Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-3446/2019 от 19.11.2019

Судья Шекшуева О.Н. Дело № 33-3446/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 декабря 2019 г.       г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Корневой М.А.,

судей Букаловой Е.А., Герасимовой Л.Н.,

при секретаре Панюковой И.А.

в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело № 2-2052/2019 по исковому заявлению Белевской Юлии Александровны к Управлению общего образования администрации Орловского района Орловской области, администрации Орловского района Орловской области о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на прием ребенка в первый класс, признании приказа Управления общего образования администрации Орловского района от 08 июля 2019 г. № 93 не соответствующим действующему федеральному законодательству, восстановлении нарушенного права в приеме ребенка в образовательную организацию с 1 сентября 2019 года,

по апелляционной жалобе Белевской Юлии Александровны на решение Орловского районного суда Орловской области от 01 октября 2019 г., которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Корневой М.А., возражения представителя ответчика администрации Орловского района Орловской области - Клюзовой А.Ю., считавшей решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Белевская Ю.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению общего образования администрации Орловского района Орловской области, администрации Орловского района Орловской области о признании незаконным отказа в приеме ее ребенка в первый класс, признании приказа Управления общего образования администрации Орловского района от 08 июля 2019 г. № 93 «Об утверждении порядка выдачи разрешения на прием детей в общеобразовательные учреждения на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте» в части, касающейся обязательности предоставления документов, подтверждающих отсутствие у ребенка противопоказаний по состоянию здоровья, не соответствующим действующему федеральному законодательству, восстановлении нарушенного права в приеме ребенка в образовательную организацию с 01 сентября 2019 г.

В обоснование заявленных требований Белевская Ю.А. ссылалась на то, что в феврале 2019 г. она обратилась в администрацию Орловского района Орловской области по вопросу зачисления ее сына ФИО8, <дата> рождения (не достигшего возраста 6 лет 6 месяцев) в первый класс МБОУ Жилинская средняя общеобразовательная школа.

Однако 22 февраля 2019 г. и 26 апреля 2019 г. на ее обращение ответчиком был дан ответ, что помимо иных документов, необходимо предоставить заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее по тексту – ПМПК).

В очередном ответе ответчика от 26 июля 2019 г., со ссылкой на п. 3 приказа Управления общего образования администрации Орловского района от 08 июля 2019 г. № 93 «Об утверждении порядка выдачи разрешения на прием детей в общеобразовательные учреждения на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте» (далее по тексту - приказ от 08 июля 2019 г. №93), ей было предложено представить документы, подтверждающие отсутствие у ребенка противопоказаний по состоянию здоровья: медицинское заключение о принадлежности несовершеннолетнего к медицинской группе для занятий физической культурой и копию карты профилактического медицинского осмотра ребенка или заключение ПМПК.

Истец полагала, что отказ ответчика является незаконным ввиду нарушения положений ст. ст. 3, 4, 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон об образовании), а приказ от 08 июля 2019 г. №93, предъявляющий требование о предоставлении подтверждений отсутствия противопоказаний по состоянию здоровья на получение образования в более раннем возрасте – противоречит ст. ст 4, 42 Закона об образовании, п. 1.2 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (далее по тексту – приказ Минобрнауки России от 29 сентября 2013 г. № 1082), п. 12 приказа Министерства образования и науки России от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (далее по тексту – приказ Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32).

На основании изложенного Белевская Ю.А. просила суд признать незаконным ответчика в выдаче разрешения на прием ее ребенка в первый класс МБОУ Жилинская средняя общеобразовательная школа в форме очного обучения; признать приказ от 08 июля 2019 г. № 93 в части, касающейся обязательности предоставления документов, подтверждающих отсутствие у ребенка противопоказаний по состоянию здоровья, не соответствующим действующему федеральному законодательству и отменить его; восстановить нарушенное право в приеме ребенка в образовательную организацию с 01сентября 2019 г.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе Белевская Ю.А. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

Полагает, что судом при разрешении спора не применены положения ч. 1 ст. 67 Закона об образовании, обеспечивающей реализацию конституционного права гражданина России на образование независимо от возраста (ст. 43 Конституции Российской Федерации).

Указывает на дискриминационный характер по возрастному признаку при толковании указанной нормы исходя из возраста ребенка, а также принятии решения об отказе в принятии в первый класс.

Считает, что родители не обязаны предоставлять доказательства отсутствия противопоказаний по состоянию здоровья ребенка, поскольку это является их правом.

Приводит довод о том, что судом при разрешении спора не приняты во внимание положения ч. 4 ст. 4 Закона об образовании, в то время как обжалуемый ею приказ от 08 июля 2019 г. № 93 является незаконным, противоречащим федеральному законодательству.

Обращает внимание суда на то, что ответчик искажает смысл Приказов Минобрнауки России от 20сентября 2013 г. № 1082 и от 22 января 2014 г. № 32, незаконно возлагая на родителей обязанность в предоставлении соответствующего заключения.

Просит учесть, что представленные ответчиками в качестве основания для отказа в выдаче разрешения на обучение ребёнка требования СанПиН 2.4.2.2821-10 носят рекомендательный характер.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту - ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Положениями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, установлено, что общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования (п. 3 ст. 5 Закона об образовании).

Согласно п. 1 ст. 4 Закона об образовании отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

Положениями ст. 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

В ч. 1 ст. 55 указанного закона закреплены общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность. Прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.

Частью 1 ст. 67 Закона об образовании определен возраст, по достижении которого начинается получение дошкольного образования и начального общего образования в образовательных организациях.

Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

Согласно Положению «Об управлении общего образования администрации Орловского района Орловской области», утвержденному решением Орловского районного Совета народных депутатов № 30/266-РС от 06 февраля 2019 г., Управление общего образования создано для решения вопросов местного значения Орловского района в сфере образования, осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных бюджетных образовательных организации, в том числе, выдает разрешение на прием детей, не достигших возраста шести лет шести месяцев, в образовательные организации по программам начального образования.

Порядок выдачи разрешения на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте устанавливается учредителем образовательной организации и, в данном случае, был утвержден приказом Управления общего образования администрации Орловского района Орловской области от 01 марта 2017 г. № 39 «Об утверждении порядка выдачи разрешения на прием детей в общеобразовательные учреждения на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте».

Согласно данному приказу к заявлению родителей, помимо иных, поименованных в нем документов, прилагается заключение ПМПК (л. д. 61-62).

Приказом Управления общего образования администрации Орловского района Орловской области от 08 июля 2019 г. № 93 был утвержден новый порядок выдачи разрешения на прием детей в общеобразовательные учреждения на обучение по образовательным программам начального общего образования, в соответствии с которым для получения разрешения необходимо представить, в том числе, документы, подтверждающие отсутствие у ребенка противопоказаний по состоянию здоровья: медицинское заключение о принадлежности несовершеннолетнего к медицинской группе для занятий физической культурой и копию карты профилактического медицинского осмотра ребенка (030-ПО/у-17) или заключение ПМПК (л. д. 63-64).

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции Белевская Ю.А. приходится матерью ФИО9 <дата> года рождения (л. д. 11), которому <дата> (после наступления учебного года) исполнилось 6 лет.

В феврале 2019 г. по вопросу зачисления ее сына в первый класс МБОУ Жилинская средняя общеобразовательная школа Белевская Ю.А. обратилась в администрацию Орловского района Орловской области.

На ее обращение 22 февраля 2019 г. ответчиком был дан ответ, что помимо иных документов, необходимо предоставить заключение ПМПК.

26 апреля 2019 г. истцу повторно было разъяснено, что Управление общего образования администрации Орловского района Орловской области выдает разрешение на прием в первый класс на основании соответствующих документов, в том числе, заключения ПМПК, при этом не разрешает вопрос о зачислении в учебное заведение.

До сведения Белевской Ю.А. 26 июля 2019 г. Управлением общего образования администрации Орловского района Орловской области вновь был доведен порядок приема в первый класс школы ребенка, не достигшего возраста 6 лет 6 месяцев на начало обучения, а также положения приказа от 08 июля 2019 г. № 93 и предложено представить документ, свидетельствующий об отсутствии у ребенка противопоказаний по состоянию здоровья.

Истцом при обращении к ответчику за получением разрешения на прием в первый класс ее сына - ФИО1 ФИО10, <дата> года рождения (к моменту начала учебного года не достиг возраста 6 лет), документ, подтверждающий отсутствие у него противопоказаний по состоянию здоровья, представлен не был.

Полагая, что требуемый ответчиком документ об отсутствии у ее сына противопоказаний по состоянию здоровья на получение образования в более раннем возрасте, ею при получении вышеуказанного согласия ответчику предоставляться не должен, Белевская Ю.А. обратилась в суд с настоящим иском.

Суд проверил излагаемые истцом доводы и, оценив установленные по делу обстоятельства, применив к ним нормы действующего законодательства, пришел, вопреки доводам апелляционной жалобы, к обоснованному выводу об отказе Белевской Ю.А. в удовлетворении заявленных ею требований.

Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в соответствии с положениями ч. 1 ст. 67 Закона об образовании дети в возрасте от 6 лет 6 месяцев до 8 лет рассматриваются как одна возрастная категория, на которую рассчитаны требования, предъявляемые к ученикам первого года обучения. При этом право на получение начального общего образования в этом возрасте законодатель поставил в зависимость от отсутствия противопоказаний по состоянию здоровья.

Этой же нормой предусмотрено право учредителя образовательной организации разрешить прием в первой класс в более раннем или более позднем возрасте (то есть детей, относящихся к иной возрастной группе).

Следовательно, такое разрешение приравнивается к наделению ребенка, не достигшего возраста 6 лет 6 месяцев, правом считаться относящимся к детям общеустановленной возрастной категории (от 6 лет 6 месяцев до 8 лет), а, соответственно, в силу положений ч. 1 ст. 67 Закона об образовании, наделению обязанности предоставить сведения об отсутствии у него противопоказаний по состоянию здоровья.

Иное, как правильно указал суд первой инстанции, означало бы неравенство условий для детей, достигших возраста 6 лет 6 месяцев и детей, не достигших указанного возраста, для получения начального общего образования.

Суд правильно установил, что к заявлению о получении разрешения на прием детей в общеобразовательную организацию в более раннем или более позднем возрасте в обязательном порядке прилагается медицинская справка (заключение) лечебного учреждения об отсутствии противопоказаний для обучения в образовательной организации или заключение ПМПК о готовности ребенка к обучению в образовательной организации (то есть о необходимом и достаточном уровне развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования).

Поскольку Белевской Ю.А. в Управление общего образования администрации Орловского района Орловской области для получения разрешения на прием ее ребенка в первой класс не было представлено документов, подтверждающих отсутствие у него противопоказаний по состоянию здоровья для зачисления в первый класс, что предусмотрено ч. 1 ст. 67 Закона об образовании, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что у ответчика при таких обстоятельствах не имелось законных оснований давать требуемое истцом разрешение.

Вопреки доводам апелляционной жалобы приказ от 08 июля 2019 г. №93, предъявляющий требование о предоставлении подтверждений отсутствия противопоказаний по состоянию здоровья на получение образования в более раннем возрасте не противоречит Приказу Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32, которым утвержден Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Указанным Приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 предоставление сведений о состоянии здоровья ребенка для приема на обучение в общеобразовательную организацию, действительно, не предусмотрено.

Вместе с тем, п. 4 указанного приказа определено, что правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, этим приказом определены правила в образовательные организации для граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня. При этом возникновение такого права регулируется ч. 1 ст. 67 Закона об образовании – достижение возраста 6 лет 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья или в более раннем возрасте при наличии разрешения учредителя образовательной организации.

Остальные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца, приведенную ею в суде первой инстанции, по существу аналогичны тем доводам, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую оценку. Они сводятся к выражению несогласия с толкованием судом норм действующего законодательства, а также с произведенной судом оценкой доказательств по делу, которую судебная коллегия находит правильной.

Решение суда постановлено в соответствии с нормами материального и процессуального права, является законным и обоснованным, в связи с чем, оснований для его отмены и изменения по доводам жалобы не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Орловского районного суда Орловской области от 01 октября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Белевской Юлии Александровны – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Шекшуева О.Н. Дело № 33-3446/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 декабря 2019 г.       г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Корневой М.А.,

судей Букаловой Е.А., Герасимовой Л.Н.,

при секретаре Панюковой И.А.

в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело № 2-2052/2019 по исковому заявлению Белевской Юлии Александровны к Управлению общего образования администрации Орловского района Орловской области, администрации Орловского района Орловской области о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на прием ребенка в первый класс, признании приказа Управления общего образования администрации Орловского района от 08 июля 2019 г. № 93 не соответствующим действующему федеральному законодательству, восстановлении нарушенного права в приеме ребенка в образовательную организацию с 1 сентября 2019 года,

по апелляционной жалобе Белевской Юлии Александровны на решение Орловского районного суда Орловской области от 01 октября 2019 г., которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Корневой М.А., возражения представителя ответчика администрации Орловского района Орловской области - Клюзовой А.Ю., считавшей решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Белевская Ю.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению общего образования администрации Орловского района Орловской области, администрации Орловского района Орловской области о признании незаконным отказа в приеме ее ребенка в первый класс, признании приказа Управления общего образования администрации Орловского района от 08 июля 2019 г. № 93 «Об утверждении порядка выдачи разрешения на прием детей в общеобразовательные учреждения на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте» в части, касающейся обязательности предоставления документов, подтверждающих отсутствие у ребенка противопоказаний по состоянию здоровья, не соответствующим действующему федеральному законодательству, восстановлении нарушенного права в приеме ребенка в образовательную организацию с 01 сентября 2019 г.

В обоснование заявленных требований Белевская Ю.А. ссылалась на то, что в феврале 2019 г. она обратилась в администрацию Орловского района Орловской области по вопросу зачисления ее сына ФИО8, <дата> рождения (не достигшего возраста 6 лет 6 месяцев) в первый класс МБОУ Жилинская средняя общеобразовательная школа.

Однако 22 февраля 2019 г. и 26 апреля 2019 г. на ее обращение ответчиком был дан ответ, что помимо иных документов, необходимо предоставить заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее по тексту – ПМПК).

В очередном ответе ответчика от 26 июля 2019 г., со ссылкой на п. 3 приказа Управления общего образования администрации Орловского района от 08 июля 2019 г. № 93 «Об утверждении порядка выдачи разрешения на прием детей в общеобразовательные учреждения на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте» (далее по тексту - приказ от 08 июля 2019 г. №93), ей было предложено представить документы, подтверждающие отсутствие у ребенка противопоказаний по состоянию здоровья: медицинское заключение о принадлежности несовершеннолетнего к медицинской группе для занятий физической культурой и копию карты профилактического медицинского осмотра ребенка или заключение ПМПК.

Истец полагала, что отказ ответчика является незаконным ввиду нарушения положений ст. ст. 3, 4, 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон об образовании), а приказ от 08 июля 2019 г. №93, предъявляющий требование о предоставлении подтверждений отсутствия противопоказаний по состоянию здоровья на получение образования в более раннем возрасте – противоречит ст. ст 4, 42 Закона об образовании, п. 1.2 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (далее по тексту – приказ Минобрнауки России от 29 сентября 2013 г. № 1082), п. 12 приказа Министерства образования и науки России от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (далее по тексту – приказ Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32).

На основании изложенного Белевская Ю.А. просила суд признать незаконным ответчика в выдаче разрешения на прием ее ребенка в первый класс МБОУ Жилинская средняя общеобразовательная школа в форме очного обучения; признать приказ от 08 июля 2019 г. № 93 в части, касающейся обязательности предоставления документов, подтверждающих отсутствие у ребенка противопоказаний по состоянию здоровья, не соответствующим действующему федеральному законодательству и отменить его; восстановить нарушенное право в приеме ребенка в образовательную организацию с 01сентября 2019 г.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе Белевская Ю.А. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

Полагает, что судом при разрешении спора не применены положения ч. 1 ст. 67 Закона об образовании, обеспечивающей реализацию конституционного права гражданина России на образование независимо от возраста (ст. 43 Конституции Российской Федерации).

Указывает на дискриминационный характер по возрастному признаку при толковании указанной нормы исходя из возраста ребенка, а также принятии решения об отказе в принятии в первый класс.

Считает, что родители не обязаны предоставлять доказательства отсутствия противопоказаний по состоянию здоровья ребенка, поскольку это является их правом.

Приводит довод о том, что судом при разрешении спора не приняты во внимание положения ч. 4 ст. 4 Закона об образовании, в то время как обжалуемый ею приказ от 08 июля 2019 г. № 93 является незаконным, противоречащим федеральному законодательству.

Обращает внимание суда на то, что ответчик искажает смысл Приказов Минобрнауки России от 20сентября 2013 г. № 1082 и от 22 января 2014 г. № 32, незаконно возлагая на родителей обязанность в предоставлении соответствующего заключения.

Просит учесть, что представленные ответчиками в качестве основания для отказа в выдаче разрешения на обучение ребёнка требования СанПиН 2.4.2.2821-10 носят рекомендательный характер.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту - ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Положениями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, установлено, что общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования (п. 3 ст. 5 Закона об образовании).

Согласно п. 1 ст. 4 Закона об образовании отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

Положениями ст. 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

В ч. 1 ст. 55 указанного закона закреплены общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность. Прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.

Частью 1 ст. 67 Закона об образовании определен возраст, по достижении которого начинается получение дошкольного образования и начального общего образования в образовательных организациях.

Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

Согласно Положению «Об управлении общего образования администрации Орловского района Орловской области», утвержденному решением Орловского районного Совета народных депутатов № 30/266-РС от 06 февраля 2019 г., Управление общего образования создано для решения вопросов местного значения Орловского района в сфере образования, осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных бюджетных образовательных организации, в том числе, выдает разрешение на прием детей, не достигших возраста шести лет шести месяцев, в образовательные организации по программам начального образования.

Порядок выдачи разрешения на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте устанавливается учредителем образовательной организации и, в данном случае, был утвержден приказом Управления общего образования администрации Орловского района Орловской области от 01 марта 2017 г. № 39 «Об утверждении порядка выдачи разрешения на прием детей в общеобразовательные учреждения на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте».

Согласно данному приказу к заявлению родителей, помимо иных, поименованных в нем документов, прилагается заключение ПМПК (л. д. 61-62).

Приказом Управления общего образования администрации Орловского района Орловской области от 08 июля 2019 г. № 93 был утвержден новый порядок выдачи разрешения на прием детей в общеобразовательные учреждения на обучение по образовательным программам начального общего образования, в соответствии с которым для получения разрешения необходимо представить, в том числе, документы, подтверждающие отсутствие у ребенка противопоказаний по состоянию здоровья: медицинское заключение о принадлежности несовершеннолетнего к медицинской группе для занятий физической культурой и копию карты профилактического медицинского осмотра ребенка (030-ПО/у-17) или заключение ПМПК (л. д. 63-64).

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции Белевская Ю.А. приходится матерью ФИО9 <дата> года рождения (л. д. 11), которому <дата> (после наступления учебного года) исполнилось 6 лет.

В феврале 2019 г. по вопросу зачисления ее сына в первый класс МБОУ Жилинская средняя общеобразовательная школа Белевская Ю.А. обратилась в администрацию Орловского района Орловской области.

На ее обращение 22 февраля 2019 г. ответчиком был дан ответ, что помимо иных документов, необходимо предоставить заключение ПМПК.

26 апреля 2019 г. истцу повторно было разъяснено, что Управление общего образования администрации Орловского района Орловской области выдает разрешение на прием в первый класс на основании соответствующих документов, в том числе, заключения ПМПК, при этом не разрешает вопрос о зачислении в учебное заведение.

До сведения Белевской Ю.А. 26 июля 2019 г. Управлением общего образования администрации Орловского района Орловской области вновь был доведен порядок приема в первый класс школы ребенка, не достигшего возраста 6 лет 6 месяцев на начало обучения, а также положения приказа от 08 июля 2019 г. № 93 и предложено представить документ, свидетельствующий об отсутствии у ребенка противопоказаний по состоянию здоровья.

Истцом при обращении к ответчику за получением разрешения на прием в первый класс ее сына - ФИО1 ФИО10, <дата> года рождения (к моменту начала учебного года не достиг возраста 6 лет), документ, подтверждающий отсутствие у него противопоказаний по состоянию здоровья, представлен не был.

Полагая, что требуемый ответчиком документ об отсутствии у ее сына противопоказаний по состоянию здоровья на получение образования в более раннем возрасте, ею при получении вышеуказанного согласия ответчику предоставляться не должен, Белевская Ю.А. обратилась в суд с настоящим иском.

Суд проверил излагаемые истцом доводы и, оценив установленные по делу обстоятельства, применив к ним нормы действующего законодательства, пришел, вопреки доводам апелляционной жалобы, к обоснованному выводу об отказе Белевской Ю.А. в удовлетворении заявленных ею требований.

Суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в соответствии с положениями ч. 1 ст. 67 Закона об образовании дети в возрасте от 6 лет 6 месяцев до 8 лет рассматриваются как одна возрастная категория, на которую рассчитаны требования, предъявляемые к ученикам первого года обучения. При этом право на получение начального общего образования в этом возрасте законодатель поставил в зависимость от отсутствия противопоказаний по состоянию здоровья.

Этой же нормой предусмотрено право учредителя образовательной организации разрешить прием в первой класс в более раннем или более позднем возрасте (то есть детей, относящихся к иной возрастной группе).

Следовательно, такое разрешение приравнивается к наделению ребенка, не достигшего возраста 6 лет 6 месяцев, правом считаться относящимся к детям общеустановленной возрастной категории (от 6 лет 6 месяцев до 8 лет), а, соответственно, в силу положений ч. 1 ст. 67 Закона об образовании, наделению обязанности предоставить сведения об отсутствии у него противопоказаний по состоянию здоровья.

Иное, как правильно указал суд первой инстанции, означало бы неравенство условий для детей, достигших возраста 6 лет 6 месяцев и детей, не достигших указанного возраста, для получения начального общего образования.

Суд правильно установил, что к заявлению о получении разрешения на прием детей в общеобразовательную организацию в более раннем или более позднем возрасте в обязательном порядке прилагается медицинская справка (заключение) лечебного учреждения об отсутствии противопоказаний для обучения в образовательной организации или заключение ПМПК о готовности ребенка к обучению в образовательной организации (то есть о необходимом и достаточном уровне развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования).

Поскольку Белевской Ю.А. в Управление общего образования администрации Орловского района Орловской области для получения разрешения на прием ее ребенка в первой класс не было представлено документов, подтверждающих отсутствие у него противопоказаний по состоянию здоровья для зачисления в первый класс, что предусмотрено ч. 1 ст. 67 Закона об образовании, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что у ответчика при таких обстоятельствах не имелось законных оснований давать требуемое истцом разрешение.

Вопреки доводам апелляционной жалобы приказ от 08 июля 2019 г. №93, предъявляющий требование о предоставлении подтверждений отсутствия противопоказаний по состоянию здоровья на получение образования в более раннем возрасте не противоречит Приказу Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32, которым утвержден Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Указанным Приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 предоставление сведений о состоянии здоровья ребенка для приема на обучение в общеобразовательную организацию, действительно, не предусмотрено.

Вместе с тем, п. 4 указанного приказа определено, что правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, этим приказом определены правила в образовательные организации для граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня. При этом возникновение такого права регулируется ч. 1 ст. 67 Закона об образовании – достижение возраста 6 лет 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья или в более раннем возрасте при наличии разрешения учредителя образовательной организации.

Остальные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца, приведенную ею в суде первой инстанции, по существу аналогичны тем доводам, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую оценку. Они сводятся к выражению несогласия с толкованием судом норм действующего законодательства, а также с произведенной судом оценкой доказательств по делу, которую судебная коллегия находит правильной.

Решение суда постановлено в соответствии с нормами материального и процессуального права, является законным и обоснованным, в связи с чем, оснований для его отмены и изменения по доводам жалобы не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Орловского районного суда Орловской области от 01 октября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Белевской Юлии Александровны – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-3446/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Белевская Юлия Александровна
Ответчики
Управление общего образования администрации Орловского района Орловской области
Администрация Орловского района Орловской области
Суд
Орловский областной суд
Судья
Корнева Марина Александровна
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
03.12.2019Судебное заседание
17.12.2019Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее