Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5/2014 (2-141/2013;) ~ М-72/2013 от 21.02.2013

Дело № 2-5/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Камбарка 28 января 2014 года

Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего судьи Мавлиева С.Ф.,

при секретаре Першиной Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Б.А.Д. к Администрации муниципального образования о признании незаконными и подлежащими отмене постановлений Главы Администрации муниципального образования от 06.02.2013 г., возложении обязанности на ответчика поставить истца на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Б.А.Д. обратилась в Камбарский районный суд УР первоначально с исковыми требованиями к Администрации МО о признании незаконным и подлежащим отмене постановления Главы Администрации МО от 06.02.2013 г. «О снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении Б.А.Д.».

В ходе рассмотрения дела истец дополнила исковые требования и окончательно просила суд:

- признать незаконными и подлежащими отмене постановления Главы Администрации муниципального образования от 06.02.2013 г. «О снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении Б.А.Д.» и от 06.02.2013 г. «О внесении дополнений в постановление Администрации МО от 06.02.2013 г.»;

- обязать ответчика поставить истца на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий.

С учетом дополнений, исковые требования мотивированы следующим.

Она является супругой участника Великой Отечественной Войны и проживает в жилом доме. Данное жилое помещение (дом) принадлежит на праве собственности ее сыну В.Д.А. Поскольку указанный дом находится в аварийном состоянии и без удобств в доме, она не имеет своего жилья в собственности, она была вынуждена, обратиться в Администрацию МО с заявлением о необходимости постановки ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В указанном требовании ей было отказано, в связи с чем, она обратилась в Камбарский районный суд УР об обжаловании действий Администрации МО. В рамках рассмотрения указанного дела, была проведена строительно-техническая экспертиза, которая установила, что дом, где она проживает, не пригоден для проживания. В рамках рассмотренного дела было заключено мировое соглашение, утвержденное Камбарским районным судом УР и 04 декабря 2012 года Администрацией МО было вынесено постановление, согласно которому она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. После этого, 24 декабря 2012 года ею было подано в Администрацию Камбарского района заявление о необходимости включить её в очередь, как супругу участника Великой Отечественной, и предоставления ей жилого помещения, как лицу, поставленному на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении супруги участника Великой Отечественной войны.

06 февраля 2013 года Главой Администрации МО было вынесено постановление, в соответствии с которым она была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении и согласно п. 2 указанного постановления, постановление Главы администрации МО от 04.12.2012 года за № 299 утратило силу.

Считает, что указанные действия Главы Администрации МО, в части вынесения постановления № 23 от 06 февраля 2013 года, являются незаконными.

Указом Президента РФ № 714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (с изменениями внесенными в него 09 января 2010 года) в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся, в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному Закону от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах», одной из мер социальной поддержки членов семьи погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий является, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 указанного закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОВ и участников ВОВ обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Подпункт 4 п. 1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» в действующей редакции предусматривает меры социальной поддержки членов семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны по обеспечению жильем один раз, размер данного жилья, согласно п. 3.1 ст. 23.2. настоящего закона, определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров.

На основании подпункта 2 пункта 1 ст. 5.1. ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются лица являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Она проживает в частном доме, который неблагоустроен, износ которого более 60 %, что установлено экспертизой назначенной Камбарским районным судом УР. Считает, что имеет право, как вдова участника Великой ответственной войны, быть признанной нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет.

Она уже была признана Администрацией МО на основании постановления от 04 декабря 2012 года нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет. Как правовое основание в постановлении Администрации МО от 06.02.2013 года о снятии истца с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, указан п. 2 п. ч. 1 ст. 56, ст. 53 ЖК РФ. Считает, что незаконным образом снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку и на момент вынесения Главой администрации МО постановления от 06 февраля 2013 года условия ее проживания не изменились. Состояние дома с 04.12.2012 года осталось прежним и без изменения. Истец не совершала никаких действий, предусмотренных ст. 53 ЖК РФ.

16 октября 2013 года исполняющим обязанности Главы Администрации МО было вынесено постановление «О внесении дополнений в постановление Администрации МО от 06 февраля 2013 года «О снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении Б.А.Д.» в соответствии с которым постановлено изложить констатирующую часть постановления Администрации МО от 06 февраля 2013 года «О снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении Б.А.Д.» в другой редакции, с изложением обстоятельств того, что членам семьи Б.А.Д. принадлежат на праве собственности жилые помещения, общей площадью 101,8 кв. метров, что составляет на каждого из пяти членов семьи по 20,36 кв. метров, что является превышением учетной нормы равной 9 кв. метров на каждого члена семьи. Указанные обстоятельства являются основанием для снятия Б.А.Д. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предусмотренные п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, на основании пункта 2 части 1 ст. 56, ст. 53 ЖК РФ, а также руководствуясь Уставом МО.

Фактически вынесением постановления от 16 октября 2013 года Администрация МО признало незаконность вынесенного постановления от 06 февраля 2013 года, поскольку ответчик пришел к выводу о необходимости корректировки, как указано констатирующей части постановления Администрации МО от 06 февраля 2013 года.

Фактически ответчик при вынесении постановления от 16 октября 2013 года должен был отменить постановление Администрации МО от 06 февраля 2013 года и вынести постановление от 16 октября 2013 года в том контексте, в котором оно было принято 16 октября 2013 года. Таким образом, на сегодня при рассмотрении указанного гражданского дела существуют два постановления Глав Администрации МО от 06 февраля 2013 года и от 16 октября 2013 года фактически с мотивировкой разных оснований снятия истца с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, что фактически является незаконным.

Исходя из изложенного, считает незаконным постановление Администрации МО от 16 октября 2013 года за № 284 и подлежащим отмене.

Истец Б.А.Д. надлежаще уведомленная о времени и месте проведения судебного заседания, в судебное заседание не явилась.

Представитель истца адвокат Г.Л.Ф. исковые требования доверителя поддержала в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении и дополнениях к нему. Дополнительно суду пояснила, что исковые требования уточнялись и дополнялись, с учётом того, что Администрацией 16.10.2012 г. вновь было вынесено постановление, вносящее изменение и дополнение в ранее изданное постановление. На сегодня доказательств законности данного постановления и отмены предыдущего нет. Б.А.Д. была поставлена на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдова участника Великой Отечественной войны. Постановление является незаконным, поскольку администрация, как ответчик, сослалась на то, что Б. намеренно ухудшила свои жилищные условия, чего администрация так и не доказала в судебном заседании. В рамках данного дела было установлено, что Б. была поставлена на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в декабре 2012 года, в доме, на праве собственности, её сын, зарегистрировал свою сожительницу, родившегося ребёнка и дочь сожительницы. Кроме того, Администрация, как ответчик, ссылалась на то, что у сына Б. имеется дом. Они посчитали площади обоих домов и решили, что этого достаточно, что жилищные условия Б. соответствуют всем нормам, на основании постановления администрации. Третьим лицом представлены документы, что дом, не пригоден для проживания, т.к. не введён в эксплуатацию. Как пояснил В., дом какой был на момент проверки, такой и сейчас есть, построен на 86 %. Комиссия выехала, посмотрела, установила, что отопление действительно отсутствует. Не зря К. указал в акте и в заключении особое мнение, что пригодным дом будет считаться тогда, когда будет введён в эксплуатацию. Несмотря на то, что комиссия посчитала, что в доме можно проживать, закон чётко указывает критерии пригодности жилого помещения к проживанию. Пригодным для проживания дом, считать невозможно. Что касается дома, с учётом его общей площади, с учётом количества прописанных там лиц, дети должны быть прописаны по регистрации родителей. Поэтому общая площадь у них менее 9 кв. метров. На сегодня и на момент вынесения постановления в феврале 2013 года у администрации не было оснований отменять предыдущее постановление. Когда выносили постановление в декабре 2012 года, было всё тоже самое, те же самые условия были в доме, и недостроенный дом. Если бы у В. был достроен дом, он бы прописал там свою семью, т.к. им негде было проживать. В., прописав свою семью, сделал это законно и обоснованно. Б. собственником жилья не является, а В. собственник. Действия администрации незаконны, исковые требования с учётом дополнений должны быть удовлетворены в полном объёме, постановление от 06.02.2013 г. должно быть отменено, как и дополнительное постановление тоже должно быть отменено.

Представитель ответчика – Администрации МО Д.К.М., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Суду пояснил, что в очередь, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются люди не пожизненно, предусматриваются основания, на основании которых люди могут быть из очереди исключены. В отношении Б. таким основанием послужило вынесение постановления. В. должен был отдавать себе отчёт, даже после того, как Б.А.Д. была восстановлена в очереди, что после регистрации лиц, его действия могут иметь правовые последствия в виде снятия их с регистрационного учёта. Принимая решение, суд должен учесть тот момент, что за членами семьи Б.А.Д., а именно её сына, на праве собственности, имеется в собственности жилое помещение, которое согласно заключению Администрации Камбарского района, являются пригодными для проживания. Данные заключения не обжалованы истцом, действие не отменено. На основании этих актов, администрация делает вывод, что на каждого члена семьи Б. приходится 17,33 кв.м. В случае принятия решения о том, чтобы восстановить Б. в очереди, при наличии этих оснований, следующий шаг администрации будет проведение проверки и установления тех же оснований. Что касается отмены и изменения постановления, никак не отменяет сути постановления, не отменяет его, а дополнительно разъясняет его в более развёрнутом виде, содержит все основания, которые послужили снятию с учёта Б.

Кроме того, ответчиком представлено письменное возражение на исковое заявление, суть которого сводится к следующему.

В соответствии с ЖК РФ и Законом УР № 58-РЗ от 19.10.05 г. «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма» Администрация МО ведет учет граждан нуждающихся в жилых помещениях. На основании письма администрации МО проведена дополнительная проверка правомерности признания и постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Б.А.Д.

В ходе проверки установлено, что Б.А.Д. является вдовой участника ВОВ, проживает в доме, имеющего общую площадь 39,3 кв. метра, принадлежащего на праве собственности сыну истца – В.Д.А. По указанному адресу зарегистрированы: истец Б.А.Д., её сын В.Д.А., сожительница сына М.Т.С., дочь сожительницы сына М.А.М., 2003 г.р., внучка В.А.Д., 2012 г.р., являющиеся членами семьи. М.Т.С., М.А.М. и В.А.Д. - зарегистрированы В.Д.А. по указанному адресу 13 декабря 2012 года, то есть после постановки Б.А.Д. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в результате чего учетная норма на каждого члена семьи уменьшилась и стала менее 9 кв.м., что является намеренным ухудшением своих жилищных условий.

В.Д.А. принадлежит на праве собственности объект незавершенного строительства, общей площадью застройки 145 кв.метров, степень готовности которого 86 %. Жилищные условия по заключению комиссии в домах - удовлетворительные.

Таким образом, членам семьи Б.А.Д. принадлежат на праве собственности жилые помещения общей площадью 101,8 кв.м., что составляет на одного из пяти членов семьи по 20,36 кв.м., что является превышением учетной нормы равной 9 кв.м. на каждого члена семьи.

Указанные обстоятельства являются основаниями для снятия Б.А.Д. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предусмотренные пунктами 2 и 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ.

Третье лицо – Администрация МО надлежаще уведомленное о времени и месте проведения судебного заседания, своего представителя в судебное заседание не направило. Представило отзыв на исковое заявление, суть которого сводится к следующему.

Согласно ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Б.А.Д. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по определению Камбарского районного суда от 04.12.2012 года по делу № 2-279/2012, которым утверждено мировое соглашение между Б.А.Д. и МО в лице Администрации МО. Из содержания заключенного между сторонами мирового соглашения и утвердившего его определения Камбарского районного суда, не усматриваются основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, определенные ст. 51 ЖК РФ.

Согласно ст. 51 ЖК PФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

г) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или: членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Б.А.Д. не относится к числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, поскольку: является членом семьи собственника жилого помещения, общая площадь которого на одного члена семьи 36,86 кв.м. (количество человек - 5, общая площадь жилого помещения - 39,3 кв.м, общая площадь жилого помещения - 145 кв.м.). Жилые помещения по вышеуказанным адресам признаны пригодными для проживания (заключение от 25.07.2013 года и 30.05.2011 года). Также истцом не представлены документы, подтверждающие, что в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно. Таким образом, отсутствуют (утрачены) основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Постановление Главы Администрации МО от 06.02.2013 года «О снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении Б.А.Д.» является законным и обоснованным.

В связи с изложенным, Администрация Камбарского района просит в удовлетворении исковых требований Б.А.Д. к МО в лице Администрации МО отказать.

Третье лицо – В.Д.А. в судебном заседании пояснил, что прописал из житейской необходимости свою семью, т.к. надо где-то его детям жить, и не мог их оставить жить на улице. По акту осмотра, там всё доказано, что была экспертиза и дом признан непригодным, всё чётко расписано. А у ответчика в акте всё голословно. В акте у ответчика нарушения в том, что признан дом пригодным для проживания, т.к. администрация не руководствуется постановлением правительства, нарушая закон.

Дело рассмотрено при указанной явке в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.

Истец Б.А.Д. зарегистрирована и проживает в доме (л.д. 6). Вместе с Б.А.Д., также зарегистрированы: сын истца – В.Д.А., сожительница В.Д.А. – М.Т.С., дочь М.Т.С. – М.А.М., внучка Б.А.Д. – В.А.Д. (л.д. 51).

Согласно уведомлению Камбарского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР от 11.05.2012 г. Б.А.Д. объектами недвижимости на праве собственности не обладает (л.д. 13).

Собственником жилого дома, является сын истца – В.Д.А. (л.д. 127-оборот).

В соответствии с заключением межведомственной комиссии от 30.11.2011 г. жилой дом, соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению и пригоден для проживания (л.д. 102).

Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.01.2013 г., а также свидетельству о государственной регистрации права от 08.07.2008 г., выданных Камбарским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР, Ва.Д.А. на праве собственности принадлежит объект незавершенного строительства, общей площадью застройки 145 кв. м, со степенью готовности 86 % (л.д. 52,103).

В соответствии с заключением межведомственной комиссии от 25.07.2013 г. помещение признано жилым и пригодным для проживания (л.д. 112).

Постановлением Главы Администрации МО от 04.12.2012 г. Б.А.Д. принята с 01.06.2012 г. на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении. Основанием для принятия Б.А.Д. на учет послужило определение Камбарского районного суда УР от 04.12.2012 г. (л.д. 9).

Согласно постановлению Главы Администрации МО от 06.02.2013 г. Б.А.Д. снята с учета в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении (л.д. 118).

Постановлением Главы Администрации МО от 16.10.2013 г. внесены изменения в постановление Главы Администрации МО от 06.02.2013 г., в соответствии с которым констатирующая часть постановления Главы Администрации МО от 06.02.2013 г. изложена в следующей редакции:

«В соответствии с проведенной дополнительной проверкой правомерности отнесения Б.А.Д. к нуждающейся в жилом помещении, в результате которой установлено:

1. Б.А.Д. является вдовой участника ВОВ, проживает в доме общей площадью 39.3 кв. метра, принадлежащем на праве собственности ее сыну В.Д.А.

2. По указанному адресу зарегистрированы:

Б.А.Д. -, её сын В.Д.А. -, сожительница сына М.Т.С. -, дочь сожительницы сына М.А.М. –, внучка В.А.Д. -, являющиеся членами семьи.

3. Сожительница сына М..С. -, дочь сожительницы сына М.А.М. –, внучка В.А.Д. - зарегистрированы В.Д.А., с 13 декабря 2012 года, то есть после постановки Б.А.Д. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в результате чего учетная норма на каждого члена семьи уменьшилась и стала менее 9 кв.м., что является намеренным ухудшением своих жилищных условий.

4. В.Д.А. принадлежит на праве собственности объект незавершенного строительства общей площадью застройки 145 кв.метров, степень готовности 86 %.

5. Жилищные условия по заключению комиссии в доме по адресу:

а) удовлетворительные,

б) удовлетворительные.

Таким образом, членам семьи Б.А.Д. принадлежат на праве собственности жилые помещения общей площадью 101,8 кв.метров, что составляет на каждого из пяти членов семьи по 20,36 кв.м., что является превышением учетной нормы равной 9 кв.м. на каждого члена семьи.

Указанные обстоятельства являются основаниями для снятия Б.А.Д. с учета в качестве, нуждающейся в жилом помещении, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ, на основании пункта 2 части 1 статьи 56, статьи 53 Жилищного Кодекса РФ, а также руководствуясь Уставом МО (л.д. 162-163).

Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями сторон, представленными доказательствами и сторонами в целом не оспариваются.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела в полном объеме, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениям. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.

Так, согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Судом установлено, что Б.А.Д. была принята на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении с 01.06.2012 г. на основании постановления Главы Администрации МО от 04.12.2012 г. (л.д. 9). Основанием для принятия истца на учет послужило определение Камбарского районного суда УР от 04.12.2012 г. по гражданскому делу по иску Б.А.Д. к МО в лице администрации МО о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, признании истца нуждающейся в жилом помещении и возложении на ответчика обязанности поставить истца на соответствующий учет. Указанным определением суда было утверждено мировое соглашение, по условиям которого Б.А.Д. в полном объеме отказывается от заявленных требований, а ответчик – Администрация МО обязуется поставить Б.А.Д. на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении (л.д. 135).

В соответствии со ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ оснований снятия их с учета.

Согласно ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в частности в следующих случаях: утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

При проверке правомерности отнесения Б.А.Д. к нуждающейся в жилом помещении, Администрацией МО установлено, что основания, дающие право состоять на учете в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении и предусмотренные ст. 51 ЖК РФ, при вынесении постановления Главы Администрации МО от 04.12.2012 г., у Б.А.Д. отсутствовали. В силу чего, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ Главой Администрации МО вынесено постановление от 06.02.2013 г., в соответствии с которым Б.А.Д. была снята с учета в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении (л.д. 118).

Оспаривая действия Администрации МО в части снятия истца с учета в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, Б.А.Д. приводит доводы относительно того, что жилой дом, непригоден для проживания. С указанными доводами истца суд не может согласиться по следующим основаниям.

Статья 15 ЖК РФ предусматривает, что порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливается Правительством Российской Федерации.

Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, во исполнение ст. 15 ЖК РФ установлены в Положении «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 (далее по тексту - Положение). Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2).

Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций (п. 7 Положения).

Согласно п. 8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Исходя из вышеизложенного следует, что на уровне местного самоуправления решение вопроса о признании частных жилых помещений пригодным (непригодным) для проживания может быть отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии. В этих целях органом местного самоуправления комиссии делегируются полномочия по оценке соответствия помещений жилищного фонда установленным требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, если жилищный фонд принадлежит гражданам на праве собственности.

Постановлением исполняющего обязанности главы Администрации Камбарского района УР от 03.07.2009 г. в Камбарском районе УР образована районная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее по тексту – Комиссия), которой были делегированы, в частности, полномочия по оценке соответствия жилых помещений требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан (л.д. 183).

Действуя в рамках делегированных Администрацией Камбарского района УР полномочий и Положения, Комиссия произвела по заявлению сына истца – В.Д.А., являющегося собственником дома, оценку соответствия жилого помещения, требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, и приняло решение о признании этого помещения пригодным для проживания. Решение Комиссии в соответствии с требованиями п. 48 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» вынесено в форме заключения (л.д. 102).

В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Из законодательного смысла указанной нормы следует, что дополнительное принятие органом местного самоуправления решения о признании жилого помещения пригодным для проживания, при первоначальном признании Комиссией указанного жилого помещения отвечающим установленным требованиям, предъявляемым к жилому помещению и пригодным для проживания, не предусматривается.

В соответствии с п. 52 Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

Поскольку Постановлением главы Администрации Камбарского района УР от 20.05.2011 г. № 280, Комиссии были в частности делегированы полномочия о признании жилого помещения, принадлежащего на праве собственности ветерану, пригодными (непригодным) для проживания, заключением Комиссии от 30.05.2011 г. жилое помещение, признано пригодным для проживания, дополнительное принятие Администрацией Камбарского района решения о признании указанного жилого помещения пригодным для проживания не требуется, в силу чего указанное заключение Комиссии может быть обжаловано в суд в соответствии с п. 52 Положения - как решение органа местного самоуправления.

Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Поскольку заключением Комиссии от 30.05.2011 г. жилое помещение, признано пригодным для проживания, указанное заключение оспорено в предусмотренном законодательством порядке не было, суд не может согласиться с доводами Б.А.Д. в части того, что занимаемое ею жилое помещение, является непригодным.

При этом, суд не принимает во внимание доводы истца о непригодности вышеуказанного помещения в силу заключения судебной строительно-технической экспертизы (л.д. 53-89), проведенной в рамках гражданского дела № 2-279/2012 по иску Б.А.Д. к МО в лице администрации МО о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, признании истца нуждающейся в жилом помещении и возложении на ответчика обязанности поставить истца на соответствующий учет, поскольку указанное заключение в рамках гражданского дела 2-279/2012 судом не исследовалось, оценка установленным в заключении обстоятельствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ судом дана не была, в силу чего, указанное заключение в рамках рассматриваемого гражданского дела преюдициального значения не имеет.

Суд также считает необоснованными доводы истца Б.А.Д. о том, что основанием для постановки ее на учет учета в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, являлся уровень обеспеченности общей жилой площадью жилого помещения ниже учетной нормы площади жилого помещения, устанавливаемой органом местного самоуправления, в силу следующего.

Как указывалось, одним из оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ является обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи собственника жилого помещения менее учетной нормы.

Уровень обеспеченности граждан общей жилой площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в силу п. 2 ч. 1 ст. 51 и п. 4 ст. 50 ЖК РФ определяется исходя из учетной нормы площади жилого помещения, устанавливаемой органом местного самоуправления.

Решением Совета депутатов МО от 20 февраля 2007 года № 30, учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет 9 кв.м и менее общей площади жилого помещения на 1 человека.

Как установлено судом, Б.А.Д. принята на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении 04.12.2012 года (л.д. 9). На указанный момент, кроме Б.А.Д. и ее сына В.Д.А., других зарегистрированных лиц в качестве членов семьи собственника жилого помещения не было (л.д. 51). Таким образом, учитывая, что общая площадь помещения, составляет 39,3 кв.м (л.д. 130), на момент принятия Б.А.Д. на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении (04.12.2012 г.), в вышеуказанном жилом помещении были зарегистрированы Б.А.Д. и В.Д.А., уровень обеспеченности Б.А.Д. общей площадью жилого помещения выше учетной нормы площади жилого помещения, установленного Решением Совета депутатов МО от 20 февраля 2007 года № 30, поскольку на долю Б.А.Д. приходится 19,65 кв.м.

В силу изложенного, основания для принятия Б.А.Д. на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, отсутствовали, поскольку на момент принятия Б.А.Д. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, истец не являлась таковой, так как была обеспечена жилой площадью более учетной нормы, при этом не относилась к иным категориям граждан, указанным в ст. 51 ЖК РФ.

Также отсутствуют основания для признания Б.А.Д. лицом, нуждающимся в жилом помещении на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ и на данный момент, в силу следующего.

Из материалов дела следует, что собственником жилого помещения, является сын истца – В.А.Д. После принятия 04.12.2012 года Б.А.Д. на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, В.Д.А. 13.12.2012 г. в качестве членов семьи в вышеуказанном жилом помещении были зарегистрированы: сожительница В.Д.А. – М.Т.С., дочь М.Т.С. – М.А.М., дочь В.Д.А. – В.А.Д. (л.д. 51).

Судом также установлено, что В.Д.А. на праве собственности принадлежит объект незавершенного строительства, общей площадью застройки 145 кв. м, со степенью готовности 86 % (л.д. 52, 103).

В соответствии с заключением межведомственной комиссии от 25.07.2013 г., помещение признано жилым и пригодным для проживания (л.д. 112).

Согласно представленной справке Камбарского отделения ГУП «Удмурттехинвентаризации» от 27.01.2014 г., технический паспорт на жилое помещение составлен на 20.05.2008 г., общая площадь дома составила – 62,5 кв.м., жилая площадь – 47,6 кв. м.

Таким образом, В.Д.А. на праве собственности принадлежат два жилых помещения, общая площадь которых составляет: 62,5 кв.м. + 39,3 кв.м = 101,8 кв. м. Оба жилых помещения признаны межведомственной комиссией пригодными для проживания (л.д. 102,112), указанные заключения комиссии в предусмотренном законодательством порядке не оспорены. Применяя правила, установленные ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, согласно которым при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения истца, следует учитывать общую площадь всех жилых помещений, находящихся в собственности сына истца В.Д.А., обеспеченность истца общей площадью жилых помещений будет составлять: 20,36 кв. м. (101,8 кв. м./ 5). Указанная величина обеспеченности истца и членов ее семьи общей площадью жилого помещения превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную Решением Совета депутатов МО от 20 февраля 2007 года (9 кв. м.). При такой обеспеченности истца и членов ее семьи общей площадью жилых помещений, отсутствуют основания, предусмотренные п.п. 1 и 2 ст. 51 ЖК РФ для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Учитывая тот факт, что истцом не доказано наличие оснований, предусмотренных ст. 51 ЖК РФ для признания ее лицом, нуждающимся в жилом помещении, на дату постановки ее на соответствующий учет 04.12.2012 г., а также на момент рассмотрения настоящего гражданского дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Б.А.Д. о признании незаконным и подлежащим отмене постановления Главы Администрации муниципального образования от 06.02.2013 г. и возложении обязанности на ответчика поставить истца на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий.

При этом, суд считает необходимым отметить, что согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Обстоятельства, послужившие основанием для вынесения постановления Главы Администрации муниципального образования от 06.02.2013 г. о снятии Б.А.Д. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, и установленные судом при рассмотрении настоящего гражданского дела, судом при вынесении определения от 04.12.2012 г. (л.д. 135) установлены не были и не исследовались. Указанное определение суда в части исполнения условий утвержденного судом мирового соглашения Администрацией МО было выполнено, о чем свидетельствует постановление Главы Администрации МО от 04.12.2012 г. о принятии Б.А.Д. с 01.06.2012 г. на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении (л.д. 9). Указанное обстоятельство, в свою очередь, не лишает Администрацию МО права последующего снятия Б.А.Д. с учета при наличии оснований, предусмотренных действующим жилищным законодательством РФ, и не может расцениваться как нарушение положения об обязательности вступившего в законную силу судебного постановления (п. 2 ст. 13 ГПК РФ).

Доводы истца о незаконности постановления Главы Администрации муниципального образования от 06.02.2013 г. о снятии Б.А.Д. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в силу того, что указанное постановление не было официально опубликовано, суд считает необоснованными в силу следующего.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 09.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – ФЗ № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно ст. 47 ФЗ № 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Таким образом, исходя из буквального толкования вышеприведенных норм законодательства следует, что обязательному опубликованию (обнародованию) подлежат муниципальные правовые акты, направленные на неоднократное применение и затрагивающие права, свободы и обязанности неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 42 Устава МО правовые акты главы Администрации МО, официальное опубликование (обнародование) которых предусмотрено законодательством или настоящим Уставом, а также самим правовым актом Главы муниципального образования, подлежат официальному опубликованию.

Между тем, постановление Главы Администрации муниципального образования от 06.02.2013 г. о снятии Б.А.Д. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, является муниципальным правовым актом частного характера и направлен на установление прав и обязанностей конкретного лица, то есть Б.А.Д., не затрагивает права, свободы и обязанности неопределенного круга лиц, в силу чего официальному опубликованию не подлежит.

Кроме того, постановление Главы Администрации муниципального образования от 06.02.2013 г. было доведено до сведения Б.А.Д., о чем свидетельствует письмо Администрации МО от 08.02.2013 г., адресованное Б.А.Д. (л.д. 49).

Необоснованны также доводы истца о незаконности постановления Главы Администрации МО от 16.10.2013 г., которым внесены изменения в постановление Главы Администрации от 06.02.2013 г.

Так, постановлением Главы Администрации МО от 16.10.2013 г., констатирующая часть постановления Главы Администрации МО от 06.02.2013 г. была изложена в новой редакции, где были подробно указаны обстоятельства, послужившие основанием для снятия Б.А.Д. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении. Правовые основания, предусмотренные ст. 56 ЖК РФ, которые в силу положений ч. 2 ст. 56 ЖК РФ должны быть обязательно отражены в решении о снятии с учета, остались прежними, а именно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ - утрата оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. При этом, действующим законодательством не предусмотрен запрет на внесение изменений в муниципальные правовые акты частного характера, направленные на установление прав и обязанностей конкретного лица.

В силу изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Б.А.Д. о признании незаконным и подлежащим отмене постановления Главы Администрации муниципального образования от 16.10.2013 г.

Лицам, участвующим в деле было разъяснено положение статьи 56 ГПК РФ в части доказывания сторонами тех обстоятельств, на которые они ссылаются, от представления дополнительных доказательств лица участвующие в деле отказались.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворенииисковыхтребований Б.А.Д. к Администрации муниципального образования о признании незаконными и подлежащими отмене постановлений Главы Администрации муниципального образования от 06.02.2013 г., от 06.02.2013 г., возложении обязанности на ответчика поставить истца на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики через Камбарский районный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен 03 февраля 2014 года.

Судья С.Ф. Мавлиев

2-5/2014 (2-141/2013;) ~ М-72/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Баранова Александра Дементьевна
Ответчики
МО "Камбарское" в лице Администрации МО "Камбарское" УР
Суд
Камбарский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Мавлиев Салават Фидусович
Дело на странице суда
kambarskiy--udm.sudrf.ru
21.02.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.02.2013Передача материалов судье
26.02.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.03.2013Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.03.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2013Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.04.2013Предварительное судебное заседание
17.04.2013Предварительное судебное заседание
07.05.2013Предварительное судебное заседание
28.05.2013Предварительное судебное заседание
18.06.2013Предварительное судебное заседание
08.07.2013Предварительное судебное заседание
26.07.2013Предварительное судебное заседание
12.08.2013Предварительное судебное заседание
27.08.2013Предварительное судебное заседание
12.09.2013Предварительное судебное заседание
27.09.2013Предварительное судебное заседание
16.10.2013Предварительное судебное заседание
08.11.2013Предварительное судебное заседание
21.11.2013Предварительное судебное заседание
04.12.2013Предварительное судебное заседание
13.12.2013Предварительное судебное заседание
24.12.2013Предварительное судебное заседание
09.01.2014Предварительное судебное заседание
20.01.2014Предварительное судебное заседание
28.01.2014Судебное заседание
03.02.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.02.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.06.2014Дело оформлено
10.06.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее