ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Самара 18 апреля 2022 года
Судья Куйбышевского районного суда г. Самары Прошина Н.М., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 ч. 1 КоАП РФ, в отношении ООО Специализированный застройщик «ШАРД» (ИНН 6367031974),
УСТАНОВИЛ:
09.12.2021 года главным специалистом отдела экологического надзора управления охраны окружающей среды Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара составлен протокол № 12-21-629/09-1 об административном правонарушении в отношении юридического лица – ООО Специализированный застройщик «ШАРД» по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1ст. 8.2 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель привлекаемого к административной ответственности лица ООО Специализированный застройщик «ШАРД» указала, что с протоколом об административном правонарушении не согласна, по доводам, указанным в представленном возражении. Дополнительно пояснила, что земельный участок с кадастровым номером №, (координаты №, квартал 16) принадлежит ООО «Шард» на праве собственности, на указанном участке в настоящее время никакие работы не ведутся, проектная документация на данный участок отсутствует. Вместе с тем, строительные отходы, расположенные на данном земельном участке предназначены для отсыпки земельного участка, именуемого как квартал 18, где в настоящее время ведутся строительные работы по отсыпке и поднятию грунта. Спорный земельный участок с кадастровым номером №, (координаты №) не имеет ограждений. Из указанных на фото отходов строительных материалов, произведен временный проезд к складским помещениям. В судебное заседание представитель Аладова Н.М. не явится ввиду нахождения на больничном после <...>. Экспертиза по складированным отходам ООО «Шард» не проводилась ввиду того, что отходы строительных материалов не наносят никакого ущерба окружающей среде.
Представитель заинтересованного лица – Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара, в судебном заседании поддержала установленные фактические обстоятельства административного правонарушения и доказательства, приведенные в протоколе № 12-21-629/09-1 об административном правонарушении от 09.12.2021 года, просили привлечь ООО «Специализированный застройщик «Шард» к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Согласно части 1 и части 2 статьи 51 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Статьей 11 названного Федерального закона установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами, обязаны в частности: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ « Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления (далее - отходы) являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация); хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 16.02.2022) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Из представленных материалов следует, что 15.10.2021 года в адрес управления охраны окружающей среды Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара из Администрации Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара поступило обращение в интересах гражданина 9175-обр от 15.10.2021 года по вопросу выявления несанкционированной свалки отходов производства и потребления в виде строительных отходов на земельном участке с кадастровым номером №, вид разрешенного использования «для размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения» (координаты №), расположенного по адресу: <адрес>.
В рамках данного обращения организовано выездное мероприятие по заданию №249 от 02.11.2021 года, в ходе которого указанные в обращении факты подтвердились.
02.11.2021 года в 14 часов 35 минут в ходе рейдового мероприятия по заданию № 249 от 02.11.2021 года сотрудниками Департамента зафиксирован факт несанкционированного сброса, складирования и размещения отходов производства и потребления в виде отходов строительства зданий и сооружений (код по ФККО 82000000000) на почве земельного участка с кадастровым номером № вид разрешенного использования «для размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения» (координаты №), расположенного по адресу: <адрес>.
09.12.2021 года в отношении ООО Специализированный застройщик «ШАРД» по данному факту составлен протокол об административном правонарушении №12-21-629/09-1 об административном правонарушении в отношении юридического лица – ООО Специализированный застройщик «ШАРД» по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Вина ООО Специализированный застройщик «ШАРД» в совершении указанного правонарушения подтверждается исследованными при рассмотрении дела об административном правонарушении материалами дела: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 09.11.2021 года, фотоматериалом, Актом по результатам проведения мероприятия по контролю от 02.11.2021 года, заданием на проведение планового мероприятия по контролю обследованию (осмотра) от 02.11.2021 № 249, выпиской из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, информацией Администрации Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара, опросом представителя ООО «Специализированный застройщик «ШАРД».
Судом установлено, что согласно материала об административном производстве ООО «Специализированный застройщик «Шард» осуществило складирование отходов IV-V классов опасности (строительных материалов) на территории земельного участка с кадастровым номером №, вид разрешенного использования «для размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения» (координаты №), расположенного по адресу: <адрес>. При этом хранение отходов в нарушении требований Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ « Об отходах производства и потребления» совершено вне объектов хранения отходов, а именно специально оборудованных сооружений, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.
Соблюдение процессуальных требований о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении всех обстоятельств дела в их совокупности не означает, что результат судебного разбирательства должен непременно соответствовать целям и интересам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Доводы представителя ООО специализированный застройщик «Шард» о нарушении сотрудниками Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара о вынесении двух определений о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования противоречит материалам дела об административном правонарушении, согласно которым, сотрудниками Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара при установлении владельца земельного участка было вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении неустановленного лица и возбуждено административное производство в отношении ООО «Специализированный застройщик «Шард».
Кроме того, согласно подпункту "а" пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий должностных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Согласно представленным материалам, дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО Специализированный застройщик «Шард» возбуждено 09.11.2021 года путем вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
При этом из материалов дела усматривается, что после вынесения указанного определения должностным лицом в рамках дела об административном правонарушении были направлены только запросы ООО «Специализированный застройщик «Шард».
Однако такие процессуальные действия, как направление запросов не могут квалифицироваться как элементы административного расследования.
Других процессуальных документов, свидетельствующих о проведении процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, в материалах дела нет. Следовательно, с момента возбуждения дела об административном правонарушении процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, по нему не производилось.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.
Вместе с тем в рассматриваемом случае судебными инстанциями не установлено наличие условий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем доводы представителя ООО «СЗ «Шард» о суровости санкции наказания по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и о возможной замене назначаемого наказания в виде штрафа на предупреждение подлежат отклонению.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Порядок и срок давности привлечения ООО Специализированный застройщик «ШАРД» к административной ответственности соблюдены.
Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением положений ст. 28.2 КоАП РФ, содержит описание административного правонарушения, которое позволяет установить, при каких обстоятельствах и какие действия были совершены ООО «Специализированный застройщик «ШАРД» и квалифицировать их по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Все вышеуказанные доказательства соответствуют требованиям ст.ст. 26.2, 26.3 КоАП РФ и объективно подтверждают наличие в действиях ООО «Специализированный застройщик «ШАРД» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 ч. 1 КоАП РФ.
С учётом обстоятельств и характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового ООО «Специализированный застройщик «ШАРД», как коммерческого юридического лица – хозяйствующего субъекта, а также социальной значимости целевой направленности его деятельности, отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, суд считает, что Общество подлежит назначению наказание в виде административного штрафа в пределах санкции ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9 – 29.11 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ООО «Специализированный застройщик «ШАРД», ИНН 6367031974, место нахождения: <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 ч. 1 КоАП РФ, и подвергнуть его административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Уплату штрафа произвести по следующим реквизитам:
ИНН 6315800805
КПП 631501001
ОКТМО 36701325
БИК 013601205
Единый казначейский счёт: 40102810545370000036
Казначейский счёт: 03100643000000004200
Банк получателя: Отделение Самара Банка России// УФК по Самарской области г.Самары.
КБК 80611611050010000140
р/с № 0310064000000014200
Назначение: административный штраф.
Получатель: УФК по Самарской области (Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, л/с 04422000290.
Протокол об административном правонарушении серии №12-21-629/09-1 от 02 ноября 2021 года.
Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.
Разъяснить, что согласно ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Самары в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: Н.М. Прошина