Дело № 7-64(2)/2021
Судья Воронцова Е.С.
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тамбов 27 января 2021 года
Судья Тамбовского областного суда Баранов В.В., рассмотрев протест прокурора Октябрьского района г. Тамбова и жалобу государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Морозова С.Е. на решение судьи Ленинского районного суда г. Тамбова от 23 декабря 2020 года, вынесенное в отношении администрации г. Тамбова по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
постановлением прокурора Октябрьского района г. Тамбова от 31 августа 2020 года в отношении администрации г. Тамбова возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ. Данное постановление и материалы дела об административном правонарушении направлены для рассмотрения в Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора.
Постановлением главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора по Тамбовской области, государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Морозова С.Е. № 04-165/2020 от 14 сентября 2020 года (далее также постановление должностного лица № 04-165/2020 от 14 сентября 2020 года) администрация г. Тамбова признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
На данное постановление защитником администрации г. Тамбова Корабановым А.Н. была подана жалоба в суд.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Тамбова от 23 декабря 2020 года постановление должностного лица № 04-165/2020 от 14 сентября 2020 года отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях администрации г. Тамбова состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.
В протесте, адресованном в Тамбовский областной суд, прокурор Октябрьского района г. Тамбова ставит вопрос об отмене названного решения судьи районного суда от 23 декабря 2020 года и возвращении дела на новое рассмотрение.
Ссылается на то, что в ходе проведенной прокурорской проверки было установлено, что канализационный коллектор, на котором произошла аварийная ситуация, является частью производственно-технологического комплекса по водоотведению № 22 и числится в реестре муниципального имущества, договор о его передаче в аренду акционерному обществу «Тамбовские коммунальные системы» заключен не был.
Указывает, что ненадлежащее проведение мероприятий по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду в ходе осуществления эксплуатации принадлежащего на праве собственности администрации г. Тамбова имущества, повлекли попадание сточных вод в канал реки Цна с одновременным превышением предельно-допустимых значений химических веществ в объекте культурно-бытового водопользования.
В жалобе государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Морозова С.Е. также содержится просьба об отмене названного судебного акта и оставлении без изменения вынесенного им постановления.
Заявитель ссылается на то, что администрация г. Тамбова, являясь собственником имущества, должна содержать его в надлежащем порядке посредством привлечения сторонних организаций или без таковых.
Законный представитель администрации г. Тамбова, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание в Тамбовский областной суд не явился, ходатайство об отложении слушания дела им не заявлено.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы протеста прокурора и жалобы должностного лица, поддержанные в судебном заседании прокурором отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Тамбовской области Смороковой И.В. и должностным лицом Морозовым С.Е., прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 43.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.
Мероприятия по охране окружающей среды осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и другими федеральными законами.
Согласно ст. 34 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
В силу ч. 1 ст. 39 Закона об охране окружающей среды эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Статьей 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения администрации г. Тамбова к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1 КоАП РФ, послужило то, что 5 августа 2020 года в 12 час. 00 мин. по адресу: г. Тамбов, ул. Рахманинова, д. 1а произошло разрушение канализационного коллектора диаметром 1000 мм, в результате чего образовался провал грунта и канализационные воды попали в канал реки Цна и произошло её загрязнение с одновременным превышением предельно-допустимых значений химических веществ в объекте культурно-бытового водопользования.
Отменяя постановление должностного лица № 04-165/2020 от 14 сентября 2020 года и прекращая производство по делу, судья районного суда пришла к выводу об отсутствии в действиях администрации г. Тамбова состава административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой.
Принятый по делу судебный акт нахожу законным и обоснованным.
Согласно ч. 1 ст. 6 и ст. 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закона № 416-ФЗ) органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Гарантирующей организацией, согласно п. 6 ст. 2 Закона № 416-ФЗ, признается организация осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Положениями ст. 12 Закона № 416-ФЗ установлено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации.
Судьей районного суда материалами дела установлено, что между администрацией города Тамбова и ОАО «Тамбовские коммунальные системы» 28 декабря 2009 года было заключено соглашение о порядке взаимодействия № 01-11-126/9, в рамках которого ОАО «Тамбовские коммунальные системы» обязано обеспечить бесперебойное теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение в границах зоны обслуживания, в том числе в случае обнаружения в зоне ответственности уличных сетей и объектов инженерной инфраструктуры, не числящихся в аренде или собственности, через которые поставляются коммунальные ресурсы (вода, тепло, электроэнергия) и осуществляется водоотведение, при необходимости выполнять аварийно-восстановительные работы. Зоной обслуживания потребителей ОАО «Тамбовские коммунальные системы» является административная граница муниципального образования – город Тамбов.
В силу данного соглашения в период, относящийся к обстоятельствам выявленного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, централизованная система водоотведения на территории муниципального образования – город Тамбов находилась в границе эксплуатационной ответственности ОАО «Тамбовские коммунальные системы», как лица, наделенного статусом гарантирующей организации. В связи с этим, именно на ОАО «Тамбовские коммунальные системы» возложена обязанность по обслуживанию данных сетей и поддержке их надлежащего технического состояния и бесперебойной работы.
Согласно ч. 1 и ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таком положении судья районного суда пришла к правильному выводу о том, что на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения администрации г. Тамбова к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.1 КоАП РФ, орган местного самоуправления не являлся субъектом вменяемого административного правонарушения.
Довод жалобы должностного лица о том, что установление вышеуказанного договорного соглашения между администрацией г. Тамбова и гарантирующей организацией не относится к компетенции управления Росприроднадзора, несостоятелен, поскольку в силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые указанным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья Тамбовского областного суда
р е ш и л:
решение судьи Ленинского районного суда г. Тамбова от 23 декабря 2020 года, вынесенное в отношении администрации г. Тамбова по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, оставить без изменения, протест прокурора Октябрьского района г. Тамбова и жалобу государственного инспектора Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора Морозова С.Е. - без удовлетворения.
Судья В.В. Баранов