РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Клявлино 15 октября 2021 года
Клявлинский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Шаймардановой Э.Г., при секретаре Мироновой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-200/2021 по иску Мараховской Валентины Степановны к главе муниципального района Клявлинский Самарской области Соловьёву И.Н., межведомственной комиссии муниципального района Клявлинский Самарской области, о признании незаконным заключения межведомственной комиссии и распоряжения главы района,
УСТАНОВИЛ:
Мараховская В.С. обратилась в суд с административным иском к главе муниципального района Клявлинский Самарской области Соловьёву И.Н., межведомственной комиссии муниципального района Клявлинский Самарской области, о признании незаконным заключения межведомственной комиссии и распоряжения главы района, ссылаясь на то, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: (*адрес*). 18.02.2021г. она направила в Межведомственную комиссию муниципального района Клявлинский (далее - ответчик-2) заявление о признании жилого дома непригодным для проживания. К заявлению были приложены: копия паспорта, справка ГУП СО «Центр технической инвентаризации» и копия свидетельства о регистрации права собственности на жилой дом. 17.03.2021г. ответчиком-2 в результате проведенной оценки соответствия указанного жилого дома установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, далее - Положение-47) требованиям было принято решение, оформленное в виде заключения № 01 от 17.03.2021 г., о признании помещения подлежащим капитальному ремонту. Глава муниципального района Клявлинский Самарской области И.Н. Соловьев (далее - ответчик-1) на основании (далее - Заключение №01) вынес распоряжение от 18.03.2021г. № 33 «О признании помещения - жилого дома, расположенного по адресу: (*адрес*) подлежащим капитальному ремонту» (далее - Распоряжение №33). Вышеуказанные Заключение №01 и Распоряжение №33 считала незаконными и нарушающими ее право на безопасность жилища, установленное ч.1 ст.1 ЖК РФ. Заключение № 01 составлено на основании Акта обследования помещения №01 от 17.03.2021г. (далее - Акт №01). Обследование жилого дома действительно проводилось 17.03.2021 г., однако при этом присутствовали всего два из десяти членов межведомственной комиссии, а именно: (*ФИО*)6, глава с.п. Борискино-Игар; (*ФИО*)7, секретарь комиссии, специалист по жилищным вопросам МКУ «Управление делами» муниципального района Клявлинский. Кроме того, присутствовала неизвестная ей гражданка, не являющаяся членом межведомственной комиссии и представившаяся сотрудницей отдела архитектуры и градостроительства Администрации м.р. Клявлинский. Таким образом, в обследовании жилого дома не участвовали представители органов жилищного надзора ((*ФИО*)8, (*ФИО*)9), органов контроля и надзора в сферах экологической безопасности, санитарно-эпидемиологической безопасности ((*ФИО*)10), пожарной безопасности ((*ФИО*)11). Однако их участие в обследовании обязательно, согласно п. 49 Положения-47. Следовательно, при обследовании не было выяснено соответствие жилого дома установленным в разделе II Положении-47 требованиям в сфере экологической, санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности, а также требованиям к благоустроенности жилого дома и состоянию его несущих конструкций и инженерных ограждений. Таким образом, обследование и составленный по его итогам Акт №01 противоречат требованиям п. 7 Положения-47; Акт №01 не может служить основанием для заключения межведомственной комиссии. Согласно п. 7 Положения-47, собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо) привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом местного самоуправления, создавшим комиссию. Однако ответчик-2 не привлекал ее к своей работе, а также не уведомил о месте и времени заседаний комиссии, в том числе заседания, на котором было утверждено Заключение №01. В результате ответчик-2 незаконно лишил ее права высказать свое мнение и замечания по Акту №01 и по проекту Заключения №01. Согласно п. 43 Положения-47, «при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения». При этом в распоряжении ответчика-2 имелась справка ГУП Самарской области «Центр технической инвентаризации», согласно которой жилой дом имеет следующие вредные факторы среды обитания человека: фундамент: искривление горизонтальных линий стен, осадка отдельных участков, перекосы оконных и дверных проемов. капитальные стены: деформация стен, повреждение венцов гнилью, образование трещин; перегородки: глубокие диагональные трещины по всей поверхности, выпучивание, коробление и выпирание досок; перекрытия: диагональные, продольные и поперечные трещины, заметный прогиб, поражение гнилью; крыша: прогибы стропильных ног; полы: поражение гнилью досок, прогибы, просадки; проемы оконные: поражение гнилью, створки не открываются, все сопряжения нарушены; проемы дверные: повреждение дверных коробок гнилью, их расшатывание. Все несущие конструкции имеют износ 69%. Таким образом, жилой дом имеет признаки ухудшения (в связи с физическим износом в процессе эксплуатации) здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик. В Акте №01 отсутствуют Рекомендации межведомственной комиссии и предлагаемые меры, которые необходимо принять для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для постоянного проживания. Слова «проведение капитального ремонта» не являются обоснованием или конкретными рекомендациями. Вывод ответчика-2 о возможности проведения капитального ремонта не обоснован, кроме прочего, еще и потому, что он не подтвержден ни техническим заключением о целесообразности и стоимости ремонтных работ, ни каким-либо иным документом. О нарушении своих прав обжалуемыми Заключением №01 и Распоряжением №33 она узнала 08.04.2021 г, когда ей пришло письмо с указанными документами.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, руководствуясь разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ», суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства, о чем вынесено определение.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил заявленные требования, просил восстановить ее в Списке очередности граждан, состоящих на учете для получения жилых помещения на территории муниципального района Клявлинский, данное требование было добровольно исполнено стороной ответчика после выполнения Мараховской В.С. требования об обновлении пакета документов личностного характера всех членов семьи.
Истец Мараховская В.С. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, суду пояснила, что Демендеев и Иванов приезжали 21.09.2021 года, они проводили беседу, комиссия провела осмотр жилого помещения снаружи и внутри. В начале беседы она сообщила о том, что дом является не жилым, так как отсутствует отопление и печное и газовое, в связи с тем, что печь разобрали, газовой горелкой не отапливается, так как образовалась задолженность за газ, последняя оплата была произведена в 2019г. На отопление комнаты уходило 258,5 кубов в месяц, значит на отопление 1 кв.м. их комнаты расход природного газа составил 14,94 куба. Членами комиссии не были произведены инструментальный и экологический контроль дома, подсобная комната, построенная в 1966 г. из пропитанной шпалы, которая, как известно, вредна для здоровья проживающих в ней людей. Представители комиссии утверждали, что дом нуждается в капитальном ремонте, а она утверждает, что дом не пригоден для проживания. Текущий ремонт был в 2013 году, замазывали стены, клеили обои. В порядке окончательного уточнения просила суд признать незаконным Заключение № 05 и Распоряжение № 128 от 21.09.2021 Ответчика 1 и Ответчика 2 и признать дом, в отношении которого производилось обследование, непригодным для проживания. Суду пояснила, что не согласна с решениями ответчиков, поскольку помещение признано подлежащим капитальному ремонту, по ее мнению, дом следует признать непригодным для проживания. Истец воздержалась от проведения экспертизы.
В судебных заседаниях уполномченный доверенностью представитель ответчика (*ФИО*)7 возражала против заявленных, в том числе уточненных исковых требований. Суду пояснила, что 21 сентября 2021 года они выезжали на обследование жилого помещения по адресу: (*адрес*). В акте, заключении комиссии, которое не изменилось, а также протоколе № 10 от 10.09.2021г., указано, что Мараховская В.С. восстановлена в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. (*ФИО*)8 является муниципальным жилищным инспектором, (*ФИО*)12 является муниципальным экологическим инспектором и при обследовании частного жилого помещения они не обязаны присутствовать, если обследуется собственность федерльного значения, то они должны быть, а при обследовании частного жилых помещений у них есть муниципальный инспектор. По признании аварийности, аварийным признается такое жилое помещение, в котором существует опасность для здоровья, у жилья истца имеется износ, но это здание не создает угрозу жизни и здоровья, балки не валятся, крыша хорошая, железная, не протекает; окна на месте; да, износ здания большой и они с этим согласны, потому что это здание никогда не видело ни текущего, ни капитального ремонта. В 2013 году было перекрытие кровли. Необходимо утеплять, в коридоре вся замазка упала, щели, не было ремонта, поэтому холодно. То, что сейчас у истца нет отопления, это полностью их вина, так как не оплачивали, Нуриев и Телегин к этому не имеют никакого отношения. С истцом совместно проживает ее сын, ему более 30 лет, нигде не работает. (*ФИО*)8 является муниципальным жилищным инспектором, (*ФИО*)13 директор ЖКХ, к газу он отношения не имеет, к коммунальному хозяйству относится водоотведение и центральное отопление, у истца отопление частное. Комиссия не уполномочена проводить инструментальное обследование, это необходимо проводить экспертизу, она платная и на истце лежит обязанность доказывать свои доводы и проводить экспертизу, межведомственная комиссия производит визуальный осмотр и выносит заключение. Возражали против вычисления нормы потребляемого газа, поскольку у истца установлен прибор учета.
Согласно представленного Отзыва Администрации муниципального района Клявлинский в соответствии с п. 8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее - Положение), орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии. Распоряжением от 18.03.2021г. № 33, жилой дом, расположенный по адресу: (*адрес*), в соответствии с п. 8 Положения, на основании заключения межведомственной комиссии от 17.03.2021г. № 01 «об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», признан подлежащим капитальному ремонту. Заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом было сделано на основании Акта обследования № 01 от 17.03.2021, заявления Мараховской B.C. от 19.02.2021г., технического паспорта на жилое помещение, расположенное по адресу: (*адрес*), справки с центра технической инвентаризации, где показано, что износ здания составляет 69%, что соответствует ветхому состоянию, т.е. состояние несущих конструктивных элементов ветхое. Выполнение конструктивными элементами своих функций возможно лишь при условии значительного капитального ремонта, а так же фотографий, на которых был запечатлен дом, расположенный по адресу: (*адрес*), 17.03.2021г. с устного разрешения Мараховской B.C. Ответчик считал, что членов комиссии 10 человек, на заседании комиссии присутствовало и принимало решение 7 членов Комиссии т.е. кворум состоялся, решение было принято единогласно. В соответствии с абзацем 5 п.7 Положения собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, создавшими комиссию. На основании соответствующего заключения комиссии было принято решение в виде распоряжения Главы администрации муниципального района Клявлинский «О признании помещения - жилого дома, расположенного по адресу: (*адрес*) подлежащим капитальному ремонту» от 18.03.2021 № 33. Согласно п.43. Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения. п.44. Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов, а также иных документов, предусмотренных абзацем первым пункта 42 настоящего Положения (случаи чрезвычайной ситуации); определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (далее специализированная организация), по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению N 1 (далее - заключение); составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии. В соответствии с вышеуказанным Комиссия изучает и делает заключение из предоставленных документов. Эксперты привлекаются в случаях обследования домов пострадавших от чрезвычайных ситуаций, многоквартирных домов. В данном случае в интересах собственника предоставить документы, подтверждающие аварийное состояние жилого помещения.
В судебных заседаниях ответчик - глава муниципального района Клявлинский Самарской области Соловьев И.Н. не участвовал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил суду письменный отзыв с обоснованием возражения.
Свидетель (*ФИО*)8 суду показал, что он является председателем комиссии, согласно «Положению о признании или не признании помещения пригодным для проживания», в части индивидуального жилья, комиссия правомочна принять только три решения: это пригодное для проживания; пригодное для проживания, но требующее капитального ремонта; не пригодное для проживания. Фактически состояние жилого дома такое, как в среднем и по всем населенным пунктам и поэтому комиссия при обсуждении данного вопроса, руководствовалась и документами, и мнениями тех, кто выезжал. Было принято решение, что дом истца пригоден для проживания, но требует ремонта. Руководствовались теми документами, которые были предоставлены членами жилищной комиссии и истцом. Он на объект не выезжал.
Выслушав стороны, свидетеля, изучив материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит требования истца к ответчикам не обоснованными и подлежащими отказу в удовлетворении по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище, одновременно возлагает на органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту: ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно пунктам 6 и 8 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
Полномочия Правительства Российской Федерации как высшего исполнительного органа государственной власти определены Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", статьей 23 которого предусмотрено, что Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Жилищный кодекс Российской Федерации наделяет Правительство Российской Федерации правом издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения (часть 4 статьи 5).
В силу ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу пунктов 8 и 9 статьи 14 ЖК РФ относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
Исходя из содержания п. 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Оценка соответствия помещения установленным в положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Как предусмотрено пунктом 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 указанного постановления.
В соответствии с пунктом 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
На основании пунктов 7, 42, 43, 44 указанного Положения органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), а также в случае необходимости, в том числе в случае проведения обследования помещений на основании сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, предусмотренного пунктом 42 настоящего Положения, - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Судом установлено и из материалов дела следует, что на территории района распоряжением Главы администрации муниципального района № 147 от 24.12.2018г. «О межведомственной комиссии муниципального района Клявлинский по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, переводу жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, переустройству и (или) перепланировке жилого помещения» утвержден состав комиссии в соответствии с Положением в следующем составе: (*ФИО*)8 - заместитель Главы муниципального района Клявлинский по строительству и ЖКХ, председатель комиссии; (*ФИО*)7 - Специалист по жилищным отношениям МКУ «Управление делами»; муниципального района Клявлинский, секретарь комиссии Члены комиссии: (*ФИО*)12 - Первый заместитель Главы района, муниципальный и инспектор по экологическому контролю; (*ФИО*)9 – Начальник отдела архитектуры и градостроительства Администрации муниципального района Клявлинский; (*ФИО*)14 - Директор МП «ПО ЖКХ» муниципального района Клявлинский; (*ФИО*)10 - Старший специалист I разряда Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в Сергиевском районе; (*ФИО*)11 - Капитан внутренней службы, старший дознаватель отдела надзорной деятельности, и профилактической работы Главного управления МЧС России по Самарской области; (*ФИО*)15 - Директор ГУП СО «ЦТИ» Клявлинского района; (*ФИО*)16 - Председатель Совета ветеранов и инвалидов муниципального района Клявлинский; Главы сельских поселений (по согласованию) (далее - Комиссия).
Комиссия работает на основании Положения утвержденной распоряжением Главы муниципального района Клявлинский от 29.10.2019г. № 105 «Об утверждении положения о межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом на территории муниципального района Клявлинский». Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях; проводятся на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
19.02.2021г. вх.№ 343 в Комиссию поступило заявление от Мараховской Валентины Степановны о признании дома, расположенного по адресу: (*адрес*) непригодным для проживания с прилагаемыми документами: копия свидетельства о государственной регистрации права на указанное жилое помещение от 20.05.2013г. на 1 л. в 1 экз.; копия справки, содержащей сведения о характеристиках объекта государственного технического учета, расположенного по адресу: (*адрес*); 26.02.2021г. была получена Выписка с Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества, через систему межведомственного взаимодействия, где подтвердилась информации о правах на объект недвижимости по вышеуказанному адресу Мараховской B.C.
17.03.2021г. было проведено обследование жилого помещения по адресу: (*адрес*), 108 и оформлен акт обследования помещения от 17.03.2021г. № 01. Обследование было проведено следующим образом. Выезд был совершен в следующем составе: секретарь (*ФИО*)7, Глава сельского поселения Борискино - Игар - (*ФИО*)6, специалист архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Клявлинский - (*ФИО*)20 С разрешения Мараховской B.C. была произведена фотофиксация состояния жилого помещения, с целью ознакомления остальных членов Комиссии.
В ходе судебного разбирательства было вынесено заключение № 5 и Акт обследования помещения № 5 от 21.09.2021, согласно которых члены комиссии приняли заключение о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, с целью приведения утраченных в процессе эксплутации характеристик жилого помщения в соответствие с установленными в Положении требованиями. Обследование было проведено следующим образом. Выезд был совершен в следующем составе: (*ФИО*)7 специалист по жилищным вопросам МКУ «Управление делами», (*ФИО*)18 - Первый Заместитель Главы района, муниципальный инспектор по экологическому контролю; (*ФИО*)14 - Директор МП «ПО ЖКХ» муниципального района Клявлинский, (*ФИО*)9- Начальник отдела архитектуры и градостроительства Администрации муниципального района Клявлинский, (*ФИО*)10 - Старший специалист первого разряда Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в Сергиевском районе; (*ФИО*)11 - Капитан внутренней службы, дознаватель отдела надзорной деятельности и профилактической работы по муниципальным районам Сергиевский, Исаклинский, Клявлинский; (*ФИО*)19 - Директор ГУП СО «ЦТИ» Клявлинского района; (*ФИО*)16 - Председатель Совета ветеранов и инвалидов муниципального района Клявлинский; Илларионова (Жук) А.В. - главный специалист Государственной жилищной инспекции Самарской области; Глава сельского поселения Борискино - Игар (*ФИО*)6, специалист архитектуры и градостроительства администрации муниципального района Клявлинский (*ФИО*)20
Согласно Акта № 05 от 21.09.2021: жилое помещение (истца) располагается в жилой зоне. Дом одноэтажный, деревянный рубленый, несущие и ограждающие конструкции жилого помещения находятся в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Крыша покрыта железным листом в 2013г., дождевые и талые воды в дом не проникают. На потолке прогибов не имеется. Полы дощатые, два оконных блока из ПВХ, четыре окна имеют деревянные рамы. Электроснабжение центральное. Отопление печное (газовая горелка), подача газа отключена за долги. Вода приносная, канализация автономная – выгребная яма. В доме длительное время не производились внутренняя и наружные текущие ремонтные работы (обои отошли от стен, трещины не шпаклевались длительное время, с наружной стены в коридоре штукатурка местами отвалилась. Межведомственная комиссия рекомендовала: проведение капитального ремонта дома (замена деревянных рам количестве четырех штук, утепление и укрепление фундамента, выравнивание дверных проёмов, уплотнение досок напольного покрытия, проведение отделочных работ (штукатурка, шпатлёвка внутренних и наружных стен). Заключение межведомственной комиссии по результатам обследования помещения: выявлены основания для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями.
Также протоколом комиссии № 10 комиссии по жилищным вопросам Администрации муниципального района Клявлинский Самарской области от 10.09.2021 Мараховская В.С. восстановлена в Списках граждан, нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма с первоначальной даты подачи заявления.
Судом установлено, что в своей работе Комиссия руководствовалась представленной справкой с центра технической инвентаризации, техническим паспортом и фотографиями и пришла к заключению о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту. В справке, содержащей сведения о характеристиках объекта государственного технического учета, расположенного по адресу: (*адрес*) имеется следующая информация: - фундамент износ 69% - искривление горизонтальных линий стен, осадка отдельных участков, перекосы оконных и дверных проёмов; - наружние и внутренние капитальные стены износ - 69%, деформация стен, повреждение венцов гнилью, образование трещин; - перегородки: износ - 69% глубокие диагональные трещины по всей поверхности, выпучивание, коробление и выпирание досок; - крыша: износ 69% - прогибы стропильных ног, кровля покрыта 2013г., ослабление крепления отдельных листов к обрешетке, отдельные протечки; - полы: износ 69% - поражение гнилью досок, прогибы, просадки; - Проемы (оконные): износ 69% - распоряжение гнилью, створки не открываются, все сопряжения нарушены; - отделочные работы (наружные): износ 69% - гниль, отставание от стен, трещины местами, отсутствие отделочных досок; внутренние - сырые пятна, отслоение и отпадание окрасочного слоя; - отопление: автономное, печное, газовое; - водопровод от центрального водопровода с 2013г.; - канализация выгребная яма - выкопана 2017г. Итого износ по зданию: 69% что соответствует ветхому состоянию, т.е. состояние несущих конструктивных элементов ветхое. Выполнение конструктивными элементами своих функций возможно лишь при условии значительного капитального ремонта. Год ввода в эксплуатацию 1956г.
Суд принимает во внимание Заключение № Робр-100471 от 07 октября 2021, согласно которого государственный жилищный инспектор – главный специалист Северного отдела Северо-Западного управления жилищного надзора Государственной жилищной инспекции Самарской области в присутствии собственника Мараховской В.С. были установлены техническое состояние, фундамента, отмостков, место нахождения основных дефектов и повреждений наружных стен, штукатурного и облицовочного слоя стен, перекрытия, кровельного покрытия, отсутствия отопления дома из-за задолженности.
Анализируя представленные доказательства, суд не усматривает основания для признания незаконным Заключение № 05 и Распоряжение № 128 от 21.09.2021. Суд убедился, что оспариваемые заключение и распоряжение вынесены компетентным составом межведомственной комиссии, к работе комиссии привлекался собственник жилого помещения. Заключения, выводы комиссии суд находит обоснованными.
Согласно п. 33. Постановления основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Суд усматривает, что допустимыми, достаточными, законными доказательствами истцом не обосновано требование о признании дома, в отношении которого производилось обследование, непригодным для проживания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», суд
РЕШИЛ:
Уточненный иск Мараховской Валентины Степановны к главе муниципального района Клявлинский Самарской области Соловьёву И.Н., межведомственной комиссии муниципального района Клявлинский Самарской области, о признании незаконным заключения межведомственной комиссии и распоряжения главы района, признании дома непригодным для проживания - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Клявлинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 20 октября 2021 года.
Судья (подпись) Э.Г. Шаймарданова
.
.
.
.