РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 мая 2021 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Тепловой С.Н.,
при секретаре Селютиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-436/2021 по административному исковому заявлению МИФНС России № 18 по Самарской области к Фомичевой ОВ о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с иском к Фомичевой О.В. о взыскании обязательных платежей и санкций, указав, что налоговый орган сформировал и направил в адрес Фомичевой О.В. требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 8 347 рублей, а также требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 4 663 рублей, пени в размере 19,99 рублей и задолженности по налогу на имущество 2018 года в размере 229 рублей, пени в размере 0,97 рублей.
В указанные сроки налогоплательщик не произвел оплату указанных задолженностей по налогам.
Налоговым органом Фомичевой О.В. начислены пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 478,34 рублей.
28.05.2020 года мировым судьей судебного участка № 31 Самарского судебного района г. Самары Самарской области выдан судебный приказ № 2а-2085/2020 о взыскании с Фомичевой О.В. в доход бюджета недоимки по транспортному налогу с физических лиц: налог в размере 4 663 рублей, пени в размере 19,93 рублей за 2018 год; по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением: налог в размере 229 рублей за 2018 год; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ): налог в размере 8 347 рублей за 2018 год, пени в размере 478,34 рублей за 2018-2019 года; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начина с ДД.ММ.ГГГГ; пени в размере 629,22 рублей за 2018-2019 года на общую сумму в размере 14 366,49 рублей.
Определением мирового судьи судебного участка № 31 Самарского судебного района г. Самары Самарской области от 20.07.2020 года судебный приказ № 2а-2085/2020 от 28.05.2020 года о взыскании с Фомичевой О.В. суммы неуплаченного налога отменен в связи с поступлением от Фомичевой О.В. заявления с возражениями относительно исполнения судебного приказа.
На основании изложенного административный истец просил суд взыскать с Фомичевой О.В. задолженность по страховым взносам на обязательное страхование: налог в сумме 4 061,01 рублей, пени в размере 922,56 рублей.
Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 18 по Самарской области – Усов П.С., действующий на основании доверенности (л.д. 94 т. 1), в судебном заседании административные исковые требования поддержал по доводам изложенным в административном исковом заявлении, письменных пояснениях по делу (л.д. 85 т. 1).
Административный ответчик Фомичева О.В. в судебном заседании относительно удовлетворения административных исковых требования возражала, поддержала доводы письменного отзыва на административный иск (л.д. 32 т. 1). Указала, что срок уплаты сбора за 2018 год – 31 января 2018 года. Полагает, что требование об уплате сбора должно было направлено налоговым органом не позднее 31.12.2019 года. Согласно информации, содержащейся в личном кабинете налогоплательщика на портале Госуслуги, судебная задолженность по налогам погашена 15.05.2020 года.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, а так же материалы административных дел № 2а-3843/2019, № 2а-2085/2020 по заявлениям о вынесении судебного приказа (дела истребовано из мирового суда судебного участка № 31 Самарского судебного района г. Самары), суд полагает, что административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3, п.п. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно уплачивать установленные законом налоги и сборы.
Согласно п. 2 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Согласно п. 1 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В силу ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Фомичева О.В. является налогоплательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации, обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС.
В соответствии с п. 1 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2021 года, 34 445 рублей за расчетный период 2022 года, 36 723 рублей за расчетный период 2023 года;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере страховых взносов, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
Налогоплательщику инспекцией выставлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате за 2018 год страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии в сумме 6 148 рублей, предоставлен срок для уплаты задолженности до 10.01.2020 года (л.д. 6 т. 1).
Начисление суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии произведен налоговым органом на основании представленной Первым адвокатским бюро г. Самары справки 2-ндфл за 2018 год в отношении Фомичевой О.В. (1 % о т полученного дохода в размере 914 800 рублей) (л.д. 88 т. 1).
Фомичева О.В. в установленный срок обязанность по уплате обязательных платежей, указанных в требовании № 73166 от 19.11.2019 года не исполнила, в связи с чем, налоговым органом на основании ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности в размере 478,34 рублей за 2018 год (л.д. 6 т. 1).
02.10.2019 года мировым судьей судебного участка № 31 Самарского судебного района г. Самары Самарской области выдан судебный приказ № 2а-3843/2019 о взыскании с Фомичевой О.В. в доход бюджета недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 года: налог в размере 10 430 рублей, пеня в размере 176,51 рубль за 2017 год-2018 год (л.д. 16 административного дела 2а-3843/2019 (мировой судья судебного участка № 31 Самарского судебного района г. Самары Самарской области).
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению постановлений налоговых органов по г. Самаре Мамоновой Н.К. от 15.05.2020 года в отношении должника Фомичевой О.В. возбуждено исполнительное производство №-ИП, предмет исполнения взыскание налога, пени, штрафа за счет имущества в размере 50 191,43 рубль (л.д. 75 -76 т. 1).
Судебным приставом-исполнителем удержаны и перечислены денежные средства в налоговую инспекцию в рамках исполнительного производства от 15.05.2020 года по страховым взносам на обязательное медицинское страхование налог в сумме 10 430 рублей, пени в сумме 176,51 рубль, на обязательное пенсионное страхование налог в сумме 36 545 рублей, пени в сумме 3 039,92 рублей.
С учетом указанного, 30.06.2020 года, исполнительное производство №-ИП от 15.05.2020 года в отношении должника – Фомичевой О.В. окончено (л.д. 74 т. 1).
28.05.2020 года мировым судьей судебного участка № 31 Самарского судебного района г. Самары Самарской области выдан судебный приказ № 2а-2085/2020 о взыскании с Фомичевой О.В. в доход бюджета недоимки по транспортному налогу с физических лиц: налог в размере 4 663 рублей, пени в размере 19,93 рублей за 2018 год; по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов с внутригородским делением: налог в размере 229 рублей за 2018 год; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 года): налог в размере 8 347 рублей за 2018 год, пени в размере 478,34 рублей за 2018-2019 года; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начина с 01.01.2017 года; пени в размере 629,22 рублей за 2018-2019 года на общую сумму в размере 14 366,49 рублей (л.д. 19 административного дела № 2а-2085/2020 (мировой судья судебного участка № 31 Самарского судебного района г. Самары Самарской области).
Определением мирового судьи судебного участка № 31 Самарского судебного района г. Самары Самарской области от 20.07.2020 года судебный приказ № 2а-2085/2020 от 28.05.2020 года о взыскании с Фомичевой О.В. суммы неуплаченного налога отменен в связи с поступлением от Фомичевой О.В. заявления с возражениями относительно исполнения судебного приказа (л.д. 22, 24 административного дела № 2а-2085/2020 (мировой судья судебного участка № 31 Самарского судебного района г. Самары Самарской области).
Согласно карточки расчета с бюджетом на ОПС за 2018 год гр. Фомичевой О.В. (ИНН 631701538651) 01.07.2019 года начислена сумма в размере 6 148 рублей (л.д. 87 т. 1).
22.10.2020 года в принудительном порядке с Фомичевой О.В. взыскана сумма в размере 2 086,99 рублей, остаток задолженности на ОПС за 2018 год составил – 4 061,01 рубль.
В суд с рассматриваемым административным иском Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 18 по Самарской области обратилась 20.01.2021 года (л.д. 16 т. 1).
В силу положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней и штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней и штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
С учетом приведенных правовых норм, административный истец не утратил права на принудительное взыскание обязательных платежей и пени за неуплату страховых взносов. Срок исполнения требований налоговым органом был установлен 10.01.2020 года, с заявлением о выдаче судебного приказа Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 18 по Самарской области обратилась 26.05.2020 года (л.д. 2 административного дела № 2а-2085/2020 (мировой судья судебного участка № 31 Самарского судебного района г. Самары Самарской области), то есть в установленный шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней и штрафов.
Требование о взыскании налоговой задолженности по настоящему иску предъявлено налоговым органом в порядке административного искового производства 20.01.2020 года (л.д. 16 т. 1), то есть не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (20.07.2020 года).
В соответствии с п. 1 ст. 431 Налогового кодекса Российской Федерации в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
В силу ч. 4 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Судом в ходе рассмотрения административного дела установлено, что за Фомичевой О.В. числится задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 4 539,35 рублей (по требованию № 73166 от 19.11.2019 года), в том числе: налог в сумме 4 061,01 рублей, пени в размере 478,34 рублей. Заявленный административным истцом размер предъявляемых к взысканию пеней – 922,56 рублей, документально не подтвержден. Налоговым органом на просроченную сумму налога исчислены пени в размере 478,34 рублей, которые подлежат взысканию с Фомичевой О.В. (л.д. 6 т. 1).
Административным ответчиком доказательств, опровергающих доводы административного истца, в том числе своевременной и в полном объеме уплаты страховых взносов за спорный период не представлено, как и не представлено доказательств исполнения обязательства по уплате налога в указанный период.
Таким образом, требование административного истца о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование подлежит частичному удовлетворению.
В силу положения ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1).
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2).
Административным ответчиком, в ходе рассмотрения настоящего административного спора, заявлено ходатайство о направлении запроса в Конституционный суд Российской Федерации относительно соответствия ст. 7 Конституции Российской Федерации ст.ст. 419, 430 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 101 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации закона, примененного или подлежащего применению в указанном деле, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности данного закона.
Если при разрешении административного дела суд придет к выводу о несоответствии закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом административном деле, Конституции Российской Федерации, он обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этого закона (часть 3 статьи 15 КАС РФ).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 190 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд обязан приостановить производство по делу в случае обращения суда в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии закона, подлежащего применению в данном административном деле, Конституции Российской Федерации.
Таким образом, обращение суда, рассматривающего административное дело, в Конституционный суд с запросом о проверке конституционности закона обусловлено наличием у суда сомнений в части соответствия Конституции Российской Федерации нормы закона, подлежащей применению в рассматриваемом административном деле.
Суд в настоящем случае не усматривает оснований для обращения в Конституционный суд, поскольку не находит приведенные административным ответчиком в ходатайстве аргументы, обосновывающие необходимость обращения с соответствующим запросом убедительными, свидетельствующими о несоответствии Конституции Российской Федерации положений ст. ст. 419, 430 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суд полагает возможным отказать в удовлетворении ходатайства административного истца о направлении запроса в Конституционный суд РФ и приостановлении производства по делу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление МИФНС России № 18 по Самарской области к Фомичевой ОВ о взыскании обязательных платежей и санкций,- удовлетворить частично.
Взыскать с Фомичевой ОВ в доход бюджета задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование: налог в сумме 4061,01 рублей, пени 478,34 рублей, а всего 4 539,35 рублей.
Взыскать с Фомичевой ОВ в бюджет муниципального образования г.о. Самара государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 28.05.2021 г.
Судья: С.Н. Теплова