Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1810/2016 ~ М-914/2016 от 09.03.2016

Дело 2-1844/16

Поступило в суд 09 марта 2016 года.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ                            г. Новосибирск

Новосибирский районный суд Новосибирской области

в составе:

Председательствующего                     Виноградовой Л.А.

При секретаре                             Азаровой К.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области к Фадеевой Е. В., Беккер В. П. о признании отсутствующим права на земельный участок и истребовании земельного участка из чужого незаконного владения,

установил:

    Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области обратилась в суд с иском к Фадеевой Е. В. о признании отсутствующим права на земельный участок с кадастровым номером №..., зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ №... и истребовании земельного участка с кадастровым номером №... из чужого незаконного владения, Беккер В. П. о признании отсутствующим право на земельный участок с кадастровым номером №..., зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ за №... и истребовании земельного участка с кадастровым номером №... из чужого незаконного владения, а также с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ к Беккер В. П. о признании отсутствующим право собственности на земельный участок с кадастровым номером №... и истребовании указанного земельного участка из чужого незаконного владения.

    Доводы обосновывает тем, что в собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым номером №..., категории земель – земли лесного фонда, общей площадью ... кв.м., расположенный по адресу : части <адрес>, части <адрес>, Новосибирского района Новосибирской области, Новосибирское лесничество.

    Право собственности на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации №....

    В соответствии со ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации, границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах). При лесоустройстве осуществляется определение в установленном порядке границ участков лесного фонда и внутрихозяйственная организация территорий лесного фонда, лесхозов федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства, в том числе выполнение топографо-геодезических работ и специальное картографирование лесного фонда.

    Границы вышеуказанного лесного участка установлены по результатам проведения лесоустройства Новосибирского опытного лесхоза в 2002 году. Ранее указанный участок имел условный №..., существующий кадастровый №... присвоен участку ДД.ММ.ГГГГ.

    Поскольку лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости, что предусмотрено ст. 4.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», то как объект гражданских прав лесной земельный участок существовал с момента проведения лесоустройства и присвоения условного номера ... с 2002 года.

В соответствии со ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации, лесной фонд является собственностью Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ – лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются, соответственно, правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними, что предусмотрено ст. 4.3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».

В ходе осуществления контрольных мероприятий, Департаментом лесного хозяйства Новосибирской области установлено наложение земельных участков с кадастровыми номерами №..., принадлежащего на праве собственности Фадеевой Е.В., №... и №..., принадлежащих на праве собственности Беккер В.П., на земельный участок с кадастровым номером №..., принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается актом картометрического исследования земельного участка с кадастровым номером №... и материалами лесоустройства Новосибирского лесничества от ДД.ММ.ГГГГ.

Земельный участок с кадастровым номером №... отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеет площадь ... кв.м. и находится в собственности ответчика Фадеевой Е.В.

Согласно кадастрового паспорта земельный участок с кадастровым номером №... был поставлен на ГКУ ДД.ММ.ГГГГ.

Земельный участок с кадастровыми номерами №... и №... отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеют площадь ... кв.м. и ... кв.м., соответственно, и находятся в собственности ответчика Беккер В.П.

Согласно кадастрового паспорта земельный участок с кадастровым номером №... был поставлен на ГКУ ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером №... был поставлен на ГКУ ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку земельный участок №..., принадлежащий ответчику Фадеевой Е.В. на праве собственности, а также земельные участки с кадастровыми номерами №... и №..., принадлежащие на праве собственности ответчику Беккер В.П., фактически составляют часть земельного участка лесного фонда с кадастровым номером №..., регистрация права собственности ответчиков, нарушает права Российской Федерации, являющейся собственником земельного участка лесного фонда и фактически лишением права собственности на часть участка, соответствующей земельным участкам с кадастровыми номерами №..., №... и №..., в связи с чем истец обратился в суд с указанным иском.

В судебном заседании представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области – Филимонов М.Е., действующий на основании доверенности, исковые требования и доводы, изложенные в исковых заявлениях, поддержал. Настаивал на рассмотрении исковых заявлений по исковым требованиям, изложенным в просительной части искового заявления.

Ответчик Фадеева Е.В. исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области не признала. Письменные возражения приобщены к материалам дела.

Ответчик Беккер В.П. в судебное заседание не прибыл, о дне слушания дела извещен.

Представители ответчика Беккер В.П.Фадеева Е.В., Еремеева Л.В., действующие на основании доверенности, исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области не признали. Письменные возражения приобщены к материалам дела.

Представители 3-го лица - Департамента лесного хозяйства Новосибирской области Понамарев В.В., Фрянова М.В., действующие на основании доверенности, с доводами искового заявления согласны.

При этом пояснили, что в ходе осуществления контрольных мероприятий Департаментом лесного хозяйства Новосибирской области, установлено наложение земельных участков с кадастровыми номерами №..., принадлежащего на праве собственности Фадеевой Е.В., №... и №..., принадлежащих на праве собственности Беккер В.П. на земельный участок с кадастровым номером №..., принадлежащий на праве собственности Российской Федерации.

При этом, право собственности Российской Федерации на земельный участок условный №... было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании материалов лесоустройства, подготовленными по результатам проведения лесоустройства Новосибирского опытного лесхоза были установлены границы участков лесного фонда в 2002 году.

В 2012 году в ГКН были внесены сведения о лесном участке с кадастровым (условным номером) ... и лесному участку – Новосибирский опытный лесхоз был присвоен кадастровый №.... Письменные пояснения приобщены к материалам дела.

Представитель 3-го лица – ООО «Гипростройтранс-3» Баев В.Д., действующий на основании доверенности, разрешение исковых требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, оставил на усмотрение суда.

При этом пояснил, что на основании договора аренды земельного участка №... от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области в аренду ООО «Гипростройтранс-3» был передан лесной участок площадью ... га, являющийся частью лесного участка площадью ... кв.м. с кадастровым (условным) номером ..., относящийся к категории земель :земли лесного фонда, местоположение – Новосибирская область, Новосибирский район, Колыванский и <адрес>ы, Новосибирское лесничество, Кудряшовский лесохозяйственный участок, кварталы 10-13,15-24,27-188; Новосибирский лесохозяйственный участок, кварталы 1-67 и Инской лесохозяйственный участок, кварталы 1-12.

По результатам лесоустройства 2010 года был подготовлен план проектируемых хозяйственных мероприятий лесного участка Кудряшовского лесохозяйственного участка Новосибирского лесничества Новосибирской области, арендуемого ООО «Гипростройтранс-3».

Согласно материалов лесоустройства 2010 года и плана проектируемых хозяйственных мероприятий лесного участка было установлено, что в границах земельного участка, предоставленного в аренду ООО «Гипростройтранс-3» расположены земельные участки, принадлежащие на праве собственности Фадеевой Е.В. и Беккер В.П. При этом, площадь земельного участка, предоставленного ООО «Гипростройтранс-3» в аренду по договору, в соответствии с проектом организации ведения лесного хозяйства не была изменена.

Выслушав лиц участвующих в деле, изучив представленные сторонами доказательства, обозрев кадастровое дело объекта недвижимости ..., предоставленное Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области», обозрев Обзорный план проектируемых мероприятий Кудряшовского лесничества Новосибирского лесхоза Новосибирской области (материалы лесоустройства 1990 года), план лесонасаждений Кудряшовского лесничества Новосибирского лесхоза Новосибирской области ( материалы лесоустройства 2001 года); план проектируемых хозяйственных мероприятий лесного участка Кудряшовского лесохозяйственного участка Новосибирского лесничества Новосибирской области, арендуемого ООО «Гипростройтранс-3», планшет №... Кудряшовского лесничества по материалам лесоустройства 2001 года, планшет №... Кудряшовского лесохозяйственного участка ООО «Гипростройтранс-3» по материалам лесоустройства 2010 года, проект организации и ведения лесного хозяйства Новосибирского лесхоза Новосибирского лесхоза Новосибирской области, заслушав пояснения эксперта ЗАО «Сибирское правовое агентство» Логвиненко Е.В., суд считает исковые требования Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области к Фадеевой Е. В. о признании отсутствующим права на земельный участок с кадастровым номером №... и истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, к Беккер В. П. о признании отсутствующим права на земельный участок с кадастровым номером №... и истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, а также к Беккер В. П. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок с кадастровым номером и №..., необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), содержание которой следует рассматривать в контексте с частью 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьей 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №... «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», при применении статьи 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.

В силу разъяснений, содержащихся в совместном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ N 10/22 от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика (п. 36).

Виндикационный иск характеризуют четыре признака: наличие у истца права собственности на истребуемую вещь или иного права на обладание вещью; утрата фактического владения вещью; возможность выделить вещь с помощью индивидуальных признаков из однородных вещей; нахождение вещи в чужом незаконном владении ответчика. Для удовлетворения исковых требований необходимо наличие указанных фактов в совокупности, отсутствие или недоказанность одного из них влечет отказ в удовлетворении иска.

Исходя из изложенного, в суд с заявлением об истребовании имущества из чужого незаконного владения имеет право обращаться только собственник данного имущества.

Поскольку земли лесного фонда находятся в федеральной собственности, в суд с подобным иском может обращаться соответствующий государственный орган исполнительной власти РФ, наделенный соответствующими полномочиями.

Действующее законодательство Российской Федерации закрепляет право соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на осуществление деятельности данных органов лишь в пределах их компетенции, установленной Конституцией РФ, федеральным законодательством, законами субъекта Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами.

Пунктом 3 статьи 214 ГК РФ установлено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.

На основании пункта 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Как установлено в судебном заседании, в соответствии с Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ №... – ТУ Росимущества в Новосибирской области осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации. ( п. 4.1. и п. 5.3 Положения).

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.

В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 7, 19 Лесного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 22-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №... «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества», Положением о Территориальном управлении Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Новосибирской области на основании Распоряжения №... от ДД.ММ.ГГГГ Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Новосибирской области «О внесении участка лесного фонда кадастровый №... в Реестр федерального имущества» в реестр федерального имущества был внесен земельный участок лесного фонда, кадастровый №... общей площадью ... кв.м. в соответствии с планом. Местоположение участка : Новосибирская область, части <адрес>, части <адрес>, Новосибирского района Новосибирской области и части <адрес>, Новосибирский опытный лесхоз.

Указанное обстоятельство подтверждается выпиской из реестра объектов федерального имущества № ВА-1163/04 от ДД.ММ.ГГГГ Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Новосибирской области.

Согласно п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Новосибирской области, право собственности Российской Федерации на участок лесного фонда площадью ... кв.м., кадастровый (условный) №..., местоположение: Новосибирская область, части <адрес>, части <адрес>, Новосибирского района Новосибирской области и части <адрес>, Новосибирский опытный лесхоз, было зарегистрировано в установленном законом порядке в соответствии со ст. 131 ГК РФ ( л.д. 7 том 1).

Основанием для регистрации указанного права послужили следующие документы: Распоряжение Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Новосибирской области №...-р от ДД.ММ.ГГГГ, выписка из реестра объектов Федерального имущества Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Новосибирской области № ВА-1163/04 от ДД.ММ.ГГГГ.

Границы вышеуказанного лесного участка установлены по результатам проведения лесоустройства Новосибирского опытного лесхоза в 2002 году.

Поскольку лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости, что предусмотрено ст. 4.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», то как объект гражданских прав лесной земельный участок существовал с момента проведения лесоустройства и присвоении условного №... – 2002 год.

Согласно частям 1,3 и статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством и градостроительной деятельности.

Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67,69 и 92 настоящего кодекса ( статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).

Исходя из правил названных статей местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади.

Лесным кодексом предусмотрено внесение сведений о лесных участках в государственный лесной реестр ( статья 91), при этом полномочия по ведению государственного лесного реестра переданы субъектам Российской Федерации в отношении лесов, расположенных в их границах ( статья 83).

Таким образом, государственный лесной реестр ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний), которые не согласуются с системой ведения геодезической основы кадастра недвижимости в виде списка координат характерных (узловых и поворотных) точек и в настоящее время не могут быть в нее преобразованы без проведения кадастровых работ.

В соответствии со статьями 67,92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Законом № 221-ФЗ.

Кадастровый учет по единым правилам всех, в том числе и лесных земельных участков, позволяет установить их точное количество, местонахождение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенное законодательством цели использования.

В силу статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.

При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (статья 7 Закона N 221-ФЗ).

Из части 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.

В соответствии с частью 4 статьи 6 закона N 221-ФЗ при ведении государственного кадастра недвижимости применяется единая государственная система координат, установленная Правительством Российской Федерации для использования при осуществлении геодезических и картографических работ.

В статье 22 Федерального закона N 221-ФЗ установлен перечень представляемых на кадастровый учет документов, в том числе и межевой план.

Документы, представляемые для осуществления кадастрового учета, проходят проверку органом кадастрового учета, и в случае выявления их недостаточности или противоречий, в том числе пересечения границ вновь образуемого земельного участка с уже существовавшим участком, выносится решение о приостановлении, а затем об отказе в проведении кадастрового учета (статьи 26, 27 Федерального закона N 221-ФЗ).

Площадь лесного земельного участка кадастровый (условный) №... в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права, выданным ДД.ММ.ГГГГ Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Новосибирской области, составляла ... кв.м.

Поскольку лесной земельный участок условный №... находился в собственности Российской Федерации и в связи с вступлением в законную силу Лесного кодекса был внесен в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ со статусом ранее учтенного и ему присвоен кадастровый №....

Согласно кадастровой выписки о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ №..., выданной Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области площадь указанного земельного участка составляет ... кв.м.

Названный земельный участок был передан в аренду различным лицам, в том числе лесной участок площадью ... га, являющийся частью земельного участка площадью ... кв.м., зарегистрированный в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ запись регистрации №... ( свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ 54-АБ №...) с кадастровым (условным) №... и относящийся к категории земель : земли лесного фонда, местоположение – Новосибирская область, Новосибирский, Колыванский и <адрес>ы, Новосибирское лесничество, Кудряшовский лесохозяйственный участок, кварталы 10-13,15-24,27-188; Новосибирский лесохозяйственный участок, кварталы 1-67 и Инской лесохозяйственный участок, кварталы 1-12, на основании аренды лесного участка №... от ДД.ММ.ГГГГ был передан Обществу с ограниченной ответственностью «Гипростройтранс-3».

Согласно ст. 93 Лесного кодекса РФ - право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Договора аренды и аренда как обременение зарегистрированы.

В соответствии с частью 7 ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения о ранее учтенных земельных участках вносят в государственный кадастр недвижимости на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости или документа, подтверждающего ранее осуществленный государственный учет объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него.

При внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об исходном лесном земельном участке как о ранее учтенном и присвоении ему кадастрового номера №..., его площадь определена декларативно, границы в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 38 Закона о кадастре недвижимости, посредством определения характерных точек не устанавливались.

Поэтому в кадастровых документах имеется отметка, что границы земельного участка с кадастровым номером №... в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены.

Таким образом, исходный земельный участок, в силу закона считается постановленным на государственный кадастровый учет, но распознать его территорию на картографической основе ведения государственного кадастра недвижимости не представляется возможным, несмотря на обозначение его границ, площади и конфигурации по сведениям государственного лесного реестра.

Картографической основой для отображения границ лесных участков являлись оцифрованные материалы проектов лесоустройства, на которые вручную наносились границы обособленных участков лесного фонда. Семантическая часть документов представляла собой описание каждого участка, включающего перечень вошедших в участок лесных кварталов, их площадь; перечень посторонних объектов землепользования; печень объектов, исключенных из состава лесного фонда, что для кадастра недвижимости не имело значения ( в ГКН вносились только сведения, перечень которых был установлен законодательством).

Объектом лесоустройства (таксация лесов и проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов) является лесничество, как территориальная единица управления лесами и ведения государственного лесного реестра, или лесной участок.

Сопоставив обзорный план проектируемых мероприятий Кудряшовского лесничества Новосибирского лесхоза Новосибирской области (лесоустройство 1990 года) и план лесонасаждений Кудряшовского лесничества Новосибирского лесхоза Новосибирской области (лесоустройство 2001 г.), судом установлено, что общая площадь Кудряшовского лесничества Новосибирского лесхоза составляла ... га по материалам лесоустройства 1990 года и ... га по материалам лесоустройства 2001 года.

В соответствии с материалами лесоустройства 1990 года, количество лесных кварталов лесного фонда составляло – ..., а по материалам лесоустройства 2001 г. – ... лесных кварталов. Месторасположение лесных кварталов лесного фонда с 1 по 187 квартал совпадают как по материалам лесоустройства 1990 года, так и по материалам лесоустройства 2001 года.

При этом, согласно материалов лесоустройства 1990 года, квартал 188 находился в южной части Кудряшовского лесничества Новосибирского лесхоза, являлся лесным участком в составе земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности.

Тот факт, что квартал 188 по материалам лесоустройства 1990 года находился в южной части Кудряшовского лесничества Новосибирского лесхоза и являлся лесным участком в составе земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, лицами, участвующими в деле, не оспаривался.

Как пояснил в суде представитель 3-го лица - ООО «Гипростройтранс-3» указанный лесной участок (квартал 188 по материалам лесоустройства 1990 года) до настоящего времени покрыт лесной растительностью и на нем произрастают многолетние лесные насаждения. Однако, по материалам лесоустройства 2001 года данный квартал был образован в границах земель сельскохозяйственного назначения, учтенных в государственном кадастре недвижимости, и земель государственного лесного фонда, данные о которых внесены в лесной реестр на основании материалов лесоустройства 2001 года. Изменение местоположения лесного квартала 188 (относительно материалов лесоустройства 1991 года) было вызвано тем, что им незаконно распорядилась администрация Кудряшовского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и администрация Новосибирского района Новосибирской области. Соответственно, для восстановления лесного фонда было принято решение о размещении данного лесного квартала в границах земель сельскохозяйственного назначения, на которых также произрастали лесные насаждения.

В соответствии со ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации - к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В 2001 году Западно-Сибирским лесоустроительным предприятием по Новосибирскому лесхозу были выполнены материалы лесоустройства.

Территориальная администрация Новосибирского района Новосибирской области, рассмотрев материалы лесоустройства, выполненные Западно-Сибирским лесоустроительным предприятием по Новосибирскому лесхозу, в целях восполнения лесных земель Новосибирского лесхоза, Постановлением территориальной администрации Новосибирского района Новосибирской области №... от ДД.ММ.ГГГГ «О проекте лесоустройства Новосибирского лесхоза 2001-2002 г.г.» одобрила проект лесоустройства Новосибирского лесхоза с перезакреплением земель, согласно приложений 1,2,3,4.

В соответствии с приложением №... к Постановлению – ведомость участков, передаваемых в Новосибирский лесхоз, квартал 188 площадью 97,7 га был передан в Новосибирский лесхоз, а согласно приложения №... - выдела 1-14 в квартале 188 площадью 29 га переданы из Новосибирского лесхоза в Кудряшовский сельсовет вышеуказанным Постановлением территориальной администрации Новосибирского района Новосибирской области.

Согласно пункту 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений имеют право владения, пользования и распоряжения лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно Закона Новосибирской области о территориальных органах государственной власти в Новосибирской области №... от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшего на момент издания Территориальной администрации Новосибирского района Новосибирской области Постановления №... от ДД.ММ.ГГГГ «О проекте лесоустройства Новосибирского лесхоза 2001-2002 г.г.», а также в силу пункта 3 статьи 214 ГК РФ, пункта 1 статьи 125 ГК РФ администрация Новосибирского района не обладала полномочиями по передачи лесных участков в составе земель лесного фонда, находящихся в федеральной собственности.

Государство как собственник всех земель лесного фонда проводит кадастровые работы, необходимые для установления границ лесных земельных участков в соответствии с требованиями земельного и кадастрового законодательства.

Федеральным государственным учреждением «Фонд информации по лесным ресурсам» (ФГУ «Лесоинфотека») были заказаны кадастровые работы в связи с уточнением местоположения границы и (или площади земельного участка с кадастровым номером №... ( количество контуров 3), расположенного по адресу : Новосибирская область, Новосибирский район, МО Кудряшовский сельсовет, образуемого из земельного участка с кадастровым номером №....

По результатам выполнения кадастровых работ кадастровым инженером Западно-Сибирского филиала государственной инвентаризации лесов федерального государственного унитарного предприятия «Рослесхоз» в соответствии со ст. 38 Закона о кадастре недвижимости был подготовлен межевой план в отношении земельного участка с кадастровым номером №... земельный участок площадью ... кв.м., категория земель – земли лесного фонда, местоположение: Новосибирская область, Новосибирский район, Кудряшовский сельсовет, был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.

Указанный земельный участок был образован в границах земельного участка с кадастровым номером №..., границы которого были определены материалами лесоустройства 2001 года.

В соответствии с решением Управления Роснедвижимости по Новосибирской области Территориальный (межрайонный) отдел №... от ДД.ММ.ГГГГ №... основанием для постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером №... послужили : приказ Министерства природных ресурсов РФ от ДД.ММ.ГГГГ6 года №... ; приказ Министерства сельского хозяйства РФ Рослесхоз от ДД.ММ.ГГГГ №... (приложение к приказу Рослесхоза); свидетельство государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>; распоряжение Минимущества России от ДД.ММ.ГГГГ №...-р «О внесении участка лесного фонда, кадастровый №... в реестр федерального имущества»; Проект организации и развития лесного хозяйства Новосибирского лесхоза Новосибирского управления лесного хозяйства от 1970; фрагмент карты-схемы лесонасаждений Новосибирского лесничества НСО ( инв. №...); письмо Управления Роснедвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №....

В соответствии со ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 334-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Местоположение границ земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу : Новосибирская область, Новосибирский район, МО Кудряшовский сельсовет, было согласовано со всеми заинтересованными лицами, что подтверждается актом согласования местоположения границы земельного участка, имеющегося в материалах кадастрового дела объекта недвижимости №..., в том числе местоположение границ земельного участка согласовано с собственником данного земельного участка – ТУ Росимущемства в НСО, в индивидуальном порядке границы согласованы с собственниками смежного земельного участка с кадастровым номером №... : Фадеевой Е.В., Ивановым В.И., Паркиным Н.Г., а также с собственниками смежного земельного участка, находящегося на праве общей долевой собственности №..., из которого в последующем были образованы земельные участки с кадастровыми номерами №..., №..., №... ( извещение опубликовано в порядке, предусмотренном частью 8 статьи 39 Закона о кадастре недвижимости, «Приобская правда» от ДД.ММ.ГГГГ №...(9200).

Кадастровые работы, выполненные в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного: Новосибирская область, Новосибирский район, МО Кудряшовский сельсовет, образованного из земельного участка с кадастровым номером №..., до настоящего времени никем не оспорены и не признаны недействительными. С требованиями об исправлении кадастровой ошибки или устранении препятствий в пользовании земельным участком собственник земельного участка, либо уполномоченное на то лицо, в суд не обращались.

Порядок исправления кадастровой ошибки регламентирован ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 169-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 447-ФЗ.

Спорный земельный участок с кадастровым номером №... принадлежит на праве собственности ответчику Фадеевой Е.В., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 48 )

Сведения о данном земельном участке в ГКН внесены ДД.ММ.ГГГГ в результате преобразования земельного участка с кадастровым номером №..., долю в праве собственности на который Фадеева Е.В. приобрела у ЗАО «Приобское», которое, в свою очередь, выделило ее в счет приобретенных долей по договора купли-продажи земельной доли у граждан в период с 1995 года по 1998 год.

Спорные земельные участки с кадастровыми номерами №... и №... принадлежат на праве собственности ответчику Беккер В.П., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, соответственно.

Сведения о земельном участке с кадастровым номером №... внесены в ГКН ДД.ММ.ГГГГ.

Указанный земельный участок образован в результате выдела в счет доли в праве на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номером №... в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Земельный участок с кадастровым номером №... был образован путем выдела в счет принадлежащей Беккер В.П. на праве собственности доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №..., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения. Указанная доля была приобретена Беккер В.П. в собственность по договорам купли-продажи долей в праве общей долевой собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ у Нукеновой Э.В., от ДД.ММ.ГГГГ у Лариной Л.С., от ДД.ММ.ГГГГ у Байгузина Ю.М., от ДД.ММ.ГГГГ у Поддубецкого Ю.П., от ДД.ММ.ГГГГ у Доржиевой З.Г., которым указанные доли принадлежали на основании Постановления администрации Новосибирского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ №... «О выдаче свидетельств на право собственности на земельные доли членам акционерных обществ, товариществам с ограниченной ответственностью и сельхозкооператива» или свидетельств о праве на наследство.

Первоначально, гражданам-участникам общей долевой собственности земельные доли были предоставлены на основании Постановления администрации Новосибирского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ №... «О выдаче свидетельств на право собственности на земельные доли членам акционерных обществ, товариществам с ограниченной ответственностью и сельхозкооператива» и свидетельств о праве собственности на землю, выданными Земельным комитетом Новосибирского района Новосибирской области.

При этом, в общую долевую собственность граждан передавались сельскохозяйственные угодья ( пашни, пастбища и сенокосы) из состава земель сельскохозяйственного назначения, соответственно, земельные доли были выражены в гектарах и балло-гектарах.

            В свою очередь, сведения о земельном участке, идентифицируемом кадастровым номером №..., внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.

            Указанный земельный участок образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №.... Земельный участок с кадастровым номером №... образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №.... Земельный участок с кадастровым номером №... образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №.... Земельный участок с кадастровым номером №... образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №.... Земельный участок с кадастровым номером №... образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №.... Земельный участок с кадастровым номером №... образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №.... Земельный участок с кадастровым номером №... образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №....

            В государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером №... внесены ДД.ММ.ГГГГ на основании перечня ранее учтенных земельных участков, подготовленного территориальным (межрайонным) отделом №... Управления Роснедвижимости по Новосибирской области.

            Земельный участок с кадастровым номером №... образован в результате преобразования земельного участка с кадастровым номером №....     Указанный кадастровый номер после внесения в государственный кадастр недвижимости идентифицировал земельный участок общей долевой собственности граждан в АССОЗТ «Приобское».

            Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, а также заключением кадастрового инженера Фирсова Р.Б. ( л.д. 50-51 ).

            В источниках информации внесения сведений о земельном участке в перечне ранее учтенных земельных участках указано: НСО-19-000390 Госакт на право собственности на землю, пожизненно наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование землей.

            Указанный государственный акт АССОЗТ «Приобское» подготовлен на основании Постановления администрации Новосибирского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ №....

            Кроме того, сведения о земельном участке с кадастровым номером №..., как о ранее учтенном, были внесены в ГКН на основании вторых экземпляров свидетельств о праве собственности на землю, регламентирующих площадь, проекта перераспределения земель и корректировки проекта перераспределения земель для целей ведения графического учета земельных долей АССОЗТ «Приобское», подготовленной институтом ЗапСибНИИгипрозем в 1999 году на основании распоряжения Главы территориальной администрации Новосибирского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ №...-р и в настоящее время является документом государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также внутрихозяйственной оценки земель совхоза «Обский» Новосибирского района Новосибирской области 1991 года.

            В соответствии с Приложением №... п. 4 приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 504 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории" в кадастровом паспорте земельного участка в строке «Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости» в отношении земельных участков, учтенных до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (о чем свидетельствует дата подготовки государственного акта – 1993 г.), указывается дата утверждения документа, подтверждающего право на земельный участок – 10.09.1993г.

             При внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке общей долевой собственности АССОЗТ «Приобское» - указана дата технического внесения сведений в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, в то же время указанный земельный участок является земельным участком, ранее учтенным до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" и датой внесения сведений об указанном земельном участке является дата утверждения государственного акта, т.е. 10.09.1993г.

            Таким образом, кадастровый учет земельного участка общей долевой собственности граждан в АССОЗТ «Приобское» (ДД.ММ.ГГГГ) был осуществлен значительно раньше участка государственного лесного фонда с кадастровым номером №..., а также земельного участка с кадастровым номером №..., образованного, в последующем, из земельного участка с кадастровым номером №....

            Согласно заключений судебных землеустроительных экспертиз, выполненных ЗАО «Сибирское правовое агентство» от ДД.ММ.ГГГГ, земельные участки с кадастровыми номерами №..., №..., №..., расположены в границах земельного участка, право АССОЗТ «Приобское» на который удостоверяет государственный акт № НСО-19-00390, а также расположены в границах сельскохозяйственных угодий, сведения о которых содержит внутрихозяйственная оценка земель совхоза «Обской» Новосибирской района Новосибирской области, большей своей частью.

            Кроме того, указанные земельные участки расположены в границах земельного участка общей долевой собственности граждан в АССОЗТ «Приобское» согласно корректировке проекта перераспределения земель для целей ведения графического учета земельных долей АССОЗТ «Приобское», подготовленной институтом ЗапСибНИИгипрозем в 1999 году.

             Пунктом 6 статьи 14.4 Земельного кодекса предусмотрено, что при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом, земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.

             Исключений для государственных или муниципальных земельных участков, прошедших кадастровый учет как ранее учтенные участки, без установления их точной площади и описания границ посредством определения координат характерных точек, названная норма не содержит.

Поэтому п. 6 статьи 14.4 Земельного кодекса не создает препятствий к кадастровому учету образованного и описанного в соответствии с требованиями земельного законодательства земельного участка, представляющего собой часть ранее учтенного земельного участка, границы которого в соответствии с требованиями земельного законодательства не были установлены.

Согласно части 3 статьи 25 Закона о кадастре недвижимости ( в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, что такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании названного Закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

В соответствии с частью 3 статьи 25 Закона о кадастре недвижимости ( в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ) кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании данного Закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Следовательно, и старая, и новая редакции части 3 статьи 25 Закона о кадастре недвижимости допускают кадастровый учет изменений границ и (или) площади земельного участка, определенных со степенью точности, не соответствующей современным требованиям, а также в виде исключения – кадастровый учет земельного участка или его раздела, если преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах.

Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Вводным законом к Лесному кодексу, а также частью 6 статьи 47 Закона о кадастре недвижимости.

В частности, Вводным законом к Лесному кодексу предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плате лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра ( пункт 3 статьи 4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости ( п. 1 ст. 5.2).

План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до ДД.ММ.ГГГГ, признается юридически действительным ( пункт 2 статьи 4.2 Вводного закона к Лесному кодекса).

Частью 6 статьи 47 Закона о кадастре недвижимости определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права, на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

Таким образом, в силу закона одинаковый правовой статус ранее учтенных земельных участков имеют следующие лесные участки в составе леечного фонда: в отношении которых имеется план лесного участка; в отношении которых зарегистрированы вещные права и их ограничения; прошедшие государственный кадастровый учет без описания их границ в соответствии с требованиями кадастрового законодательства ( в виде учетной записи в ГКН).

Согласно кадастровой выписке №... от ДД.ММ.ГГГГ, полученной с использованием Федерального информационного ресурса Росреестра, на земельный участок с кадастровым номером №... граница земельного участка до настоящего времени не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства и зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 190), однако, площадь, указанная в кадастровой выписке и свидетельстве о государственной регистрации права, не совпадает.

В судебном заседании представители 3-го лица - Департамента лесного хозяйства Новосибирской области разночтения, имеющиеся относительно площади земельного участка с кадастровым номером №... с кадастровой выписке и свидетельстве о государственной регистрации права, объяснили тем, что из данного земельного участка образованы иные земельные участки, в том числе, земельный участок с кадастровым номером №..., границы которых были определены в соответствие с требованиями земельного законодательства.

Однако, доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что декларативная площадь исходного земельного участка с кадастровым номером №... уменьшилась на точно установленную площадь образуемых из него земельных участков, суду ни со стороны истца, ни со стороны 3-го лица – Департамента лесного хозяйства Новосибирской области, за исключением кадастрового дела в отношении земельного участка с кадастровым номером №..., образованного их земельного участка с кадастровым номером №..., которое было затребовано по инициативе суда в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области, в соответствии со ст.ст. 12,59,60 ГПК РФ, представлено не было, в связи с чем определить фактическую площадь земель лесного фонда ( кадастровый №...), на дату рассмотрения настоящего дела не представляется возможным.

В соответствии со ст. 87 Лесного кодекса РФ – основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.

Согласно части 2 статьи 87 Кодекса лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 данной статьи.

В части 3 статьи 87 Лесного кодекса установлено, что лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 Кодекса, а также лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет (часть 4 статьи 87 Кодекса).

Частью 5 статьи 87 Лесного кодекса установлено, что в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 Кодекса; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 Кодекса; требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка (часть 6 статьи 87 Кодекса).

В соответствии с частью 7 статьи 87 Кодекса приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 106 (далее - приказ N 106) утвержден состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений.

Из пунктов 8 - 14 приказа N 106 следует, что лесохозяйственный регламент разрабатывается на основании материалов лесоустройства лесничества, материалов специальных изысканий и исследований, документов территориального планирования. Органы государственной власти и органы местного самоуправления организуют ознакомление заинтересованных лиц с проектом лесохозяйственного регламента, в том числе размещают его на своем официальном сайте в сети "Интернет" на срок не менее 30 дней с момента разработки. По истечении указанного срока с учетом поступивших предложений и замечаний заказчик в течение 30 дней организует доработку проекта лесохозяйственного регламента и его утверждение. Для рассмотрения, оценки качества лесохозяйственного регламента, анализа поступивших замечаний и предложений органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе создавать комиссии, привлекать независимых экспертов.

Согласно пункту 15 приказа N 106 внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в случаях изменения структуры и состояния лесов, выявленного в процессе проведения лесоустройства, специальных обследований; изменения действующих нормативных правовых актов в области лесных отношений; иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В пункте 16 приказа N 106 установлено, что при внесении изменений в лесохозяйственные регламенты анализируются материалы специальных обследований, лесоустройства, рассчитываются новые нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов и требования по охране, защите и воспроизводству лесов. Внесение изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в порядке, установленном пунктами 8 - 14 данного приказа.

Тот факт, что в 2010 году были проведены работы по лесоустройству и специальные изыскания в отношении лесного участка Кудряшовского лесохозяйственного участка Новосибирского лесничества Новосибирской области, категорически отрицался в судебном заседании представителями Департамента лесного хозяйства Новосибирской области.

Однако, как пояснил в судебном заседании представитель 3-го лица – ООО «Гипростройтранс-3» Баев В.Д., работы по лесоустройству и специальные изыскания в отношении лесного участка Кудряшовского лесохозяйственного участка Новосибирского лесничества Новосибирской области были проведены Филиалом ФГУП «Рослесинфорг» «Запсиблеспроект». На основании указанных материалов был составлен план проектируемых хозяйственных мероприятий лесного участка Кудряшовского лесохозяйственного участка Новосибирского лесничества Новосибирской области, арендуемый ООО «Гипростройтранс-3», а также планшет № ДД.ММ.ГГГГ, которые были предоставлены суду для обозрения.

ООО «Гипростройтранс-3», рассмотрев материалы лесоустройства и специальных изысканий, сообщало в Департамент лесного хозяйства Новосибирской области о выявленных несоответствиях между этими материалами и фактическими данными, в частности, относительно расположения земельных участков, принадлежащих ответчикам на праве собственности, а также уменьшения площади арендуемого ими земельного участка, однако, никаких действий со стороны Департамента лесного хозяйства по устранению выявленных фактов до настоящего времени предпринято не было, изменения в лесохозяйственный регламент Кудряшовского лесничества внесены не были.

    Доказательств, предусмотренных ст.ст. 59,60 ГПК РФ, опровергающих указанные обстоятельства, ни со стороны истца, ни со стороны Департамента лесного хозяйства, суду представлено не было.

Из заключений судебных землеустроительных экспертиз, следует, что земельные участки с кадастровыми номерами №..., №..., №... расположены в границах лесных участков, определенных материалами лесоустройства 2001 года.

Допрошенный в судебном заседании эксперт ЗАО «Сибирское правовое агентство» - Логвинов Е.В., после ознакомления с материалами кадастрового дела в отношении земельного участка с кадастровым номером №..., являющегося частью земельного участка с кадастровым номером №..., пояснил, что земельный участок с кадастровым номером №... был образован из земельного участка с кадастровым номером №... и по материалам лесоустройства 2001 года данный земельный участок находится в границах земельного участка с кадастровым номером №....

При уточнении местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером №... ДД.ММ.ГГГГ границы данного земельного участка были согласованы со всеми заинтересованными лицами, что подтверждается актом согласования местоположения границы земельного участка, имеющегося в материалах кадастрового дела объекта недвижимости №..., в том числе местоположение границ земельного участка согласовано с собственником данного земельного участка – ТУ Росимущемства в НСО. Сведения о местоположении и границах земельного участка с кадастровым номером №... были внесены в ГКН.

Земельные участки, принадлежащие ответчикам на праве собственности с кадастровыми номерами №... №..., №... по результатам выполнения кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером №..., не были включены в земли лесного фонда, что подтверждает то обстоятельство, что земельные участки, принадлежащие ответчикам Фадеевой Е.В. и Беккер В.П., образованные из земельного участка с кадастровым номером №..., ранее предоставленного на праве общей долевой собственности гражданам и расположены в границах земельного участка, право АССОЗТ «Приобское» на который удостоверяется государственным актом № НСО-19-00390.

Таким образом, суд приходит к выводу, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами №..., №..., №..., образованные из земельного участка с кадастровым номером №... категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, находящегося в долевой собственности граждан с 1993 года не могли составлять часть земельного участка лесного фонда с кадастровым номером №..., образованного в 2002 году, границы которого не установлены в установленном законом порядке до настоящего времени, соответственно, не могут быть истребованы у собственника.

Данное обстоятельство подтверждается также материалами межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и (или) площади земельного участка с кадастровым номером №..., результаты межевания которого не оспорены и не признаны недействительными.

Исследовав доказательства в их совокупности, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в названной статье.

Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав. Таким образом, избранный способ защиты должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.

В соответствии с п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №..., Пленума ВАС РФ №... от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Следовательно, иск о признании зарегистрированного права отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных гражданским законодательством.

Таким образом, исковые требования о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим и об истребовании того же недвижимого имущества являются взаимоисключающими и не подлежащими рассмотрению одновременно.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", применяя ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.

В соответствии со ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации при обращении в арбитражный суд с иском об истребовании имущества из чужого незаконного владения истец должен доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца (п. 36 названного постановления).

    В связи с тем, что иных доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что границы спорных земельных участков с кадастровыми номерами №..., №..., №... налагаются на земли лесного фонда (кадастровый №...), право собственности на который зарегистрировано Российской Федерацией, не представлено, виндикационный иск Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области удовлетворении не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области к Фадеевой Е. В., Беккер В. П. о признании отсутствующим права на земельный участок и истребовании земельных участков из чужого незаконного владения – отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Новосибирского областного суда через Новосибирский районный суд в течение месяца.

    Мотивированное решение изготовлено - ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий – подпись а

2-1810/2016 ~ М-914/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Территориальное управление ФА по управлению государственным имуществом в Новосибирской области
Ответчики
Забелина Галина Леонидовна
Фадеева Елена Владимировна
Новосельцев владимир Васильевич
Зубарев Александр Дмитриевич
Кожевников Станислав Леонидович
Назарова Натальля Петровна
Каликин владимир Михайлович
Магизова Галина Васильевна
Гуркалова людмила Ивановна
Беккер Виктор Петрович
Нестяк Ирина Николаевна
Другие
ООО "Гидротрансстрой-3"
Департамент лесного хозяйства НСО
Суд
Новосибирский районный суд Новосибирской области
Судья
Виноградова Любовь Афанасьевна
Дело на странице суда
novosibirsky--nsk.sudrf.ru
09.03.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.03.2016Передача материалов судье
16.03.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.03.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.04.2016Подготовка дела (собеседование)
11.05.2016Подготовка дела (собеседование)
11.05.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.06.2016Судебное заседание
04.07.2016Подготовка дела (собеседование)
04.07.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.07.2016Судебное заседание
19.07.2016Судебное заседание
01.12.2016Производство по делу возобновлено
19.12.2016Судебное заседание
20.12.2016Судебное заседание
21.12.2016Судебное заседание
10.01.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.05.2017Дело оформлено
26.05.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее