70RS0004-01-2019-004924-97
Дело № 2-232/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 января 2020 года Советский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи Порубовой О.Н.
при секретаре Силантьевой К.С.
с участием:
истца Кирьяновой И.В.,
истца Кирьяновой Л.Л.,
помощника прокурора Советского района г.Томска Лымаревой Я.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по исковому заявлению Кирьяновой Ирины Владимировны, Кирьяновой Любови Леонидовны, Кирьянова Дениса Владимировича к администрации Города Томска о возложении обязанности предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение,
установил:
Кирьянова И.В., Кирьянова Л.Л., Кирьянов Д.В. обратились в суд с иском к администрации Города Томска о возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение не менее 34,3 кв.м. на условиях договора социального найма, в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, в связи с признанием жилого дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
В обоснование иска указано, что истцы являются нанимателями жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение находится в муниципальной собственности г.Томска. Заключением межведомственной комиссии от 04.07.2019 жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, т.е. непригодным для проживания, постановление администрации г.Томска № 669 от 02.08.2019. Решением общественной комиссии по жилищным вопросам администрации Ленинского района г.Томска от 29.10.2019 № 22, утвержденным распоряжением главы администрации Ленинского района г.Томска от 29.10.2019 № 1558, истцы включены в единый список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на основании договора социального найма, на основании п.2 и п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ (учетный номер в едином списке учета – 2569), а также в отдельный список граждан, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, на основании ч.6 ст.4 Закона Томской области от 08.06.2005 № 91-ФЗ (учетный номер в указанном списке – 166). Несмотря на то, что в квартире по <адрес> проживать невозможно, квартира пострадала в результате тушения пожара, произошедшего 30.04.2019, администрация г.Томска другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма не предоставляет.
Истцы Кирьянова И.В., Кирьянова Л.Л. в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, указанным в исковом заявлении.
В судебное заседание истец Кирьянов Д.В., представитель ответчика, надлежащим образом извещенные о времени и месте его проведения, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав истца, представителя истца, заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статья 40).
В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия. Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Согласно ст.2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч.1 ст.60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
В силу ч.2, 4 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 Жилищного кодекса РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).
Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
В соответствии с п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п.47 Положения).
Содержащийся в п.47 Положения перечень решений, которые может принять межведомственная комиссия, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с п.49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством РФ установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Как указал Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Предоставление жилого помещения гражданину, обладающему в силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ правом на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно с соблюдением требований ст.89 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ст.86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
При решении вопроса о предоставлении жилого помещения и определении, каким требованиям оно должно соответствовать при предоставлении, суд руководствуется технической документацией на квартиру, а именно техническим паспортом жилого помещения, в котором содержатся технические характеристики жилого помещения, в частности указана общая площадь жилого помещения, количество комнат.
Судом установлено, что Кирьянова Л.Л. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается письмом администрации Ленинского района г.Томска от 01.06.2006 № 374, согласно которому решением жилищной комиссии от 30.05.2006 считать стороной по ранее заключенному договору социального найма по адресу: <адрес> гр.Кирьянову Л.Л. вместо гр. ФИО9 в связи с выездом основного квартиросъемщика (постановление главы администрации от 31.05.2006 № 29ж).
Согласно справки и карточки нанимателя от 19.11.2019, выданной ..., Кирьянова Л.Л., 05.01.1959 года рождения, зарегистрирована по адресу: <адрес> с 26.09.1975, совместно с ней в указанном жилом помещении зарегистрированы Кирьянов Д.В., 29.07.1982 года рождения, с 25.04.2006 (сын), Кирьянова И.В., 12.04.1980 года рождения, с 12.11.1996 (дочь), ответственным нанимателем является Кирьянова Л.Л., общая площадь жилого помещения составляет 34,3 кв.м.
В соответствии с ч.1 ст. 70 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Согласно справки Отделения надзорной деятельности и профилактической работы Ленинского района г.Томска Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области от 16.05.2019 № 1024/583, выданной Кирьяновой И.В., 30.04.2019 произошел по адресу: <адрес>. В результате тушения пожара повреждена квартира № № по адресу: <адрес>.
Заключением межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом № 2305 от 04.07.2019 многоквартирный дом № № по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации г.Томска № 669 от 02.08.2019 «О реализации решений межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда и внесении изменений в отдельные постановления администрации Города Томска» многоквартирный дом № № по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (пункт 2 постановления); на администрацию Ленинского района г. Томска совместно с комитетом жилищной политики администрации г. Томска возложена обязанность в срок не позднее 31.12.2023 принять меры к отселению физических лиц, проживающих на условиях социального найма в жилых помещениях, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, а также в установленном порядке и сроки реализовать в отношении данного многоквартирного дома комплекс мероприятий, предусмотренных Регламентом подготовки решения об изъятии для муниципальных нужд земельных участков и жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу (реконструкции), утвержденным распоряжением администрации города Томска от 14.12.2009 № р1525 (п.4 постановления).
В соответствии с отчетом ..., составленным в 2019 году по результатам визуального обследования технического состояния строительных конструкций жилого дома по адресу: <адрес>, на основании которого принято вышеназванное заключение межведомственной комиссии, физический износ здания составляет 66%, выявленные в результате визуального осмотра деформации свидетельствуют о снижении несущей способности и опасности обрушения дымохода и междуэтажного перекрытия в квартире № № и чердачного перекрытия в квартирах № № и № №.
В соответствии с письмом администрации Ленинского района г.Томска от 31.10.2019 № 692/1567/04 решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Ленинского района г.Томска от 29.10.2019 № 22, утвержденным распоряжением главы администрации Ленинского района г.Томска от 29.10.2019 № 1558, Кирьянова И.В. с составом семьи (Кирьянова Л.Л., Кирьянов Д.В.) признаны малоимущими гражданами в соответствии с Законом Томской области от 11.08.2005 №130-ОЗ и включены в единый список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п.2 и п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ, а также в отдельный список граждан, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, на основании ч.6 ст.4 Закона Томской области от 08.06.2005 №91-ОЗ. Учетный номер в едином списке учета – № 2569, в отдельном списке граждан – № 166.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что истцам должно быть во внеочередном порядке по договору социального найма предоставлено благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам и правилам, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск».
Оценивая площадь предоставляемого жилого помещения, суд исходит из следующего.
Согласно техническому паспорту на жилой дом по <адрес>, площадь занимаемого истцам жилого помещения составляет 34,3 кв.м., квартира состоит из 2 комнат.
Согласно выписке из ЕГРН от 09.12.2019 № КУВИ-001/2019-29620046 объект недвижимости – квартира, расположенная по адресу: <адрес>, имеет общую площадь 34,3 кв.м.
На основании изложенного, с учетом положений ч.1, 2 ст. 89 ЖК РФ истцам должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью не менее 34,3 кв.м., состоящее не менее чем из 2 комнат.
В силу ч.1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч.5 ст.57, ст.58 Жилищного кодекса РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст.55 ЖК РФ).
Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи с признанием дома непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Статьями 57, 87, 89 Жилищного кодекса РФ установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.
В данном случае жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным. Предоставление жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует указанной категории граждан условия проживания, которые не могут быть ухудшены по сравнению с прежними, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. При этом, если наниматель занимал отдельную квартиру или несколько комнат, то при переселении он вправе потребовать предоставления ему отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, независимо от возможного превышения норм предоставления жилья.
Согласно Обзору судебной практики Верховного суда РФ №1 (2018) (утв.Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018) гражданам, переселяемых из аварийного жилья, гарантируется предоставление благоустроенных жилых помещений, равнозначных по общей площади ранее занимаемым ими жилым помещением.
На основании изложенного, требования истцов о возложении обязанности предоставить вне очереди по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 34,3 кв.м., в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен аварийного, подлежат удовлетворению.
Истцом Кирьяновой И.В. при подаче иска оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, данные расходы подлежат возмещению ответчиком в силу ст. 98 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Кирьяновой Ирины Владимировны, Кирьяновой Любови Леонидовны, Кирьянова Дениса Владимировича удовлетворить.
Обязать администрацию г.Томска предоставить Кирьяновой Ирине Владимировне, Кирьяновой Любови Леонидовне, Кирьянову Денису Владимировичу вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, расположенное в пределах территории муниципального образования «Город Томск», состоящее не менее чем из двух комнат, общей площадью не менее 34,3 кв.м.
Взыскать с администрации г.Томска в пользу Кирьяновой Ирины Владимировны в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г.Томска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: О.Н. Порубова