РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июля 2018 г. с. Красный Яр
Красноярский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Ключниковой И.А.,
при секретаре Шаруевой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№ 2а-1279/2018 по административному исковому заявлению администрации
городского поселения Новосемейкино м.р. Красноярский Самарской области к судебному приставу ОСП Красноярского района УФССП России по Самарской области Ильиной Г.Н. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области обратилась в суд с заявлением к судебному приставу ОСП Красноярского района УФССП России по Самарской области Ильиной Г.Н. об освобождении от взыскания исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №
Свои требования административный истец мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области поступило постановление судебного пристава-исполнителя ОСП Красноярского района УФССП России по Самарской области Ильиной Г.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительного сбора за несвоевременное исполнение исполнительного документа - исполнительного листа №2-316/2018, выданного Красноярским судом Самарской области на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ по делу № 2-316/2018 по иску прокурора Красноярского района в интересах Сердцева В.А. к Администрации городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области об обязании предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору найма по месту жительства. В связи с чем, административный истец просит освободить их от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Красноярского района УФССП России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ за несвоевременное исполнение исполнительного документа- исполнительного листа №2-316/2018, выданного Красноярским районным судом Самарской области на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № 2-316/2018 по иску прокурора Красноярского района в интересах Сердцева В.А. к Администрации городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области об обязании предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору найма.
В судебное заседание представитель административного истца по доверенности Карташова Ю.А. административное исковое заявление поддержала в полном объеме и просила его удовлетворить.
Административный ответчик Ильина Г.Н. в судебном заседании исковые требования не признала и просила суд отказать в их удовлетворении.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена судебный пристав-исполнитель ОСП Красноярского района УФССП России по Самарской области Стрелкова О.С., которая в судебном заседании исковые требования не признала и просила суд отказать в их удовлетворении.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Управление ФССП по Самарской области, Сердцев В.А. и прокурор Красноярского района.
Заинтересованное лицо прокурор Красноярского районав судебное заседание не явился, судом извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Управления ФССП по Самарской области в судебное заседание не явился, судом извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо Сердцев В.А. в судебном заседании просил в удовлетворении требований отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Красноярским районным судом Самарской области были удовлетворены исковые требования прокурора Красноярского район Самарской области в интересах Сердцева Виталия Александровича к Администрации городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области (в порядке ст.45 ГК РФ) об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда городского поселения Новосемейкино по нормам, установленным ч.2 ст.58 ЖК РФ, ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» с учетом права на дополнительную площадь.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП Красноярского района УФССП России по Самарской области возбуждено исполнительное производство № в отношении Администрации городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области, которым установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований о предоставлении Сердцеву В.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда городского поселения Новосемейкино по нормам, установленным ч.2 ст.58 ЖК РФ, ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» с учетом права на дополнительную площадь.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца поступило постановление судебного пристава-исполнителя ОСП Красноярского района Ильиной Г.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительного сбора за несвоевременное исполнение исполнительного документа - исполнительного листа №2-316/2018, выданного Красноярским районным судом Самарской области на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ по делу № 2-316/2018 по иску прокурора Красноярского района в интересах Сердцева В.А. к Администрации городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма по месту жительства, в размере 50 000 рублей.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с положениями ст. 112 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было возможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации (ч.3 ст. 112 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве»).
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 105 вышеуказанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № №, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Как разъяснено в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Судом установлено и следует из материалов дела, что администрация городского поселения не располагает денежными средствами для приобретения или строительства жилья для детей-инвалидов. Благоустроенное жилое помещение будет предоставлено Сердцеву В.А. по договору социального найма из жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям по мере освобождения жилых помещений по договору социального найма.
Полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-инвалидов являются государственными полномочиями, переданными органам местного самоуправления с ДД.ММ.ГГГГ.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий обеспечивается за счет средств самих местных бюджетов. Однако, в статьях расходов нет статьи, предусматривающей покупку жилья. Использование средств из других статей расходов является нецелевым использованием денежных средств, что является нарушением бюджетного законодательства. Формирование бюджетных статей на будущий год происходит в конце года, то есть статьи расходов и их размер были предусмотрены на 2018 год в конце 2017 года.
Также администрацией городского поселения Новосемейкино постоянно ведется работа с нанимателями квартир муниципального фонда, предоставленных нанимателям по договору социального найма. Администрация составляет акты осмотра, обследования жилых помещений, проводит работу по долгам за коммунальные платежи. В настоящее время администрацией подано два исковых заявления о выселении и снятии с регистрационного учета нанимателей в связи с утратой права пользования жилым помещением. При вынесении положительного решения суда данные квартиры будут распределяться детям-инвалидам во исполнение решения суда.
Таким образом, благоустроенное жилое помещение в соответствии с решением суда будет представлено по договору социального найма по мере освобождения квартир по решениям суда либо поступления средств из областного бюджета.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора, поскольку им принимались меры для надлежащего исполнения требований исполнительного документа, решение не исполнено по не зависящим от него причинам. Кроме этого, выделение денежных средств из областного бюджета на приобретение жилых помещений находится вне воли и контроля органа местного самоуправления.
Согласно Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015г. № «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, исходя из положений п.1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования.
Таким образом, в действиях Администрации городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области отсутствуют виновные действия, связанные с неисполнением решения суда, что является основанием для освобождения от взыскания исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 401 Гражданского кодекса РФ, ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования администрации городского поселения Новосемейкино м.р. Красноярский Самарской области к судебному приставу ОСП Красноярского района УФССП России по Самарской области Ильиной Г.Н. об освобождении от взыскания исполнительского сбора - удовлетворить.
Освободить администрацию городского поселения Новосемейкино м.р. Красноярский Самарской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, наложенного на должника на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП Красноярского района УФССП по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ за несвоевременное исполнение требований исполнительного документа - исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ
в рамках исполнительно производства от ДД.ММ.ГГГГ № (взыскатель: Сердцев Виталий Александрович, ДД.ММ.ГГГГ г.р.).
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноярский районный суд Самарской области суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.А.Ключникова