77RS0029-02-2021-003658-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2021 года город Москва
Тушинский районный суд города Москвы в составе:
председательствующего судьи Куличева Р.Б.,
при помощнике судьи Синицыне С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-355/2021 по административному иску Кириллова Сергея Ивановича к Управлению Росреестра по Московской области о признании решения незаконным, устранении нарушения прав истца,
установил:
истец обратился в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором просил признать незаконным отказ Управления Росреестра по Московской области
№ * от 15 января 2021 года в осуществлении государственного кадастрового учета;
обязать Управление Росреестра по Московской области осуществить государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: 141401, Московская область, *.
В обоснование заявленных исковых требований административный истец указал, что 03 октября 2020 года обратился в Управление Росреестра по Московской области с заявлением № * об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером *. Уведомлением административного ответчика № * от 15 октября 2020 года осуществление государственного кадастрового учета было приостановлено, в связи с тем, что в нарушение пункта 18 Требований представленная копия из плана БТИ не позволяет в полном объеме прочитать документ. Для исправления рекомендуется предоставить план БТИ в полном объеме. Уведомлением * от 15 января 2021 года административный ответчик отказал административному истцу в осуществлении государственного учета в связи с не устранением приведенной в уведомлении о приостановлении причины, препятствующей осуществлению государственного кадастрового учета, в том числе, не представлены документы, запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам в ГУП МО «МОБТИ», Администрацию городского округа Химки Московской области с целью предоставления технического паспорта на жилой дом. Указанный отказ истец считает не законным, поскольку ни Федеральный закон № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ни Приказ Минэкономразвития России от 08 декабря 2015 года № 921 не содержит требования о предоставлении технического плана (плана БТИ) при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка. Кроме того, административный истец представил административному ответчику технический паспорт в полном объеме, что подтверждается описями документов, принятых для оказания государственных услуг от 29 октября 2020 года, от 12 ноября 2020 года, от 17 ноября 2020 года, в которых указано, что заявителем представлены дополнительные документы.
Административный истец в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Закаблуков А.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.
Выслушав истца, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Нормами статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно положениям статьи 14 этого же Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав установлены частью 2 статьи 14 Закона.
Как следует из частей 1, 2, 9 статьи 26 Закона № 218-ФЗ, в случае установления причин, перечисленных в части 1 статьи 26 названного Федерального закона, государственный регистратор принимает решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета по общему правилу на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено названной статьей, которое может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
Согласно пунктам 5, 7 и 31 статьи 26 Закона № 218-ФЗ основаниями для приостановления осуществления государственного кадастрового учета по решению государственного регистратора прав являются: непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; несоответствие требованиям законодательства Российской Федерации формы и (или) содержания документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; а также если изменение площади земельного участка и (или) изменение описания местоположения его границ не обусловлены образованием земельного участка или уточнением его границ.
Сведения об объекте недвижимости, которые определяются и изменяются в результате уточнения местоположения границ земельных участков, относятся к основным сведениям, которые вносятся в кадастр недвижимости (части 1 и 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ).
Одним из оснований для государственного кадастрового учета и регистрации прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (пункт 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ), представляющий собой документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
Местоположение уточняемых границ земельных участков указывается в графической части межевого плана (часть 6 статьи 22 Закона N 218-ФЗ), при этом при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
В судебном заседании установлено, что 03 октября 2020 года обратился в Управление Росреестра по Московской области с заявлением № * об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером *.
Уведомлением административного ответчика № * от 15 октября 2020 года осуществление государственного кадастрового учета было приостановлено, в связи с тем, что в нарушение пункта 18 Требований представленная копия из плана БТИ не позволяет в полном объеме прочитать документ. Для исправления рекомендуется предоставить план БТИ в полном объеме (л.д. 13).
Уведомлением * от 15 января 2021 года административный ответчик отказал административному истцу в осуществлении государственного учета в связи с не устранением приведенной в уведомлении о приостановлении причины, препятствующей осуществлению государственного кадастрового учета, в том числе, не представлены документы, запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам в ГУП МО «МОБТИ», Администрацию городского округа Химки Московской области с целью предоставления технического паспорта на жилой дом (л.д. 8).
В соответствии частью 5 статьи 18 Закона № 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 12 «Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016) непредставление органом или организацией в порядке межведомственного взаимодействия документов и информации, запрошенных органом кадастрового учета, само по себе не может повлечь отказ в осуществлении государственного кадастрового учета.
Оценивая представленные доказательства каждое в отдельности и в их совокупности, суд приходит к выводу, что истцом представлены все установленные действующим законодательством документы для осуществления государственной регистрации земельного участка. В связи с этим полагает возможным признать незаконным решение Управления Росреестра по Московской области от 15 января 2021 года об отказе в государственном кадастровом учете и обязать Управление Росреестра по Московской области осуществить кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, город Химки, кв-л Старбеево, улица Комсомольская, влд. 34.
Руководствуясь ст. ст. 177, 180, 227 КАС РФ
решил:
признать незаконным решение Управления Росреестра по Московской области от 15 января 2021 года № * об отказе в государственном кадастровом учете земельного участка по адресу: 141401, Московская область, *.
Обязать Управление Росреестра по Московской области осуществить кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: 141401, Московская область, *.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Тушинский районный суд города Москвы в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме составлено 04 июня 2021 года.