Дело № 2а-1133/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 мая 2018 года г. Пермь
Орджоникидзевский районный суд г. Перми в составе председательствующего судьи Ладейщиковой М.В.,
рассмотрел в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску МИФНС России №9 по Пермскому краю к Денисову М. Л. о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени по транспортному налогу,
административный ответчик, о наличии возбуждённого производства и возможности представления в сроки, установленные в определении о принятии заявления к производству, возражений, извещен надлежащим образом путём направления в его адрес копии определения о принятии административного иска к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении о принятии заявления к производству, суд
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России №9 по Пермскому краю (далее – Инспекция) обратилась в суд с исковыми требованиями к Денисову М.Л., в которых, с учетом ходатайства об уменьшении размера требований, просит взыскать с ответчика:
11 673 рубля – недоимку по транспортному налогу;
1 474 рубля 40 копеек – пени на недоимку по транспортному налогу за 2014 год;
81 рубль 71 копейку - пени на недоимку по транспортному налогу за 2015 год;
Заявленные требования административный истец мотивировал следующим.
Недоимка по транспортному налогу.
Денисов М.Л., в соответствии с требованиями статьи 357 НК РФ, является плательщиком транспортного налога с физических лиц.
В 2015 году ответчику принадлежали следующие транспортные средства:
автомобиль легковой ВАЗ-111830, г/н №... регион, мощностью 80,9 л/с, право собственности с 01 декабря 2012 года по 11 октября 2016 года;
автомобиль легковой VOLKSWAGEN-PASSAT, г/н №..., мощностью 193 л/с, право собственности с 25 марта 2007 года по 28 октября 2017 года.
В силу пункта 1 статьи 362 НК РФ, сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, подлежит исчислению налоговыми органами на основании сведений, предоставляемыми органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
Согласно положениям статьи 22 Закона Пермского края от 30 августа 2001 года, ставка транспортного налога установлена в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу.
Ставки транспортного налога в 2015 году на автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. – 25 рублей с каждой лошадиной силы, с мощностью двигателя от 150 до 200 л.с. – 50 рублей с каждой лошадиной силы.
Денисову М.Л. начислен транспортный налог в общем размере 11 673 рубля, исходя из расчета:
За автомобиль ВАЗ – 111830 в сумме 2 023 рубля (25 х 80,9);
За автомобиль VOLKSWAGEN-PASSAT в сумме 9 650 рублей (50 х 193).
Пени на недоимку по транспортному налогу.
Ответчику направлено налоговое уведомление №... от 06 августа 2016 года на уплату транспортного налога за 2015 год.
Денисов М.Л. в установленные законом сроки не уплатил транспортный налог за 2013, 2014, 2015 годы, в связи с чем начислены пени.
Пени на недоимку по транспортному налогу за 2015 год начислены за период с 02 декабря 2016 года по 22 декабря 2016 года в размере 81 рубль 71 копейка.
В требование на уплату налогов и пени от 28 ноября 2016 года №... включены пени, рассчитанные на недоимку по транспортному налогу за 2013 и 2014 годы в общем размере 3 672 рубля 34 копейки.
Инспекцией выставлены требования №... от 28 ноября 2016 года со сроком добровольного погашения до 13 января 2017 года, №... от 23 декабря 2016 года со сроком добровольного погашения до 15 февраля 2017 года.
11 августа 2017 года мировым судьей судебного участка №4 Орджоникидзевского судебного района города Перми вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика налога.
25 сентября 2017 года судебный приказ отменен на основании заявления Денисова М.Л.
27 февраля 2018 года Инспекцией произведено списание пени, начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2013 год в сумме 2 197 рублей 94 копейки.
Инспекция просит заявленные требования удовлетворить.
От Денисова М.Л. суду поступили письменные возражения, в которых он указал, что административным истцом пропущен шестимесячный срок для обращения в суд с момента отмены судебного приказа.
16 ноября 2012 года от 07 мая 2014 года между ним (Денисовым М.Л.) и ФИО заключен договор купли-продажи автомобиля VOLKSWAGEN-PASSAT, 1998 года выпуска, по цене 140 000 рублей, которые он (ответчик) получил от покупателя.
В декабре 2015 года он узнал, что проданное транспортное средство зарегистрировано за ним.
При обращении в органы ГИБДД ему была выдана копия определения Орджоникидзевского районного суда города Перми от 25 марта 2011 года и копия постановления о наложении ареста на имущество от 05 марта 2012 года.
Полагает, что с момента заключения договора купли-продажи он не владеет транспортным средством.
При этом, обязанность по регистрации автомобиля возлагается на собственника имущества.
18 мая 2017 года найденное транспортное средство VOLKSWAGEN-PASSAT, 1998 года выпуска передано взыскателю и обеспечительные меры отменены.
В настоящее время судебным приставом в рамках исполнения судебного приказа с него взыскиваются денежные средства по исполнительному производству №...-ИП.
Определением суда от 29 мая 2018 года постановлено рассматривать дело в порядке упрощенного (письменного) производства путём исследования имеющихся в деле письменных доказательств.
Суд, исследовав представленные письменные доказательства, а также материалы административного дела № 2а-2476/2017, приходит к следующему выводу.
На основании части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Судом установлены следующие обстоятельства по делу.
09 июня 2014 года Денисову М.Л. направлено налоговое уведомление №... на уплату транспортного налога в срок до 17 ноября 2014 года в размере 11 672 рубля 50 копеек за 2013 год по транспортным средствам - VOLKSWAGEN-PASSAT, 1998 года выпуска (9 650 рублей) и ВАЗ-111830 (2 022 рубля 50 копеек) (л.д. 11, 11 оборот).
26 июня 2015 года Денисову М.Л. направлено налоговое уведомление №... от 07 апреля 2015 года на уплату транспортного налога в срок до 01 октября 2015 года в размере 11 674 рубля за 2014 год по транспортным средствам - VOLKSWAGEN-PASSAT, 1998 года выпуска (9 650 рублей) и ВАЗ-111830 (2 023 рубля) (л.д. 13, 13 оборот).
Согласно налоговому уведомлению №... от 06 августа 2016 года, Денисову М.Л. предложено уплатить транспортный налог в срок, не позднее 01 декабря 2016 года, в размере 11 673 рубля за 2015 год по транспортным средствам VOLKSWAGEN-PASSAT, 1998 года выпуска (9 650 рублей) и ВАЗ-111830 (2 023 рубля) (л.д.9).
30 ноября 2016 года ответчику направлено требование №... об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 28 ноября 2016 года (л.д.7,8).
В требовании предложено в срок до 13 января 2017 года уплатить:
9 650 рублей – транспортный налог;
5 386 рублей 52 копейки – пени на недоимку по транспортному налогу в сумме 9 650 рублей;
723 рубля 60 копеек – пени на недоимку по транспортному налогу.
20 декабря 2016 года Денисову М.Л. направлено требование №... об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 23 декабря 2016 года (л.д.5,6).
В требовании предложено в срок до 15 февраля 2017 года уплатить:
11 673 рубля – транспортный налог;
81 рубль 71 копейку – пени на недоимку по транспортному налогу;
08 августа 2017 года Инспекция обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судьей судебного участка №4 Орджоникидзевского судебного района города Перми, в котором просила взыскать с Денисова М.Л.:
11 673 рубля – недоимку по транспортному налогу;
6 191 рубль 83 копейки – пени на недоимку по транспортному налогу;
11 августа 2017 года мировым судьей судебного участка №4 Орджоникидзевского судебного района города Перми вынесен судебный приказ в отношении ответчика (л.д.14 а/д №2а-2476/2017).
25 сентября 2017 года мировым судьей судебного участка №4 Орджоникидзевского судебного района города Перми на основании определения отменен судебный приказ от 11 августа 2017 года (л.д.17 а/д №2а-2476/2017).
23 марта 2018 года Инспекция обратилась в Орджоникидзевский районный суд города Перми с настоящим иском.
Разрешая заявленные административным истцом требования в уточненной редакции, оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд считает, что отсутствуют основания для удовлетворения административного иска.
На основании пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Положениями пункта 2 указанной нормы закона предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела, Инспекцией направлены в адрес Денисова М.Л. требования:
30 ноября 2016 года со сроком уплаты до 13 января 2017 года;
20 декабря 2016 года со сроком уплаты до 15 февраля 2017 года;
Учитывая положения пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, Инспекции необходимо было обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа в следующие сроки:
По требованию №... со сроком исполнения 13 января 2017 года – до 14 июля 2017 года включительно;
По требованию №... со сроком исполнения 15 февраля 2017 года – до 16 августа 2017 года включительно;
08 августа 2017 года Инспекция обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени, указанным в требованиях №... и №...), то есть с пропуском срока, установленного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, по требованию №... – на один месяц.
Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 479-О-О).
Несоблюдение административным истцом установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Судом установлено, что на дату обращения с настоящим административным иском в суд, налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание недоимки по транспортному налогу в сумме 9 650 рублей и пени в общем размере 6 110 рублей 12 копеек, в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока Инспекцией не представлено.
Каких-либо ходатайств, заявлений о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления административным истцом не заявлено.
При изложенных обстоятельствах, в удовлетворении иска о взыскании пени на недоимку по транспортному налогу в сумме 1 474 рубля 40 копеек следует отказать.
Требование о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015 год в сумме 11 673 рубля.
На основании статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации, транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
В силу части 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Учитывая приведенные нормы закона, Денисов М.Л. в 2015 году являлся налогоплательщиком транспортного налога, в связи с регистрацией за ним транспортных средств.
До 01 января 2017 года исчисление и уплата транспортного налога на территории Пермского края производились в соответствии с положениями Главы 6 «Транспортный налог» Закона Пермской области «О налогообложении в Пермской области».
Статьей 22 указанного закона устанавливались следующие налоговые ставки:
С 01 января 2010 года - 25 рублей с 1 л.с. (автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с.) и 58 рублей с 1 л.с. (автомобили грузовые с мощностью двигателя от 200 до 250 л.с.).
На основании пункта 1 статьи 360 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (статья 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание вышеприведенные положения закона, расчет транспортного налога за 2015 год по транспортным средствам, зарегистрированным за Денисовым М.Л., в указанный период и с учетом произведенной ответчиком оплаты, следующий:
Год |
Автомобиль |
Ставка ТН |
Сумма ТН |
Срок оплаты |
2015 |
Фольцваген - пассат |
50 руб. за 1 л.с. |
9 650 рублей (193 л.с. х 50 руб.) |
|
ВАЗ-111830 |
25 руб. за 1 л.с. |
2 023 рубля (80,9 л.с. х 25 руб.) |
||
Итого – 11 673 рубля. |
Не позднее 01.12.2016 года |
По общему правилу налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Обязанность по исчислению суммы транспортного, земельного налога, налога на имущество физических лиц возлагается на налоговый орган.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом не позднее 30 дней до наступления срока платежа налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 Налогового кодекса Российской Федерации). Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, земельных участков исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В процессе реализации указанных норм обязанность по уплате налога не может возникнуть у налогоплательщика ранее даты получения им налогового уведомления, что прямо следует из пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов административного дела, Денисову М.Л. сформировано Инспекцией налоговое уведомление на уплату транспортного налога за налоговый период 2015 года.
В установленный законом срок Денисов М.Л. транспортный налог не уплатил.
В связи с чем, с административного ответчика подлежит взысканию недоимка по транспортному налогу за 2015 год в размере 11 673 рублей.
Суд отклоняет довод административного ответчика в той части, что на него не должна распространяться обязанность по уплате транспортного налога за 2015 год, поскольку автомобиль VOLKSWAGEN-PASSAT, 1998 года выпуска, им продан по договору – купли продажи от 16 ноября 2012 года.
Указанные доводы не могут быть приняты во внимание судом, поскольку в соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, тогда как факт регистрации всех транспортных средств, указанных МИФНС России N 9 по Пермскому краю в исковом заявлении, на имя Денисова М.Л. в 2015 году подтверждается представленными по делу доказательствами и не оспаривается административным ответчиком.
Согласно пункту 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 года N 1001 (в редакции, действовавшей до 20 марта 2017 года), собственники (владельцы) транспортных средств обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца). В отношении утраченных транспортных средств, либо транспортных средств, находящихся в розыске, регистрация прекращается по заявлению их собственников (владельцев).
Таким образом, Денисов М.Л. являлся налогоплательщиком транспортного налога за 2015 год.
Требование о взыскании пени в сумме 81 рубль 71 копейки.
На основании части 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу пункта 4 указанной нормы закона, пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.
Процентная ставка пени принимается равной - за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Учитывая, что оплата транспортного налога Денисовым М.Л. в установленный законом срок, до 01 декабря 2016 года, не произведена, требование о взыскании пени является законным и обоснованным.
Инспекция просит взыскать пени за период с 02 по 22 декабря 2016 года.
Расчет начисленных пеней судом проверен, ответчиком не оспорен. В связи с чем, с Денисова М.Л. подлежат взысканию пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2015 год, за период с 02 по 22 декабря 2016 года в размере 81 рубль 71 копейка.
В соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 333.20, п.1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с Денисова М.Л. подлежит взысканию государственная пошлина в федеральный бюджет в размере 470 рублей 18 копеек.
Руководствуясь ст. 290, 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск МИФНС России №9 по Пермскому краю к Денисову М. Л. о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени по транспортному налогу – удовлетворить частично.
Взыскать с Денисова М. Л. в пользу МИФНС России №9 по Пермскому краю:
11 673 рубля – недоимку по транспортному налогу за 2015 год;
81 рубль 71 копейку – пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу за 2015 год.
В удовлетворении остальной части административного иска МИФНС России №9 по Пермскому краю к Денисову М. Л. о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени по транспортному налогу – отказать.
Взыскать с административного ответчика Денисова М. Л. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 470 рублей 18 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в срок, не превышающий пятнадцать дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения суда.
Решение в окончательной форме принято 05 июня 2018 года.
Судья М.В.Ладейщикова
<.....>, судья М.В.Ладейщикова