<...>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 апреля 2018 года гор. Петропавловск-Камчатский
35 гарнизонный военный суд в лице председательствующего судьи Михеева Д.В., при секретаре судебного заседания Сергеевой Е.В., с участием административного истца Голобурдовой Н.Н. и ее представителя Ситниковой Ю.А., в открытом судебном заседании, рассмотрев административное дело № 2а-79/2018, возбужденное по административному исковому заявлению военнослужащей войсковой части № <...> Голобурдовой Н.Н. об оспаривании действий начальника 3 отдела ФГКУ «Востокрегионжилье» Минобороны РФ (далее – 3 Отдел), связанных с отказом во включении Голобурдовой Н.Н. в список на предоставление служебных жилых помещений с последующим обеспечением служебным жилым помещением в порядке очередности,
установил:
Административный истец Голобурдова Н.Н. (далее – Голобурдова, истец), являясь военнослужащей, заключившей первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, проходит военную службу по контракту в войсковой части № и проживает в трехкомнатной квартире № по адресу: <адрес>, общей площадью 55 кв. м (далее – Квартира), куда она была вселена как член семьи (дочь) нанимателя жилого помещения по договору социального найма от 1 декабря 2009 года.
Помимо нее в данной квартире проживают двое ее детей, а также ее мать – наниматель по договору социального найма жилого помещения и брат матери, вселенный в квартиру как член семьи нанимателя.
10 августа 2017 года Голобурдовой подано заявление в 3 Отдел с просьбой предоставить ей, с учетом ее двоих несовершеннолетних детей, служебное жилое помещение, к которому были приложены необходимые документы, отражающие ее обеспеченность жилым помещением.
Решением начальника 3 Отдела от 18 августа 2017 года № Голобурдовой отказано во включении в список на предоставление служебных жилых помещений в связи с тем, что в феврале 2012 года она «снялась» с регистрационного учета по вышеназванному адресу жилого помещения и с 2014 года была зарегистрирована по адресу дислокации войсковой части №, а также в связи с тем, что ею не были представлены доказательства наличия препятствий для использования ею указанного жилого помещения.
Истец, с учетом отказа в судебном заседании от части требований и уточнения предмета требований, просит суд признать незаконным решение начальника 3 Отдела от 18 августа 2017 года № с возложением на него обязанности по включению Голобурдову Н.Н. в список на предоставление служебных жилых помещений в соответствие с ее заявлением от 7 августа 2017 года, адресованным в 3 Отдел.
Представитель начальника 3 Отдела, в своем письменном отзыве на иск, заявленных требований не признал, указав на приведенные выше обстоятельства обеспеченности истца жилым помещением.
Представитель административного ответчика в суд не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав объяснения истца и его представителя, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Вышеизложенные обстоятельства прохождения Голобурдовой военной службы, обеспеченности ее жилым помещением и обращения в 3 Отдел, помимо письменных и устных объяснений сторон, подтверждаются исследованными в судебном заседании: копией контракта о прохождении истцом военной службы за 2017 год, выпиской из послужного списка ее личного дела, копией договора социального найма от 1 декабря 2009 года №, копией поквартирной карточки от 24 апреля 2017 года, копиями свидетельств о рождении на имя детей Голобурдовой Тюгаевой О.А., 2003 года рождения, и Голобурдовой К.А., 2014 года рождения, заявлением истца, датированным 7 августа 2017 года и адресованным в 3 Отдел, с просьбой о предоставлении служебного жилого помещения (вх. № 6614 от 10 августа 2017 года).
В соответствии с абз. 7 п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее – Закон) солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями на весь срок военной службы.
Согласно абз. 10 этого же пункта Закона, военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 13 п. 1 ст. 15 определено, что военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствие с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также являющиеся членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Пунктом 2 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года № 512, определено, что в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту прохождения военной службы.
Согласно п. 7 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Минобороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280 (далее – Инструкция), при изменении состава семьи военнослужащих, в результате чего площадь служебного жилого помещения, приходящаяся на военнослужащих и членов их семей, стала ниже учетной нормы площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан Российской Федерации общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого служебного жилого помещения, военнослужащим на основании заявления и документов, подтверждающих указанные обстоятельства, поданных в структурное подразделение уполномоченного органа, предоставляется другое служебное жилое помещение в соответствии с данной Инструкцией.
Согласно же ст. 70 ЖК РФ, на вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.
Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 28 февраля 2012 года № 486-нд на территории Петропавловск-Камчатского городского округа установлена учетная норма площади жилого помещения при постановке на учет граждан, нуждающихся в получении жилых помещений из расчета на одного человека – 13 кв. м и менее общей площади.
Таким образом, поскольку, как следует из материалов дела и объяснений сторон: 1) обеспеченность истца жилым помещением по месту службы, с учетом ее матери, дяди и двоих детей, составляет менее вышеназванной учетной нормы (55 кв. м / 5 чел. = 11 кв. м), 2) доказательств наличия у Голобурдовой по месту прохождения военной службы иного жилого помещения для постоянного проживания или служебного жилого помещения, кроме квартиры по вышеназванному адресу, как и доказательств наличия препятствий для включения ее в список на предоставление служебных жилых помещений суду не представлено, 3) Голобурдова в установленном Инструкцией порядке обратилась в 3 Отдел с просьбой о предоставлении служебного жилого помещения, то законных оснований для отказа во включении ее в список на предоставление служебных жилых помещений в соответствие с поданным ею заявлением от 7 августа 2017 года (вх. № 6614 от 10 августа 2017 года) у начальника 3 Отдела, по мнению суда, не имелось.
Что же касается довода административного ответчика о том, что в 2012 году Голобурдова «снялась» с регистрационного учета и зарегистрировалась по адресу дислокации воинской части, то он не может повлиять на вывод суда об обоснованности требований истца в силу ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которой регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
При этом ст. 7 этого же закона определено, что снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства органом регистрационного учета производится в случае изменения места жительства - на основании заявления гражданина в письменной форме или в форме электронного документа о регистрации по новому месту жительства.
Между тем, как следует из «дела №» «Переписка с военнослужащими (гражданами) по вопросам деятельности отдела», представленного суду 3 Отделом и исследованного в судебном заседании, ни в 3 Отдел, ни в суд не было представлено доказательств того, что Голобурдова в 2012 году или позднее изменила место жительства, учитывая ее заявление в судебном заседании об обратном.
Не может при вышеизложенных обстоятельствах фактического проживания Голобурдовой в Квартире повлиять на вывод суда об обоснованности заявленных требований и факт внесения изменений Дополнительным соглашением от 11 января 2017 года в договор социального найма Квартиры от 1 декабря 2009 года, согласно которым Голобурдова и ее ребенок, по заявлению матери истца, исключены из числа членов семьи нанимателя, вселенных в Квартиру в 2009 году по договору социального найма, поскольку ни из указанного Дополнительного соглашения, ни из иных представленных суду доказательств не следует, что данные изменения были следствием намеренных действий истца, направленных на приобретение ею права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Доводы представителя административного ответчика, направленные к иной оценке изложенных обстоятельств, суд отвергает как несостоятельные, по тем же, приведенным выше, основаниям.
При таких обстоятельствах требования административного истца суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуюсь ст.ст. 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд
решил:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 3 ░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░ (░░░░░ – 3 ░░░░░), ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 3 ░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 18 ░░░░░░░ 2017 ░░░░ № ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 3 ░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 7 ░░░░░░░ 2017 ░░░░ (░░. № 6614 ░░ 10 ░░░░░░░ 2017 ░░░░).
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ 35 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
<...>
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░