Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2035/2013 ~ М-1030/2013 от 11.02.2013

Дело № 2-2035/3-2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 марта 2013 года                                                             город Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Маловой Н.Б.,

при секретаре Павловой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Воронцова С. В. об оспаривании действий Главы Петрозаводского городского округа и понуждении Администрации Петрозаводского городского округа к предоставлению земельного участка,

                                                   у с т а н о в и л:

Воронцов С. В. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Главы Петрозаводского городского округа, выразившихся в отказе в предоставлении земельного участка и понуждении Администрации Петрозаводского городского округа к предоставлению земельного участка для строительства индивидуального жилого дома в г.Петрозаводске, взыскании расходов по оплате государственной пошлины, поскольку на его заявление, поданное ДД.ММ.ГГГГ Администрация Петрозаводского городского округа ДД.ММ.ГГГГ ответила отказом без указания причин.

Заявление мотивировано тем, что Воронцов С.В. является военнослужащим, <данные изъяты>, проходит военную службу по контракту в войсковой части <данные изъяты> г.Петрозаводска. Согласно ч.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов. Заявитель указывает, что в заключительном абзаце ответа Главы Петрозаводского городского округа Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> присутствует наличие презумпции факта нарушения прав и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его принадлежности к социальной группе – военнослужащие, совершенного Главой Петрозаводского городского округа.

Ссылаясь на ст. 46 Конституции РФ, гарантирующую каждому судебную защиту его прав и свобод, статью 8 Всеобщей декларации прав человека, п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также на ст. 1-6 Федерального закона Закон РФ от 27.04.1993 N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», заявитель просит: признать незаконными действия Главы Петрозаводского городского округа Республики Карелия, выразившиеся в отказе предоставления земельного участка заявителю для строительства индивидуального жилого дома, обязать Главу Петрозаводского городского округа Республики Карелия восстановить допущенное нарушение права заявителя на получение им земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить заявителю земельный участок для строительства индивидуального жилого дома в городе Петрозаводске, взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа Республики Карелия расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей заявления в суд в размере 200 рублей. В судебном заседании требования были дополнены в части необходимости установления судом срока, в течение которого должны быть осуществлены действия по предоставлению земельного участка.

В судебном заседании Воронцов С.В. требования поддержал, указал, что не просил предоставить земельный участок во внеочередном порядке, готов рассмотреть любой участок, предложенный Администрацией. Считает, что действиями Главы Петрозаводского городского округа нарушены права всех военнослужащих, так как право на получение земельных участков для жилищного строительства закреплено в Законе о статусе военнослужащих.

Представитель заинтересованного лица – Главы Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, извещен судом о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя

Представитель заинтересованного лица – Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, извещен судом о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть настоящее дело в отсутствие представителя. В представленном в суд отзыве Администрация Отказ Главы Петрозаводского городского округа заявленные требования не признала, пояснив, что Законом РФ «О статусе военнослужащих» предусмотрено право органа местного самоуправления, но не обязанность выделить в данном случае земельный участок. Администрация не сочла нужным реализовывать это право, имея в виду наличие других категорий «льготников», которым земельные участки должны предоставляться вне очереди. В письменном отзыве Администрации также содержится ссылка на то, что решением Петрозаводского городского Совета от 09.06.2011г. № 27/03-57 установлено, что земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов предоставляются исключительно на торгах.

Суд, заслушав заявителя, исследовав материалы гражданского дела, полагает заявление подлежащим удовлетворению в части.

В судебном заседании установлено, что Воронцов С.В. является военнослужащим, <данные изъяты>, проходит военную службу по контракту в войсковой части <данные изъяты> г.Петрозаводска. ДД.ММ.ГГГГ заявитель, ссылаясь на ч.1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», обратился в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в городе Петрозаводске. Конкретный земельный участок заявителем указан не был, как пояснил заявитель в судебном заседании он согласен на любой земельный участок, предложенный Администрацией, на преимущественное право при предоставлении земельного участка не претендует.

Администрация Петрозаводского городского округа на заявление о предоставлении земельного участка ответила Воронцову С.В. ДД.ММ.ГГГГ письмом № <данные изъяты>, отказав в предоставлении земельного участка, в связи с тем, что предоставление в первоочередном порядке земельного участка для строительства индивидуального жилого дома военнослужащим в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» является правом органов местного самоуправления, а не обязанностью. Кроме того, в ответе Администрации указано, что Администрация Отказ Главы Петрозаводского городского округа приняла решение об Отказ Главы Петрозаводского данной категории граждан (военнослужащим) в предоставлении земельных участков для жилищного строительства.

Отказ Главы Петрозаводского городского округа и Администрации в предоставлении земельного участка препятствует реализации права заявителя на получение земельного участка.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (ст. 258 ГПК РФ).

Согласно п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2011 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.

В силу п.1 ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам, и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон о статусе военнослужащих) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы, либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов. При этом согласно ч. 12 указанной статьи 15 военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов. При таких обстоятельствах предоставление земельного участка указанным военнослужащим во внеочередном порядке действительно является правом органа местного самоуправления, а не его обязанностью. Действующий Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» дает право соответствующей категории граждан получать земельные участки для индивидуального жилищного строительства во внеочередном порядке только при условии согласия на то органа местного самоуправления, во всех остальных случаях земельные участки данной категории граждан предоставляются на общих основаниях, предусмотренных ЗК РФ, в том числе за плату.

Воронцов С.В. в своем заявлении не указывал на необходимость предоставления ему участка во внеочередном порядке, ссылки на ч. 12 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в его заявлении отсутствуют. Как подтвердил свои намерения заявитель участок им испрашивался на общих основаниях в соответствии с ч.1 указанной ст. 15.

Действительно, в соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» закреплено право военнослужащих на предоставление земельных участков. При этом такое право реализуется военнослужащими в порядке, установленном ЗК РФ.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» правовая защита военнослужащих и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее - командиры). Никто не вправе ограничивать военнослужащих и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Однако в обжалуемом заявителем ответе Главы Петрозаводского городского округа указывается именно на то обстоятельство, что во внеочередном порядке земельные участки военнослужащим не предоставляются, и в целом Администрация Петрозаводского городского округа приняла решение об отказе данной категории граждан в предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Такое решение Администрации ничем не мотивировано, противоречит ст. 28 ЗК РФ (применяемой по аналогии закона не только при предоставлении земельных участков в собственность, но и в аренду). Так, согласно п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Суд полагает, что разрешая рассматриваемое заявление, орган местного самоуправления был не вправе принимать оспариваемое решение безмотивно. С учетом установленного земельным законодательством принципа открытости и прозрачности процедуры предоставления земельных участков, отказ в предоставлении земельного участка не может носить произвольный, немотивированный характер. Земельный кодекс Российской Федерации определяет порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предусматривая общий принцип недопустимости немотивированного отказа в выкупе земельных участков, тем более, что такой отказ не содержит предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении земельного участка. При таких обстоятельствах принятое Главой Петрозаводского городского округа решение, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, суд находит незаконным, нарушающим законные права заявителя. Так как указанное письмо подписано должностным лицом – Главой Петрозаводского городского округа в пределах его компетенции, как высшего должностного лица Петрозаводского городского округа, то суд приходит к выводу об обоснованности предъявленных требований к Главе Петрозаводского городского округа.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», применимого по аналогии к регулированию схожих отношений по рассмотрению заявления Воронцова С.В., при рассмотрении обращения органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право: представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме; знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Объективные препятствия для совершения указанных действий Администрацией не приведены, заявление Воронцова С.В. по существу не рассмотрено, в связи с чем суд считает возможным удовлетворить заявленные требования частично и обязать Администрацию устранить нарушение прав заявителя рассмотрев заявление от ДД.ММ.ГГГГ по существу в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Положения Закона РФ «О статусе военнослужащих» закрепляют право указанной категории граждан на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, относящееся к числу гарантий в жилищной сфере, но не регламентируют способы и порядок реализации указанного права.

В силу п. 3 ст. 3 ЗК РФ вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением земельными участками, а также совершением с ними сделок, регламентируются земельным законодательством РФ.

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ. Согласно решению Петрозаводского городского Совета от 09.06.2011г. № 27/03-57 «Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах» предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков на территории Петрозаводского городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исключительно на торгах в случае их предоставления для строительства многоквартирных жилых домов и индивидуальных жилых домов, за исключением предоставления земельных участков отдельным категориям граждан, имеющим в соответствии с законодательством право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства без торгов.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. При этом требования к такому заявлению законодателем не конкретизированы.

Той же нормой предусмотрена обязанность органа местного самоуправления в двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка инициировать процедуру предоставления - принять решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка.

Однако, в заявлении Воронцова С.В., поданном в Администрацию не указано местоположение испрашиваемого земельного участка. В судебном заседании заявитель пояснил, что согласен на любой земельный участок по выбору Администрации. Однако, системный анализ положений ст. 30.1 ЗК РФ позволяет прийти к выводу о том, что заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства должно содержать указание на местоположение испрашиваемого участка, в отношении которого орган местного самоуправления должен принять решение. При таких обстоятельствах органу местного самоуправления при рассмотрении заявления Воронцова С.В. надлежит уточнить какой именно участок испрашивается заявителем и рассмотреть указанное заявление по существу в порядке, определенном ст. 30.1 ЗК РФ. В то же время при таких обстоятельствах требование заявителя о понуждении Администрации Петрозаводского городского округа предоставить земельный участок суд находит преждевременным.

В связи с частичным удовлетворением требований, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу заявителя подлежит взысканию государственная пошлина, пропорционально удовлетворенным требованиям – <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198, 257, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявленные требования Воронцова С. В. об оспаривании действий Главы Петрозаводского городского округа и понуждении Администрации Петрозаводского городского округа к предоставлению земельного участка удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Отказ Главы Петрозаводского городского округа, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>.

Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа устранить нарушение прав заявителя путем рассмотрения по существу в месячный срок с момента вступления настоящего решения суда в законную силу заявления Воронцова С.В. от ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальных требований отказать.

Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Воронцова С. В. государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Б.Малова

Мотивированное решение суда изготовлено 20.03.2013 года

2-2035/2013 ~ М-1030/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Воронцов Сергей Викторович
Другие
Администрация ПГО
Глава Петрозаводского городского округа
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Малова Н.Б.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
11.02.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.02.2013Передача материалов судье
13.02.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.02.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.02.2013Предварительное судебное заседание
26.02.2013Предварительное судебное заседание
07.03.2013Судебное заседание
15.03.2013Судебное заседание
20.03.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.06.2013Дело оформлено
02.07.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее