Дело № 2-1898/2019
УИД75RS0002 -01 -2019 -002610 -36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2019 года г.Чита
Судья Ингодинского районного суда г.Читы Порошина Е.В.
При секретаре Доржиевой А.Б.
с участием помощника прокурора Ингодинского района г.Читы Ленченко Н.М.
истца Мирсанова А.Н.
ответчика Казакова В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мирсанова А. Н. к Казакову В. А. о взыскании компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеназванным, указал, что в производстве мирового судьи судебного участка № 8 Ингодинского района г.Читы находилось уголовное дело, по которому был осужден Казаков В.А. в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 112 УК РФ, в качестве потерпевшего проходил Мирсанов А.Н. Казаков В.А. в ходе конфликта, из личных неприязненных отношений к Мирсанову А.Н., умышленно нанес истцу не менее 8 ударов кулаками по голове и лицу, а также три удара ногой по левому боку. Казаков причинил Мирсанову сильную физическую боль и моральные страдания, также телесные повреждения в виде перелома медиальной стенки левой орбиты, сотрясение головного мозга, гематомы обоих век левого глаза, субконъюнктивальное кровоизлияние левого глаза, ссадины мягких тканей в области верхней губы слева, которые повлеки за собой длительное расстройство здоровья на срок более трех недель и поэтому признаку квалифицируются как причинившие средний вред здоровью, а также перелом 7 ребра слева без повреждения ткани легкого, который повлек за собой длительное расстройство здоровья на срок более трех недель и по этому признаку квалифицируется как причинивший средней тяжести вред здоровью. Мирсанов А.Н. находился в стационаре на лечении в период с 02.01.2019г. по 11.01.2019г., в связи с полученными травмами истец не мог продолжать нормальную общественную жизнь, работу. Просил взыскать с Казакова В.А. в пользу истца компенсацию морального вреда за причиненные преступлением нравственные и физические страдания в размере 200 000 руб.
В судебном заседании истец Мирсанов А.Н. исковые требования поддержал, суду пояснил, что в результате полученной драки у него наблюдался выраженный болевой синдром, был перелом ребра, боль сохранялась в течение 4 -5 месяцев. Ушибы и ссадины болели около 1 -2 недель. Порванная губа заживала также около 1 -2 недель, такое же время был отекшим глаз, глаз практически не видел. После выписки он длительно не работал, до февраля 2019г., так как на первой работе работал не официально, больничного листа не выдавалось.
Представитель истца Малолыченкова Т.В. в предыдущем судебном заседании исковые требования поддержала.
Ответчик Казаков В.А. исковые требования не признал, суду пояснил, что не согласен с суммой морального вреда, истец не обращался в поликлинику, как ему было рекомендовано при выписке из стационара.
Выслушав участников процесса, мнение прокурора, полгавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, а размер компенсации морального вреда должен быть определен с учетом всех обстоятельств, требований разумности и справедливости, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Приговором мирового судьи судебного участка № 8 Ингодинского района г.Читы от 04 сентября 2019г. Казаков В. А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 112 УК РФ, ему назначено наказание в виде 1 года 6 месяцев лишения свободы с лишением с испытательным сроком 1 год 6 месяцев.
Приговором суда установлено, что Казаков В.А. 1 января 2019г. в ходе конфликта, находясь возле бара «Пивной квадрат» по адресу: <адрес>, умышленно нанес не менее 8 ударов кулаками по голове, в том числе лицу Мирсанову А.Н., а также нанес три удара ногой, обутой в обувь, по левому боку Мирсанова А.Н. Своими действиями Казаков А.В. причинил Мирсанову А.Н. сильную физическую боль и моральные страдания, а также телесные повреждения в виде перелома медиальной стенки левой орбиты, сотрясения головного мозга, гематомы обоих век левого глаза, субконъюнктивального кровоизлияния левого глаза, ссадин и мягких тканей в области верхней губы слева, которые повлекли за собой длительное расстройство здоровья на срок более трех недель и по этому признаку квалифицируются как причинившие средней тяжести вред здоровью, а также перелом 7 ребра слева (бокового отрезка) без повреждения ткани легкого, который повлек за собой длительное расстройство здоровья на срок более трех недель и по этому признаку квалифицируется как причинившие средней тяжести вред здоровью.
В соответствии с ч. 4 ст. 61 ГПК РФ, вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие не материальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Согласно п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1, учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда. Независимо от вины причинителя вреда осуществляется компенсация морального вреда, если вред жизни или здоровью гражданина причинен источником повышенной опасности (статья 1100 ГК РФ).
При этом суду следует иметь в виду, что, поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда.
Доводы истца о перенесении Мирсановым физических и нравственных страданий в связи полученной травмой подтверждены представленными суду медицинскими документами и материалами дела.
Как следует из карты стационарного больного, Мирсанов А.Н. находился на стационарном лечении в травматологическом отделении ГУЗ Городская клиническая больница № 1 со 02 января 2019 г. по 11 января 2019г. с диагнозом: Закрытая черепно - мозговая травма, сотрясение головного мозга, перелом медиальной стенки левой обриты, гематомы обеих век OS, тупая травма груди, перелом 7 ребра слева без повреждения ткани легкого, ушибы, ссадины мягких тканей головы, туловища.
В период нахождения в стационаре, сохранялся болевой синдром, выписан из стационара с рекомендациями наблюдения невролога, травматолога по месту жительства, охранительный режим до 3 - 4 недель, КТ лицевого скелета в плановом порядке, консультация челюстно- лицевого хирурга, дыхательная гимнастика.
Как следует из пояснений истца, у него на протяжении 5- 6 месяцев сохранялись боли в сломанном ребре, при ходьбе, движении, в покое, длительное время сохранялось недомогание.
Поскольку при переломе ребер фиксация грудной клетки не производится, ребра постоянно принимают участие в акте дыхания, движении, то болевой синдром сохраняется длительное время, и ночью и днем. Также как следует из истории болезни, у Мирсанова имелся перелом стенки левой орбиты с подкожной гематомой (данные КТ головного мозга от 02.01.2019г), рекомендована консультация челюстно –лицевого хирурга, что однозначно сопровождалось болевым синдромом. Также сотрясение головного мозга, ушибы и ссадины мягких тканей головы и туловища сопровождались болью.
Данные обстоятельства ответчиком не опровергнуты.
При таких обстоятельствах суд не сомневается в том, что Мирсанову причинены нравственные и физические страдания, что является основанием для компенсации морального вреда.
Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 (ред. от 06.02.2007) "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С учетом требований разумности и справедливости суд полагает возможным установить размер компенсации морального вреда 70 000 руб. При этом суд учитывает, что в результате неправомерных действий Казакова Мирсанову А.Н. были причинены многочисленные телесные повреждения, перенесенные им заболевания могут иметь дальнейшие последствия на протяжении всей жизни.
Согласно ч. 1 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Доводы ответчика о том, что Мирсанов не обращался в поликлинику после выписки из стационара не опровергают выводов суда о претерпевании истцом нравственных и физических страданий, которые подтверждены материалами дела.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ, в ответчика подлежат возмещению расходы за юридические услуги в размер 15 000 руб., учитывая участие представителя в судебном заседании, требования разумности и справедливости.
Согласно ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит возмещению госпошлины в сумме 300 руб. в доход городского округа «Город Чита».
Руководствуясь ст.ст. 194, 197 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Казакова В. А. в пользу Мирсанова А. Н. компенсацию морального вреда в размере 70 000 руб., расходы за юридические услуги 15 000 руб., а всего 85 000 руб.
Взыскать с Казакова В. А. в бюджет городского округа «Город Чита» расходы по уплате госпошлины 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Ингодинский районный суд города Читы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Порошина Е.В.