Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-48/2022 ~ М-1/2022 от 10.01.2022

Дело № 2а-48/2022

0RS0018-01-2022-000004-46

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Суоярви                                    27 января 2022 года

    Суоярвский районный суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи                          Кемпи Е.И.,

при секретаре                                       Булатевич Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к администрации муниципального образования «...» об обязании ликвидировать несанкционированную свалку,

установил:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что в ходе проверки сотрудником ГКУ РК «Карелприрода» совместно с представителями администрации муниципального образования «...» (далее - АМО «...») и АО «Запкареллес» по обращению жителя ... установлено наличие несанкционированного размещения отходов производства и потребления на территории ... в кадастровом квартале , государственная собственность на который не разграничена. Видовой состав отходов включает в себя твёрдые коммунальные отходы, строительные отходы, отходы упаковочного картона, отработанные автомобильные шины и крупногабаритные отходы. В связи с тем, что обнаруженная несанкционированная свалка расположена на территории ... муниципального района на земельном участке, собственность на который не разграничена, а состав несанкционированной свалки не позволяет идентифицировать принадлежность отходов конкретному лицу, обязанность по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на АМО «...». Ненадлежащее исполнение ответчиком возложенных законом обязанностей приводит к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории ... муниципального района, негативно влияет на состояние природной среды, создает угрозу эпидемиологического заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. На основании изложенного, административный истец просит обязать административного ответчика ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, расположенную на территории ... муниципального района, имеющую следующие координаты:

...

...

...

...

в том числе, имеющую следующие значения в системе координат МСК-10:

...

...

...

...

В судебном заседании представитель Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия по доверенности Пупышева Т.В. заявленные требования поддержала по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В письменных возражениях просили в удовлетворении исковых требований отказать, указали, что ... находится на территории Найстенъярвского сельского поселения, и в соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами возложены на органы местного самоуправления данного сельского поселения. Администрация не осуществляет работы по транспортировке и складированию твердых коммунальных отходов на территории Найстенъярвского сельского поселения, данной деятельностью занимается ООО «Автоспецтранс». Несанкционированная свалка расположена на землях населенного пункта, земельный участок относится к государственной неразграниченной собственности. Администрация не является собственником или арендатором указанного земельного участка, не осуществляет распоряжение им. Кроме того, на органы местного самоуправления, в соответствии с законодательством в области отходов производства и потребления, возложена обязанность участвовать в организации деятельности, связанной с ликвидацией коммунальных отходов на территории муниципального района, в свою очередь, на органы исполнительной власти субъекта российской федерации возложена обязанность организовать такую деятельность.

В судебное заседание представители заинтересованных лиц ООО «Автоспецтранс», ООО «Орион», ООО «Карельский экологический оператор», Министерства имущественных и земельных отношении Республики Карелия, Администрации Найстенъярвского сельского поселения не явились, извещены. В представленном отзыве Министерство имущественных и земельных отношении Республики Карелия полагало, что заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению. Администрация Найстенъярвского сельского поселения в отзыве указала, что несанкционированное размещение отходов производства и потребления расположено за территорией ....

В судебном заседании установлено и подтверждается письменными материалами дела, что по результатам проверки ГКУ «Карелприрода» были установлены нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

При осуществлении натурного обследования территории ... муниципального района выявлена несанкционированная свалка, расположенная в кадастровом квартале , государственная собственность на который не разграничена. Видовой состав отходов включает в себя твёрдые коммунальные отходы, строительные отходы, отходы упаковочного картона, отработанные автомобильные шины и крупногабаритные отходы, что зафиксировано в акте комиссионного обследования территорий ... от хх.хх.хх г., в приложенной к нему фототаблице, схеме расположения несанкционированной свалки по указанному в иске адресному ориентиру.

Размещение указанной свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Наличие указанного несанкционированного места размещения отходов, расположенного на соответствующем участке, административным ответчиком не оспаривается.

На основании статьи 42 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2).

Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).

Пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.

Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона № 7-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пунктам 1 - 3 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Согласно пунктам 9 и 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, а также участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 29.01.2019 № 258-О, действующее правовое регулирование не предполагает освобождение органов местного самоуправления от участия в реализации публичных полномочий по очистке территории муниципального образования от твердых коммунальных отходов.

Положениями Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).

В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 этого же кодекса).

Статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).

Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанных земельных участках, в материалы дела не представлены.

Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 137-ФЗ) не является препятствием для распоряжения ими.

Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона № 137-ФЗ предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

- органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом (абзац третий);

- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).

Из правового анализа приведенной нормы следует, что в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения.

Принимая во внимание, что несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, расположенном на территории Найстенъярвского сельского поселения Суоярвского муниципального района Республики Карелия, которое в силу приведенных выше положений законодательства несет ответственность по его надлежащему содержанию, суд приходит к выводу о наличии у администрации МО «...» обязанности по ее ликвидации.

Довод административного ответчика о необходимости возложения обязанности по организации ликвидации свалки, расположенной на землях, государственная собственность на которые не разграничена, на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации основан на неправильном толковании норм материального права.

Законом Республики Карелия от 29.12.2015 №1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на органы государственной власти Республики Карелия.

Вместе с тем, данное перераспределение полномочий не освобождает администрацию муниципального образования «...» в силу указанных выше правовых норм от обязанности по решению вопросов ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территориях общего пользования в границах муниципального района.

На основании изложенного, требования административного истца являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При определении срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в соответствии с положениями п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, учитывая наличие реальной угрозы нарушения прав граждан на жизнь и охрану здоровья, суд полагает необходимым обязать ответчика совершить действия по ликвидации свалки в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Указанный срок суд считает разумным и достаточным для исполнения решения.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «...» в течение шести месяцев со дня вступления данного решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления, состоящую из твердых коммунальных, строительных отходов, упаковочного картона, отработанных автомобильных шин и крупногабаритных отходов на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале ... на территории ... муниципального района, имеющую географические координаты:

...

...

...

...

в том числе, имеющую следующие значения в системе координат МСК-10:

...

...

...

...

Обязать администрацию муниципального образования «...» незамедлительно по истечению шести месяцев со дня вступления данного решения в законную силу сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Суоярвский районный суд Республики Карелия.

Судья                                                                                        Е.И. Кемпи

Мотивированное решение составлено хх.хх.хх г..

2а-48/2022 ~ М-1/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Ответчики
Администрация муниципального образования "Суоярвский район"
Другие
ООО «Карельский экологический оператор»
ООО "Орион"
Администрация Найстенъярвского сельского поселения
ООО Автоспецтранс"
Министерство имущественных и земельных отношений по РК
Суд
Суоярвский районный суд Республики Карелия
Судья
Кемпи Елена Ивановна
Дело на странице суда
suoyarvsky--kar.sudrf.ru
10.01.2022Регистрация административного искового заявления
10.01.2022Передача материалов судье
10.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
10.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.01.2022Судебное заседание
03.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее