующих справок, подтверждающих характер работы, для пенсионного дела не требовалось и не предоставлялось.
В то же время, в материалах пенсионного дела имелась копия трудовой книжки истца с записью о работе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ЗАО «Вестрыбфлот» старшим механиком на судах и соответствующая справка с места работы (л.д. 44-45) о том, что Сальников О.П. действительно работает в ЗАО «Вестрыбфлот» в должности ст. механика с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Также из представленной суду Выписки из лицевого счета застрахованного лица следует, что Сальников О.П. был зарегистрирован в системе пенсионного страхования с ДД.ММ.ГГГГ, ему присвоен страховой номер индивидуального лицевого счета № сведения о стаже его работы и заработной плате начали фиксироваться в данной системе с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4-5, 20-25); при этом в графе «особые условия труда» поставлен код льготы – <данные изъяты>, что означает работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности.
Между тем, с 01 января 2002 года вступил в силу Федеральный закон №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсия в Российской Федерации», на основании которого размеры трудовых пенсий, установленные ранее действовавшим законодательством, были перерасчитаны в соответствии с данным законом.
В частности, в соответствии с ч.9 ст. 30 данного Федерального закона конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 Федерального закона, может осуществляться по их выбору с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
Из представленного отзыва на исковое заявление (л.д. 30) и данных в судебном заседании пояснений представителей ответчика следует, что Сальникову О.П. с ДД.ММ.ГГГГ конвертация пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал была произведена в соответствии с вышеуказанным пунктом 9 ст. 30 Федерального закона как наиболее выгодный вариант, так как стажевый коэффициент от специального стажа (0,72) выше стажевого коэффициента от общего стажа – 0,67; при этом указано, что специальный стаж истца на ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца и <данные изъяты> дней, то есть такой же, какой был на момент назначения пенсии в ДД.ММ.ГГГГ году.
Действительно, в соответствии со ст. 20 Федерального закона «О трудовых пенсия в Российской Федерации» перерасчет пенсии производится по заявлению пенсионера; при этом заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; перерасчет пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.
Сальников О.П. обратился с таким заявлением ДД.ММ.ГГГГ, предоставив одновременно с заявлением справку, уточняющую условия труда, выданную ЗАО «Вестрыбфлот», подтверждающую период работы в плавсоставе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; после произведенной проверки указанная справка была признана достоверной и перерасчет пенсии Сальникову О.П. произведен с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35-38).
До этого в материалах пенсионного дела Сальникова О.П. имелись только заявления за перерасчетом пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.3 ст. 17 Федерального закона, то есть по страховым взносам, поступившим на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица в течение 12 полных месяцев со дня назначения и предыдущего перерасчета размера пенсии (л.д. 31-34).
Тем не менее, не оспаривая данные обстоятельства, истец указывает на то, что конвертация пенсионных прав носила беззаявительный характер и проводилась пенсионным органом самостоятельно в отношении каждого пенсионера; на момент конвертации у пенсионного органа были данные том, что он продолжает работать и его работа носит льготный характер, в связи с чем имелась возможность уточнить данные обстоятельства и в случае необходимости запросить самостоятельно документы, подтверждающие льготный характер работы. Суд нашел данные доводы истца заслуживающими внимания.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года №30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" право на конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением по выбору гражданина вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ имеют граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста, названные в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при условии наличия по состоянию на 1 января 2002 года у этих лиц страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии
Согласно ч.10 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года, определенная в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1 Федерального закона.
Из представленного отзыва на исковое заявление и данных в судебном заседании пояснений представителей ответчика следует, что конвертация пенсионных прав Сальникову О.П. была произведена на основании вступившего в законную силу вышеуказанного Федерального закона с применением вместо общего трудового стажа – стажа на соответствующих видах работ, так как стажевый коэффициент от специального стажа (0,72) был выше стажевого коэффициента от общего стажа (0,67).
При этом в ходе рассмотрения дела представители ответчика подтвердили, что конвертация носила беззаявительный характер и осуществлялась в соответствии с имеющимися у пенсионного органа данными пенсионера, при этом дополнительного заявления или предоставления каких-либо документов не требовалось.
Тем не менее, в материалах пенсионного дела Сальникова О.П. имеется заявление от ДД.ММ.ГГГГ о перерасчете пенсии по старости по стажу, а также указано на то, что он продолжает работать в настоящее время. Также имеется справка от ДД.ММ.ГГГГ о том, что Сальников О.П. действительно работает в ЗАО «Вестрыбфлот» в должности ст. механика с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Данная справка не подтверждала сама по себе льготный характер работы, однако из Выписки из лицевого счета застрахованного лица следует, что в ней нашли свое отражение как сведения о стаже работы, так и о заработной плате Сальникова О.П., начиная с ДД.ММ.ГГГГ; при этом в графе «особые условия труда» поставлен код льготы – <данные изъяты>, что означает работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности.
При таких обстоятельствах, когда пенсионным органом самостоятельно Сальникову О.П. производилась конвертация пенсионных прав именно по специальному стажу, то есть производилась оценка пенсионных прав застрахованного лица по состоянию именно на ДД.ММ.ГГГГ, что не отрицалось представителем ответчика в судебном заседании, суд приходит к выводу о том, что пенсионный орган необоснованно взял за основу данные о льготном стаже истца, установленные на день назначения пенсии в 1995 году, располагая при этом достаточными данными, свидетельствующими о том, что Сальников О.П., будучи пенсионером, продолжал работать с 1996 года по 2002 год и эта работа носила особый характер, о чем свидетельствует поставленный код льготы в лицевом счете застрахованного лица, следовательно, такая работа могла быть включена в специальный стаж заявителя и оказать влияние на величину его стажевого коэффициента при определении размера пенсии. Кроме того, в случае необходимости истребования документов, подтверждающих льготный характер работы Сальникова О.П., пенсионный орган мог запросить необходимые документы самостоятельно, тем самым оказав содействие пенсионеру в реализации его пенсионных прав, что является одной из задач, возложенных на пенсионные органы государством.
В этой связи являются несостоятельными доводы представителей ответчика о том, что перерасчет пенсии мог быть произведен только по заявлению пенсионера и при предоставлении им соответствующих подтверждающих документов.
Кроме того, при принятии решения суд также исходит из того, что при проверки обоснованности поданного Сальниковым О.П. заявления ДД.ММ.ГГГГ и выданной ему работодателем льготной справки, нашел свое подтверждение факт его работы в должности старшего механика плавсостава за период с ДД.ММ.ГГГГ и по ДД.ММ.ГГГГ; все документы, подтверждающие факт работы в условиях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии согласно ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» были представлены организацией полностью.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обязании Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде (межрайонное) произвести перерасчет пенсии Сальникову О. П. за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, исходя из включения в его специальный стаж периода работы в ЗАО «Вестрыбфлот» в должности старшего механика с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, имевшегося у него на момент проведения конвертации (преобразования) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, и выплатить Сальникову О. П. недополученную часть пенсии с учетом индексации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные Сальниковым О. П. исковые требования удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде (межрайонное) произвести перерасчет пенсии Сальникову О. П. за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, исходя из включения в его специальный стаж периода работы в ЗАО «Вестрыбфлот» в должности старшего механика с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, имевшегося у него на момент проведения конвертации (преобразования) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, и выплатить Сальникову О. П. недополученную часть пенсии с учетом индексации.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 10 апреля 2013 года.
Судья: .
.