24RS0031-01-2022-000070-70
Дело № 2-236/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Курагино 20 апреля 2022 г.
Курагинский районный суд Красноярского края
в составе:
председательствующего судьи Романовой А.В.,
при секретаре Ковалевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Марининская СОШ № 16, Администрации Курагинского района, Управлению экономики и имущественных отношений администрации Курагинского района, Управлению образования Администрации Курагинского района о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к МБОУ Марининская СОШ № 16, Администрации Курагинского района, Управлению экономики и имущественных отношений администрации Курагинского района, Управлению образования Администрации Курагинского района о возложении обязанностей, указывая на то, что поводом для обращения в суд с настоящим иском послужило невыполнение ответчиком в течение длительного периода времени (с декабря 2019 г.) норм санитарного законодательства Российской Федерации, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний. В соответствии с Федеральным Законом от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом Российской Федерации от 8 августа 2001г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в декабре 2019 года специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Минусинске была проведена плановая выездная проверка в отношении МБОУ Марининской СОШ № 16 по адресу: Красноярский край, Курагинский район, с. Маринино, пер. Школьный, 2. По результатам проведения плановой выездной проверки в период с 05.12.2019 по 09.01.2019 в МБОУ Марининской СОШ № 16, выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, что подтверждается протоколом об административном правонарушении № 35036 от 27.12.2019. 16.01.2020 МБОУ Марининская СОШ № 16 было признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 ст. 6.7 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа. В связи с выявлением нарушений санитарного законодательства, с целью недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, 20.12.2019 г. МБОУ Марининской СОШ № 16 было выдано предписание об устранении выявленных нарушений № 34184 со сроком исполнения до 02.08.2020. Ответственность за выполнение данного предписания была возложена на Ответчика. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 248- ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» основанием для проведения контрольного надзорного мероприятия является истечением срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований. Руководствуясь данным положением, 18.08.2021 г. в отношении Ответчика специалистом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Минусинске была проведена внеплановая выездная проверка на основании решения о проведении внеплановой выездной проверки начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора, предметом которой являлась проверка исполнения предписания от 20.12.2019 г. № 34184. В ходе проведения данного мероприятия обнаружено невыполнение в установленный срок выданного предписания. В частности, не исполнены требования: Пункт 1. Нарушение, выразившееся в несоответствии освещенности в учебных кабинетах № 1-01, № 1-02, № 2-08 с предоставлением протоколов инструментальных измерений. Юридическим лицом не представлены протоколы инструментальных измерений, таким образом, не представляется возможным оценить соответствие освещенности в указанных учебных кабинетах, что является нарушением п. 82 таблица 5.25 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» взамен п. 7.2.1., 7.2.4. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», п. 3.3.1 (табл.2) СанПиН 2.2.1./2.1.1.1278- 03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» и может привести к возникновению заболеваний органов зрения у детей и персонала учреждения. Пункт 2. Нарушения, выразившиеся в отсутствии кабин с дверями в туалетах для мальчиков и девочек и сидений, изготовленных из материалов, допускающих их обработку моющими и дезинфицирующими средствами, наличии санитарно-технического оборудования со сколами. Нарушение не устранено: в туалетах для мальчиков и девочек не оборудованы кабины с дверями, унитазы не обеспечены сиденьями, изготовленными из материалов допускающих их обработку моющими и дезинфицирующими средствами, а также не произведена замена санитарно-технического оборудования со сколами, что является нарушением п. 4.2.4.11 СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» взамен п. 4.25. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», что может привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний. Пункт 3. Нарушение, выразившееся в наличии негладких потолков и стен в коридорах, учебных помещениях и кабинетах, обеденном зале, с трещинами и дефектами, выполненными материалами, не допускающими их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Нарушение не устранены: потолки и стены в коридорах, учебных помещениях и кабинетах, обеденном зале, спортивном зале окрашены водоэмульсионной краской, что не допускает их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств, в спортивном зале потолки: стены не гладкие, имеются щели и дефекты, что является нарушением п. 2.5.3. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» взамен п. 4.28. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», что может привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний. Пункт 4. Нарушения, выразившиеся в наличии полов в коридорах I и II этажей, спортивном зале, в библиотеке, в учебном кабинете № 2-08 (по техническому паспорту № 9), в лаборантской кабинета биологии (по техническому паспорту № 11), в учебном кабинете № 2-06 (по техническому паспорту № 11), в учебном кабинете № 2-01 (по техническому паспорту № 15), в кабинете технологии (по техническому паспорту № 32), в лабораторной при кабинете технологии (по техническому паспорту № 31), в обеденном зале с щелями и механическими повреждениями; в учебном кабинете № 2-09 (по техническому паспорту № 8, в лаборантской кабинета химии (по техническому паспорту № 9 б), в учебном кабинете № 2-07 (по техническому паспорту № 10), в учебном кабинете № 2-04 (по техническому паспорту № 17) полы с дефектами и механическими повреждениями. Нарушения не устранены, ремонт полов не проводился, проведено окрашивание полов, щели и дефекты не устранены, что является нарушением п.2.5.2. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» взамен п. 4.29 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», что может привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний. Пункт 5. Нарушения, выразившиеся в отсутствии окон в спортивном зале. Нарушение не устранено. В спортивном зале не оборудованы окна с открывающимися фрамугами, что является нарушением п. 2.8.2, п. 2.11.2. СП СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» взамен п. 6.7, п. 6.8. п. 7.1.1, п. 7.1.2. СанПиН 2.4.2.2821-10«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Таким образом. Не обеспечено естественное освещение помещения. Занятия по физической культуре проводятся без проветривания зала во время уроков, что может приводить к нарушению температурновлажностного режима, скоплению микроорганизмов и развитию инфекционных заболеваний, снижению физической активности и умственной работоспособности обучающихся, снижению иммунитета. Пункт 6. Нарушения, выразившиеся в наличии нефункционирующих фрамуг и форточек на окнах в учебных кабинетах и помещениях, коридорах. Данное нарушение устранено частично, проведена замена 28 оконных блоков. Фрамуги частично запенены, заклеены и не функционируют на окнах в коридорах I и II этажей, в актовом зале, в учебных кабинетах № 2-02 (по техническому паспорту № 14), № 2-03 (по техническому паспорту № 13, № 2-04 (по техническому паспорту № 17), № 2-06 (по техническому паспорту № 11), № 2-07 (по техническому паспорту № 10, № 2-08 (по техническому паспорту № 9). Что является нарушением п. 2.7.2. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» взамен п. 6.8, п. 7.1.9. СанПиН 2.4.2.2821-10«Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», что может привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний, снижению физической активности и умственной работоспособности обучающихся, снижению иммунитета. Пункт 7. Нарушения, выразившиеся в отсутствии остекления окон из цельного стеклополотна в коридорах, учебных кабинетах и помещениях, актовом и обеденном залах. Нарушение устранено частично. Проведена замена 28 оконных блоков с остеклением из цельного стеклополотна. Не устранено нарушение в следующих кабинетах и помещениях: в коридоре на I этаже, оборудовано 9 окон, 13 стеклополотен не цельные; в коридоре на II этаже оборудовано 11 окон, 13 стеклополотен не цельные, в актовом зале оборудовано 3 окна, 1 стеклополотно не цельное; в учебном кабинете № 2-02 (по техническому паспорту № 14) оборудовано 3 окна, 1 стеклополотно не цельное; в учебном кабинете № 2-03 (по техническому паспорту № 13) оборудовано 3 окна, 1 стеклополотно не цельное; в учебном кабинете № 2-04 по техническому паспорту № 17) оборудовано 3 окна, 1 стеклополотно не цельное, в учебном кабинете № 2- 06 (по техническому паспорту № 11) оборудовано 3 окна, 3 стеклополотна не цельные, что является нарушением п. 2.8.3. СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Взамен п. 6.10 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», что может привести к травматизму обучающихся и персонала. Пункт 9. Нарушения, выразившиеся в несоответствии относительной влажности воздуха в учебном кабинете № 1-01 с предоставлением протокола измерений физических факторов. Юридическим лицом не представлен протокол инструментальных измерений физических факторов, таким образом не представляется возможным оценить соответствие относительной влажности воздуха в учебном кабинете № 1-01 (по техническому паспорту № 1), что является нарушением п. 93 таблица 5.34 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» взамен п. 6.4 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», что может привести к возникновению инфекционных заболеваний. Пункт 10. Нарушения, выразившиеся в отсутствии на пищеблоке общеобразовательного учреждения моечных ванн для обработки рыбы и птицы и наличии для обработки овощей и фруктов бытовых умывальных раковин, объемы которых не обеспечивают их качественную обработку. Нарушение не устранено: на участке для обработки сырья оборудована 1 умывальная раковина для мытья овощей и фруктов при норме 2 моечные ванны для обработки рыбы, птицы, мяса оборудована 1 умывальная раковина при норме 2 моечные ванны, что является нарушением СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» таблица 6.18 взамен п. 3.3, п. 4.1. СанПиН 2.4.5.2409-08 «санитарно- эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» и может привести к возникновению и распространению инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений). Пункт 12. Нарушения, выразившиеся в отсутствии стеллажей для хранения пищевых продуктов в складском помещении, конструкция которых позволяет проводить влажную уборку. Нарушение не устранено. Для хранения пищевых продуктов в складском помещении оборудованы стеллажи из дерева, окрашены масляной краской, полки оклеены клеенкой, что является нарушением п. 2.4.6.2. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» взамен п. 4.6 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» и может привести к возникновению и распространению инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний. Пункт 13. Нарушения, выразившиеся в отсутствии моечных ванн для мытья столовой посуды, объемы которых обеспечивают полное ее погружение при замачивании, отсутствии полимерных пробок и гибкого шланга с душевой насадкой для ополаскивания посуды. Нарушение не устранено, что является нарушением п. 195 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» взамен п. 5.7, п. 5.10 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» и может привести к возникновению и распространению инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний. Пункт 15. Нарушения, выразившиеся в отсутствии локальной системы вентиляции над технологическим оборудованием. Нарушение не устранено. Локальная система вентиляции над технологическим оборудованием (электроплиты, электросковорода) не оборудована, что является нарушением п. 2.13. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» взамен п. 3.6. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питании обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». По факту неисполнения выданного предписания был составлен протокол об административном правонарушении № 24774 от 27.08.2021 г., в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Материалы административного производства в отношении ответчика были направлены для рассмотрения по подведомственности. Выдано предписание № 24770 от 27.08.2021 г. со сроком исполнения 01.08.2022 г. Таким образом, при проведении мероприятий по надзору в отношении учреждения должностными лицами территориального отдела Управлениями Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Минусинске принимались необходимые меры по устранению выявленных нарушений, о чем свидетельствует составление протоколов об административных правонарушениях, их рассмотрение и привлечение виновных лиц к административной ответственности, выдача предписаний об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства. Однако данных мер оказалось недостаточно, поскольку учреждение по-прежнему продолжает осуществлять свою деятельность с нарушением требований санитарного законодательства, оказывая тем самым негативное воздействие на жизнь и здоровье людей. Образовательные учреждения относятся к объектам особой эпидемиологической значимости, что предполагает высокую степень риска неблагоприятного воздействия на здоровье детей и работников учреждения при несоблюдении требований санитарного законодательства. Нарушения, допущенные Ответчиком, создают реальную угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных, неинфекционных заболеваний (отравлений), травматизму у детей. Деятельность Ответчика является образовательной, следовательно, исполнение обязанностей по соблюдению санитарного законодательства является первоочередной обязанностью Ответчика. Таким образом, понуждение к исполнению предписания и устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым, в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья. Согласно п. 1.1. Устава муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Марининская средняя общеобразовательная школа № 16 (далее учреждение) является муниципальной гражданской некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием Курагинский район для оказания услуг в целях реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сферах образования. Согласно п. 1.9 устава полномочия собственника имущества учреждения от имени Курагинского района осуществляет Управление экономики и имущественных отношений администрации Курагинского района. В п. 1.11 устава указано, что учредителем учреждения и собственником имущества является муниципальное образование Курагинский район. В соответствии с п. 1.12 устава органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя школы, является Управление образования администрации Курагинского района. Согласно п. 4.8 устава к компетенции учредителя относится, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений учреждения, обустройство прилегающей территории; финансирование; осуществление бюджетных полномочий главного распорядителя средств бюджета в отношении учреждения; утверждение муниципального задания для учреждения в соответствии и порядке, установленном; утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения, а так же изменений в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения и др. В соответствии с п. 5.8 устава финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждения осуществляется в виде субвенций из федерального и местного бюджета. В п. 5.7 устава указано, что финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением собственником или приобретенных им за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения, по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Деятельность МБОУ Марининская СОШ № 16 обеспечивается за счет бюджетного финансирования. Недостаточность финансирования создает угрозу нарушения прав граждан, в частности детей и работников данного учреждения, на благоприятную окружающую среду, гарантированную каждому статьей 42 Конституции российской Федерации. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципальных поселений, муниципальных районов, в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по финансовому обеспечению деятельности муниципальных бюджетных и автономных муниципальных учреждений. Вопрос обеспечения муниципального бюджетного учреждения имуществом, необходимым для осуществления его уставной деятельности, относится не к вопросу обязательств муниципального бюджетного учреждения, а к вопросу содержания его имущества в соответствии с целями его создания и функционирования. В этой связи муниципальное образование Курагинский район в лице администрации Курагинского района и управления образования администрации Курагинского района несут ответственность за финансирование мероприятий по обеспечению муниципального бюджетного учреждения необходимым ему имуществом и производству учреждением ремонтных работ. Просили обязать МБОУ Марининская СОШ № 16 по адресу: <адрес>, пер. Школьный, 2 в срок до 01.08.2022 года: обеспечить в учебных кабинетах № 1-01, № 1-02, № 2-08 нормируемые уровни освещенности в соответствии с гигиеническими нормативами. Представить протоколы инструментальных измерений, выполненные аккредитованной в установленном порядке лабораторией; обеспечить наличие кабин с дверями в туалетах для мальчиков и девочек; сидений, изготовленных из материалов, допускающих их обработку моющими и дезинфицирующими средствами; обеспечить наличие цельного санитарнотехнического оборудования; обеспечить выполнение потолков и стен в коридорах, учебных помещениях и кабинетах, обеденном зале учреждения материалами, допускающими их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств, в спортивном зале учреждения обеспечить наличие гладких потолков и стен без дефектов и щелей, выполненных материалами, допускающими их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств; оборудовать гладкое напольное покрытие без щелей, механических повреждений и дефектов в: коридорах I и II этажей, в спортивном зале, в библиотеке, в учебном кабинете № 2-08 (по техническому паспорту №9), в лаборантской кабинета биологии (по техническому паспорту № 9а), в учебном кабинете № 2-06 (по техническому паспорту № 11), в учебном кабинете № 2-01 (по техническому паспорту № 15), в кабинете технологии (по техническому паспорту № 32), в лаборантской при кабинете технологии (по техническому паспорту № 31), в обеденном зале, в учебном кабинете 2-09 (по техническому паспорту № 8), в лаборантской кабинета химии (по техническому паспорту № 96), в учебном кабинете № 2-07 (по техническому паспорту № 10), в учебном кабинете № 2-04 (по техническому паспорту № 17); обеспечить наличие окон в спортивном зале учреждения; оборудовать окна функционирующими фрамугами и форточками в коридорах I и II этажей, в актовом зале, в учебных кабинетах № 2-02 (по техническому паспорту № 14), № 2-03 (по техническому паспорту № 13), № 2-04 (по техническому паспорту № 17), № 2-06 (по техническому паспорту № 11), № 2-07 (по техническому паспорту № 10), № 2-08 (по техническому паспорту № 9); оборудовать окна в коридорах I и II этажей, в актовом зале, в учебных кабинетах № 2-02 (по техническому паспорту № 14), № 2-03 (по техническому паспорту № 13), № 2-04 (по техническому паспорту № 17), № 2-06 (по техническому паспорту № 11) цельными стеклополотнами; обеспечить в учебном кабинете № 1-01 нормируемые уровни относительной влажности воздуха в соответствии с гигиеническими нормативами. Представить протоколы измерений физических факторов, выполненные аккредитованной в установленном порядке лабораторией; оборудовать на пищеблоке общеобразовательного учреждения 2 моечные ванны для обработки рыбы и птицы, 2 моечные ванны для обработки овощей и фруктов; оборудовать в складском помещении пищеблока 2 стеллажа для хранения пищевых продуктов, конструкция которых позволяет проводить влажную уборку; оборудовать на пищеблоке общеобразовательного учреждения 5 моечных ванн для мытья столовой посуды, объемы которых обеспечивают полное ее погружение при замачивании, одну из моечных ванн оборудовать душевой насадкой с гибким шлангом; оборудовать на пищеблоке над технологическим оборудованием (электроплиты, электросковорода) локальные вытяжные системы вентиляции. Обязать администрацию Курагинского района и управление образования Курагинского района профинансировать указанные мероприятия.
Представитель истца Павлова А.Ю., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Директор МБОУ Марининская СОШ № 16 Пугачева Е.В. в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения дела в сообщении адресованном суду просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Руководитель Управления экономики и имущественных отношений Курагинского района Серостанов Е.А. в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменный отзыв на исковое заявление из которого следует, что к полномочиям Управления экономики и имущественных отношений Курагинского района не относятся вопросы финансирования муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений. На основании изложенного, Управление экономики и имущественных отношений Курагинского района оставляет решение данного вопроса на усмотрение суда.
Представитель Управления образования администрации Курагинского района Н.Г. Мешкова, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения дела, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, представила письменные возражения на исковое заявление из которых следует, что в соответствии с Уставом МБОУ Марининская СОШ № 16, утвержденного приказом управления образования администрации Курагинского района от 25.12.2019 года № 748 (далее - Устав), Учредителем Школы и собственником ее имущества является муниципальное образование Курагинский район. Функции и полномочия учредителя Школы от имени Курагинского района исполняет Управление образования администрации Курагинского района (далее - Учредитель). Функции и полномочия собственника имущества Школы от имени Курагинского района исполняет Управление экономики и имущественных отношений администрации Курагинского района (далее - Собственник). Согласно пункту 5.7. Устава финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением собственником или приобретенных им за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. В соответствии с пунктом 1.1. Положения об управлении образования администрации Курагинского района, утвержденного решением Курагинского районного Совета депутатов от 11.04.2019 № 35-325р (далее - Положение), управление образования администрации Курагинского района является органом администрации Курагинского района, действующим в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления Курагинского района по решению вопросов местного значения в сфере образования. Согласно пункту 3.1.16. Положения, управление образования администрации района осуществляет функции главного распорядителя средств районного бюджета по подведомственным учреждениям. Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главный распорядитель бюджетных средств районного бюджета полномочен лишь распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств, утвержденные в сфере образования на соответствующий финансовый период, по подведомственным учреждениям. Финансирование деятельности главного распорядителя средств районного бюджета осуществляется за счет бюджета муниципального образования Курагинский район (пункт 1.6. Положения) и регламентируется решением Курагинского районного Совета депутатов о бюджете на соответствующий финансовый год. Управление образования администрации района как главный распорядитель средств районного бюджета может распределять по подведомственным учреждениям только те средства, которые предусмотрены решением Курагинского районного Совета депутатов в бюджете на очередной финансовый год. Управление образования администрации района не обладает полномочиями по выделению бюджетных средств сверх ассигнований, утвержденных решением Курагинского районного Совета депутатов о бюджете на соответствующий финансовый год. Просили в удовлетворении исковых требований Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Минусинске об обязании управления образования администрации Курагинского района профинансировать МБОУ Марининская СОШ № 16 для устранения санитарного законодательства отказать.
Представитель Администрации Курагинского района Боева О.Н., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения дела, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие в письменно сообщении адресованном суду возражала на удовлетворении исковых требований, так как распоряжением администраций района от 28.03.2022 № 139-р «Об определении распорядителя, бюджетных средств» МБОУ Марининская СОШ № 16 выделена субсидия на приведение зданий и сооружений в соответствие с требованиями законодательства в размере 695 000 руб.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, оценив в совокупности предоставленные по делу доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999г. главные государственные санитарные врачи и их заместители уполномочены предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства. Каких-либо ограничений при осуществлении указанного полномочия действующее законодательство не содержит, что означает право Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю в лице главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю и его заместителей на обращении в суд в порядке искового производства с требованиями к юридическим лица о понуждении к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Данные положения Конституции РФ развиваются в ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», где указано, что граждане имеют право, в том числе на благоприятную среду обитания. Под «благоприятной средой обитания» следует понимать такое состояние объектов и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, при которой возможны достойная жизнь и здоровье человека. К факторам среды обитания относятся биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неиони-зирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Право граждан на благоприятную среду обитания реализуется, в том числе, через соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Ответчиком нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели, а также юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Частью 1 статьи 28 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 21.07.2014) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования в том числе относятся создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 220 Гражданского кодекса РФ).
Частью 1 статьи 28 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация создает необходимые условия для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, в установленном законодательством РФ порядке несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.
Школы относятся к объектам особой эпидемиологической значимости, что предполагает высокую степень риска неблагоприятного воздействия на здоровье детей общеобразовательного учреждения при несоблюдении санитарного законодательства.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим ГК РФ (ст. ст. 294, 296), то есть на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления (п. 4 ст. 214 ГК РФ). Собственник, передавая часть своего имущества (или разрешая его использование) другому лицу в оперативное управление, хозяйственное ведение либо иное вещное право, сохраняет за собой право собственности на это имущество.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором (ст. 210 ГК РФ).
Образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 25 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
Из представленной лицензии № 7033-л от 06.09.2012 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Мариинская средняя образовательная школа № 16 (МБОУ Мариинская СОШ № 16) имеет право на осуществление общеобразовательной деятельности по указанной в приложении к лицензии общеобразовательным программам: начальное образование, основное общее образование, среднее общее образование, дополнительное образование детей и взрослых.
Из представленного свидетельства серии 24 № МБОУ Мариинская СОШ № 16 поставлено на учет в налоговом органе 29.11.2012 г.
Согласно п. 1.1 Устава МБОУ Мариинская СОШ № 16 является муниципальной гражданской некоммерческой организацией, созданной МО Курагинский район.
Согласно п. 1.11 Устава учредителем Учреждения и собственником имущества является муниципальное образование Курагинский район.
Согласно п. 1.18. Устава учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, закрепленное на праве оперативного управления, может иметь самостоятельный баланс, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, может быть истцом и ответчиком в судах.
Из материалов дела усматривается, что МБОУ Мариинская СОШ № 16 является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, его учредителем и собственником имущества является администрация Курагинского района, функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образования администрации Курагинского района. Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется, в том числе, за счет средств бюджета Курагинского района.
В этой связи обязанность по несению бремени содержания имущества учреждения, находящегося в государственной собственности, и переданного ему в оперативное управление, должна быть возложена не только на образовательное учреждение, но и, в том числе, на Управление образования администрации Курагинского района как на субъекта, которому собственник объекта социальной инфраструктуры передал функции и полномочия учредителя по управлению учреждением и финансовому обеспечению его деятельности. Исполнение указанной обязанности Управления не ставится в зависимость от реализации полномочий собственника по предоставлению объекта недвижимости в титульное владение учреждения.
При проведении плановой выездной проверки МБОУ Мариинская СОШ № 16 на основании распоряжения № 8970 от 22.11.2019 заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Минусинске проводились лабораторные измерения физических факторов неионизирующей природы.
Согласно протоколу об административном правонарушении № 35036 от 27.12.2019 года по результатам проведения плановой выездной проверки МБОУ Мариинская СОШ № 16 были выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия условий отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, а так же эксплуатации зданий.
16.01.2020 главным государственным санитарным врачом по г. Минусинску, Минусинскому, Ермаковскому, Идринскому, Каратузскому, Краснотуранскому, Курагинскому и Шушенскому районам Малегиной Т.И. вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 668, в соответствии с которым МБОУ Мариинская СОШ № 16 было признано виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст. 6.7 КоАП РФ и ему было назначено административное наказание в виде штрафа.
20.12.2019 главным государственным санитарным врачом по г. Минусинску, Минусинскому, Ермаковскому, Идринскому, Каратузскому, Краснотуранскому, Курагинскому и Шушенскому районам Малегиной Т.И. было выдано предписание об устранении выявленных нарушений № 34184 со сроком исполнения до 01.08.2021г.
Согласно решения начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Минусинске-главного государственного санитарного врача по г. Минусинску, Минусинскому, Ермаковскому, Идринскому, Каратузскому, Краснотуранскому, Курагинскому и Шушенскому районам Малегиной Т.И. от 11.08.2021 года № 358 о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица МБОУ Мариинская СОШ № 16 в связи с истечением срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа по устранению выявленных нарушений № 34184 от 20.12.2019года срок исполнения истек- 02.08.2021 г.
Из акта выездной внеплановой проверки от 27.08.2021 проведенной в соответствии с решением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Минусинске-главного государственного санитарного врача по г. Минусинску, Минусинскому, Ермаковскому, Идринскому, Каратузскому, Краснотуранскому, Курагинскому и Шушенскому районам Малегиной Т.И. № 358 от 11.08.2021 следует, что МБОУ Мариинская СОШ № 16 не устранены следующие пункты предписания № 34184 от 20.12.2019 года, а именно: Пункт 1. Нарушение, выразившееся в несоответствии освещенности в учебных кабинетах № 1-01, № 1-02, № 2-08 с предоставлением протоколов инструментальных измерений. Юридическим лицом не представлены протоколы инструментальных измерений, таким образом, не представляется возможным оценить соответствие освещенности в указанных учебных кабинетах, что является нарушением п. 82 таблица 5.25 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» взамен п. 7.2.1., 7.2.4. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», п. 3.3.1 (табл.2) СанПиН 2.2.1./2.1.1.1278- 03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» и может привести к возникновению заболеваний органов зрения у детей и персонала учреждения. Пункт 2. Нарушения, выразившиеся в отсутствии кабин с дверями в туалетах для мальчиков и девочек и сидений, изготовленных из материалов, допускающих их обработку моющими и дезинфицирующими средствами, наличии санитарно-технического оборудования со сколами. Нарушение не устранено: в туалетах для мальчиков и девочек не оборудованы кабины с дверями, унитазы не обеспечены сиденьями, изготовленными из материалов допускающих их обработку моющими и дезинфицирующими средствами, а также не произведена замена санитарно-технического оборудования со сколами, что является нарушением п. 4.2.4.11 СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» взамен п. 4.25. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», что может привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний. Пункт 3. Нарушение, выразившееся в наличии негладких потолков и стен в коридорах, учебных помещениях и кабинетах, обеденном зале, с трещинами и дефектами, выполненными материалами, не допускающими их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Нарушение не устранены: потолки и стены в коридорах, учебных помещениях и кабинетах, обеденном зале, спортивном зале окрашены водоэмульсионной краской, что не допускает их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств, в спортивном зале потолки: стены не гладкие, имеются щели и дефекты, что является нарушением п. 2.5.3. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» взамен п. 4.28. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», что может привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний. Пункт 4. Нарушения, выразившиеся в наличии полов в коридорах I и II этажей, спортивном зале, в библиотеке, в учебном кабинете № 2-08 (по техническому паспорту № 9), в лаборантской кабинета биологии (по техническому паспорту № 11), в учебном кабинете № 2-06 (по техническому паспорту № 11), в учебном кабинете № 2-01 (по техническому паспорту № 15), в кабинете технологии (по техническому паспорту № 32), в лабораторной при кабинете технологии (по техническому паспорту № 31), в обеденном зале с щелями и механическими повреждениями; в учебном кабинете № 2-09 (по техническому паспорту № 8, в лаборантской кабинета химии (по техническому паспорту № 9 б), в учебном кабинете № 2-07 (по техническому паспорту № 10), в учебном кабинете № 2-04 (по техническому паспорту № 17) полы с дефектами и механическими повреждениями. Нарушения не устранены, ремонт полов не проводился, проведено окрашивание полов, щели и дефекты не устранены, что является нарушением п.2.5.2. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» взамен п. 4.29 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», что может привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний. Пункт 5. Нарушения, выразившиеся в отсутствии окон в спортивном зале. Нарушение не устранено. В спортивном зале не оборудованы окна с открывающимися фрамугами, что является нарушением п. 2.8.2, п. 2.11.2. СП СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» взамен п. 6.7, п. 6.8. п. 7.1.1, п. 7.1.2. СанПиН 2.4.2.2821-10«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Таким образом. Не обеспечено естественное освещение помещения. Занятия по физической культуре проводятся без проветривания зала во время уроков, что может приводить к нарушению температурновлажностного режима, скоплению микроорганизмов и развитию инфекционных заболеваний, снижению физической активности и умственной работоспособности обучающихся, снижению иммунитета. Пункт 6. Нарушения, выразившиеся в наличии нефункционирующих фрамуг и форточек на окнах в учебных кабинетах и помещениях, коридорах. Данное нарушение устранено частично, проведена замена 28 оконных блоков. Фрамуги частично запенены, заклеены и не функционируют на окнах в коридорах I и II этажей, в актовом зале, в учебных кабинетах № 2-02 (по техническому паспорту № 14), № 2-03 (по техническому паспорту № 13, № 2-04 (по техническому паспорту № 17), № 2-06 (по техническому паспорту № 11), № 2-07 (по техническому паспорту № 10, № 2-08 (по техническому паспорту № 9). Что является нарушением п. 2.7.2. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» взамен п. 6.8, п. 7.1.9. СанПиН 2.4.2.2821-10«Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», что может привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний, снижению физической активности и умственной работоспособности обучающихся, снижению иммунитета. Пункт 7. Нарушения, выразившиеся в отсутствии остекления окон из цельного стеклополотна в коридорах, учебных кабинетах и помещениях, актовом и обеденном залах. Нарушение устранено частично. Проведена замена 28 оконных блоков с остеклением из цельного стеклополотна. Не устранено нарушение в следующих кабинетах и помещениях: в коридоре на I этаже, оборудовано 9 окон, 13 стеклополотен не цельные; в коридоре на II этаже оборудовано 11 окон, 13 стеклополотен не цельные, в актовом зале оборудовано 3 окна, 1 стеклополотно не цельное; в учебном кабинете № 2-02 (по техническому паспорту № 14) оборудовано 3 окна, 1 стеклополотно не цельное; в учебном кабинете № 2-03 (по техническому паспорту № 13) оборудовано 3 окна, 1 стеклополотно не цельное; в учебном кабинете № 2-04 по техническому паспорту № 17) оборудовано 3 окна, 1 стеклополотно не цельное, в учебном кабинете № 2- 06 (по техническому паспорту № 11) оборудовано 3 окна, 3 стеклополотна не цельные, что является нарушением п. 2.8.3. СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Взамен п. 6.10 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», что может привести к травматизму обучающихся и персонала. Пункт 9. Нарушения, выразившиеся в несоответствии относительной влажности воздуха в учебном кабинете № 1-01 с предоставлением протокола измерений физических факторов. Юридическим лицом не представлен протокол инструментальных измерений физических факторов, таким образом не представляется возможным оценить соответствие относительной влажности воздуха в учебном кабинете № 1-01 (по техническому паспорту № 1), что является нарушением п. 93 таблица 5.34 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» взамен п. 6.4 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», что может привести к возникновению инфекционных заболеваний. Пункт 10. Нарушения, выразившиеся в отсутствии на пищеблоке общеобразовательного учреждения моечных ванн для обработки рыбы и птицы и наличии для обработки овощей и фруктов бытовых умывальных раковин, объемы которых не обеспечивают их качественную обработку. Нарушение не устранено: на участке для обработки сырья оборудована 1 умывальная раковина для мытья овощей и фруктов при норме 2 моечные ванны для обработки рыбы, птицы, мяса оборудована 1 умывальная раковина при норме 2 моечные ванны, что является нарушением СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» таблица 6.18 взамен п. 3.3, п. 4.1. СанПиН 2.4.5.2409-08 «санитарно- эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» и может привести к возникновению и распространению инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений). Пункт 12. Нарушения, выразившиеся в отсутствии стеллажей для хранения пищевых продуктов в складском помещении, конструкция которых позволяет проводить влажную уборку. Нарушение не устранено. Для хранения пищевых продуктов в складском помещении оборудованы стеллажи из дерева, окрашены масляной краской, полки оклеены клеенкой, что является нарушением п. 2.4.6.2. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» взамен п. 4.6 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» и может привести к возникновению и распространению инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний. Пункт 13. Нарушения, выразившиеся в отсутствии моечных ванн для мытья столовой посуды, объемы которых обеспечивают полное ее погружение при замачивании, отсутствии полимерных пробок и гибкого шланга с душевой насадкой для ополаскивания посуды. Нарушение не устранено, что является нарушением п. 195 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» взамен п. 5.7, п. 5.10 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» и может привести к возникновению и распространению инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний. Пункт 15. Нарушения, выразившиеся в отсутствии локальной системы вентиляции над технологическим оборудованием. Нарушение не устранено. Локальная система вентиляции над технологическим оборудованием (электроплиты, электросковорода) не оборудована, что является нарушением п. 2.13. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» взамен п. 3.6. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питании обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».
Как следует из протокола об административном правонарушении № 24774 от 27.08.2021 в отношении МБОУ Мариинская СОШ № 16 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Согласно предписанию № 24770 от 28.08.2021 МБОУ Мариинская СОШ № 16, было выдано предписание об устранении выявленных выездной внеплановой проверкой от 27.08.2021 нарушений со сроком исполнения до 01.08.2022 г.
поскольку ответчик по-прежнему продолжает осуществлять свою деятельность с нарушением требований санитарного законодательства,
На момент предъявления настоящего искового заявления, указанные пункты предписания не исполнены, доказательств устранения выявленных нарушений санитарного законодательства не представлено, тем самым ответчик оказывает негативное воздействие на жизнь и здоровье детей, а также работников образовательного учреждения.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств подтверждающих, что указанные в исковом заявлении требования выполнены в полном объеме, в настоящее время ответчиком суду не представлено.
С учетом установленных по делу обстоятельств, анализа вышеприведенных норм законодательства, суд приходит к выводу о возложении на МБОУ Мариинская СОШ № 16 обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. На муниципальное образование Курагинский район как собственника имущества и Управление образования администрации Курагинского района, как представителя собственника указанного учреждения возложить обязанность осуществить финансирование требуемых работ.
Обсуждая срок исполнения решения, суд считает его разумным.
Таким образом, суд исходит из необходимости обеспечения безопасности детей и работников, находящихся в учреждении, путем принятия мер, направленных на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Марининская СОШ № 16, расположенное по адресу: <адрес>, пер. Школьный, 2, в срок до 01.08.2022 года:
- обеспечить в учебных кабинетах № 1-01, № 1-02, № 2-08 нормируемые уровни освещенности в соответствии с гигиеническими нормативами; представить протоколы инструментальных измерений, выполненные аккредитованной в установленном порядке лабораторией;
- обеспечить наличие кабин с дверями в туалетах для мальчиков и девочек; сидений унитазов, изготовленных из материалов, допускающих их обработку моющими и дезинфицирующими средствами; обеспечить наличие цельного санитарнотехнического оборудования;
- обеспечить выполнение потолков и стен в коридорах, учебных помещениях и кабинетах, обеденном зале учреждения материалами, допускающими их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств, в спортивном зале учреждения обеспечить наличие гладких потолков и стен без дефектов и щелей, выполненных материалами, допускающими их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств;
- оборудовать гладкое напольное покрытие без щелей, механических повреждений и дефектов в: коридорах I и II этажей, в спортивном зале, в библиотеке, в учебном кабинете № 2-08 (по техническому паспорту №9), в лаборантской кабинета биологии (по техническому паспорту № 9а), в учебном кабинете № 2-06 (по техническому паспорту № 11), в учебном кабинете № 2-01 (по техническому паспорту № 15), в кабинете технологии (по техническому паспорту № 32), в лаборантской при кабинете технологии (по техническому паспорту № 31), в обеденном зале, в учебном кабинете 2-09 (по техническому паспорту № 8), в лаборантской кабинета химии (по техническому паспорту № 96), в учебном кабинете № 2-07 (по техническому паспорту № 10), в учебном кабинете № 2-04 (по техническому паспорту № 17);
- обеспечить наличие окон в спортивном зале учреждения;
- оборудовать окна функционирующими фрамугами и форточками в коридорах I и II этажей, в актовом зале, в учебных кабинетах № 2-02 (по техническому паспорту № 14), № 2-03 (по техническому паспорту № 13), № 2-04 (по техническому паспорту № 17), № 2-06 (по техническому паспорту № 11), № 2-07 (по техническому паспорту № 10), № 2-08 (по техническому паспорту № 9);
- оборудовать окна в коридорах I и II этажей, в актовом зале, в учебных кабинетах № 2-02 (по техническому паспорту № 14), № 2-03 (по техническому паспорту № 13), № 2-04 (по техническому паспорту № 17), № 2-06 (по техническому паспорту № 11) цельными стеклополотнами;
- обеспечить в учебном кабинете № 1-01 нормируемые уровни относительной влажности воздуха в соответствии с гигиеническими нормативами; представить протоколы измерений физических факторов, выполненные аккредитованной в установленном порядке лабораторией;
-оборудовать на пищеблоке общеобразовательного учреждения 2 моечные ванны для обработки рыбы и птицы, 2 моечные ванны для обработки овощей и фруктов;
- оборудовать в складском помещении пищеблока 2 стеллажа для хранения пищевых продуктов, конструкция которых позволяет проводить влажную уборку;
- оборудовать на пищеблоке общеобразовательного учреждения 5 моечных ванн для мытья столовой посуды, объемы которых обеспечивают полное ее погружение при замачивании, одну из моечных ванн оборудовать душевой насадкой с гибким шлангом;
- оборудовать на пищеблоке над технологическим оборудованием (электроплиты, электросковорода) локальные вытяжные системы вентиляции.
Обязать Муниципальное образование «Курагинский район» в лице администрации Курагинского района и Управление образования администрации Курагинского района профинансировать вышеуказанные мероприятия.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Курагинский районный суд.
Председательствующий Романова А.В.
Мотивированное решение изготовлено и подписано 11.05.2022
Судья Романова А.В.