РЕШЕНИЕ
16 июля 2015 года город Иваново
Ивановский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Панина М.А., при секретаре судебного заседания ФИО1
с участием представителя заявителя Беляева А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части 00000 капитана запаса Королева <данные изъяты> об оспаривании действий начальника отделения (территориального, г. Иваново) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в принятии заявителя на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
установил:
Королев проходил военную службу по контракту в войсковой части 00000. На основании приказа главнокомандующего ВВС от ДД.ММ.ГГГГ № он был уволен с военной службы по состоянию здоровья, и в соответствии с приказом командира войсковой части 00000 от ДД.ММ.ГГГГ № – исключен из списков личного состава воинской части.
ДД.ММ.ГГГГ Королев решением жилищной комиссии войсковой части 00000, оформленным протоколом № был признан нуждающимся в жилье с составом семьи два человека (он и жена), а затем оставлен в списках нуждающихся в жилье после увольнения с военной службы (протокол заседания жилищной комиссии названной воинской части от ДД.ММ.ГГГГ № ).
В ММ.ГГГГ Королев обратился в отделение (территориальное, г. Иваново) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – Территориальное отделение) с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, однако на основании решения начальника названного органа от ДД.ММ.ГГГГ № ему в этом было отказано.
В обоснование принятого решения должностное лицо указало, что, учитывая заключение Королевым первого контракта о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, он имел право на обеспечение служебным жилым помещением в соответствии с решением жилищной комиссии воинской части от ДД.ММ.ГГГГ, при этом каких-либо данных о признании его нуждающимся в жилье для постоянного проживания им представлено не было. Кроме того, ФИО2 сослалась на то, что супруга заявителя приобрела в собственность жилое помещение, поэтому основания для обеспечения данного военнослужащего жильем отпали.
Полагая свои права нарушенными, Королев обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным вышеупомянутое решение начальника Территориального отделения и обязать данное должностное лицо восстановить его на оспариваемом учете.
При этом Королев полагал, что он был признан нуждающимся в жилье в предусмотренном законом порядке, о чем свидетельствуют протоколы заседания жилищной комиссии войсковой части 00000, лист беседы, проводившейся с ним в преддверии увольнения, поэтому изменение порядка обеспечения военнослужащих жилыми помещениями не может свидетельствовать об утрате им такого права.
В судебном заседании представитель Королева уточнил заявленные требования и просил суд восстановить нарушенные права его доверителя путем возложения на начальника Территориального отделения обязанности повторно рассмотреть вопрос о принятии его (Королева) на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Кроме того, Беляев отметил, что заявитель на момент увольнения с военной службы не проживал с супругой и не знал о приобретении ею жилого помещения. Данная квартира, по мнению представителя заявителя, в силу статей 34 и 36 СК РФ не является совместной собственностью супругов, а потому не должна учитываться при решении вопроса о признании его нуждающимся в жилье. Помимо изложенного Беляев утверждал, что Королев никогда не проживал в названном жилом помещении и, следовательно, не может считаться членом семьи собственника жилого помещения, исходя из требований статьи 31 ЖК РФ.
Начальник Территориального отделения, извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, а в письменном отзыве требования заявителя не признала, просила отказать в их удовлетворении и рассмотреть дело в ее отсутствие.
Заслушав представителя заявителя, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Этой же статьей определено, что военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей, обеспечиваются на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями.
Указанным военнослужащим, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 данного Федерального закона.
Согласно выписке из послужного списка, Королев, призванный на военную службу в 1996 году, в 1999 году получил офицерское звание в связи с получением профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации и до 2007 года проходил военную службу по контракту в войсковой части 00000, дислоцированной в городе Иваново.
Копиями протоколов заседаний жилищной комиссии войсковой части 00000 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Королев был принят на учет нуждающихся в жилье и оставлен в списках очередников после увольнения с военной службы.
Факт принятия заявителя на оспариваемый учет также отражен в листе беседы, проводившейся с Королевым в преддверии увольнения с военной службы, в представлении к увольнению от ДД.ММ.ГГГГ и удостоверен показаниями свидетеля ФИО3 являвшегося в 2007 году председателем жилищной комиссии войсковой части 00000.
В соответствии с выписками из приказов главнокомандующего ВВС от ДД.ММ.ГГГГ и командира войсковой части 00000 от ДД.ММ.ГГГГ № заявитель был уволен с военной службы по состоянию здоровья, с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава воинской части, при этом его выслуга в календарном исчислении составила более 10 лет.
Из содержания заявления, поданного Королевым в структурное подразделение Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, он избрал местом своего жительства после увольнения с военной службы город Иваново и изъявил желание быть обеспеченным жильем в указанном населенном пункте.
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что военнослужащие – граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных законом. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 данного Федерального закона.
Таким образом, по смыслу действующего законодательства право на обеспечение жилым помещением, в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 названного Федерального закона, предоставляется лишь военнослужащим, увольняющимся по вышеуказанным основаниям и признанным нуждающимися в получении жилья по месту прохождения военной службы.
Из содержания части 1 статьи 51 ЖК РФ следует, что правом на признание нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, обладают граждане, являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу решения Ивановской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №513 учетная норма жилого помещения в городе Иваново составляет 10 кв.м. общей площади на каждого члена семьи.
Как видно из копий свидетельств от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, в период с ММ.ГГГГ по ММ.ГГГГ Королев состоял в браке с ФИО4
Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ супруга заявителя приобрела право собственности на ? жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, общая площадь которого составляет 49,4 кв.м.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что с ДД.ММ.ГГГГ Королев был обеспечен жильем по установленным нормам (49,4/2/2=12,35 кв.м.), а потому утратил право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в избранном им после увольнения месте жительства.
Что касается ссылок представителя заявителя на требования статей 34 и 36 СК РФ, суд признает их несостоятельными, поскольку нормы ЖК РФ при определении нуждаемости гражданина в жилье предписывают учитывать все жилые помещения, имеющиеся в собственности членов его семьи, вне зависимости от способов приобретения этого жилья (часть 2 статьи 51 ЖК РФ).
Кроме того, суд считает несостоятельными доводы представителя заявителя об отсутствии совместного проживания заявителя и его супруги в принадлежащем ей жилом помещении, поскольку в силу положений статьи 288 ГК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением и вправе использовать его, как для личного проживания, так и проживания членов своей семьи, к которым в соответствии со статьей 31 ЖК РФ и относится заявитель.
Поскольку судом установлено, что у заявителя отсутствует право состоять на оспариваемом учете, решение начальника Территориального отделения следует признать законным и обоснованным, а в требованиях Королева надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 – 199, 258 ГПК РФ, военный суд
решил:
В удовлетворении заявления Королеву <данные изъяты> – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Ивановский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий М.А. Панин