Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-591/2018 ~ М-217/2018 от 22.12.2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 марта 2018 года г. Самара

    

Железнодорожный районный суд г. Самара в составе:

председательствующего судьи Галиуллиной Л.Г.,

при секретаре Матвеевой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филилеевой Е.В. к Департаменту управления имуществом г.о. Самары, с заинтересованными лицами Администрацией г.о. Самара, Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, о признании незаконным приказа,

установил:

Филилеева Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным приказа Департамента управления имуществом г.о. Самара. В обоснование заявленных требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ. она на основании п. 6 ст. 39.5 Земельного Кодекса РФ, как гражданин, имеющий трех детей, обратилась в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, площадью 1119 кв.м., занимаемого отдельностоящим жилым домом. Распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара от . предварительно согласовано предоставление ей земельного участка. Испрашиваемый земельный участок был поставлен на кадастровый учет, ему присвоен номер . Приказом Департаментом управления имуществом г.о. Самара ей было отказано в предоставлении в собственность бесплатно указанного земельного участка, со ссылкой на то, что часть образуемого земельного участка принадлежит к территории общего пользования – находится в береговой полосе ручья. Вместе с тем, согласно ответам Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. по данным картографической основы программы <данные изъяты> земельный участок находится вне береговой полосы и вне водоохраной зоны водных объектов.

Учитывая, что испрашиваемый ею участок не принадлежит к территории общего пользования – береговой полосе ручья, водоохраной зоне водных объектов, просит признать незаконным приказ Департамента Управления имуществом г.о. Самара . об отказе в предоставлении в собственность Филилеевой Е.В. бесплатно земельного участка, площадью 1119 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> Обязать Департамент Управления имуществом г.о. Самара в месячный срок принять решение об устранении нарушенных прав и законных интересов административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца адвокат Санатуллов А.Р., действующий на основании доверенности, представивший ордер, поддержал заявленные исковые требования, просил их удовлетворить, поскольку незаконным приказом ответчика нарушена возможность реализации права истца на предоставление ей земельного участка в собственность на основании п. 6 ст. 39.5 Земельного Кодекса РФ.

Представитель административного ответчика Департамента управления имуществом г.о. Самары, представитель заинтересованного лица Администрации г.о. Самара – Ткаченко И.В., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании заявленные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных пояснениях, поскольку согласно выписке из ДД.ММ.ГГГГ. часть испрашиваемого земельного участка принадлежит территории общего пользования.

Представитель заинтересованного лица Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Объедкова И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании по существу заявленных требований пояснила, что испрашиваемый земельный участок на основании представленных сведений о его координатах, находится вне береговой полосы, вне водоохраной зоны водных объектов, к землям лесного фонда, к лесным участкам на землях иных категорий не относится.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. 2 ч.1 ст. 20 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Из представленных сторонами в материалы дела документов следует, что Филилеева Е.В. ДД.ММ.ГГГГ. на основании п. 6 ст. 39.5 Земельного Кодекса РФ, как гражданин, имеющий трех детей, обратилась в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, площадью 1119 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> занимаемого отдельностоящим жилым домом (л.д. 9,71).

Согласно п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу части 10 статьи 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" земельные участки, в том числе с расположенными на них жилыми домами, жилыми строениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан, имеющих трех и более детей, в том числе для индивидуального жилищного строительства, бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.

Согласно ч.ч. 6 - 8, ч. 10 ст. 10.3 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" Правительство Самарской области или уполномоченный им орган исполнительной власти Самарской области, органы местного самоуправления организуют проведение работ по формированию земельных участков для предоставления их бесплатно в собственность граждан, указанных в части 10 статьи 9 настоящего Закона, за исключением случая, предусмотренного частью 12 настоящей статьи.

Предоставление в собственность граждан, указанных в части 10 статьи 9 настоящего Закона, бесплатно земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявлений граждан, имеющих трех и более детей, поданных ими в соответствующий уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, либо через многофункциональный центр, при соблюдении условий, указанных в частях 10 и 11 статьи 9 настоящего Закона.

В указанном в части 7 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, определяемые гражданами, указанными в части 10 статьи 9 настоящего Закона, в соответствии с информацией, указанной в части 6 настоящей статьи.

Распоряжением Департамента управления имуществом г.о. Самара от . по результатам рассмотрения заявления Филилеевой Е.В. предварительно согласовано предоставление ей испрашиваемого земельного участка. Утверждена схема расположения земельного участка согласно приложению, с указанием, что в отношении земельного участка установлено ограничение в использовании (охранная зона инженерных коммуникаций) (л.д. 10).

Приказом Департамента Управления имуществом г.о. Самара . (л.д. 63) Филилеевой Е.В. отказано в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, площадью 1119 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> со ссылкой на подпункт 6 статьи 39.16, пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ, а именно: земельный участок, указанный в пункте 1 настоящего приказа, является ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

Указанный приказ, которым отказано в предоставлении земельного участка затрагивает законные интересы административного истца, в связи с чем, он может быть оспорен ею в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.

В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 Федерального Закона «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от 11.01.2017г. № 1 «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента управления имуществом г.о. Самара наделен полномочиями по подготовке, подписанию и направлению заявителям соответствующих распорядительных актов Департамента управления имуществом городского округа Самара о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в собственность бесплатно, в аренду, об отказе в предоставлении земельных участков без проведения торгов (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 6 настоящего пункта), о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком, а также иных документов, связанных с распоряжением земельными участками, в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации

Следовательно, ответчик был компетентен принять заявление истицы о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и принять решение по существу этого заявления, в том числе решение об отказе в предоставлении земельного участка.

Оценивая законность оспариваемого приказа, суд приходит к следующему.

Оспариваемое решение (приказ) мотивировано ссылкой на ссылкой на подпункт 6 статьи 39.16, пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которыми уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о предоставлении земельного участка, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В обоснование своих возражений на заявленные истицей требования, административный ответчик ссылается на то обстоятельство, что согласно выписке из ДД.ММ.ГГГГ. часть испрашиваемого земельного участка принадлежит территории общего пользования – береговой полосе ручья (л.д. 61-62, 67-68).

Вместе с тем, данный вывод не соответствует обстоятельствам дела.

В соответствии с п.6 ст.6 Водного кодекса РФ, береговая полоса – это полоса земли вдоль береговой линии (границы) водного объекта общего пользования, которая также предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 километров, составляет 5 метров. Для болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов береговая полоса не устанавливается.

В силу п.8 ст.27 ЗК РФ приватизация земельных участков в пределах береговой полосы запрещается.

В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков и резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Как следует из писем Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 18,19), ответа Министерства на запрос суда (л.д. 44), испрашиваемый истицей к приобретению земельный участок находится вне береговой полосы, вне водоохранной зоны водных объектов. Указанные обстоятельства в ходе судебного заседания также подтвердила представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования.

Следовательно, испрашиваемый истицей земельный участок не относится к территории общего пользования, запрета на его приватизацию не имеется, отказ ответчика в предоставлении испрашиваемого земельного участка по этому основанию не соответствует закону.

Административным ответчиком, в нарушение требований пункта 4 части 9 статьи 226 КАС РФ не представлено доказательств наличия иных оснований, предусмотренных подпунктом 6 статьи 39.16, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ, к отказу в предоставлении истице испрашиваемого земельного участка в собственность бесплатно.

При таких обстоятельствах заявленные Филилеевой Е.В. исковые требования подлежат удовлетворению, оспариваемый приказ следует признать незаконным, с возложением на ответчика обязанности, с учетом установленных в настоящем решении обстоятельств, принять и возобновить рассмотрение заявления Филилеевой Е.В. в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, площадью 1119 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Филилеевой Е.В. – удовлетворить.

Признать незаконным приказ Департамента Управления имуществом г.о. Самара . об отказе в предоставлении в собственность Филилеевой Е.В. бесплатно земельного участка, площадью 1119 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Обязать Департамент Управления имуществом г.о. Самара, с учетом установленных в настоящем решении обстоятельств, принять и возобновить рассмотрение заявления Филилеевой Е.В. в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, площадью 1119 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 14 марта 2018 года.

Председательствующий судья Л.Г. Галиуллина

2а-591/2018 ~ М-217/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Филилеева Е.В.
Ответчики
Департамент управления имуществом г. о. Самары
Суд
Железнодорожный районный суд г. Самары
Судья
Галиуллина Л. Г.
Дело на странице суда
zheleznodorozhny--sam.sudrf.ru
22.12.2017Регистрация административного искового заявления
31.01.2018Передача материалов судье
02.02.2018Решение вопроса о принятии к производству
02.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.02.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.02.2018Предварительное судебное заседание
26.02.2018Судебное заседание
12.03.2018Судебное заседание
14.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2018Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее